Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории незаконченность / незавершенность в концепции М.М. БахтинаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Достоевский – творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. М.М. Бахтин так определяет полифонию Достоевского: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных, голосов, действительно, является основною особенностью романов Достоевского. Не множество судеб и жизней в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетаются здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события». Главные герои Достоевского, действительно, в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного непосредственно значащего слова. Слово героя вовсе не исчерпывается здесь обычными характеристическими и сюжетно–прагматическими функциями, но и не служит выражением собственной идеологической позиции автора (как у Байрона, например). Сознание героя дано как другое, чужое сознание, но в то же время оно не опредмечивается, не закрывается, не становится простым объектом авторского сознания» [Бахтин, 1979, с. 149]. Рассматривая героя из подполья, М.М. Бахтин замечает: «Человек из подполья не только растворяет в себе всевозможные твердые черты своего облика, делая их предметом рефлексии, но у него уже и нет этих черт, нет твердых определений, о нем нечего сказать, он фигурирует не как человек жизни, а как субъект сознания и мечты. И для автора он является не носителем качеств и свойств, которые были бы нейтральны к его самосознанию и могли бы завершить его, нет, интенции автора направлены именно на его самосознание и на безысходную незавершимость, дурную бесконечность этого самосознания <…> все эти определения, как пристрастные, так и объективные, находятся у него в руках и не завершают его именно потому, что он сам сознает их; он может выйти за их пределы и сделать их неадекватными. Он знает, что последнее слово за ним, и во что бы то ни стало стремится сохранить за собой это последнее слово о себе, слово своего самосознания, чтобы в нем стать уже не тем, что он есть. Его самосознание живет своей незавершенностью, своей незакрытостью и нерешенностью» [Бахтин, 1979, с. 149].
В разделе, посвященном стилю Достоевского, Бахтин вновь обращается к герою «Записок из подполья» и конкретизирует свою мысль: «Стиль, его слова о себе органически чужд точке, чужд завершению, как в отдельных моментах, так и в целом. Это – стиль внутренне бесконечной речи, которая может быть, правда, механически оборвана, но не может быть органически закончена. Но именно поэтому так органически и так адекватно герою – заканчивает свое произведение Достоевский, заканчивает именно тем, что выдвигает заложенную в записках своего героя тенденцию к внутренней бесконечности» [Бахтин, 1979, с. 152]. Бахтин подмечает: «В произведениях Достоевского нет окончательного, завершающего, раз и навсегда определяющего слова. Поэтому нет и твердого образа героя, отвечающего на вопрос – "Кто он?". Здесь есть только вопросы – "Кто я?" и "Кто ты?" Но и эти вопросы звучат в непрерывном и незавершенном внутреннем диалоге. Слово героя и слово о герое определяются незакрытым диалогическим отношением к себе самому и другому. Авторское слово не может объять со всех сторон, замкнуть и завершить извне героя и его слово. Оно может лишь обращаться к нему. Все определения и все точки зрения поглощаются диалогом, вовлекаются в его становление. Заочного слова, которое, не вмешиваясь во внутренний диалог героя, нейтрально и объективно строило бы его завершенный образ, Достоевский не знает. "Заочное" слово, подводящее окончательный итог личности, не входит в его замысел. Твердого, мертвого, законченного, безответного, уже сказавшего свое последнее слово нет в мире Достоевского» [Бахтин, 1979, с. 152]. Для художественного мира Достоевского этическая незавершенность человека до его смерти становится формально-художественной незавершимостью героя. Эту особенность поэтики Достоевского М.М. Бахтин противопоставляет миру Л.Н. Толстого, «монолитно-монологичному» по своей сути. М.М. Бахтин пишет: «Самосознание и духовное перерождение остаются у Толстого в плане чисто содержательном и не приобретают формообразующего значения; этическая незавершенность человека до его смерти не становится структурно-художественной незавершимостью героя. Художественная структура образа Брехунова или Ивана Ильича ничем не отличается от структуры образа старого князя Волконского или Наташи Ростовой. Самосознание и слово героя не становятся доминантой его построения при всей их тематической важности в творчестве Толстого. Второй полноправный голос (рядом с авторским) не появляется в его мире; поэтому не возникает ни проблемы сочетания голосов, ни проблемы особой постановки авторской точки зрения» [Бахтин, 1979, с. 167].
