Журналистский текст как средство массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистский текст как средство массовой коммуникации



Под текстом вообще понимается объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которых являются связность и цельность.

Любой текст создается конкретным человеком или группой лиц. Тексты по их отношению к авторству определяются как индивидуальные или коллективные.

Коллективные тексты представляют собой монтаж текстов разных авторов.

Обратимся к характеристикам текстов массовой коммуникации. Эти тексты служат главным образом нуждам общественного управления. Функции текстов МК - делать общедоступным самое важное для общества в происходящих событиях.

Текстовой разновидностью МК является журналистский текст, основой которого служит информация о событиях. Факт в отличие от события представляет собой результат вторичной обработки сведений о мире: если события существуют в реальной действительности, то факты существуют в сознании. На основе события можно констатировать несколько фактов. Факт предполагает полную объективность. Однако, как в свое время писал Белинский, нет ничего легче, как оклеветать или превознести что или кого-либо: не нужно выдумывать фактов, стоит только обратить внимание преимущественно на те факты, которые подтверждают заранее составленное мнение, закрывая глаза на те, которые противоречат этому мнению.

Журналистская информация представляет собой социальную информацию, обработанную особым образом с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него. Журналистская информация имеет двойственную природу, С одной стороны, это продукт духовного производства, воздействующий на сознание человека и побуждающий его к определенной деятельности. А с другой стороны, информация - это товар.

Информация есть основная категория текста. В связи с этим выделяют разные по прагматическому назначению ее виды: содержательно-фактуальную, содержательно-подтекстовую и содержательно-концептуальную.

Содержательно-фактуальная информация по своей природе вербальна, эксплицитна. Она сообщает о фактах, событиях, процессах, которые употребляются в их прямых предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за ними социально-обусловленным опытом.

Содержательно-подтекстовая информация представляет собой второй план сообщения, скрытую информацию, поток дополнительных смыслов. Подтекст имплицитен по своей природе, недоступен непосредственному наблюдению, начиная проступать через содержательно-фактуальную информацию лишь при повторном, неоднократном восприятии текста. Тем не менее подтекст - реальность, которая запланирована автором и отсутствие которой не пробуждало бы творчества читателя.

Содержательно-концептуальная информация - категория целостного текста. В художественном произведении она составляет его истинную сущность. Будучи имплицитной, содержательно-концептуальная информация выявляется в результате тщательного, последовательного, сопоставительного анализа содержательно-фактуальной, а на ее основе - содержательно-подтекстовой информации всего произведения.

Журналистский текст как средство коммуникации отвечает тем же параметрам. Участвуя в коммуникативном процессе, он не может существовать изолированно, отвлеченно от своей материальной сущности, скорее наоборот: тесно с ней связан и именно из-за нее становится реальным, осязаемым явлением.

В психолингвистическом аспекте текст может быть представлен как продукт и средство реализации коммуникативной задачи - установить контакт между адресантом (автором) и адресатом (читателями).

У этих двух сторон коммуникации формируются собственные практические установки: у первого - на адекватную передачу информации, у второго — на адекватное ее понимание. «Столкновение этих установок определяет содержательную сторону текста и иерархию тех компонентов, которые составляют эту структуру, делая этот текст инструментом коммуникации».[9]

Приступая к работе, автор представляет, в каком виде будет реализован текст, на какую аудиторию ориентирован, какую роль сыграет в дальнейшей социальной жизни. Это сложная задача, поскольку аудитория не бывает полностью однородной средой. Читатели представляют собой однородную аудиторию только в связи с привязанностью к конкретной газете. Автор начинает видеть своего будущего читателя, стремится подготовить для него текст, занять по отношению к нему позицию максимальной лояльности. Он изначально не вступает с предполагаемой частью аудитории в конфронтацию, а пытается обрести в ее лице надежного единомышленника.

Журналистский текст должен отражать реальное явление, «продлеваться» в будущее, воплощать в завтрашнее реальное действие людей и тем самым формулировать будущее объективное явление. Эффективность журналистского текста напрямую зависит от его включенности в практическую сферу, в контекст развития общественного сознания.

Как видим, текст - это далеко не однородное понятие, а структура, полная противоречий и разночтений. Для создания гармоничного текста важны параметры сообщения: его содержание, структура и стилистика.

Немецкий исследователь периодической печати Г. Рагер, отмечая большую методологическую сложность определения качественных параметров журналистского текста, предложил основными считать следующие его признаки: объективность, форму подачи материала, актуальность, релевантность.

Суть журналистики определяет документальность. Именно документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод об объективности как главной характеристике журналистского текста.

Суть же понятия актуальности выражают злободневность и современность.

Автор воздействует на читателя не произвольно, а учитывая его способность адекватно воспринять предлагаемый текст, понять содержание и, следовательно, сделать правильные выводы. Принимается во внимание и уровень готовности читателя получить информацию именно данного рода.

Релевантность - это соответствие между информационными запросами аудитории и полученным сообщением, соответствие журналистского текста потребностям и интересам аудитории.

Популярность - также важный признак журналистского текста. Журналисты популяризируют информацию, делая ее массовой, доступной.

 

Задания

 

1. В предложенных преподавателем текстах найдите различные типы знаков - иконические, индексальные и символические.

2. В вырезках или ксерокопиях статей в газете найдите и обозначьте денотаты (предметное значение имени) и сигнификаты (абстрактные единицы плана содержания).

