Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика

Поиск

 

В художественно-публицистических жанрах отражается социальный характер тематики. В них присутствует комбинация фактов и событий, отраженных в образной форме. Художественно-публицистические жанры представляют собой синтез науки и искусства, литературы и социологии. Преимущественная сфера отражения в художественно-публицистических жанрах - это социальные, духовные, нравственные коллизии личности.

Тексты в СМИ имеют свою стилевую особенность. Она определяется такими внеязыковыми факторами, как актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания.

Публицистический стиль характеризуется единством двух функций - информационной и воздействующей. Информационная определяет следующие качества текста: документальность, официальность, объективность. Воздействующая связана с формированием оценочности, императивности, выразительности, эмоциональности, полемичности.

Взаимодействие этих двух функций обусловило определяющий стилеобразующий принцип публицистической речи: чередование стандартных и экспрессивных единиц языка. Публицистический жанр предполагает не только констатирующую речь, но и выражение отношения к сообщаемому. Публицистический текст направлен на воздействие, на убеждение. Он вовлекает систему доказательств: выдвижение тезисов и аргументацию. Это сближает его с научными текстами.

Публицистика - особый тип творческой деятельности, принципиально не замкнутый в профессиональные рамки. Смысл ее в том, что она позволяет любому члену общества, способному владеть словом, осуществлять свою гражданскую миссию посредством публицистического выражения собственного мнения на основании собственного опыта - гражданского ли, профессионального ли.[37]

В публицистическом тексте используются приемы выразительного письма, что сближает его с художественной речью. В художественной литературе образные средства формируют наглядность высказывания и оказывают воздействие на эстетическое, чувственное восприятие сообщения. В публицистике они подчеркивают авторскую мысль, способствуя не столько эмоционально-образному, сколько рационально-логическому восприятию информации.

Популярными сегодня стали инвективы - такой способ осуществления вербальной агрессии, который воспринимается в данной семиотической группе как резкий или табуированный. На практике любое экспрессивное слово и выражение может быть расценено как сознательная инвектива.

Инвектива популярна, во-первых, потому, что слова и выражения, связанные с привычными контекстами, оценками перешли в нетипичные для них условия общения: часто оратор, желающий оживить свою речь, сделать ее менее официальной и более разговорной, неформальной, теряет границу допустимого и недопустимого. Во-вторых, потому, что вместе с гласностью оказались сняты запреты на целые пласты публикаций. А это повлекло за собой и соответствующую лексику.

 

Задание

 

Изложите свою точку зрения на актуальный факт, событие политической или культурной жизни. Выберете предмет для обсуждения, четко сформулируйте свое отношение к нему, постарайтесь привести логичные доводы.

 

Домашнее задание

 

Найдите в федеральных газетах и журналах публицистические материалы. Опишите, какими художественно-выразительными средствами пользовались авторы, воссоздавая пейзаж, портрет и интерьер.

 

Зарисовка, очерк, эссе

 

Зарисовка отображает главным образом внешние стороны описываемых событий или явлений (поэтому жанр и получил название «зарисовка», т. е. набросок, предисловие к настоящей полной «картине» события). В ней важны живость, эмоциональная насыщенность описания. Внимание автора концентрируется не столько на установлении фактов, их взаимосвязей, сколько на изложении деталей этих фактов и эмоций по их поводу. Создание зарисовки обычно не требует от автора особой компетентности в каком-то вопросе, заинтересовавшем его.

Тематическое содержание зарисовок, как правило, во многом зависит от направленности изданий, информационных ожиданий их аудиторий. В текстах данного жанра речь идет о событиях, ситуациях, процессах, достаточно локальных. Наглядность отображения «регулируется» в первую очередь стремлением автора как можно полнее выразить свои личные переживания по поводу происходящего. Поэтому в ней могут детализироваться даже второстепенные факты.

Выбрав тему, предмет, цель выступления, автор будущей зари совки приступает к поиску информации, которую можно использовать для создания текста. Лучше всего начинать с того источника, в котором содержится самая близкая к теме и предмету авторского интереса информация.