У Достоевского слово автора противостоит полноценному и беспримесно чистому слову героя. Поэтому-то и возникает проблема постановки авторского слова, проблема его формально-художественной позиции по отношению к слову героя. Бахтин говорит о диалогических отношениях автора и героя, утверждая, что раскрыть и изобразить героя можно, лишь «вопрошая и провоцируя», но не давая ему предрешающего и завершающего образа, что и происходит в художественном мире Л.Н.Толстого. Исследователь проводит аналогию между героем Ф.М. Достоевского и героем различных романных модификаций. На этом уровне происходит сближение героя авантюрного романа и романов Ф.М. Достоевского по принципу незавершенности: «Между авантюрным героем и героем Достоевского имеется одно очень существенное для построения романа формальное сходство. И про авантюрного героя нельзя сказать, кто он. У него нет твердых социально-типических и индивидуально-характерологических качеств, из которых слагался бы устойчивый образ его характера, типа или темперамента. Такой определенный образ отяжелил бы авантюрный сюжет, ограничил бы авантюрные возможности. С авантюрным героем все может случиться, и он всем может стать. Он тоже не субстанция, а чистая функция приключений и похождений. Авантюрный герой так же не завершен и не предопределен своим образом, как и герой Достоевского. Правда, это очень внешнее и очень грубое сходство. Но оно достаточно, чтобы сделать героя Достоевского адекватным носителем авантюрного сюжета» [Бахтин, 1979, с. 173]. В конце работы М.М. Бахтин приходит к выводу о том, что любая попытка представить художественный мир Ф.М. Достоевского как завершенный в обычном монологическом смысле этого слова неизбежно обречена. «Он [Достоевский] всегда изображает человека на пороге последнего решения, в момент кризиса и незавершенного – и непредопределимого – поворота его души» [Бахтин, 1979, с. 173]. Автор противопоставляет самосознанию каждого героя множественность других сознаний, раскрывающихся в напряженном взаимодействии с ним и друг с другом. Именно в этом суть полифонического романа Ф.М. Достоевского. Вывод, к которому приходит Н.Д. Тамарченко, относительно художественного мира Достоевского: «<…>целостность полифонического романа явилась художественным решением (завершением) тех проблем, которые остались незавершенными не только за пределами произведения, но и отчасти в нем самом – в его сюжетно-тематической сфере (условно-монологический характер эпилогов)» [Тамарченко, 1982, с. 43]. В рассмотренном контексте актуализируется и еще несколько вопросов, значимых для нашего исследования. Монологический тип романа (художественного сознания) определяет организацию художественного произведения по принципу закрытой системы, а полифонический – по принципу открытой. Для монологического романа и сознания характерна смысловая избыточность, в отличие от полифонического, в котором читатель идёт к завершению полифонического целого сложным путём постижения единства (автор «не оставляет за собой последнего слова»; «не оставляет для себя существенного смыслового избытка»).
Остановимся на разграничении архитектонических и композиционных форм, осуществленном М.М. Бахтиным. Это разграничение можно рассматривать в качестве принципиального критерия для определения категорий незавершенности/завершенности и незаконченности/законченности, что чрезвычайно значимо для нашего исследования. Под архитектоникой М. Бахтин понимал «воззрительно необходимое, неслучайное расположение и связь конкретных, единственных частей и моментов в завершенное целое» [Бахтин, 1968, с. 139]. По мнению В.И. Тюпы, для бахтинского «эстетического анализа» аксиоматично «методическое разграничение архитектонических и композиционных форм» [Тюпа, 2003, с. 10–13]. Под архитектонической формой Бахтин понимает форму «содержания эстетической деятельности» или «внутреннего произведения» (эстетического объекта), а под композиционной формой – материал «внешнего произведения» (текста). Композиционная форма объективна, это «форма знакового материала произведений художественной культуры» [Бахтин, 1975, с. 17]. Архитектоническая же форма – интерсубъективна, она объединяет автора с читателем в архитектонической фигуре «эстетического субъекта» [Бахтин, 1986, с. 141]. Самое принципиальное открытие М.М. Бахтина в вопросе соотношения архитектонической и композиционной форм В.И. Тюпа видит в том, что архитектоническая форма не знает становления и не может быть незавершенной. Тогда как композиционная, представляя архитектоническую в знаковом материале, претерпевает процесс становления, который может и не завершиться, то есть композиционная форма может быть незаконченной (по разным причинам), однако эстетический объект при этом будет создан, архитектоническая форма воплощена. Архитектоника целого либо есть, либо её нет, тогда собственно нет и произведения искусства. Применительно к произведениям «non-finito» можно говорить о том, что даже в этой фрагментарной форме явлен эстетический объект, архитектоническое задание. Так, например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» композиционно не закончена, однако эстетический объект создан, и можно говорить о завершенности эстетического объекта, о том, что его архитектоническое задание воплощено. Идеи М.М. Бахтина оказались созвучными взглядам многих художников на природу творческого акта, на сам процесс творчества.
Так, высказывания М.И. Цветаевой в статье «Искусство при свете совести» иногда кажутся полностью синонимичными тому, о чем говорит М.М. Бахтин. По определению М. Цветаевой, «вся работа поэта сводится к исполнению, физическому исполнению духовного (не собственного) задания. Равно как вся воля поэта – к рабочей воле к осуществлению. (Единоличной творческой воли нет). К физическому воплощению духовно уже сущего (вечного) и к духовному воплощению (одухотворению) духовно еще не сущего и существовать желающего. К воплощению духа, желающего тела (идей), и к одухотворению тел, желающих души (стихий). Слово для идей есть тело, для стихий – душа» [Цветаева, 1993, с. 27]. Иными словами, произведение искусства, в понимании М. Цветаевой, это то, что существует вечно, но жаждет воплотиться физически, поэт же только помогает этому осуществлению. Вслед за М.М. Бахтиным предлагаем разделять незавершенность мира героя по отношению к автору и незавершенность мира автора и героя по отношению к читателю. Таким образом, под незавершенностью М.М. Бахтин понимает: 1) открытость сознания героя по отношению к автору, к себе самому и слову других персонажей; 2) открытие авторского мира (включающего мир героя; сюжет; пространственно-временные характеристики и т.д.) по отношению к читателю; 3) целостность и открытость полифонического целого Достоевского; 4) соотношение незавершенности и жанровой специфики произведения; 5) особый вариант «архитектонической формы» целого. В отличие от художественного мира Л.Н. Толстого, для художественного мира Достоевского этическая незавершенность человека до его смерти становится формально-художественной незавершимостью героя.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.009 с.) |