Особенности аналитических жанров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности аналитических жанров



 

В интерпретирующей журналистике анализ событийной информации распределяется по уровням. Социальные ситуации, проблемы, конфликты в аналитических жанрах изучаются с помощью методов обобщения, анализа, синтеза. Комментарий - основа аналитических жанров, он представляет собой общий композиционный и стилистический метод отражения и отображения действительности. Специфика аналитических жанров - в их нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивании авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем.

Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т. д. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза.

Основное требование к аналитическим жанрам - взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция.

В ходе исследования действительности журналист очень часто ставит перед собой задачу, связанную с определением будущего состояния заинтересовавшего его явления. Это называется прогнозированием. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.

В журналистике формируются прогнозы различных видов:

  • прогноз-обязательство, или прогноз-обещание;
  • прогноз-уверенность, или прогноз-убежденность;
  • прогноз-предубеждение;
  • прогноз-желание;
  • прогноз-напоминание;
  • прогноз-предложение;
  • прогноз-сомнение;
  • прогноз-информация.[35]

Нередко, прогнозируя развитие события, журналист опирается не только на вполне достоверные положения, но и на вероятностные - высказывает предположения (догадки, предварительные соображения).

 

Задания

 

Выявите виды прогнозов в предложенных образцах текстов.

Домашнее задание

 

Составьте колонку полезных советов для читателей вечерней газеты в «сервисную колонку» по определенной тематике:

а) эксплуатация автомобилей;

б) ведение садоводства;

в) домашнее хозяйство;

г) здоровье;

д) благоустройство;

е) путешествие.

Выступите в роли эксперта. Используйте консультации специалистов и метод наблюдения (например, за качеством продуктов в ближайшем универсаме). Дайте несколько советов и предостережений.

 

Корреспонденция

 

Конкретная социально-экономическая ситуация обычно выступает исходной основой данного жанра.

 

Ø Корреспонденция структурно представляет собой анализ фактов, связанных единством темы, и их комментарий. Ее задача - изучение причин и следствий явлений - определяет организационно-практическую направленность жанра.

Адресат корреспонденции характеризуется двуединством - это и личность, и социальный институт. Структура корреспонденции обычно жесткая: постановка проблемы - система доказательств - аргументация. Детали и комментарий (попутный или «скрытый») создают сопоставительный фон.

Корреспонденция сообщает существо и характер происходящего события, которое имеет, как правило, конфликтный характер, дает анализ и обобщение фактов. Журналист аналитически разрабатывает тему, делая это на конкретном материале и в нешироком масштабе. Степень обобщений и выводов шире, чем в информации. Объем газетной корреспонденции около 100 машинописных строк.

Для описания (например, в корреспонденции) того или иного конфликта необходимо знать:

1. Характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики, и т. д.).

2. Предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и, главное, степень полярности их взглядов по системе «хорошо - плохо» и «заслуживает доверия - не заслуживает доверия»).

3. Природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.).

4. Социальную среду, в которой возник конфликт.

5. Заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики).

6. Применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику.

7. Результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, перспективы взаимоотношений участников конфликта).

Существует несколько видов корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Информационная ближе к заметке. Аналитическая обычно включает не одно, а несколько типичных событий, происшедших за определенное время. В постановочной корреспонденции выдвигается на обсуждение общественности важная проблема, выясняются ее истоки, круг лиц, заинтересованных в ее решении, альтернативные пути такового. Данный вид включает суждения нескольких лиц. Корреспонденция-раздумье представляет размышления автора над фактами, содержит комментарии к ним.

Основой корреспонденции служит одна стержневая мысль, одно соотношение - человек и его дело. Анализ ситуации предполагает беседу с людьми - источниками информации, сопоставление их мнений, знакомство с документами, справочной литературой, работу с цифрами и формулирование выводов на основе анализа. Композиция корреспонденции строго продумана.