В отличие от зарисовки очерк включает конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогами, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Характерная особенность очерка - образное отражение фрагментов жизни героев. Соблюдается публицистическая тональность в изложении явлений и ситуаций. Нередки в очерке обобщающие, собирательные образы. К специфическим особенностям очерковых произведений относится не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моделирование, допускающее творческий домысел. Композиция определяется не развитием события, а логикой суждений. Примета очерка - ассоциативность в описании ситуаций, лиц, предметов.

Слово «очерк» происходит от глагола чертить, очерчивать, т. е. рисовать контуры. Существует много разновидностей очерка. Среди них физиологический или этнографический, описывающий быт и нравы людей, их неповторимые признаки и черты.

Портретный очерк раскрывает духовный мир человека, его характер, психологические характеристики, привычки, конкретные поступки и их последствия. В нем анализ мотивационной сферы соотносят с идеалами, установками, убеждениями, ценностями, интересами и желаниями личности. В своей совокупности все эти человеческие свойства рассматриваются как мотивационные образования. В портретном очерке важным художественным методом выступает психологизм. В портретном очерке автор фокусирует внимание на самых существенных характеристиках личности, направляя «объектив» так, чтобы наиболее полно и зримо создать образ человека. Это может выразиться и в подробном описании внешности героя, и в изображении его внутреннего мира. В выборе определенного ракурса очеркист свободен.

Одна из разновидностей - юбилейный портретный очерк. Поводом для его написания служит празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т. д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь импульсом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист, - духовные искания личности.

Познавательную функцию выполняет путевой очерк (публицистические заметки о каком-либо путешествии). Это требует от журналиста постоянных ежедневных записей, наблюдений. В основе очерка - раскрытие диалектики событий, противоречий.

Путевой очерк относятся к наиболее ранним формам текстов, публиковавшихся на страницах первых печатных периодических изданий. Они повествуют о дорожных приключениях. Они могут создаваться с самыми разными целями. Так, главным для журналиста может стать рассказ о том, как в разных городах, районах, через которые пролегал его путь, решается какая-то одна проблема (например, как содержатся зоопарки). Возможно поставить перед собой и цель иного плана, например, выявить, какие спортивные развлечения предпочитает население разных стран и регионов. Или вполне вероятен рассказ о памятниках архитектуры. В результате реализации той или иной цели соответственно появляются самые разные по содержанию путевые очерки.

Автору приходится отбирать оригинальное, интересное, самое важное в зависимости от замысла, который может возникнуть задолго до творческой поездки. Исходным материалом для замысла могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и новая информация, добытая из СМИ. На замысел должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впечатления.

Различают адресные (документальные, публицистические) и безадресные (беллетристические, художественно-публицистические) очерки. Эти виды отличаются друг от друга методами отбора фактов и их изображения, приемами, способами типизации.

В документальном очерке автор объективно отражает действительность в формах самой жизни, поднимаясь до больших публицистических обобщений. Среди документальных очерков наиболее популярны судебные, портретные, научно-популярные, бытовые.

Когда журналист создает адресный очерк, он добавляет к событийному сюжету портрет, пейзаж, отдельные сцены, детали, описание интерьера.

Очерк предполагает экспрессивную лексику, выразительность образов, которая достигается использованием различных языковых тропов - метафор, эпитетов, аллегорий, гротеска и т. д.

В документальном очерке формы условности бесконечно многообразны. Они выражаются и в выборе определенного ракурса при изображении человека, и в авторской точке зрения, и в свободе выбора элементов повествования, и в сюжетном построении материала, и в различного рода домыслах и версиях, которые могут быть открыто заявлены автором, и в догадках о мыслях героя, которые строятся не на основе вольных измышлений, а выводятся из каких-то внешних характеристик героя, его поступков, действий, жестов, речи и т. п. Но самая универсальная форма, по мнению теоретиков, — пространственно-временная условность.

Е. П. Прохоров говорит о трехмерности этого пространства, где тремя жанровыми осями координат служат «репортажность, очерковость и статейность».[38]

К художественным средствам изображения в очерке, как правило, относят пейзажное описание, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет. Все средства в очерковых произведениях применяются не только в качестве украшения или создания своеобразного фона: они выполняют «служебные» функции. Например, пейзаж служит обрисовке жизненной ситуации, постановке социально значимых проблем, передаче читателям определенного настроения и показу внутреннего состояния героя произведения, наконец, композиционным элементом. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач, а также от вида очерка.

