Новостная журналистика и работа репортера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новостная журналистика и работа репортера



 

Директор программы журналистики Университета Джона Гопкинса Эверт Дэвид считает репортерскую работу прежде всего работой для ног. Чтобы представить информацию, нужны факты и детали, с которыми можно работать. Написание новостного произведения делится на несколько этапов:

  • найти идею статьи;
  • собрать факты, излагающие историю;
  • проанализировать эти факты, чтобы они обрели для вас смысл;
  • написать статью, изложив факты в логической последовательности.

Существует несколько способов сделать это. Один из них - оптимальный, когда действует принцип «пять вопросов и еще один», напоминающих журналисту о смысловом содержании любой новостийной статьи: Кто! Что! Где! Когда! Почему! Как! Ответы на эти вопросы служат фундаментом такой статьи независимо от того, пишете ли вы о банкротстве крупного предприятия или о пожаре на рынке за углом.

Принцип «перевернутой пирамиды» предполагает Лид, преамбулу. Главный абзац называется «орешком», потому что доходит до середины ядра, стержня того, о чем идет речь в статье. Нижние уровни пирамиды будут содержать меньшие, менее важные детали - достаточно интересные моменты, которые тем не менее можно опустить, если нужно сократить статью.

Ручейки информационного потока - сообщения телеграфных агентств, пресс-релизы, приглашения, встречи и конференции. Главным критерием информационного сообщения признается значимость факта.

Большинство редакций и отделов новостей разрабатывают собственные правила работы с информационным материалом. Гораздо важнее сообщить о дефиците бюджета, а не о преступлении, о проблемах захоронения ядерных отходов, чем об ограблении магазина. Предпочтительнее поднимать вопросы обеспечения населения, чем очередной раз смаковать кровавые подробности криминальных новостей.

Несколько принципов репортерской работы изложено в книге шведского теоретика в области масс-медиа Фихтелиуса Эрика «Десять заповедей журналистики». Ниже приведены ключевые высказывания автора популярной книги:

«Репортер - не судья, облеченный полномочиями решать, кто виноват, и не пророк, предрекающий простым смертным будущее. Задача журналиста - бросаться на помощь тем, кто взывает о ней.

Задача репортера - увидеть, услышать, ощутить и донести происходящее до своей аудитории. Повествователь должен быть сам увлечен и заинтересован событием, чтобы рассказать о нем занимательно и нескучно. Увлеченность самого журналиста лежит в основе хорошей журналистики. Увлеченность помогает преодолеть препятствия (лень, малодушие, цинизм и др.). Журналист нередко не просто очевидец, но и первооткрыватель новости.

Однако при всей своей увлеченности он должен оставаться объективным; нельзя предлагать исключительно свои решения.

Самое сложное - следовать принципам непредвзятости и деловитости. Смотрите на все глазами читателя, зрителя, слушателя. В реальной жизни провести границу между частным и общественным интересом трудно.

Работа репортера предполагает помимо представления новости умение вводить вспомогательный материал - ссылки, цитаты, сноски, цифры, детали. Ссылки используются для подтверждения точности, обобщают новость (например, когда ссылаются на агентство), ссылки на людей прибавляют заметке «имя». Деталь расширяет новость. При сенсационности и парадоксальности приведенных фактов репортер может указать на спорность трактовки. Есть новости, которые трудно «протащить», если не будет ссылки на первоисточник. Обычно это касается этических проблем.

Репортер при дефиците сведений делает ссылки на то, что информация получена из надежных источников - в кулуарах, «коридорах власти», «кругах, близких к правительству».

Цитаты используются лишь в том случае, когда необходимо мнение эксперта, ответственных лиц, жертв, известных людей. Цитата - «афористическая экспертиза новости». Здесь существенную роль играет подтекст, поскольку разные аудитории воспринимают цитату неодинаково. Высокоинтеллектуальная цитата может вызвать раздражение у среднего читателя. Наоборот, у интеллектуала может вызвать неприятие пошлая цитата. Новость требует яркой цитаты. Но необходимо избегать хлесткости.

В России функционирует «Индепендент Медиа» - крупная издательская компания, которая издает известные газеты и журналы: Moscow Times, The StPetersburg Times, еженедельник «Капитал», Playboy, Harper's Bazaar и др. [29]

Для этих изданий установлены следующие обязательные правила.

В этих изданиях должны присутствовать «захватывающие новости» и представляться широкий спектр мнений. Обязательна ссылка на источник информации. Лучше, если новость сопровождается фотографией, останавливающей взгляд.

