Информационные жанры публицистики. Общая характеристика и обзор основных жанров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные жанры публицистики. Общая характеристика и обзор основных жанров.



Жанр – исторически сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками.

Жанр – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами).

В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора:

1) предмет отображения ("что мы отображаем?").

С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы:

- отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности)

- отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано).

2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?").

Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей.

3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?").

Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой. Причина возникновение жанров – практическая потребность общества, требование момента. Со времен первой печатной газеты – петровские «Ведомости» (1702) стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации. С появлением в 18 веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и др.

Существуют различные подходы к классификации жанров.

Традиционный подход к классификации жанров:

1. Информационные: заметка, отчет, интервью, репортаж

2. Аналитические: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, расследование.

3. Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма.

Информационная группа жанров выделяется по генеральному признаку – по назначению: оперативно сообщать о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт.

Понятие информация в журналистике сущ-ет в 3х видах: 1 текст в жанре заметки; 2 текст в любой информационном жанре; 3 савокупность кратких некомментированных сообщений о событиях внутри страны и за рубежом.

Тексты инфо. жанров – основная часть массовых информационных потоков. Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость.

Информационные жанры по Киму: заметка, репортаж, интервью, заявление, анонс, аннотация, сигнал (читательское мнение относительно конкретной событий, работа с письмами, телефонная линия), девиз-лозунг (оповещение об идейно-политической позиции издания), реплика (конкретный эпизод), справка, полилог (диалог, беседа), поздравление, опрос, вопрос-ответ, совет (интервью) некролог.

 

Информационные жанры по Стрельцову: заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка (потому что лаконична).

 

Информационные жанры по Кройчику:

I. Оперативно-новостные – заметка

II Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчет.

 

Информационные жанры по Тертычному: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог.

 

Назначение – высоко оперативное сообщение новостей, знакомство с актуальным событием, свежими фактами. Информация может быть общая (которая удовлетворяет интересы всех читателей) и выборная (более специализированная информация).

Как и аналитические жанры, информационные жанры тоже нередко используют средства анализа, обобщения, правда, в меньших масштабах – они строятся, чаще всего, на рассмотрении отдельных событий, фактов, ограниченных определенными, узкими временными рамками.

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.

К информационным жанрам относятся заметка, репортаж, отчет, интервью, корреспонденция. Их важнейший признак – новизна сообщаемого факта или события, оперативность. Им обязательно присущ событийный повод.

ЗАМЕТКА – лаконичное сообщение об актуальных, новых, затрагивающих общественный интерес событиях, явлениях социальной практики (это и есть предмет). Цель – ориентировать читателя путем скрытой оценки события. Метод – предложение, суждение. Основа – факт, а новость – ее душа.

В первой русской газете «Ведомости» заметка преобладала. Почти все материалы, за исключением официальных документов, представляли собой 10-20 строк (что, где, кто когда). В настоящее время заметки - главный вид информационного «сканирования» действительности, средство оперативного извещения аудитории о происходящем в мире. Поскольку событий совершается очень много, а «безразмерных» изданий не существует, возникает потребность в «малогабаритных» публикациях - заметках.

Структура заметки

Два основных типа: 1. Последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как?

2. Заметка, в которой базовый факт каким-либо образом комментируется.

 

ОТЧЕТ – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте, на предприятии. В основе отчета всегда лежит одно событие. В качестве предмета отображения в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией (действие, выраженное в слове). Это - всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Целевая установка – разъяснение общественной значимости конкретного решения и определение компетентности и ответственности участников, обсуждение намеченной программы действий. Метод –работа с документами.

Отчет как тип публикаций является одним из наиболее древних жанров журналистики. Прежде всего, это касается именно той его разновидности, которая называется информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов императорам, царям или населению о каких-то форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях, с появлением газет такого рода отчет перекочевал на их страницы. Как газетно-журнальный жанр отчет начал складываться сразу же после возникновения печатных периодических изданий. Уже в первых газетах и журналах, выходивших в сер. XVII в. в Германии, Англии, Франции, печатались пространные сообщения о приемах при королевских и княжеских дворах, а позднее – о парламентских заседаниях и дебатах. В петровских «Ведомостях» (1702 г.) читатели находили отчеты о главных событиях в жизни русского государства, сообщения о встречах иностранных послов. Свое дальнейшее развитие отчет как жанр публицистики получил в революционно-демократической печати. В газетах и журналах, выходивших под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса, в форме отчета рассказывалось о классовых битвах пролетариата с монархией и буржуазией. Жанр отчета активно используется и в сегодняшней журналистике.

Динамичность как в репортаже. Присущи подробности, детали, наличие прямой речи. Широкое распространение в печати в момент обострения общественных противоречий. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный.

Тенденции: 1. расширилась предметная сфера, 2. обогатились выразительные средства, 3. появилась возможность использования смежных методов работы над жанром, систематизировать их.

 

ИНТЕРВЬЮ - это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей. Предмет – мнение. Целевая установка – объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути экспертами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления конкретной практической проблемы. Метод – интервью.

Тенденции развития: 1. возрастает содержательно-смысловая роль журналиста в беседе, 2. отношение к собеседнику как к источнику информации преобразуется в интересах к нему самому как к личности, 3. информационно-комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом постановки проблемы, началом широкой дискуссии.

 

РЕПОРТАЖ – это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение, отражающее поступательное развитие реального события с предельной наглядностью, порождающей «эффект присутствия». Предмет: событие. (По Киму: предмет – не законченное событие, а процесс или действие). Целевая установка: включить читателя в переживание события, развернуть наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события, коррекция идеальных представлений общества. Метод: наблюдение.

Динамизм, наглядность, предельная документальность, эмоциональная окраска, активная роль личности самого репортера. Виды: событийный, познавательный (о процессе – из мастерской, музея и др.)

Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». Два направления: демократичсекий / прогрессивный (интересы трудящихся), буржуазно реакционный (ловец сенсаций, отвлчеь от основных событий).

Короленко, Гиляровский, Горький. В годы ВОВ: Полевой, Эренбург, Симонов. Песков, Полевой и др.

  1. Аналитические жанры публицистики. Общая характеристика.

Жанр – исторически сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками.

В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора:

1) предмет отображения ("что мы отображаем?").

С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы:

- отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности)

- отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано).

2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?").

Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей.

3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?").

Особенности аналитических жанров:

1. Комментарий как метод любого аналитического жанра.

2. Новость передается через систему мнений.

3. Создавая аналитический текст, журналист ставит перед собой задачу, связанного с определением будущего состояния явления или события, т.е. прогнозирование.

 

Признаки жанра.

Кройчик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие.

Пронин: по предмету отражения и по уровню осмысления

Гуревич:

Объект прич – тип СМИ, а…

- суб проф жур-та

- инд псих особ жур-та

 

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным - она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций. В предлагаемой главе как раз рассматривается «срез» аналитических жанров, присущих современной периодической печати.

Особенность аналитических жанров состоит в том, что они предлагают интерпретирующую информацию, логический анализ явлений. Жанры, которые воспроизводят действительность, как процесс.

- Обращаемся к прошлому – прогнозируем будущее.

- Системное представление о действительности. Объем информации очень велик. Чтобы представить информацию системно, надо расчленять ситуацию на первоэлементы и показать их связи, отношения. Получаем информацию о причинах и средствах.

- Необходимо представить противоречивые, подчас взаимоисключающие мнения по поводу одной ситуации. Проблема – отражение в сознании противоречивых явлений действительности.

- От конкретного к абстрактному мышлению. Факт – явление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.017 с.)