 

Методика работы с текстом

 

На этапе работы но созданию текста реализуется представление журналиста о важнейших направлениях органа информации, о своих творческих задачах, анализируется, осмысливается вся совокупность полученных данных, которая вплетается в ткань журналистского произведения.

Всю эту информацию журналисты получают, ежедневно работая с документами, используя интервью, наблюдение, эксперимент (методы сбора информации). Существуют также опосредованные источники информации - пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, специализированные информационные бюллетени; электронные библиотеки, интернет-информация.

Анализируя конкретные журналистские тексты или творчество журналиста, необходимо продемонстрировать понимание методов организации произведений и то, насколько глубоко и полно они используются авторами. Здесь потребуются и конкретные знания об особенностях журналистского произведения как вида духовного творчества, имеющего Семантические связи с действительностью. Эти связи выражаются в понятиях темы, проблематики, идейной оценки.

Тема - предмет описания жизненных явлений, обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения.

Проблематика - идейное осмысление автором тех социальных аспектов, которые он отразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что автор выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемого, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными. Проблематика еще в большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Проблематика может быть нравственной, философской и т. д.

Идейная оценка. Благодаря выражению этой оценки в образах публицистические произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей, на весь их внутренний мир. Выраженное в произведении отношение к жизни (или ее идейно-эмоциональная оценка) всегда зависит от осмысления автором изображаемого и всегда вытекает из его мировоззрения.

Идейно-эмоциональная оценка является самой активной стороной содержания произведения.

Учитывая, что любое произведение духовного творчества имеет культурное и социальное значение, журналистский текст следует рассматривать с точки зрения того, как он включен в прагматические отношения (т. е. как потребитель его использует, какова его реакция на журналистское произведение).

Поскольку журналистское произведение обладает сложной структурой (объединяет в себе упорядоченное множество элементов, будучи носителем синтаксических отношений), то, анализируя его, нужно разобраться в этом, выяснить, какие связи существуют между отдельными компонентами произведения. Осмысляя его, следует различать фактологические, идеолого-этические и культурологические элементы, а также синтаксическое своеобразие журналистского произведения и изучать систему выразительных средств, используемых в нем.

При анализе журналистского текста следует помнить: текст - исходный материал. Подходить к нему необходимо с прагматической стороны, всякий раз решая, что он дает для раскрытия глобальной темы. Часто тема выводит начинающего исследователя на смежные науки (например, «Психологические механизмы аргументации в журналистских текстах», «Менеджмент в коммерческой прессе», «Педагогическая функция журналистики», «Правовые основы функционирования СМИ»).

В общетеоретических работах журналистика рассматривается как реальное явление, грань общественной практики, как особый социальный институт, массово-информационная деятельность, совокупность профессий, система произведений, комплекс каналов передачи массовой информации.[10] Определение специфической сущности журналистики включает понимание ее предмета. В него входят все значимые явления действительности. Как особая форма познания журналистика занята познанием явлений, причин их возникновения.

Чтобы система сбора информации для анализа журналистских произведений или темы, отраженной в них, была более упорядочена, рекомендуется следовать уже отработанным в науке правилам и порядку обработки информации:

1. Концентрация информации. Здесь достигается полная совокупность информации по заданной теме. Только на ее основе можно делать выводы.

2. Фильтрация информации предполагает выделение существенной информации для ее анализа.

3. Классификация существенной информации подразумевает уменьшение подлежащей анализу информации, выбор нужного массива.

4. Ранжирование информации заключается в разработке эффективных технологий. При этом анализ начинается с наиболее ценной.

5. Систематизация классифицированной информации вместо оперирования разрозненными фактами, рассредоточенными в различных источниках информации. На этом этапе нужно оперировать целостной картиной состояния проблемы в целом.

6. Визуализация систематизированной информации способствует доступности всей информации.

7. Введение в компьютер - последний этап сбора информации.

 

Задания

 

1.Найдите три журналистских произведения, в которых есть пейзажные описания. Проанализируйте, насколько уместно включение пейзажа в текст, какую смысловую нагрузку несет пейзаж в тексте.

2. Сделайте по возможности полный анализ текста, где поднимается важная проблема. Ответьте на вопрос: на основе каких источников информации построен текст, достаточно ли этих источников? Насколько убедительны предлагаемые автором аргументы? Каких компонентов недостает в тексте? Как бы вы построили текст, если бы располагали теми фактами? Удачна ли композиция материала и применяемые художественно-выразительные средства? Четко ли видна идея произведения?

 

Литература

Абдрашитов Б. М. Учитесь мыслить нестандартно. М., 1996.

Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.

Алътшулер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1973.

Андропов В. П. Психология профессионального мышления. Саранск, 2000. Дзялогиипский И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.

Интуиция, логика, творчество. М., 1987.

Исследование проблем творчества. Глазов, 2000.

Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

Колосов Г. В. Журналистский творческий процесс (предварительное накопление материала). Воронеж, 1984.

Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.

Лыкова В. А. Заблуждения педагогического мышления. Смоленск, 1999.

Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998.

Мейтув П. Л. Развитие индивидуального творческого мышления. М., 1994.

Основные законы и формы мышления. СПб., 1997.

Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.

Рочев С. С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. Пермь, 1998.

Теория и методология творчества: Библиогр. указатель. М., 1992.

Тиунова И. И. Психологические аспекты работы журналиста. М., 1990.

Художественное творчество и психология. М., 1991.

 

Глава 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.024 с.)