Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика реализации замысла в незаконченном наследии Ф.М. ДостоевскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обратимся к неосуществленным художественным замыслам Ф.М. Достоевского. Важным источником для изучения творческого процесса писателя являются «записные книжки и тетради, которые Достоевский вел в течение двадцати лет; на страницах тетрадей – конспекты, наброски, черновые материалы, планы несозданных произведений» [Розенблюм, 1981, с. 7]. Записные книжки и тетради Достоевского, при всей фрагментарности заметок и неполноте сохранившегося фонда, стоит рассматривать как единый и целостный источник, своеобразную «летопись» духовной жизни автора за двадцать лет. Эта летопись дает возможность проследить развитие творческой мысли писателя: от записи к записи, от полемической заметки к художественному замыслу, работе над планом, фрагментом произведения. Достоевский считал своим главным недостатком – творческую мысль необычайной интенсивности. Он писал Страхову: «…Множество рассказов и повестей разом втискивается у меня в один, так что ни меры, ни гармонии…» [Достоевский, 1928-1959, с. 51]. Л.М. Розенблюм пишет: «Большой помехой для высокохудожественного завершения своих замыслов Достоевский считал тяжелые жизненные обстоятельства. Ни один великий русский писатель не работал в таких страшных тисках нужды <…>» [Там же, с. 174]. Известны сетования Достоевского, что всегда ему приходилось писать ради денег и «на срок», а так хотелось бы раз в жизни написать вещь свободно, «как пишут Толстые, Тургеневы и Гончаровы» [Достоевский, 1930, с. 298]. «Верите ли, я знаю наверно, – читаем в его письме к С.А. Ивановой, – что будь у меня обеспечено два – три года для этого романа, как у Тургенева, Гончарова или Толстого, и я написал бы такую вещь, о которой 100 лет спустя говорили бы» [Там же, с. 283]. Изучением планов, набросков незавершенных произведений Достоевского занимались: Е.В. Абрамовских, В.П. Владимирцев, М.В. Загидулина, Н.Л. Зыховская, Н.Г. Михновец, К.В. Ратников, Б.Н. Тихомиров, Г.К. Щенников, Л.М. Розенблюм. По нашим подсчетам, у автора насчитывается тридцать девять незаконченных произведений и два произведения, недовоплощенных с точки зрения реализации авторского замысла. Итак, незаконченными можно считать следующие отрывки: «Анекдот о перестановке голов» (1876), «Большой роман» (1856 – 1859), «Миньона» (1860), «Записки лакея о своем барине» (1845), «Кашкадамов» (1864), «Композитор» (1875), «Русский Кандид» (1877), «Роман о христианине» (1868), Трагедия «Фатум» (1859), «Исповедь» (1859), «Атеизм» (1868–1869), «Брак» (1864 – 1865), «Великолепная мысль. Иметь в виду. Идея романа. Романист…» (1870), «Отцы и дети» (1876), «Дети» (1880), «Весенняя любовь» (1859), «Драма. В Тобольске» (1874), «Житие Великого Грешника» (1869 – 1870), «Ростовщик» (1866), «Идея. Чиновник. Скучно…» (1872), «Козлову» (1875), «Роман о князе и ростовщике» (1869 – 1870), «Картузов» (1868 – 1869), «Мысли новых повестей» (1870 – 1871), «Мысль на лету. В губернский город приезжал Фельдмаршал…» (1870), «Новые повести» (1872), «План для рассказа (в «Зарю») или «Рассказ о воспитаннице» (1869), «Поиски. Повесть» (1869), «Роман о помещике» (1868), «Смерть поэта» (1869 – 1870), «Из повести о молодом человеке» (1869 – 1870), «Император» (1867), «История Карла Ивановича» (1876), «Отрывки» (после 1873), «Домовой» (1847 – 1848), «В повесть Некрасову» (1876 – 18770, «Мечтатель» (1876 – 1877), «Слесарек» (1876), «Сороковины» (1875). Данные произведения находятся на разном уровне завершенности. Вслед за Е.В. Абрамовских будем классифицировать произведения Ф.М. Достоевского по степени реализации замысла.
