Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественно-публицистические жанры. Общая характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В художественно-публицистических жанрах отражается социальный характер тематики. В них присутствует комбинация фактов и событий, отраженных в образной форме. Художественно-публицистические жанры представляют собой синтез науки и искусства, литературы и социологии. Преимущественная сфера отражения в художественно-публицистических жанрах - это социальные, духовные, нравственные коллизии личности. Тексты в СМИ имеют свою стилевую особенность. Она определяется такими внеязыковыми факторами, как актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания. Публицистический стиль характеризуется единством двух функций - информационной и воздействующей. Информационная определяет следующие качества текста: документальность, официальность, объективность. Воздействующая связана с формированием оценочности, императивности, выразительности, эмоциональности, полемичности. Взаимодействие этих двух функций обусловило определяющий стилеобразующий принцип публицистической речи: чередование стандартных и экспрессивных единиц языка. Публицистический жанр предполагает не только констатирующую речь, но и выражение отношения к сообщаемому. Публицистический текст направлен на воздействие, на убеждение. Он вовлекает систему доказательств: выдвижение тезисов и аргументацию. Это сближает его с научными текстами. Публицистика - особый тип творческой деятельности, принципиально не замкнутый в профессиональные рамки. Смысл ее в том, что она позволяет любому члену общества, способному владеть словом, осуществлять свою гражданскую миссию посредством публицистического выражения собственного мнения на основании собственного опыта - гражданского ли, профессионального ли.[37] В публицистическом тексте используются приемы выразительного письма, что сближает его с художественной речью. В художественной литературе образные средства формируют наглядность высказывания и оказывают воздействие на эстетическое, чувственное восприятие сообщения. В публицистике они подчеркивают авторскую мысль, способствуя не столько эмоционально-образному, сколько рационально-логическому восприятию информации. Популярными сегодня стали инвективы - такой способ осуществления вербальной агрессии, который воспринимается в данной семиотической группе как резкий или табуированный. На практике любое экспрессивное слово и выражение может быть расценено как сознательная инвектива. Инвектива популярна, во-первых, потому, что слова и выражения, связанные с привычными контекстами, оценками перешли в нетипичные для них условия общения: часто оратор, желающий оживить свою речь, сделать ее менее официальной и более разговорной, неформальной, теряет границу допустимого и недопустимого. Во-вторых, потому, что вместе с гласностью оказались сняты запреты на целые пласты публикаций. А это повлекло за собой и соответствующую лексику.
Задание
Изложите свою точку зрения на актуальный факт, событие политической или культурной жизни. Выберете предмет для обсуждения, четко сформулируйте свое отношение к нему, постарайтесь привести логичные доводы.
Домашнее задание
Найдите в федеральных газетах и журналах публицистические материалы. Опишите, какими художественно-выразительными средствами пользовались авторы, воссоздавая пейзаж, портрет и интерьер.
Зарисовка, очерк, эссе
Зарисовка отображает главным образом внешние стороны описываемых событий или явлений (поэтому жанр и получил название «зарисовка», т. е. набросок, предисловие к настоящей полной «картине» события). В ней важны живость, эмоциональная насыщенность описания. Внимание автора концентрируется не столько на установлении фактов, их взаимосвязей, сколько на изложении деталей этих фактов и эмоций по их поводу. Создание зарисовки обычно не требует от автора особой компетентности в каком-то вопросе, заинтересовавшем его. Тематическое содержание зарисовок, как правило, во многом зависит от направленности изданий, информационных ожиданий их аудиторий. В текстах данного жанра речь идет о событиях, ситуациях, процессах, достаточно локальных. Наглядность отображения «регулируется» в первую очередь стремлением автора как можно полнее выразить свои личные переживания по поводу происходящего. Поэтому в ней могут детализироваться даже второстепенные факты. Выбрав тему, предмет, цель выступления, автор будущей зари совки приступает к поиску информации, которую можно использовать для создания текста. Лучше всего начинать с того источника, в котором содержится самая близкая к теме и предмету авторского интереса информация. В отличие от зарисовки очерк включает конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогами, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Характерная особенность очерка - образное отражение фрагментов жизни героев. Соблюдается публицистическая тональность в изложении явлений и ситуаций. Нередки в очерке обобщающие, собирательные