Раздел 4. Функции, назначение журналистского текста. Цели, задачи, средства воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Функции, назначение журналистского текста. Цели, задачи, средства воздействия



4.1. Текст как носитель информации. Природа и сущность информации. Широкая и узкая интерпретация термина информация. Многообразие свойств информации. Атрибутивные свойства: единство материального и социального, дискретность, непрерывность. Прагматические свойства: новизна, ценность, коммуникативность. Динамичные свойства: повторяемость, многократность использования, старение. Виды информации по способу передачи и восприятия (визуальная, аудио- тактильная, эмоциональная и др.). Психофизиологические особенности информационного взаимодействия. Восприятие - процесс переработки информации, содержащейся в журналистском тексте. Виды информации по степени общественной значимости: массовая, социальная, личностная. Журналистский текст как носитель информации. Факт - основа журналистского произведения. Понятие факта. Разновидность фактов (позитивные, негативные, факты, изложенные собеседником). Факты наблюдавшиеся и не наблюдавшиеся. Факты из настоящего, прошлого, из собственной жизни, из жизни других, из жизни коллектива. Понятие мнения. Структура мнения. Пределы рассматриваемого объекта. Объяснения в тексте. Виды объяснения (теоретического плана, практического плана, основанные на знании, основанные на предположении). Понятие гипотезы. Прогнозы и предположения. Заранее разработанные. Конкретные. Развернутые. Спонтанно возникшие. Неконкретные. Неразвернутые. Прогнозы по разрешению проблемы в целом?

4.2. Функции журналистского текста. Эвристическая и познавательная функции текста. Научные, вненаучные и преднаучные формы знания, представленные в журналистском произведении. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности и журналистский текст. Интуитивное и дискурсивное познание. Истина как цель познания. Проблема обоснования знания в журналистском тексте. Герменевтика как способ толкования и объяснения и ее роль в решении проблемы понимания. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Аксиологические функции текста. Идеалы и целевые установки в журналистском произведении. Объективность знания и его практическая значимость. Специфика идеалов в гуманитарном творчестве, в том числе журналистском. Ценностные ориентации журналиста. Многообразие мотивов журналистского творчества. Личностный характер представлений о целях, задачах и продуктах журналистского творчества. Стремление к истине и воплощению общечеловеческих ценностей и профессиональная карьера. Мировоззренческая позиция, концепция познавательного процесса и журналистский текст. Объективные основания многообразия социокультурных оценок журналистики. Онтологические функции текста. Единство мира и его многообразие в журналистском произведении. Главные онтологические категории - бытие, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность в журналистском произведении. Мир вещей и мир идей в журналистском тексте. Пространство и время в журналистском произведении. Динамика, цикличность и линейность, направление времени в журналистском тексте. Самодвижение и движение как результат внешнего воздействия, отраженные в журналистском тексте. Природа, жизнь, человек в журналистском тексте. Отношение к миру, другому, к самому себе в журналистском тексте. Модели социальной реальности в журналистском тексте. Коммуникативная функция текста. Включенность текста в прагматические отношения. Текст как простое и удобное средство общения. Способность текста передавать многообразие нюансов эмоционального, психического, эстетического свойства. Удобность, доступность для восприятия, конкретность, эстетичность журналистского текста. Кодирование текста журналистом и декодирование потребителем текста. Семантическая функция журналистского текста. Смысловая структура текстов массовой коммуникации. Продуманность, соотношение содержательных частей. Основные элементы общего содержания. Тема и признаки. Констатирующие тезисы, аналитическая оценка. Второстепенные элементы общего содержания (иллюстрации к тезисам). Логические схемы описательного, обобщающего, событийного типов. Выдвижение тезисов, аргументация. Культурологические элементы текста. Включенность событий и фактов в контекст прошлого опыта. Единицы фактологического ряда в журналистском произведении. Идеолого-этическая направленность журналистского текста. Надтекст, подтекст и контекст.

4.3. Текст как носитель синтаксических отношений. Черты функциональных стилей русского языка в текстах СМИ. Элементы стандарта и элементы экспрессии в текстах. Отличие публицистических, художественных и научных текстов. Зависимость синтаксического своеобразия от характера организации, правил использования выразительных средств. Функционально-смысловые типы речи в журналистских произведениях, выполненных в разных жанрах (рассуждение, описание, повествование). Стилистическое единство элементов (рубрики, заголовки, письменный текст) на лексико-семантическом и синтаксическом уровне. Композиция, жесткая логическая структура (ввод в проблему, постановка проблемы, рассмотрение аргументов, постановка вопроса в практической плоскости).

4.4. Влияние типоформирующих характеристик издания на журналистский текст. Маркировка издания. Девиз. Учредитель. Качественно-количественные характеристики издания. Категория читателей. Содержание. Периодичность. Формат издания. Тираж. Масштаб описания. Преимущественные источники информации. Оперативность подачи материала. Размер публикации. Композиция. Доступность изложения. Достоверность фактов. Форма и стиль общения с читателем. Социально-профессиональный статус аудитории. Сфера деловой активности (бизнесмены, политики и т. д.), принадлежность к политическим и общественным организациям, принадлежность к государственно-административному управлению; территориальные общности, возраст, пол.

Раздел 5. Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий

5.1. Начальные стадии создания журналистского произведения. Зарождение замысла как исходный момент журналистского творчества. Формирование и разработка замысла как проблемной ситуации. Предметное основание проблемы (общественные и идеологические противоречия). Постановка проблемы и анализ проблемной жизненной ситуации: выявление ее сущностных свойств. Осмысление проблемы. Способы решения проблемы: от простого к сложному, от непознанного к познанному. Рождение журналистской темы. Функциональная заданность темы. Конкретизация и детализация темы. Рождение идеи. Состоятельность авторской идеи. Претворение идеи в содержательную структуру произведения. Авторская интерпретация идеи.

5.2. Факт как основа журналистского произведения. Назначение факта в журналистском произведении. Типы фактов. Соотношение обыденных, эмпирических и теоретических фактов в журналистском произведении. Принципы работы с фактическим материалом: систематизация и группировка фактов по специфике отражаемых явлений (по способам фиксирования, по типам описания, по уровню обобщенности). Осмысление факта во взаимосвязи с другими фактами. Соотношение факта и идеи произведения. Авторское мнение. Оценка и интерпретация факта в тексте.

5.3. Особенности логической последовательности в развертывании журналистского материала. Идейно-концептуальная, проблемно-тематическая организация материала. Логика авторских рассуждений(объяснение, разъяснение). Построение системы логических доказательств. Типы аргументов в структуре публицистического произведения: научно-фактические, документально-фактические, ценностные.Использование научных способов аргументации в публицистическом тексте (конкретизирование и абстрагирование, использование гипотез и способов доказательства на основе аналогии и моделирования). Речевое выражение аргументов. Речевые фигуры: логическое умолчание, грамматическое умолчание, логический плеоназм, грамматический плеоназм. Роль фигур в аргументации. Антитеза. Наглядность. Создание эффекта достоверности. Приемы обоснования через «живое созерцание». Прием «коллективного» поиска истины.

5.4. Композиционное построение журналистского произведения. Законы композиции в журналистике. Разновидности композиции. Обусловленность композиционного построения материала целями произведения, социальными задачами, жизненным материалом, творческими склонностями автора. Основные признаки композиции: соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным. Композиционные средства: кольцевая композиция, рефрен, временная диспозиция. Сюжет и композиция. Сюжетный «ход» - фактор выразительности журналистского произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.004 с.)