Таблица 1.1 – Классификация произведений Ф.М. Достоевского по степени реализации замысла*
Обратимся к планам незавершенных произведений Достоевского. Л. Розенблюм пишет: «Подавляющее большинство из них не похоже на то, что можно назвать творческими «заготовками». Действительно, Достоевский никогда не делает записей, даже конспективных, по поводу пейзажа, обстановки действия, внешнего облика героев, за редким исключением: «Настасья – высокая дворовая девушка, даже рябая, тихая» (XII; 8). Но в своих небольших, отрывочных записях Ф.М. Достоевский умеет запечатлеть главное: те моменты, от которых легко оттолкнутся мысли. Эти записи, несмотря на свой отрывочный характер, достаточно целостны и последовательны. Обычно писатель фиксирует некий сюжетный стержень. Это может быть центральное событие: « барыня сажает в карцер женатого учителя за то, что он женат» (XII; 8) в «Мысли новых повестей» или «Композитор. Великий музыкант приговорен судом дать оперу. Дал pastorale. «Леди, вы меня любили». И странный эффект» (XVII;6) в «Композиторе»; ряд сюжетных положений: « Настасья – высокая дворовая девушка, даже рябая, тихая, приехал помещик, жил, прижил ребенка, Григорий и Федосья, женился, умерла в родах» (XII; 8) в «Мысли новых повестей» или «Дерзденская Мадонна, Лизавета Кузьминишна. Я, «неровен–то пес навяжется». Страхов. Сватовство. Не устоял перед обедом. Покушал. Не объяснился. Плачет. «Я на вас женюсь». Хохочет – etc.» (XVII;6) в замысле «Козлову», но план может быть более подробным: «герой «русский человек, нашего общества, и в летах, не очень образованный, не без чинов, – вдруг, уже в летах, теряет веру в Бога. Всю жизнь он занимался одной только службой, из колеи не выходил и до 45 лет ничем не отличился. (Разгадка психологическая; глубокое чувство, человек и русский человек). Потеря веры в Бога действует на него колоссально. (Собственно действие в романе, обстановка — очень большие). Он шныряет по новым поколениям, по атеистам, по славянам и европейцам, по русским изуверам и пустынножителям, по священникам; сильно, между прочим, попадается на крючок иезуиту, пропагатору, поляку; спускается от него в глубину хлыстовщины — и под конец обретает и Христа и русскую землю, русского Христа и русскую землю» [Достоевский, 1996, с. 389](из письма Майкову об «Атеизме») или план «Романа о князе и ростовщике». План «Романа о князе и ростовщике» представляет особый интерес, так как в записных тетрадях имеется три редакции данного плана: «Мысль», «Попытка идеи», «Последняя попытка мысли». На примере данного отрывка можно проследить процесс работы писателя над своими планами. Первая редакция – план самый обширный, дается ряд сюжетных положений: «Ат<еист> женат. Неизвестно зачем женился, но страшно ревнив и мучает Жену. NB. Описывается жизнь предварительная, так что и вообразить никто не мог, что он женится, и вдруг он привез Жену и запер. <…>Изнасилование влюбленной в него и живущей на дворе Хромоножки. Образованная, дочь пьяного просящего Поручика. Она его ревновала к Жене и ненавидела Жену его, когда он жил с ней и когда привез Жену. Анонимные письма устроила Хромоножка. <…>Кулишов тем вывертывается. NB. Кулишов знает виды всего семейства, и что все ему должны (стало быть, будут поддакивать), и что Жена тоже расположена донести <…>», фиксируется главная идея произведения: «Мысль о постепенном самосовершенствовании в подвигах святых поражает его (веры нет). Он хочет совершенствоваться. (Берется за подвиг и падает разом). Самосовершенствование помаленьку» (IX;122). Во второй редакции автор прописывает основные черты героев: «Князь — завистливый, желающий высокого человеческого достоинства даром, гордый без права на то, лицо страдальческое; влюблен в Невесту, которую и отбивает у него Ростовщик. Невеста. Усталая, тоскующая и скучающая страдалица, жаждет живой жизни и верит в нее», дается отдельная реплика, по-видимому, принадлежащая одному из героев: «Я признаю существование матерьи, но я совершенно не знаю, материальна ли матерья?» (IX;122). Третья редакция содержит в себе сообщение о биографии одного из героев (Ростовщика): «Рос<товщик> — сын первой жены Отца, из бедного семейства, воспитан aparté 1 (не родственн<ик>). Князь сошелся с ним за границей (очень молоденькая Сестра, Мать и Воспитанница). В Москве у Рос<товщика> дом, так же ряд сюжетных положений: «Князь делает брюхо Воспитаннице, поручает Рос<товщик>у, который и помещает ее в углах», фиксируется идея Ротовщика: «(Идея Рос<овщик>а и секрет: «Нужен упорный труд для самовоспитания. Тогда полюбишь природу и найдешь бога», и одна из его реплик: «Нужен труд ужасный, ибо я страстный ростовщик и сребролюбец и т.д.» (IX; 123). Л.М. Розенблюм отмечает, что работа над большими романами у Ф.