образы. К специфическим особенностям очерковых произведений относится не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моделирование, допускающее творческий домысел. Композиция определяется не развитием события, а логикой суждений. Примета очерка - ассоциативность в описании ситуаций, лиц, предметов. Слово «очерк» происходит от глагола чертить, очерчивать, т. е. рисовать контуры. Существует много разновидностей очерка. Среди них физиологический или этнографический, описывающий быт и нравы людей, их неповторимые признаки и черты. Портретный очерк раскрывает духовный мир человека, его характер, психологические характеристики, привычки, конкретные поступки и их последствия. В нем анализ мотивационной сферы соотносят с идеалами, установками, убеждениями, ценностями, интересами и желаниями личности. В своей совокупности все эти человеческие свойства рассматриваются как мотивационные образования. В портретном очерке важным художественным методом выступает психологизм. В портретном очерке автор фокусирует внимание на самых существенных характеристиках личности, направляя «объектив» так, чтобы наиболее полно и зримо создать образ человека. Это может выразиться и в подробном описании внешности героя, и в изображении его внутреннего мира. В выборе определенного ракурса очеркист свободен. Одна из разновидностей - юбилейный портретный очерк. Поводом для его написания служит празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т. д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь импульсом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист, - духовные искания личности. Познавательную функцию выполняет путевой очерк (публицистические заметки о каком-либо путешествии). Это требует от журналиста постоянных ежедневных записей, наблюдений. В основе очерка - раскрытие диалектики событий, противоречий. Путевой очерк относятся к наиболее ранним формам текстов, публиковавшихся на страницах первых печатных периодических изданий. Они повествуют о дорожных приключениях. Они могут создаваться с самыми разными целями. Так, главным для журналиста может стать рассказ о том, как в разных городах, районах, через которые пролегал его путь, решается какая-то одна проблема (например, как содержатся зоопарки). Возможно поставить перед собой и цель иного плана, например, выявить, какие спортивные развлечения предпочитает население разных стран и регионов. Или вполне вероятен рассказ о памятниках архитектуры. В результате реализации той или иной цели соответственно появляются самые разные по содержанию путевые очерки. Автору приходится отбирать оригинальное, интересное, самое важное в зависимости от замысла, который может возникнуть задолго до творческой поездки. Исходным материалом для замысла могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и новая информация, добытая из СМИ. На замысел должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впечатления. Различают адресные (документальные, публицистические) и безадресные (беллетристические, художественно-публицистические) очерки. Эти виды отличаются друг от друга методами отбора фактов и их изображения, приемами, способами типизации. В документальном очерке автор объективно отражает действительность в формах самой жизни, поднимаясь до больших публицистических обобщений. Среди документальных очерков наиболее популярны судебные, портретные, научно-популярные, бытовые. Когда журналист создает адресный очерк, он добавляет к событийному сюжету портрет, пейзаж, отдельные сцены, детали, описание интерьера. Очерк предполагает экспрессивную лексику, выразительность образов, которая достигается использованием различных языковых тропов - метафор, эпитетов, аллегорий, гротеска и т. д. В документальном очерке формы условности бесконечно многообразны. Они выражаются и в выборе определенного ракурса при изображении человека, и в авторской точке зрения, и в свободе выбора элементов повествования, и в сюжетном построении материала, и в различного рода домыслах и версиях, которые могут быть открыто заявлены автором, и в догадках о мыслях героя, которые строятся не на основе вольных измышлений, а выводятся из каких-то внешних характеристик героя, его поступков, действий, жестов, речи и т. п. Но самая универсальная форма, по мнению теоретиков, — пространственно-временная условность. Е. П. Прохоров говорит о трехмерности этого пространства, где тремя жанровыми осями координат служат «репортажность, очерковость и статейность».[38] К художественным средствам изображения в очерке, как правило, относят пейзажное описание, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет. Все средства в очерковых произведениях применяются не только в качестве украшения или создания своеобразного фона: они выполняют «служебные» функции. Например, пейзаж служит обрисовке жизненной ситуации, постановке социально значимых проблем, передаче читателям определенного настроения и показу внутреннего состояния героя произведения, наконец, композиционным элементом. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач, а также от вида очерка. Художественное в очерке реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена.[39] Специфика очерка - в одновременной индивидуализации и типизации образов, сочетании документализма и художественности; стремлении разглядеть в личности социальный тип, а в конкретном событии - актуальную проблему. Средства создания художественно-публицистических образов практически неисчерпаемы. Очерк допускает определенную степень условности и домысла. Психологизм при этом служит основным методом раскрытия человека во взаимосвязи с другими людьми, ситуациями и обстоятельствами. К жанрам художественной публицистики относится также эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета. Публицистическое эссе переключает внимание с объекта рассуждения на субъект. Стиль эссе - размышление, требующее доверительности интонаций. «Мысли вслух», ритмический рисунок повествования, способы его достижения, иронические или сатирические ноты, образная ткань текста, неожиданные ассоциации делают данный жанр уникальным коммуникативным средством общения с читателем. Эссе поражают своей особенной всеядностью: материал размышлений может быть самым разнообразным (газетная статья, фото в иллюстрированном еженедельнике, фильм, спектакль, выставка), выбор сюжета - сугубо произвольным. Это могут быть как темы дня, так и выход за их рамки, например анализ константных величин культуры. В поле зрения автора эссе попадает, вообще говоря, весь мир, поскольку в человеческом мире практически все социально осмыслено, все значимо, все подвергается критической дешифровке. Ирония превращает эссе в фельетон.[40] Эссеистика проявляет свою специфику прежде всего в том, что, с одной стороны, способствует развитию личностного самосознания читателя, помогая преодолевать стереотипы массового сознания, с другой - требует развития личности самого сочинителя. Эссе - художественно-публицистическое произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора. Внутри эссе происходит напряженная борьба между Словом (как эстетической формой завершения и оформления живого переживания) и самим живым переживанием как проявлением непосредственного акта бытия личности. Отсюда и поиск адекватных форм выражения принципиально невыразимого - чувства через знак, движения через статику, живого через косное, а значит, в эссе проявляется парадоксальность, афористичность и стилистическая специфика. Композиция эссе бывает разной. Иногда простой повод дает мысли автора направление, зацепку, затрагивая душу и разум. При этом наибольшее значение отводится последней фразе: она созревает на протяжении всего произведения, чтобы потом выразиться в одной короткой реплике, цельно и мощно. Есть эссе, которые начинаются с крылатого выражения, парадокса, а затем проверяются на истинность и ложность, или приводится какая-то ситуация, поступок, чтобы сравнить подобные случаи между собой и с имеющимся личным опытом, угадать скрытый смысл. В результате размышления мысль обогащается новым содержанием.[41] Эссе может быть представлено в форме коротких мыслей (без литературной обработки) как результат духовного озарения, тонкого наблюдения и ощущения. Автор не развивает их в конкретные мысли, а собирает в подборки по темам (семья, религия, нравственность). К разновидностям публицистических жанров можно отнести реплику и эпистолярные жанры. Реплика - краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление или событие. Основная задача реплики - высказать собственное мнение и создать настроение. Эпистолярные жанры - письма читателей, которые могут стать впоследствии основой для журналистского произведения. Виды писем - письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-отклик, письмо-вопрос.
Задания
Определите специфику образа и средства его создания в образцах опубликованных очерков, предложенных студентам для анализа. Какие средства типизации использовал автор? Роль детали и портретных характеристик в очерке. Композиция как отражение хода развития событий, а не логики суждения. С помощью каких выразительных средств достигается языковая экспрессия?
Домашнее задание
1. Подготовьте очерковую зарисовку для обсуждения в группе (объем 3-4 страницы). 2. Напишите три портретные зарисовки с натуры (опишите людей с оригинальной внешностью или отличающихся нестандартным поведением). Понаблюдайте (в разное время суток) за происходящими событиями (например, за жизнью у станции метро, у входа в школу, в магазин «Копейка» и дорогой бутик) или определенным объектом. Обратите внимание на работу киоскера, продавца, разносчика листовок и рекламной продукции и т. д. Если удастся, возьмите короткое интервью. Подготовьте материалы к написанию репортажа или «физиологического» очерка, воссоздайте «картинку» наблюдаемого фрагмента действительности. Включите в текст репортажа или очерка взятое блиц-интервью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.008 с.) |