Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование документа в журналистском материале.

Поиск

Документ – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Есть специфика работы с личными документами, к коим относятся дневники, письма, завещания и др. Главное требование: всеми ими можно распоряжаться только с разрешения их автора или владельца. Лишь письма, поступающие в редакцию «самотеком», не требуют согласия авторов, поэтому журналисты вправе использовать их полностью либо в сокращенном виде. Если, правда, в письме нет специальной просьбы не публиковать или не называть фамилию и имя его автора. К тому же сведения, излагаемые в таких письмах, требуют проверки.

В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (понимание, осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические).

Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов:

- извлечение данных,

- их интерпретация

- фиксация (т.е. заметки, написание материала).

Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.

  1. Предмет публицистики. Категории «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность», «проблема» в публицистике.

Публицистика – это один из родов литературы, потоков информации. Система произведений особого рода, отражающая общественное мнение и оказывающая на него всестороннее глубокое влияние. Фундаментальные свойства публицистики – документальность (фактографичность), ситуативность и проблемность.

Предмет публицистики всеобъемлющ. Объект публицистики – та часть предмета, которую автор изучает при помощи какого-либо жанра.

Предметом публицистики могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всём многообразии взаимодействий.

При этом события, процессы, ситуации могут меняться местами в причинно-следственной связи. Событие может вызвать процесс. Процесс может породить ситуации. Ситуация может вылиться в определённые процессы. В ходе исследования предмета в центре внимания оказывается та сторона действительности, на которую указывают функции журналистики, то богатство взаимосвязей, в которые включены отображаемые в текстах феномены реальности.

Предмет публицистики представлен категориями: факт, ситуация, явление, событие, проблема, процесс, личность.

Факт – сделанное, свершившееся. Различают понятия объективного и научного факта. Объективный факт – события, явления, предметы реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания. Факт онтологически обусловлен (т.е. существует), гносеологически опосредован (задача – изучить его) и семантически концептуализирован (надо присвоить имя).

Явление – сущность факта, это проявление чего-нибудь, событие, случай. Теоретическое познание идёт на уровне явления и оценки. Говорят, «за фактом стоит явление» (за взяткой стоит коррупция). Распоряжаться фактами можно по-разному: нагнетая обстановку или снижая напряженность.

Виды фактов:

единичный факт – одно неординарное событие;

факт – цифра (из 100% товаров, 40 – бракованные);

факт – эпизод;

факт – образ.

Пословица гласит: «Мнения свободны, а факты – священны». Главное для журналиста – не выдавать мнение или оценку за факт.

Событие – то, что произошло, то или иное значительно явление, факт общественной, личной жизни. (Историческая, неожиданная, международная.)

Событие – это шаг в общественном процессе с ясным началом и концом. Для того чтобы происходящее могло стать событием, оно должно стать для личности чем-то из ряда вон выходящим, меняющим её поведение. События порождаются определёнными общественно-политическими ситуациями, экономическим, нравственным и иными состояниями общества. Значимы, прежде всего, события, представляющие собой действия людей с определёнными целями и результатами.

Процесс - ход, развитие какого-то явления. Последовательная смена состояний, в развитии чего-нибудь. (Процесс работы, в процессе борьбы, производственный процесс)

Факт не существует отдельно, а только в совокупности с другими фактами; темы в журналистике определяют направление поиска, имеют интегрирующее значение, объединяющее факты.

Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка. (Революционная, благоприятная, международная)

Ситуацией можно назвать определённое, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий.

Личность – человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности. Личность может быть отражена в публикациях разных жанров.

Жанр – это исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Жанры рождаются объективно, их не придумывают.

Журналистские жанры – это устойчивые типы публикаций, объединённые сходными содержательно-формальными признаками – жанрообразующими факторами. Основные жанрообразующие факторы – это предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения.

Предмет:

заметки – факт, несущий новость,

отчёта – действие, выраженное в слове,

репортажа – событие,

интервью – мнение человека,

предмет корреспонденции – отдельная ситуация в её максимально целостном виде,

статьи – совокупность взаимосвязанных однородных событий и явлений, ситуаций.

Проблема – это сформулированный парадокс, не прояснённая задача, вопросы, поставленные для размышления. Проблема – это отражение в сознании противоречивых моментов, конфликтов действительности.

Проблемная ситуация – это такое положение, когда при данном, существующем состоянии системы возникает необходимость другого, поскольку сохранение данного состояния мешает нормальному её функционированию, совершенствованию и развитию.

Проблемный анализ – изучение структуры отношений и явлений, выделение существенных элементов системы связей, объяснение существа противоречий проблемной ситуации, определение движущих сил и тенденций развития в сложившейся обстановке.

Публицистика – определенно, род литературы, играющий значительную роль в жизни общества. С одной стороны это неодинаковый масштаб охвата явлений, с другой – жизненные явления могут получить непосредственное отражение, основанное на наблюдениях автора, почерпнутых из общения с народом. Это могут быть эмоциональные описания отдельных фактов, ситуаций, жизненных явлений, которые в публицистике подвергаются углублённому анализу, предполагающему выводы о возможности воздействия на положение состояния дел в широком масштабе. В разных случаях публицистика решает различные задачи. В одних случаях требуется сообщить о новом важном факте, в другом – рассказать об опыте, в третьем – разъяснить теоретическое положение, его практическое значение, или показать человека. Поэтому возникли группы материалов с устойчивыми признаками. Характерные повторяющиеся признаки этих групп материалов позволили выделить определенные жанры.

