Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод наблюдения в журналистикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внешние действия, поведение людей более целесообразно изучать с помощью наблюдения. К этому методу предъявляются требования объективности, репрезентативности и достоверности. Выполнение таковых связано со значительными трудностями, особенно в тех случаях, когда речь идет о наблюдении за поведением людей. Эти трудности проистекают из особенностей наблюдения как метода сбора информации. Каким бы оно ни было, оно включает субъективное отношение наблюдателя к объекту наблюдения, при этом срабатывают такие черты личности первого, как его собственный жизненный опыт, привычные, укоренившиеся стереотипы суждений, эмоциональное отношение к объекту и т. п. Еще одна сложность наблюдения - реакция людей, становящихся объектом наблюдения, на присутствие наблюдателя. Специалисты считают, что в качестве самостоятельного метода наблюдение лучше всего применять в случаях, когда не требуется репрезентативность данных и информация не может быть получена никакими иными методами. В зависимости от роли наблюдателя различаются наблюдение невключенное (неучаствующее), когда тот находится вне наблюдаемого объекта, и включенное (участвующее), когда наблюдатель становится в той или иной степени частью объекта. В первом случае наблюдатель не входит в контакт с объектом, не вмешивается в ход событий, не задает вопросов, фиксирует ситуации, поведение со стороны. Считается, что этот вид наблюдения наиболее подходит для описания социальной атмосферы. Включенное же наблюдение гораздо чаще применяется в журналистике в силу самого характера этой деятельности. Журналист довольно часто оказывается естественно включенным в ту ситуацию, которая затем найдет отражение в материале, но иногда он намеренно так делает, причем для полного «внедрения» в изучаемую группу ему порой приходится маскироваться, создавать легенды. Это случаи, когда журналист меняет профессию. Итак, степень включенности наблюдателя в изучаемую группу может быть различной, и в зависимости от этого выделяются по крайней мере четыре типа наблюдения, в которых можно распознать следующие «роли» наблюдателя: 1. «Наблюдатель»: его положение во многом сходно с положением, которое отмечается при невключенном наблюдении. Наблюдаемым, как правило, неизвестны задачи наблюдения, они могут вообще не знать о том, что оно происходит. Наблюдатель не обнаруживает в общении своих целей, а присутствие объясняет каким-либо благовидным предлогом. 2. «Наблюдатель-участник»: наблюдение имеет характер вспомогательного метода в ситуации, участником которой является наблюдатель. Например, наблюдения интервьюера в процессе интервью. 3. «Участник-наблюдатель»: журналист не скрывает своей роли, длительное время контактирует с членами наблюдаемой группы, может входить в ее состав. Для такого типа наблюдения характерно, что члены изучаемой группы первоначально реагируют на ситуацию наблюдения довольно активно, но затем адаптируются к ней. Эффект присутствия наблюдателя, его возмущающее влияние, особенно если наблюдение продолжается достаточно длительное время, а наблюдатель сумел органично вписаться в группу, значительно снижается. 4. «Участник»: ситуация полного включенного наблюдения. Наблюдатель, как правило, скрывает свои истинные цели, маскируется под члена изучаемой группы. В таком случае отсутствует реакция на наблюдателя и может быть получен уникальный материал. Однако психологи подметили одну закономерность, свойственную данному типу наблюдения. Наблюдатель, «вжившийся» в группу, как бы забывает о своей роли стороннего, теряет способность судить объективно, начинает реагировать как член группы. Этот метод называют еще «Почувствуй на себе». Он вновь приобретает популярность. Журналистка Л. Васильева только за год опубликовала более 200 ярких публикаций, написанных на основе включенного наблюдения (ездила «челноком» в Китай, рыбачила с женской рыболовной бригадой, работала продавцом и т. д.)
Задания 1.Подумайте над вопросами: · Какие трудности могут возникнуть при наблюдении? Всегда ли этично наблюдение? Какие ограничения имеет этот метод? · Чем отличается журналистское профессиональное наблюдение от обычного свидетельства очевидца? 2. Составьте план наблюдения (вид наблюдения - по выбору). Выбрав любой вид наблюдения, соберите информацию для будущего текста. Проанализируйте свои впечатления и поведение людей.
Домашнее задание
1. Напишите на основе наблюдений за объектом «ролевой репортаж» с использованием включенного наблюдения («метода маски»). Примерьте на себя «чужую" профессию. Попробуйте поработать грузчиком в магазине, разносчиком кофе на улице во время проведения рекламной кампании, зазывалой в какое-то заведение, стендистом на выставке, мойщиком окон и т. д. Попробуйте проникнуть в незнакомую вам среду и подсмотреть проблему изнутри. Помните, однако: любая авантюра должна быть оправдана гуманитарной целью - увидеть проблему, попытаться найти ее решение. 2. Используя метод «Меняю профессию», напишите репортаж для молодежной газеты (150-200 строк). Предварительно наметьте объект, составьте небольшой план, изложите в нем суть эксперимента, задачи, гипотезу, место, сроки проведения эксперимента. Напишите отчет о проделанной работе. Напишите журналистское произведение по итогам эксперимента в любом жанре.
Организационно-правовые аспекты творческой деятельности журналиста В законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» дано определение журналиста как лица, которое занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанного с ней трудовыми отношениями или иными договорными отношениями либо занимающегося такой деятельностью по ее уполномочию. Тем самым законодателем дается правовая основа понятия журналистского творчества как профессиональной деятельности. Ее профессиональность обнаруживается прежде всего при анализе следующего пункта - «сбор сообщений и материалов для редакции СМИ». Профессиональная деятельность журналиста очерчена рамками тех прав, которые ему предоставляются, а также обязанностей, которые на него возлагаются. Среди первых особую роль играет право получать доступ к документам и материалам, быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего убеждениям журналиста. Журналисту чрезвычайно важно точно выдерживать возложенные на него обязанности, и прежде всего такие, как:
Эти обязанности составляют основу юридической ответственности журналиста. Наиболее принципиальные требования к профессиональному журналистскому сообществу отражает целый ряд категорий - профессиональный долг, ответственность, совесть, честь и достоинство. Нарушение журналистом в процессе своей профессиональной деятельности прав и обязанностей ведет к злоупотреблению ими и, как следствие, возложению на него ответственности за это. Не допускается использовать права, предоставляемые журналисту, для сокрытия или фальсификации сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с политическими убеждениями.
Задания
1.Проанализируйте для уяснения практики профессиональной журналистской деятельности статьи 4, 47, 49, 50, 51, 56-62 Закона о средствах массовой информации; статьи 130,131, 140 Уголовного кодекса РСФСР; статью 7 Гражданского кодекса РСФСР; статьи 171-1, 171-2, 171-3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. 2. Ответьте на следующие вопросы: · Что такое коммерческая и служебная тайна и кто несет ответственность за их разглашение, в соответствии с какой статьей ГК РФ? · Какая ответственность предусмотрена за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов? · Нужно ли особое удостоверение или аккредитация журналиста в суде? · Могут ли закрыть газету за разглашение государственной тайны? · Какие тайны, кроме государственной, вам известны? · Что может быть предметом личной и семейной тайны, которую нельзя разглашать журналистам? · Каковы механизмы внесудебного регулирования прессы?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.008 с.) |