Художественное в очерке реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена.[39]

Специфика очерка - в одновременной индивидуализации и типизации образов, сочетании документализма и художественности; стремлении разглядеть в личности социальный тип, а в конкретном событии - актуальную проблему. Средства создания художественно-публицистических образов практически неисчерпаемы. Очерк допускает определенную степень условности и домысла. Психологизм при этом служит основным методом раскрытия человека во взаимосвязи с другими людьми, ситуациями и обстоятельствами.

К жанрам художественной публицистики относится также эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета.

Публицистическое эссе переключает внимание с объекта рассуждения на субъект. Стиль эссе - размышление, требующее доверительности интонаций. «Мысли вслух», ритмический рисунок повествования, способы его достижения, иронические или сатирические ноты, образная ткань текста, неожиданные ассоциации делают данный жанр уникальным коммуникативным средством общения с читателем.

Эссе поражают своей особенной всеядностью: материал размышлений может быть самым разнообразным (газетная статья, фото в иллюстрированном еженедельнике, фильм, спектакль, выставка), выбор сюжета - сугубо произвольным. Это могут быть как темы дня, так и выход за их рамки, например анализ константных величин культуры. В поле зрения автора эссе попадает, вообще говоря, весь мир, поскольку в человеческом мире практически все социально осмыслено, все значимо, все подвергается критической дешифровке.

Ирония превращает эссе в фельетон.[40]

Эссеистика проявляет свою специфику прежде всего в том, что, с одной стороны, способствует развитию личностного самосознания читателя, помогая преодолевать стереотипы массового сознания, с другой - требует развития личности самого сочинителя.

Эссе - художественно-публицистическое произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора. Внутри эссе происходит напряженная борьба между Словом (как эстетической формой завершения и оформления живого переживания) и самим живым переживанием как проявлением непосредственного акта бытия личности. Отсюда и поиск адекватных форм выражения принципиально невыразимого - чувства через знак, движения через статику, живого через косное, а значит, в эссе проявляется парадоксальность, афористичность и стилистическая специфика.

Композиция эссе бывает разной. Иногда простой повод дает мысли автора направление, зацепку, затрагивая душу и разум. При этом наибольшее значение отводится последней фразе: она созревает на протяжении всего произведения, чтобы потом выразиться в одной короткой реплике, цельно и мощно. Есть эссе, которые начинаются с крылатого выражения, парадокса, а затем проверяются на истинность и ложность, или приводится какая-то ситуация, поступок, чтобы сравнить подобные случаи между собой и с имеющимся личным опытом, угадать скрытый смысл. В результате размышления мысль обогащается новым содержанием.[41]

Эссе может быть представлено в форме коротких мыслей (без литературной обработки) как результат духовного озарения, тонкого наблюдения и ощущения. Автор не развивает их в конкретные мысли, а собирает в подборки по темам (семья, религия, нравственность).

К разновидностям публицистических жанров можно отнести реплику и эпистолярные жанры. Реплика - краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление или событие. Основная задача реплики - высказать собственное мнение и создать настроение.

Эпистолярные жанры - письма читателей, которые могут стать впоследствии основой для журналистского произведения. Виды писем - письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-отклик, письмо-вопрос.

 

Задания

 

Определите специфику образа и средства его создания в образцах опубликованных очерков, предложенных студентам для анализа. Какие средства типизации использовал автор? Роль детали и портретных характеристик в очерке. Композиция как отражение хода развития событий, а не логики суждения. С помощью каких выразительных средств достигается языковая экспрессия?

 

Домашнее задание

 

1. Подготовьте очерковую зарисовку для обсуждения в группе (объем 3-4 страницы).

2. Напишите три портретные зарисовки с натуры (опишите людей с оригинальной внешностью или отличающихся нестандартным поведением).

Понаблюдайте (в разное время суток) за происходящими событиями (например, за жизнью у станции метро, у входа в школу, в магазин «Копейка» и дорогой бутик) или определенным объектом. Обратите внимание на работу киоскера, продавца, разносчика листовок и рекламной продукции и т. д. Если удастся, возьмите короткое интервью. Подготовьте материалы к написанию репортажа или «физиологического» очерка, воссоздайте «картинку» наблюдаемого фрагмента действительности. Включите в текст репортажа или очерка взятое блиц-интервью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.008 с.)