Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные жанры публицистики. Общая характеристика и обзор основных жанров.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жанр – исторически сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками. Жанр – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами). В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора: 1) предмет отображения ("что мы отображаем?"). С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы: - отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности) - отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано). 2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?"). Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей. 3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?"). Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой. Причина возникновение жанров – практическая потребность общества, требование момента. Со времен первой печатной газеты – петровские «Ведомости» (1702) стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации. С появлением в 18 веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и др. Существуют различные подходы к классификации жанров. Традиционный подход к классификации жанров: 1. Информационные: заметка, отчет, интервью, репортаж 2. Аналитические: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, расследование. 3. Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма. Информационная группа жанров выделяется по генеральному признаку – по назначению: оперативно сообщать о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт. Понятие информация в журналистике сущ-ет в 3х видах: 1 текст в жанре заметки; 2 текст в любой информационном жанре; 3 савокупность кратких некомментированных сообщений о событиях внутри страны и за рубежом. Тексты инфо. жанров – основная часть массовых информационных потоков. Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость. Информационные жанры по Киму: заметка, репортаж, интервью, заявление, анонс, аннотация, сигнал (читательское мнение относительно конкретной событий, работа с письмами, телефонная линия), девиз-лозунг (оповещение об идейно-политической позиции издания), реплика (конкретный эпизод), справка, полилог (диалог, беседа), поздравление, опрос, вопрос-ответ, совет (интервью) некролог.
Информационные жанры по Стрельцову: заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка (потому что лаконична).
Информационные жанры по Кройчику: I. Оперативно-новостные – заметка II Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчет.
Информационные жанры по Тертычному: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог.
Назначение – высоко оперативное сообщение новостей, знакомство с актуальным событием, свежими фактами. Информация может быть общая (которая удовлетворяет интересы всех читателей) и выборная (более специализированная информация). Как и аналитические жанры, информационные жанры тоже нередко используют средства анализа, обобщения, правда, в меньших масштабах – они строятся, чаще всего, на рассмотрении отдельных событий, фактов, ограниченных определенными, узкими временными рамками. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений. К информационным жанрам относятся заметка, репортаж, отчет, интервью, корреспонденция. Их важнейший признак – новизна сообщаемого факта или события, оперативность. Им обязательно присущ событийный повод. ЗАМЕТКА – лаконичное сообщение об актуальных, новых, затрагивающих общественный интерес событиях, явлениях социальной практики (это и есть предмет). Цель – ориентировать читателя путем скрытой оценки события. Метод – предложение, суждение. Основа – факт, а новость – ее душа. В первой русской газете «Ведомости» заметка преобладала. Почти все материалы, за исключением официальных документов, представляли собой 10-20 строк (что, где, кто когда). В настоящее время заметки - главный вид информационного «сканирования» действительности, средство оперативного извещения аудитории о происходящем в мире. Поскольку событий совершается очень много, а «безразмерных» изданий не существует, возникает потребность в «малогабаритных» публикациях - заметках. Структура заметки Два основных типа: 1. Последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? 2. Заметка, в которой базовый факт каким-либо образом комментируется.
ОТЧЕТ – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте, на предприятии. В основе отчета всегда лежит одно событие. В качестве предмета отображения в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией (действие, выраженное в слове). Это - всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Целевая установка – разъяснение общественной значимости конкретного решения и определение компетентности и ответственности участников, обсуждение намеченной программы действий. Метод –работа с документами. Отчет как тип публикаций является одним из наиболее древних жанров журналистики. Прежде всего, это касается именно той его разновидности, которая называется информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов императорам, царям или населению о каких-то форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях, с появлением газет такого рода отчет перекочевал на их страницы. Как газетно-журнальный жанр отчет начал складываться сразу же после возникновения печатных периодических изданий. Уже в первых газетах и журналах, выходивших в сер. XVII в. в Германии, Англии, Франции, печатались пространные сообщения о приемах при королевских и княжеских дворах, а позднее – о парламентских заседаниях и дебатах. В петровских «Ведомостях» (1702 г.) читатели находили отчеты о главных событиях в жизни русского государства, сообщения о встречах иностранных послов. Свое дальнейшее развитие отчет как жанр публицистики получил в революционно-демократической печати. В газетах и журналах, выходивших под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса, в форме отчета рассказывалось о классовых битвах пролетариата с монархией и буржуазией. Жанр отчета активно используется и в сегодняшней журналистике. Динамичность как в репортаже. Присущи подробности, детали, наличие прямой речи. Широкое распространение в печати в момент обострения общественных противоречий. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный. Тенденции: 1. расширилась предметная сфера, 2. обогатились выразительные средства, 3. появилась возможность использования смежных методов работы над жанром, систематизировать их.
ИНТЕРВЬЮ - это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей. Предмет – мнение. Целевая установка – объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути экспертами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления конкретной практической проблемы. Метод – интервью. Тенденции развития: 1. возрастает содержательно-смысловая роль журналиста в беседе, 2. отношение к собеседнику как к источнику информации преобразуется в интересах к нему самому как к личности, 3. информационно-комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом постановки проблемы, началом широкой дискуссии.
РЕПОРТАЖ – это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение, отражающее поступательное развитие реального события с предельной наглядностью, порождающей «эффект присутствия». Предмет: событие. (По Киму: предмет – не законченное событие, а процесс или действие). Целевая установка: включить читателя в переживание события, развернуть наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события, коррекция идеальных представлений общества. Метод: наблюдение. Динамизм, наглядность, предельная документальность, эмоциональная окраска, активная роль личности самого репортера. Виды: событийный, познавательный (о процессе – из мастерской, музея и др.) Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». Два направления: демократичсекий / прогрессивный (интересы трудящихся), буржуазно реакционный (ловец сенсаций, отвлчеь от основных событий). Короленко, Гиляровский, Горький. В годы ВОВ: Полевой, Эренбург, Симонов. Песков, Полевой и др.
Жанр – исторически сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками. В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора: 1) предмет отображения ("что мы отображаем?"). С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы: - отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности) - отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано). 2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?"). Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей. 3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?"). Особенности аналитических жанров: 1. Комментарий как метод любого аналитического жанра. 2. Новость передается через систему мнений. 3. Создавая аналитический текст, журналист ставит перед собой задачу, связанного с определением будущего состояния явления или события, т.е. прогнозирование.
Признаки жанра. Кройчик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие. Пронин: по предмету отражения и по уровню осмысления Гуревич: Объект прич – тип СМИ, а… - суб проф жур-та - инд псих особ жур-та
Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным - она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций. В предлагаемой главе как раз рассматривается «срез» аналитических жанров, присущих современной периодической печати. Особенность аналитических жанров состоит в том, что они предлагают интерпретирующую информацию, логический анализ явлений. Жанры, которые воспроизводят действительность, как процесс. - Обращаемся к прошлому – прогнозируем будущее. - Системное представление о действительности. Объем информации очень велик. Чтобы представить информацию системно, надо расчленять ситуацию на первоэлементы и показать их связи, отношения. Получаем информацию о причинах и средствах. - Необходимо представить противоречивые, подчас взаимоисключающие мнения по поводу одной ситуации. Проблема – отражение в сознании противоречивых явлений действительности. - От конкретного к абстрактному мышлению. Факт – явление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.43 (0.007 с.) |