Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа журналиста с документами

Поиск

 

Документы отражают различные проявления общественной жизни и служат ценным источником фактологического материала.

 

Ø Документ (в широком понимании слова) - специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

В зависимости от способа фиксации выделяются прежде всего текстовые и статистические документы.

 

Ø Текстовые документы - законодательные материалы, документы учреждений и организаций, пресса, личные документы и косвенная документация (справочники, художественная литература и т. д.).

 

Важный момент освоения документа - фиксирование данных (профессиональная запись журналиста). При работе с ними студенту полезно выработать навыки аккуратного ведения записи и следовать определенным правилам.

1. В обязательном порядке фиксировать название документа, фамилию, имя, отчество автора (коллектив авторов), дату и место издания документа, используемые страницы.

2. Если документ неопубликованный, в обязательном порядке включать точное и полное его название, дату составления, указать на наличие печатей и подписей, фамилии подписавших лиц, место и номер хранения.

3. Цитаты, взятые из документа, должны быть закавычены и сопровождены указанием страниц.

4. Все комментарии, наблюдения и замечания следует четко отграничить от текста самого документа.

5. Все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена специально проверяются.

Работа над документом требует анализа. Собранную информацию, которая представляет необработанный материал, следует проанализировать, сортируя, отбирая, редактируя и организовывая данные.

Термин «анализ» происходит от греческого слова, означающего «разделение на части, распад или расчленение». Цель анализа состоит в том, чтобы лучше понять проблему. Он предоставляет возможность разбить последнюю на части и сосредоточиться на характеристиках и свойствах каждой из них.

Умение неоднозначно воспринимать окружающее усиливает аналитические способности. Творчество по своей природе, требует неожиданного объяснения обычных явлений, желания увидеть в привычных вещах нечто новое. При оценке вещей или событий с другой точки зрения затрагивается суть творческого воображения.

 

Ø Анализ документов - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников информации. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов.

 

Контент-анализ рассчитан на извлечение информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Например, устойчивые, повторяющиеся в течение достаточно длительных периодов тематические разделы газеты (частота их встречаемости), или размер газетной площади (число строк), или время передач, отводимое для данных тем, отражают в той или иной степени интересы читательской (зрительской) аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.); суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов; мнения, оценки, точки зрения, аргументы и т. п., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и др.).

Документ сопровождается комментарием. Факт, проблема, концепция - важные компоненты логической структуры. Эффективность достигается, если:

  • наблюдается близость (доступность, востребованность) информации к аудитории;
  • повествование строится вокруг жизненных ситуаций;
  • присутствует драматизм события как форма поиска истины.

При работе с документами существуют также различия в методах исследования и расследования.

Исследовать - это:

  • подвергать научному анализу;
  • осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

Расследовать - значит:

· подвергнуть всестороннему изучению, рассмотрению (факты, обстоятельства, дело);

  • раскрыть преступление, осуществить следствие.

Расследование журналистов отличается от расследования правоохранительных органов.

Выдвигается несколько версий происшествия, останавливаются на одной. Если версия доказана - она становится основой обвинительного заключения. Журналист строит вероятностные предположения о причинах и виновниках критической или криминальной ситуации. Его цель - привлечь внимание аудитории.

Журналист анализирует «кричащие» противоречия, опираясь только на проверенные данные, ничего не утверждая окончательно. Можно бросить тень на противника (если это политическая игра). Версия побуждает героя выступить с репликой, опровержением, высветить свою позицию, пролить свет на новые факты. Но часто бывает, что журналист обращается к версии лишь потому, что не располагает полной информацией и некомпетентен.

К итогам журналистского расследования стоит отнести не только сенсационные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Например, журналист пишет о коррупции, а это конфликт человека с законом.[4]

Новизна произведения на этой ступени профессионализма достигается при гармоничном сочетании трех слагаемых:

• новизны предмета творчества;

• новизны условий творчества;

• новизны средств, используемых для осуществления цели.

Благоприятным условием творчества становится особый настрой, направленность ума. Творческий настрой - это склонность устанавливать связи, соотносить, обнаруживать, исследовать, трудиться, познавать. Важно собрать как можно больше информации по теме, разыскать новые сведения. Поиски - предпосылка творческого процесса. Чем больше сведений собрано, тем легче создать новые идеи.

 

Задания

1. Подумайте над вопросами:

  • Каковы основные ступени в развитии профессионализма журналиста?

· На какой ступени профессионализма должен находиться выпускник факультета журналистики и какие задачи ему необходимо решать?

2. Составьте карту идей относительно того, что прибавляет и что отнимает творческие силы.

3. Подумайте над вопросами:

  • Какой смысл заключен в понятии «способ журналистского творчества»?
  • Каковы определяющие особенности процессуальной структуры творческого акта журналиста? В чем различие творческой и нетворческой деятельности?

4. Проанализируйте предложенные преподавателем документы: постановления, акты, распоряжения, справки, заключения, Подумайте, какую значимую информацию можно из них извлечь для аудитории. С помощью каких дополнительных источников можно было бы развить значимую информацию, полученную из документов?

 

Домашнее задание

1. Составьте список 10 любопытных событий, годовщин, интересных дат. Воспользуйтесь справочниками и энциклопедиями, интернет-ресурсами, чтобы расширить свое представление о них; подготовьте на основе перечисленных источников 2-3 занимательных сюжета для семейной или вечерней газеты.

2.Подготовьте собственный текст, тщательно контролируя выполнение всех необходимых задач.

3. Попробуйте попасть на территорию крупного завода (например, с экскурсией), внимательно зафиксируйте то, что видите, постарайтесь заговорить с охранниками, персоналом, с работниками предприятия. Сделайте записи в своем блокноте, фиксируйте

свои наблюдения о людях. Запишите свои ощущения и чувства. Старайтесь фиксировать нюансы - постарайтесь увидеть объекты (здания, постройки, людей) в цвете, звуке, запахах. Напишите зарисовку (120 строк), постарайтесь с помощью деталей сделать ее зримой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.008 с.)