Рекомендуется внимательно изучить опыт использования данного жанра в современных периодических изданиях, обращая внимание на то, как авторы излагают и анализируют факты, убеждают читателя, какие выразительные средства применяют в процессе решения конкретных творческих задач.

Алгоритм анализа корреспонденции следующий:

  • соотношение информационного, рационального и эмоционального компонентов в данной корреспонденции;
  • учет возрастных, национально-культурных, социальных и других особенностей аудитории при организации корреспонденции;
  • способы воздействия на аудиторию;
  • характеристика звеньев коммуникативной цепи.

 

Задания

 

1. Проанализируйте газетную или журнальную публикацию, выполненную в жанре корреспонденции (по предложению преподавателя).

2. Обсудите процедуру работы над корреспонденцией:

· тему, основные элементы общего содержания будущей корреспонденции, сбор информации, составление списка источников, составление плана, интервью с руководителями предприятия;

· обработку и сопоставление собранной информации, констатирующие тезисы, аналитическую оценку.

Группа обсуждает пути и способы изучения ситуации. Оцениваются факторы, влияющие на ситуацию.

Домашнее задание

 

1. В течение двух недель разрабатывайте объект, изучайте документы, беседуйте с экспертами, специалистами. Составьте корреспонденцию (120 строк). Точно используйте ссылки на источник, позаботьтесь об аргументации.

2. Для нахождения актуальной темы используйте проблемы, которые наиболее часто обсуждают ваши друзья, семья, люди в транспорте (реформа образования, пенсионная реформа и т. д.). Определите 3-4 источника информации по данной проблеме: администрация, очевидцы и участники событий, сотрудники различных ведомств. Опросите их. Опишите трудности, которые вас сопровождали.

3. Напишите аналитическую корреспонденцию о проблемах учреждения культуры (театра, музея, библиотеки, кинотеатра и т. д.), используя метод «Меняю профессию» (тип речи - рассуждение). Предварительно составьте план, изложите в нем суть эксперимента, задачи, гипотезу, место, сроки проведения эксперимента. Сопроводите корреспонденцию отчетом о проделанной работе.

4. Найдите тему для аналитической корреспонденции, поднимите проблемы, которые наиболее часто обсуждают ваши друзья, семья, люди в общественном транспорте. Определите 3-4 источника информации, выберите эксперта к которому можно обратиться за консультацией, посетите муниципальные службы, занятые решением проблемы. Проанализируйте трудности, возникшие при исследовании.

5. Напишите корреспонденцию (120 строк). Используйте ссылки на источник информации, применяйте выверенную систему аргументации.

6. Составьте «сервисную колонку» полезных советов для читателей городской газеты. Подберите полезную информацию по определенной тематике: а) здоровье и досуг, б) дизайн дома, в) домашнее хозяйство, г) сад и огород, д) домашние животные, е) эксплуатация автомобилей, ж) сотовые телефоны и др. Используйте консультации специалистов.

 

Статья

 

Статья - популярный газетный жанр. Использование этой литературной формы требует высокой степени журналистского мастерства. В отличие от корреспонденции, которая рассматривает ситуацию, ограниченную местом и временем, в статье отдельные ситуации представлены как часть более широкого явления. Статье присущи масштабность авторского взгляда, глубина обобщения. Ее задача - проследить связь ситуации с социальными проблемами. В статье задействована вся совокупность фактов. Здесь важна четкость позиции автора и его концепции.

 

Ø Статья – это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях.

 

В качестве «новости» предлагается авторская концепция того, как автор увидел и оценил состояние проблемы. Факты становятся поводом для того, чтобы поставить важную и актуальную общественную проблему и проанализировать тенденции общественного развития.

Статья требует широты охвата действительности, анализа множественности систематизируемых факторов, масштабности обобщений и выводов. Интерпретация фактов базируется на развитости содержания и богатстве выразительных средств.