Тема – это не «про что», а «о чём». Развитие темы происходит за счёт поиска новых фактов, данных из архива, временной оценки, изменения социума. Характерные особенности журналистской темы – нормативность, зависимость от типа газеты и вкуса читателей.

Индуктивное развитие темы - это движение от частного к общему. Дедуктивное – от общего к частному. В процессе разработки темы мы ищем недостающие факты. Трактовка темы приводит к идее, обобщающей мысли лежащей в основе произведения. В художественной литературе и в публицистике идея не всегда формулируется ясно, а в образах, композиции, характеристике героев. Одинаковые факты могут приводить к разным идеям.

 

  1. Факт как первоэлемент публицистики.

Факт представляет собой начало всех начал, опорную категорию публицистики. Без ссылки на факт, на работу с фактом не обходится ни одна серьезная статья о журналистском творчестве и его проблемах, об опыте видных мастеров.

В обыденном понимании факт – это то, что действительно произошло. ФАКТ – это устное или письменное высказывание, отражающее фрагмент реальности с обозначением его пространственных и временных характеристик. К фактам не относятся высказывания, относящиеся к будущему, прогнозы и мнения.

Важнейшие качества журналистского факта – истинность и конкретность. Истинность может носить частный или общий характер. Конкретность – говорит о том, что факт как первичное знание отражает отношения преимущественно единичные и заключается в пространственно-временные рамки. Неся в себе черты общего, факт по природе своей индивидуален. Утратив индивидуальность, факт перестанет существовать.

Фактические данные – результат первичной обработки единичных фактов.

По функциям факты можно разделитьна

- факты-основания

- факты-комментарии;

по содержанию – на

- единичные (индивидуальные),

- факты-эпизоды,

- факты-образы,

- факты-цифры.

 

СВОЙСТВА ФАКТА:

- истинность и конкретность высказывания,

- инвариантность факта (независимость факта от разных его толкований).

- наличие временных и пространственных показателей (это мера конкретности факта)

Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью.

Можно выделить теоретический и эмпирический уровни познания. «Эмпирия» выполняет описательную функцию; анализ, исследование – удел теоретического уровня познания.

«Пространственное положение» факта – черта не субъективная, а объективная, и оно должно пониматься как указание координат, как территориальная закрепленность. Любой факт обязательно фиксирован, как бы привязан к какому-нибудь событию исторической действительности, заключен в определенные пространственно-временные рамки. В этом заключается отличие факта от закона. Законы универсальны, они не содержат ссылки на определенное время, пространственное положение. В противовес закону, факт конкретен, всегда содержит ссылку на место и время.

Но такие необходимые качества, как указание на время и пространство, в тесте встречаются далеко не всегда и могут быть обнаружены путем некоторых преобразований и перестановок в условиях «проявляющей ситуации». Ряд высказываний можно расценить как факт, если из контекста выясняются признаки его пространственно-временной характеристики. В разных случаях по-разному расцениваются временные и пространственные показатели факта. При некоторых условиях указание точного времени необязательно, вернее, нам достаточно знать о нем в самом грубом приближении.

Единичный факт в естественных науках не играет основной роли, это не закон. В гуманитарной среде (история, юриспруденция и т.д.) единичный факт играет огромную роль, он может изменить весь ход событий. Публициста привлекает в факте не только проявление общего, но и не в меньшей мере признаки единичного, неповторимого. Вывод строится не на отрицании частных мотивов, а на их утверждении. Создаваемая теория-концепция в свою очередь придает новое освещение входящим в нее фактам. Вот почему в литературе и публицистике возможна типизация одного факта, с наибольшей полнотой и очевидностью выражающего ситуацию, концентрирующего социальный опыт.

Очень показательные примеры в этом плане дает фельетонистика, ибо понятно пристрастие сатириков к факту острому, парадоксальному. Фельетонисту нет надобности подбирать энное число одноплановых фактов, чтобы обосновать свой вывод о, например, живучести мещанства и в наши дни. Убедительность фельетона создается анализом одного факта, в котором социальное зло проявляется наиболее ярко и который благодаря этому может быть типизирован. Количественный фактор утрачивает в искусстве и литературе силу, зато утверждается все, наиболее полно выражающее внутренний смысл явления.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. К фактам науки журналисты обращаются в аналитических и публицистических жанрах. Часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др.

НЕТ ОСНОВАНИЙ ОТДЕЛЯТЬ ФАКТ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ОТ ФАКТА НАУЧНОГО: основные этапы познания в науке и в публицистике сходны, так как един путь от частного к общему, от конкретных индивидуальных фактов к абстракциям и обобщениям.

Однако факт публицистики имеет особенности. Предметом исследования публициста является не конечный процесс, а его становление, отдельные, наиболее выразительные моменты. Публициста привлекает в факте не только проявление общего, но и не в меньшей мере признаки единичного, неповторимого. В литературе и публицистике возможна типизация одного факта, с наибольшей полнотой и очевидностью выражающего ситуацию, концентрирующего социальный опыт.

Факт как продукт мыслительной деятельности является отражением объективной реальности, существующей вне и независимо от нас. Только в акте суждения можно констатировать истинность или ложность этого отражения в смысле соответствия или несоответствия его действительности.

Факт может быть облечён только в логическую форму суждения, устанавливающую определённую связь предмета и его свойств. Суждение может быть оболочкой, заключающей в себе и вывод, и закон.

Истинность фактов сама по себе не может гарантировать истинности выводов. На материале одних и тех же фактов можно выстроить правильную и ложную теорию. Всё зависит от того, в какой системе выступают факты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.168.10 (0.009 с.)