Жанровые модификации незаконченных произведений Ф.М. Достоевского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровые модификации незаконченных произведений Ф.М. Достоевского



 

Исследователи творчества Ф.М. Достоевского указывают на своеобразие жанровой формы у писателя.

М.М. Бахтин справедливо отмечает, что герой, идея и сам полифонический принцип построения целого не укладываются в жанровые и сюжетно–композиционные формы биографического, социально–психологического, бытового и семейного романа, то есть в те формы, которые господствовали в современной Достоевскому литературе и разрабатывались такими его современниками, как Тургенев, Гончаров, Толстой. По сравнению с ними творчество Достоевского явственно принадлежит к совершенно иному, чуждому им, жанровому типу. Исследователь отмечает близость произведений Ф.М. Достоевского «Менипповой сатире» и всем карнавализованным жанрам: амбивалентная природа, наличие двойников, разговор на пороге, сцена скандалов (см. главу 1 параграф 2 настоящей работы).

Обратимся к особенностям романной формы у Достоевского. Как известно, Ф.М. Достоевский вошёл в русскую литературу как создатель полифонического романа.

Вступая в полемику с М.М. Бахтиным, О.Н. Осмоловский доказывает, что «полифонизм – всего лишь способ более убедительного внушения авторской точки зрения» [Осмоловский, 2001, с. 204]. В противоположность авторитетному ученому, увидевшему в полифонизме уникальное свойство мышления Достоевского, он утверждает, что на самом деле полифонизм «является онтологическим принципом романного мышления».

Отличительную особенность романов Достоевского О.Н. Осмоловский усматривает в диалогичности. В системе поэтики писателя диалоги играют более значительную роль, чем у других его выдающихся современников: особая роль диалогов у Достоевского объясняется «интеллектуальной насыщенностью его романов и их интенсивной драматизацией», диалог же является «одной из важнейших форм развития драматического действия и психологической характеристики персонажей».

Э.М. Жилякова в своей работе «Синтез эпического и драматического начал в творчестве Ф. М. Достоевского» [Жилякова, 1991, с. 182-203] говорит о том, что романы Достоевского – это некий синкретичный жанр, соединяющий в себе особенности эпоса и драмы.

М.П. Алексеев тоже указывал на синкретичность жанра романа Ф.М. Достоевского, устанавливая присутствие драматической стихии в его творчестве [Алексеев, 1921].

В. Иванов говорит о романах Ф.М. Достоевского как об уникальном жанре романа–трагедии. Он отмечал, что роман Достоевского отличается от трагедии только тем, что «вместо немногих простых линий одного действия мы имеем перед собой как бы трагедию потенцированную, внутренне осложненную и умноженную в пределах одного действия: как будто мы смотрим на трагедию в лупу и видим в её молекулярном строении отражение и повторение того же трагического принципа, какому подчинен весь организм» [Иванов, 1911, с. 46-61].

Т.М. Родина в своей работе «Достоевский. Повествование и драма» обращается к проблеме взаимодействия эпического и драматического в произведениях Достоевского, делает обзор исследований этого вопроса [Родина, 1984, с. 59].

Известен факт, что Ф.М. Достоевский от романа к роману шёл к так называемой «гармонии изложения» (термин В.И. Кулешова), стремился привести к полному согласию разноприродные образы и картины. Его мечта – охватить в своих романах жизнь при помощи различных приемов словесного искусства разных народов, эпох, направлений. Для всех великих романов Достоевского характерна одна сквозная идея: отстаивание цельности человека. Эта идея является сквозной и в наследии незаконченных произведений писателя.

В.Н. Захаров концентрирует внимание на том, что характерным явлением в поэтике Достоевского является использовании вставных жанров. Наиболее распространенный вставной жанр Достоевского — рассказ, который входил в жанровую структуру почти всех произведений писателя. Много их в романах «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», в «Записках из Мертвого дома» и «Дневнике писателя». Как правило, они не связаны с фабулами произведений, тем не менее они зачем-то были нужны Достоевскому: среди его героев появляются прирожденные рассказчики, и это было не только проявлением профессионального интереса писателя к непрофессиональной традиции из устного жанра, вызывавшей чувство искреннего восхищения ценителя, знатока, но и решением особых художественных задач, не входивших в компетенцию рассказа как жанра [Захаров, 1985, с. 5 – 60].

Рассмотрим данные положения на примере незаконченных произведений Ф.М. Достоевского. В большинстве замыслов автор уже на этапе формировании идеи обозначает жанр будущего произведения. Опираясь на те жанровые маркеры, которые даны в заголовке самим автором, можно установить, что в незаконченной прозе Ф.М. Достоевского представлены следующие жанровые формы: роман, повесть, рассказ, поэма, драма (комедия, трагедия).

Самая многочисленная группа – романная форма, – представлена такими замыслами, как «Роман о помещике», «Роман о христианине», «Житие великого грешника», «Русский Кандид», «Дети», «Зависть», «Мечтатель», «Юродивый», «Роман о князе и ростовщике», «Идея романа. Романист», «Отцы и дети», «Исповедь», «Атеизм», «Брак», «Композитор», «Записки лакея о своем барине», «История Карла Ивановича», «Весенняя любовь».

Вторую группу составляют замыслы повестей: «Из повести о молодом человеке», «Смерть поэта», «Весенняя любовь», «Поиски. Повесть», «Слесарек», «Повесть об уничтоженных канцеляриях», «В повесть Некрасову».

Замысел «Весенней любви» можно условно отнести к романной форме на основании того, что в замысле заявлено автором: «Повесть может вырасти в роман».