Существуют такие виды статей:

  • передовая;
  • фоновая;
  • редакционная (вводная);
  • теоретико-популяризаторская;
  • проблемно-постановочная;
  • теоретическая;
  • критическая;
  • публицистический комментарий.

Статьи можно классифицировать и по тематическому признаку - об экономике, политике, этике, международных событиях, искусстве.

Фоновая статья предполагает искренний, доверительный тон. Она построена на монологе. В этом случае от автора требуется четкость формулировок. Обязательное условие - живость языка.

Задача редакционной статьи заключается в том, чтобы не только подчеркнуть насущное, злободневное, но и дать ориентиры в оценке происходящего.

Проблемно-постановочная требует, чтобы была особая система авторской аргументации, были применены логические доказательства, использованы средства убеждения читателя.

Теоретическая статья раскрывает связь теоретических явлений и социальной практики, выдвигает и доказывает их правильность. Здесь важно соотношение логических и эмоциональных приемов убеждения, правильно выбранный тон, продуманное использование полемических приемов, сосредоточенность на центральной идее.

На радио и телевидении распространена такая модификация статьи, как публицистический комментарий на международные, экономические, политические, юридические, финансовые, военные, культурологические, нравственные темы.

Работа над статьей - процесс трудоемкий. За основу берется документ-событие, далее следует выступление публициста, который, опираясь на факты из различных источников, прослеживает историю вопроса, раскрывает их истинный смысл. Например, это может быть комментарий к статистической сводке ЦСУ.

Каждый этап процесса четко планируется: выбор темы, замысел, рабочая гипотеза, сбор необходимого материала, разработка темы, литературная редакция. Главное требование к статье - компетентность ее автора.

Различные жанровые формы предполагают разные масштабы исследования и аргументационного подкрепления выводов. Журналист ищет поводы для комментирования событий и выбирает соответствующий вариант их анализа в колонке - «жесткий», «мягкий» или в форме эссе. Стилистика изложения определяется запросами целевой аудитории. У авторов колонок наличествуют неподражаемый индивидуальный стиль и свои приемы комментирования и общения с аудиторией.

Авторская позиция может быть представлена как версия. Чаще всего для этой цели - истолкования события - используют авторскую колонку.

В последнее время многие отечественные газеты используют именно такую подачу материала. Слово column имеет два значения: газетная колонка - элемент оформления; колонка фельетона, юмора.

Журналист, ведущий рубрику, называется колумнист (conductor columnist). Для него характерен один стиль - «неповторимый» голос. Колонка должна выражать одну точку зрения.

Колумнистика - это раздел публицистики. Известные колумнисты - М. Соколов, В. Панюшкин, Н. Геворкян, И. Петровская и др. А. Минкин, В. Ерошок, А. Боссарт также выступают колумнистами, С. Рассадин печатается под рубрикой-маской «Стародум». Это публицистически острые, полемически точные и корректные заметки. Чтение колонок для читателя - эстетическое удовольствие.

Прежде чем начать работать колумнистом, нужно заработать себе имя. Можно использовать «бабушкин чердак», т. е. коллекционировать слова, фразы, образы, собирать цветы, запахи, звуки, качества. Культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенная шина, перегоревшая лампочка, разорванное кружево, оборванная записка, последний удар судьбы, чувство темноты у человека.[36]

В начале материала излагается предпочтительное мнение или решение проблемы, затем обосновывается идея. Объем колонки - 12 тыс. знаков.

Различают следующие подходы к разработке и написанию статьи.

1. Вариант 1. Первичное, непосредственное знакомство с объектом. Формулирование гипотезы предмета. Формулирование концепции корреспонденции. Вычленение предмета (или аспекта) изучения. Направленное изучение предмета. Концепция.

2. Вариант 2. Исходный импульс. Выбор объекта. Гипотеза темы (предмета отображения). Предварительное ознакомление с объектом. Гипотеза возможных ситуаций. Первичное непосредственное знакомство и направленное изучение предмета. Формулирование концепции.