М. Достоевского (после того как Анна Григорьевна начала их стенографировать) обычно строилась таким образом, что самое значительное время было отдано «выдумыванию планов» [Розенблюм, 1982, с. 176]. Планы Достоевского – это конспективные наброски, сделанные для себя. Это – некая схема будущего романа, которая уже завтра может быть дополнена, исправлена или совсем изменена (тогда как редакции романов Толстого, например, предстают перед нами в связном художественном тексте). История создания каждого произведения своеобразна и неповторима, но можно выявить некоторые общие черты, характерные для работы Достоевского-писателя. Кроме интенсивной смены планов, это глубокая внутренняя связь с прежними замыслами, осуществленными и неосуществленными. Л.П. Гроссман справедливо отмечает, что «каждый роман был новым этапом в отображении того сложного мира, который вошел в художественное сознание человечества как мир Достоевского» [Гроссман, 1962, с. 179]. Перейдем к незаконченным произведениям, фрагменты которых детально проработаны автором. Это «В повесть Некрасову», «Мечтатель», «Слесарек», «Сороковины». В набросках «В повесть Некрасову»и «Сороковины» – даны небольшие отрывки диалога. «- Живите со мной по дружбе. - Трудно ужиться–то с тобой, вот что. С тобой и супруга не ужилась. (NB. Супругу ревнует к мировому посреднику). Баба. Что ты, Савельич дурак. Ангел он, ангел! - Так ведь я, Харитовна, и говорю ему, ровно ангелу. Ан ангел–то меня за это в рожу бы побил» (XII; 10).(В повесть Некрасову). В «Мечтателе» и «Слесарьке» также есть проработанные диалоги. В «Мечтателе», наряду с диалогами, дается довольно подробный план произведения: «… у него сын, которым он мало занимается физически, но духовно (иногда) воспламеняет его <…>Жену только воображает, что сжег (мачеха мальчика), но когда еще он воображал, принесли и с оторванными ногами (железо-конная дорога). Она умерла, прося у него прощения, по-русски (XVII;8)», а в «Слесарьке» есть некоторые пояснения хода действия: « Слесарек-то придет, чайку напьется, а полковник-то пойдет да сядет там в карты и проиграет» (XII;11). «Домовой» – едва начатый рассказ, дана только завязка. Повествование обрывается буквально на «полуслове», даже последнее предложение незавершенно: «Ну, погибать совсем приходится; только…» (II; 39). По мнению В.П. Владимирцева, рассказ незакончен по причинам нападок критиков на творчество Достоевского. Белинский разгромил повесть «Хозяйка» и с ядовитой усмешкой отозвался о «Двойнике». Достоевский, считает В.П. Владимирцев [Владимирцев, 2008, с. 289], поостерегся давать новый повод для нападок на свой творческий метод и оставил замысел. Нам кажется более вероятной другая причина – Ф. М. Достоевского отвлекли более обширные замыслы, а именно работа над романом «Белые ночи» (1848). В наследии Достоевского также имеются произведения, недовоплощенные с точки зрения авторского замысла. Сюда стоит отнести роман «Братья Карамазовы», несмотря на то, что мы привыкли считать роман целостным и законченным, с точки зрения авторского замысла он формально недовоплощен. Весной 1878 года возникает замысел романа в двух-трех томах о нравственных мытарствах Алексея Карамазова и его братьев, один из которых – тип Атеиста, а сам герой – монастырский выученик, уходящий в мир. О том, что предполагается вторая книга, Достоевский свидетельствует в предисловии к роману: «…жизнеописание–то у меня одно, а романов два. Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя. Обойтись мне без этого первого романа невозможно, потому что многое во втором романе стало бы непонятным» (XIV; 5). В эту группу стоит отнести и повесть «Неточка Незванова», так как, по замыслу автора, это довольно большой роман, состоящий из нескольких новелл. Роман был незавершен по причине ареста, а впоследствии переделан в повесть. Итак, незаконченные произведения Ф.М. Достоевского с точки зрения реализации авторского замысла можно разделить на такие типы: замыслы произведений, планы ненаписанных произведений, начало произведения, отдельные фрагменты, произведения, недовоплощенные с точки зрения авторского замысла. Для первого типа текстов характерны очень ёмкие названия. Только на основании заголовочного комплекса исследователи творчества Достоевского строят множество предположений о возможном содержании того или иного замысла (например, Л.П. Гроссман о замысле «Русского Кандида» [Гроссман, 1914, с. 193 - 203]). Планы Ф.