Малая эпическая жанровая форма представлена рассказами и анекдотом. Среди рассказов можно выделить «Домовой», «План для рассказа в «Зарю», «Козлову», «Отрывки». Жанровое определение анекдота Ф.М. Достоевский дает сам в заглавии «Анекдот о перестановке голов».

Два незаконченных произведения были заявлены автором, как поэмы («Император», «Сороковины»).

В наследии незаконченных произведений писателя имеются и драматические произведения: Трагедия «Фатум», «Драма. В Тобольске», «Борьба нигилизма с честностью», «План комедии».

«Роман о помещике» связан с таким вариантом романной ориентации, как исторический роман, в основном восходящий к творчеству Вальтера Скотта. Отправной точкой в данном замысле является фраза: «Воля. Мировые посредники поспорили» (IX;115), то есть сюжетным зерном является определенное историческое событие. Хотя роман, вероятно, можно рассматривать и под другим углом, как роман социально-психологический.

Наибольшее число незаконченных текстов писателя можно отнести к типу социально-психологического романа. Е.В. Абрамовских в своей монографии отмечает, что «социально-психологический роман ставит свей задачей детерминацию личностного начала в человеке», отмечает, что сложность составляет тот факт, что «эта детерминация имеет большое число вариантов, которые воплощают варианты воплощения модификации» [Абрамовских, 2006, с. 149]. Ф.М. Достоевский опробовал различные формы такого романа. Вслед за Е.В. Абрамовских в основу классификации романных модификаций положим критерии доминирующего типа романной ситуации.

Стоит выделить такой вариант модификации социально-психологического романа, как нравоописательный роман. Этот вариант Ф.М. Достоевский пробует в таких фрагментах, как «Идея. Чиновник. Скучно…», «Записки лакея о своем барине», «Зависть».

Можно предположить, что «Записки лакея о своем барине» – это оригинальный жанр, сродни «Запискам из мертвого дома».

Замыслы романов «Атеизм» и «Житие великого грешника», по справедливому замечанию В.И. Кулешова, замыслы «романов-левиафанов, романов-энциклопедий» [Кулешов, 1992, с. 89]. Ф.М. Достоевский шел к своему идеальному большому роману (сродни роману «Война и мир» Л.Н. Толстого»), но не имел возможности его написать из–за постоянных жизненных и материальных трудностей. К таким масштабным замыслам Достоевского привело стремление к всеохвату жизни, писателю было важно показать процесс становления личности, эволюцию своего героя. Вероятно, в эту группу можно отнести и замыслы романов «Исповедь», «Отцы и дети», «Дети» и «Брак». Ф.М. Достоевский планировал описать жизнь героини незаконченного романа «Брак» от её юности до возможной смерти, что позволяет отнести данный роман в эту группу текстов. Но в центре внимания романного замысла «Брак» находится тип страстной женщины, и поэтому его можно выделить в отдельную группу.

С другой стороны, замыслы романов «Атеизм» и «Житие великого грешника» можно отнести к жанру романа-испытания.

Еще один тип романной ситуации возникает, когда в центре стоит героиня с кротким характером, такой является героиня романного замысла «Мечтатель» – с одной стороны. С другой стороны, данный фрагмент романа, вероятно, психологический. Главный герой романа находится в состоянии кризиса, он не понимает и не принимает окружающую действительность. В центре сюжета – экзистенциальный конфликт. Подобная сюжетная ситуация наблюдается и в романных замыслах «Роман о князе и ростовщике», «Атеизм».

Замысел романа (повести) «Картузов» условно относится к такой жанровой модификации, как рыцарский роман. Но это современный рыцарский роман, то есть мы снова имеем дело с оригинальным жанром. Местом действия повести – избран Ревель – одновременно символ рыцарского пространства и ограниченности. Основа сюжета – «рыцарская» влюбленность Картузова в героиню («амазонку»), эта любовь представлена как неминуемое обожание.

Романные замыслы «Русский Кандид», «Идея романа. Романист», «Композитор» можно отнести к философским романам, но это деление будет весьма условно потому, что сведений об этих произведениях сохранилось очень мало. Так, строить предположения о содержании романа «Русский Кандид» мы можем только на основании заголовочного комплекса, а планы романов «Композитор» и «Романист» недостаточно подробны. Стоит отметить, что философская составляющая имеется во всех произведениях автора (как в законченных, так и в незаконченных). Все романы Ф.М. Достоевского написаны в форме рассуждений героев на философские темы, а сами герои одержимы определенными идеями. Герои настолько срастаются со своими идеями, что идеи становятся их второй натуры.

Итак, незаконченные произведения Ф.М. Достоевского – это в большинстве своем социально–психологические романы. Автор проводит своих героев через цепь испытаний, сюжетным и идейным ядром всех романов является исследование границ человеческой личности, изучение природы человека. Во всех романных замыслах присутствует «философская» линия.

Но помимо социально-психологического романа, встречаются и другие жанровые формы, а именно анекдот («Анекдот о перестановке голов»), рассказ («Домовой», «Рассказ о воспитаннице», «Козлову», «Отрывки»), повесть («Из повести о молодом человеке», «Смерть поэта», «Весенняя любовь», «Поиски. Повесть», «Слесарек», «Повесть об уничтоженных канцеляриях», «В повесть Некрасову»), поэма («Сороковины», «Император», драма («Драма. В Тобольске»), комедия («План комедии», «Борьба нигилизма с честностью»), трагедия («Фатум»).

Стоит предположить, что такое жанровое деление было весьма условным. Обозначения «драма», «трагедия», «комедия», «анекдот» будут показательны с точки зрения модальности будущего произведения. Так, например, замысел «Драмы. В Тобольске», отчасти поглощенный в дальнейшем романом «Братья Карамазовы», по охвату времени и событий близок именно романной форме. И представляет собой скорее социально-психологический роман.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.011 с.)