3. Вариант 3. Первичное непосредственное знакомство и выбор объекта. Формулирование гипотезы темы. Длительное предварительное изучение объекта. Расширенная концепция. Направленное изучение предмета.

Задания

 

Проанализируйте жанровую структуру предложенных в качестве образцов статей, объясните принцип выбора вида статьи в каждом конкретном случае.

 

Домашнее задание

 

1. Подготовьте материалы для написания статьи, в основе которой лежит календарная дата (объем 200 строк). В качестве справочного материала используйте календари, энциклопедии, информацию в Интернете.

2. Предложите несколько идей, подготовьте материал для статьи о каком-либо предстоящем празднике - Дне независимости России, Дне снятия блокады Ленинграда, Дне Победы.

3. Подберите факты, разыщите необычных людей, найдите интересные сюжеты, которые лягут в основу вашей статьи.

4. Подготовьте материалы для проблемной статьи. Составьте список источников информации. Составьте вопросы для чиновников, от которых зависит решение проблемы. Поработайте с архивами газетных и журнальных публикаций по данной тематике и проблематике. Выберите наиболее важный аспект для развертывания темы.

5. Напишите статью для рубрики «Я - молодой», «Выборы», «Культура», «Проблемы большого города» (объем 200 строк).

6. Напишите статью для корпоративного издания. Для начала поговорите с редактором газеты, познакомьтесь с людьми, работающими в фирме, поговорите о проблемах (объем 200 строк).

7. Напишите статью для молодежного издания о проблемах высшего образования (объем 200 строк).

Обозрение

 

Ø Обозрение - аналитический жанр, который знакомит читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц).

 

Обозрение может быть посвящено не только внутренним темам, но и международным.

Главное назначение обозрения как публицистического жанра состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину (панораму) реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития.

Рассмотрение и интерпретация фактов происходит при обозрении элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Событие исследуется для выявления тенденций. Воссоздается панорама происшедших событий. В обозрении фиксируется социальное время. Журналист выполняет сверхзадачу - открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект «наглядности», что помогает читателям увидеть связь фактов и мнений.

В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий, ситуаций, процессов и составляет предмет публицистического обозрения.

Журналист должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями и области политики, экономики, культуры; иметь богатейший фактический материал.

Существует несколько видов обозрения - журнальное, газетное, книжное, кинообозрение, радиообозрение, телеобозрение.

По содержательному признаку обозрение классифицируется на общее и тематическое.

По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение.

В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания; диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов, взятых из объективной действительности.

Ценностное содержание обозрения включает идеологическую оценку, научный и экспертный комментарий.

Наиболее популярен тематический вид обозрения. К нему относят следующие модификации:

  • экономическое обозрение;
  • коммерческое обозрение;
  • научное обозрение;
  • внутреннее обозрение;
  • внешнеполитическое обозрение;
  • международное, иностранное обозрение;
  • кинообозрение;
  • телевизионное обозрение;
  • радиообозрение;
  • книжное обозрение;
  • журнальное обозрение;
  • газетное обозрение;
  • спортивное обозрение;

В особый вид обозрения выделяют обзор писем. Он может быть общим и тематическим.

Выбор требуемого вида зависит от целей и задач.

Выделение видовых признаков обозрений как по содержанию, так и по форме зависит от типа периодического издания (общественно-политического, отраслевого, промышленного, молодежного и т. д.); от масштаба его деятельности (мировой, планетарный, всероссийский, областной, районный), от тех конкретных задач, которые решаются в данном обозрении.

При написании обозрения группируйте социальные факты по их содержанию (социально-экономические, исторические) или по их структуре (сложные и простые) либо по значимости (существенные и несущественные).

 

Задания

 

Напишите в аудитории краткое обозрение по следам значимых событий недели (оперативное комментирование).