М. Достоевского – это очень важный этап работы над произведением. В незаконченном наследии представлены как подробные планы (планы романа «Атеизм» и «Романа о князе и ростовщике»), так и краткие («Мысли новых повестей», «Козлову»). В планах дается ряд сюжетных положений, идея произведения, характеристика героев (часто социальная, психологическая; портретная крайне редко). К следующему типу можно отнести лишь один отрывок – рассказ «Домовой». Дается лишь завязка произведения, рассказ прерывается буквально на середине предложения. Возможно, план данного произведения существовал, но не дошел до нас. Работа над рассказом, вероятно, была прервана новыми обширными замыслами (роман «Белые ночи»). Среди незаконченных произведений Достоевского, в которых, наряду с планом, присутствуют и детально проработанные отрывки диалогов, некоторые пояснения хода действия или отдельные прописанные части произведения («В повесть Некрасову», «Мечтатель», «Слесарек», «Сороковины»). Также имеется два произведения, которые считаются недовоплощенными с точки зрения авторского замысла («Братья Карамазовы», «Неточка Незванова»). Их можно считать недовоплощенными, так как «Неточка Незванова» задумывалась как роман и лишь впоследствии была переделана в повесть, по авторской идее этот роман должен был охватывать гораздо более обширный временной отрезок. Первоначально «Неточка Незванова» публиковалась в «Отечественных записках» частями, которых, по замыслу автора, должно было быть более шести. В письме А. А. Краевскому от 1 февраля 1849 г. он сообщает, что «первые шесть частей» хочет напечатать до июля 1849 г. (по одной части в каждом номере журнала) [Достоевский, 1990, с. 150]. Однако Достоевский не успел осуществить свое намерение, опубликовав только три части, имевшие следующие названия: «Детство», «Новая жизнь», «Тайна». В редакции 1860 г. названия были сняты, а нумерация глав стала сплошной [Зимина, 2013, с. 848 - 852]. Роман «Братья Карамазовы» задумывался как мытарства Алеши Карамазова. С первых же строк романа повествователь предуведомляет, что именно Алеша станет главным героем второй части (второго романа) «Братьев Карамазовых»: «Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя...». Б.В. Соколов отмечает масштабность замысла, говоря о том, что он восходит еще к "Житию великого грешника", который к концу 1870-х годов превращается в замысел двухтомного или даже трехтомного романа о нравственном скитальчестве Алексея Карамазова и его братьев» [Соколов, 2007, с. 170-176]. Таким образом, в творческом наследии Ф.М. Достоевского – тридцать девять незаконченных произведений и два произведения, которые можно считать недовоплощенными с точки зрения реализации авторского замысла. Все незаконченные произведения по степени реализации авторского замысла можно классифицировать следующим образом: замыслы произведений, планы ненаписанных произведений, начало произведения, отдельные фрагменты, произведения, недовоплощенные с точки зрения реализации авторского замысла. В незаконченном наследии представлены как подробные планы (планы романа «Атеизм» и «Романа о князе и ростовщике») так и краткие («Мысли новых повестей», «Козлову»).
Выводы по первой главе Проблема «non-finito» в искусстве и в литературоведении была выдвинута сравнительно недавно. Следовательно, она является актуальной для рассмотрения творчества каждого писателя или поэта. На основе ряда фундаментальных исследований незаконченного текста выработаны принципы изучения незаконченного наследия на основании таких узловых понятий, как: – Целостность художественная – многоуровневое единство литературного произведения, несводимое к «сумме» составляющих его элементов и неразложимое на них без остатка, зафиксированное в тексте и обладающее собственным художественным миром, являющимся пространством встречи автора, героя и читателя; – «лакуны» текста (пустые места) – участки неопределенности (нетематизированная данность) текста, провоцирующие сознание на заполнение, втягивающих читателя (зрителя) в «творческий потенциал» текста. Про это нигде не говорилось. Определив круг проблем разграничения незаконченности и незавершенности, применили полученные выводы для творчества Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский оставил многие произведения незаконченными из–за жизненных обстоятельств или по каким–либо объективным/субъективным причинам (более обширные замыслы, написание произведений в определенный срок из-за трудных условий жизни, собственная болезнь, личные драмы (смерть жены, брата, сына)). Но в его творчестве есть и произведения, которые по внешней структуре можно считать внутренне целостными, но композиционно незаконченными. К такому типу мы отнесем роман «Братья Карамазовы» и повесть «Неточка Незванова». В первой главе нами была предложена классификация незаконченных произведений Ф.М. Достоевского по степени реализации авторского замысла, все незаконченные тексты были разделены на несколько групп, согласно степени проявленности в них архитектонического задания: замыслы произведений, планы ненаписанных произведений, начала произведения, отдельные фрагменты, произведения, недовоплощенные с точки зрения реализации авторского замысла.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.160 (0.014 с.) |