На разворотах изданий дается «провокационный анализ». Иногда искусственно создается эмоциональный центр, на полосе помещается карикатура. Обязательно наличие центральной статьи. Слева на развороте размещена передовая (колонка) редактора. Обязательно присутствие сменных рубрик. Полосу могут украсить статьи «независимых» экспертов», редакционные статьи и мнения журналистов других изданий.

Еще одна примета этих изданий - интересные очерки (feature) - социально-культурные новости. «Фичерс» - означает «черточки». В европейских газетах присутствуют полосы приложения, где размещается информация о барах, ресторанах, казино, часах их работы, входной плате.

От репортера обычно требуется не столько стиль, сколько насыщенность материала. Стилевое право обычно принадлежит редактору отдела.

Требования к репортеру:

  • чутье на новость;
  • свой угол зрения;
  • энтузиазм автора идей;
  • сжатость, компактность замысла;
  • коррекция замысла, соотнесение его с выступлениям по теме других СМИ.

Журналист, пишущий для отдела политики и экономики, должен собрать факты и расследовать в порядке убывания их значимости. Каждый абзац носит тезисный характер, материал состоит из законченных отрывков, которые легко тасовать. Редактор делает материал читаемым.

Редактор посылает заметку на copy desk, т. е. нескольким выпускающим редакторам, которые ставят ее в сетку, окончательно редактируют, например «подрезают» хвосты».

Новости готовят в newsroom - большом зале, где одновременно работает много репортеров, которые обмениваются информацией. Источниками таковой для радиостанций, телекомпаний и целого ряда печатных изданий служат ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», Associated Press, CNN, Аль-Джазира и другие мировые агентства. Кроме того, используются новости, которые находятся в свободном доступе на сайтах РИА «Новости». Привлекать русские сайты Интернета опасно, поскольку они отличаются невысокой достоверностью и малой оперативностью. В качестве источника информации выступают также версии российских печатных изданий. Последние удобны для обзоров печати.[30]

Для репортера немаловажно соблюдать журналистскую этику, которая не бывает ситуативной, - следует обязательно придерживаться нескольких нерушимых правил:

  • никогда нельзя преднамеренно публиковать ложную информацию;
  • нельзя брать взятку в обмен на то, чтобы опубликовать или скрыть информацию;
  • нельзя преднамеренно публиковать ложную информацию;
  • неэтично писать о том, в чем заключается конфликт ваших личных или материальных интересов.

Главная ошибка - неправильное написание фамилий, имен. Можно ли в таком случае доверять остальной информации в этой газете?

Цитаты должны отражать именно то, что сказал человек, - его точные слова. Если вы что-то изменяете, нужно убрать кавычки. Если кто-то выразился грамматически неправильно или невразумительно, проверьте сказанное дважды. Нет ничего страшного в том, чтобы позвонить человеку еще раз и уточнить.

 

Задания

 

1. На основе предложенных преподавателем пресс-релизов составьте заметку о предстоящем мероприятии - гастролях звезд, открытии выставки, презентации проекта, выставке, открытии новой линии на заводе (объем 50-80 строк).

2. На основе данных социологических исследований, проведенных для выяснения общественного мнения по важнейшим вопросам, составьте заметку.

 

Домашнее задание

 

1. Попробуйте в разное время суток понаблюдать за определенным объектом, например за жизнью у станции метро (работа киоскеров, уличных торговцев, уборщиков, милиции, поведение пикетчиков, разносчиков листовок и рекламной продукции, бомжей, нищих; поведение людей у ближайших «питательных» и питейных» заведений и т. д.) Подготовьте материалы для написания «физиологического очерка» или репортажа, воссоздайте сюжетно-законченную «картинку» наблюдаемого фрагмента действительности. Включите в текст блиц-интервыо с теми, с кем вы сумели поговорить. Используйте преимущественно два типа речи - описание и повествование. Напишите аналитическую корреспонденцию на тему «Торговля у метро» с использованием рассуждения. Подготовьте три портретные зарисовки с натуры, опишите трех людей, выделяющихся из толпы оригинальной внешностью или нестандартным поведением.

2. В городе, в котором вы живете, произошло обрушение здания. Есть жертвы. Репортеры работают на месте трагедии - расследуют факты, берут интервью у пострадавших. Проведите интервью «с очевидцем», «жертвой», «компетентными лицами» - работниками МЧС, милицией, врачами «скорой помощи». Напишите репортаж с места катастрофы (объем 100-150 строк).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.01 с.)