 

Домашнее задание

 

1. Напишите тематическое обозрение на любую тему (экономика театральная жизнь, телевидение, мода, спорт и т. д.). Разверните панораму фактов, событий, явлений, раскройте причинно-следственные связи описываемых процессов и явлений. Выступите в роли обозревателя телевизионных программ.

2. Напишите обозрение на любую тему (политика, экономика, театр, спорт и г. д.). Разверните панораму фактов, событий, явлений. Раскройте причинно-следственные связи описываемых событий, процессов, явлений.

3. Выступите в роли обозревателя телевизионных программ. Используйте комическое как форму критики.

 

Обзор печати

 

Ø Обзор печати - жанр, рецензирующий прессу. Его задача - обобщение опыта работы СМИ. Обзоры обычно помещаются на внутренних полосах газеты. Они содержат критические замечания, советы и рекомендации и подразделяются на тематические, общие, информационные.

Ø

Тематические обзоры посвящены одной теме, проблеме. Детально разбирается и оценивается работа газеты по данному направлению, анализируется качество и целенаправленность опубликованных материалов, литературная форма.

Общий обзор рецензирует газету в целом: анализируются жанры, тематическое разнообразие, литературный уровень материалов.

Информационный обзор излагает содержание напечатанных в том или ином конкретном номере различных изданий материалов. Приводя публикации из различных СМИ, автор пытается с их помощью представить аудитории полную картину события, познакомить с оценками, позициями, занятыми разными газетами по отношению к одному и тому же событию.

 

Задания

 

Проанализируйте образцы различных видов обзоров, определите вид интерпретации фактов, характер их группировки, литературное мастерство автора.

 

Домашнее задание

 

1. Подготовьте один из видов обзора. Объем - 3 печатные страницы. В одной из общероссийских газет («Известия», «Труд», «Коммерсантъ» и др.) найдите рубрику, где публикуют письма читателей (это могут быть высказывания, пришедшие в редакцию по электронной почте); выберите наиболее часто обсуждаемые проблемы, сделайте тематический обзор по письмам.

2. Подготовьте обзор сайта www.inopressa.ru.

3. Сделайте обзор рубрики в одной из общероссийских газет («Известия», «Труд», «Коммерсанта», «АиФ» и др.), где публикуют письма читателей. Отберите наиболее обсуждаемые проблемы, сделайте тематический обзор писем.

4. Ознакомьтесь с подшивкой общероссийской или региональной газеты за месяц. Сделайте критический обзор контента. Предложите конструктивное решение по улучшению качества газеты.

5. Попробуйте от имени редактора отдела или главного редактора издания ответить на критичное письмо читателя.

 

Рецензия

 

Ø Рецензия - это оценка научного, художественного или общественно-политического произведения.

 

В этом жанре информативность сочетается с глубиной рассмотрения проблем. Выбор предмета оценки зависит от важности культурного или научного события, личных пристрастий рецензента. В рецензии ярко выражено личностное начало. Читателю должна быть понятна логика авторского замысла, критерии оценки. Система доказательств диктует сюжетно-композиционное построение конкретной рецензии.

 

Задания

 

В предложенных образцах рецензий выделите композиционные элементы, ответьте на вопрос, как композиция согласуется с общей логикой изложения материала.

 

Домашнее задание

 

1. Напишите краткую аннотацию на книжную новинку (50 строк).

2. Напишите рецензию на выбранную книгу, подготовьте ее далее для городской газеты (объем -100 строк).

3. Напишите рецензию на просмотренную художественную выставку (театральный спектакль, художественный или документальный кинофильм - по выбору).

4. Напишите аннотацию на видеофильм, документальный фильм, мюзикл (объем - 50 строк).

5. Напишите рецензию для массового издания на художественный фильм или книгу (объем - 100 строк).

6. Напишите кино- или литературную рецензию для специализированного издания.

7. Напишите рецензию на фотовыставку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.078 с.)