Основные барьеры восприятия социальной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные барьеры восприятия социальной информации



1.географический. Полнота и достоверность информации обратнопропорциональны расстоянию, разделяющему журналиста и событие, журналиста и аудиторию.

2.исторический. Полнота и достоверность информации обратнопропорциональна временному интервалу, разделяющему журналиста и событие, журналиста и аудиторию.

3.технический. Отсутствие техники и технологии для фиксирования сложных явлений

4.терминологические. Непонятность или различное толкование термина

5.семантический. Неправильное использование или декодирование знаков (семантический шум)

6.психологический. Особенности восприятия, памяти, установок и т.д.

А) мозаичность восприятия (Шпенглер)

Б) личное уравнение (Бессель). Не может быть всё так просто и очевидно

В) сложность моментальных ассоциаций

Г) пульсарное восприятие информации

Д) психофизиологические различия

7. резонансный.

А) дисбаланс интересов журналиста и аудитории

Б) отсутствие резонанса формы и содержания

8. Барьер компетентности - конфликт между уровнями компетентности, основами суждений отправителя и получателя информации.

9. Этический - сознательное желание дезинформировать аудиторию

10.Эмоциональный. Неприятие источника информации или аудитории

12.Тезаурусный – разница в ассоциативном восприятии слова (образы-вампиры)

13. Контрасуггестивный - несогласие аудитории с информацией или с ее частью

11. Барьер перегрузки

Факторы перегрузки на ТВ

n 1.Процесс визуального восприятия имеет дискретный, прерывистый характер, хотя нам и кажется, что мы видим объект постоянно. Поэтому мы можем четко различать предмет, если имеем на это достаточное количество времени;

n 2. Глаз отчетливо видит только в узкой зоне поля зрения – в так называемой «ямке сетчатки», где плотность колбочек и палочек высока;

n 3. Одномоментно мы можем воспринимать либо внешние зрительные образы, либо внутренние. Поэтому в случае, когда звуковой ряд формирует яркие внутренние образы, внешняя картинка не фиксируется;

n 4. Зрение – ведущий фактор восприятия. Если зрительный канал работает напряженно, слуховой канал как бы запирается. В этот момент мы не фиксируем смысл речи;

n 5. Наш взгляд обладает инерцией. Если мы следим за движущимся предметом, который неожиданно останавливается, взгляд продолжает движение и переходит на другой предмет;

n 6. Из двух движущихся объектов наш мозг зафиксирует взгляд на том, что движется быстрее и в направлении к нам;

n 7. Постоянно повторяющееся движение, не имеющая значимости для зрителя, в соответствии с эффектом торможения перестает фиксироваться (например, качание маятника);

n 8. Очень благоприятное впечатление производит всесторонний показ предмета в силу сформированной у нас онтогенетически активной внутренней потребности в движении при знакомстве с объектом;

n 9. Движение слева направо воспринимается легче и более благоприятно, нежели справа налево;

n 10. Движение по диагонали из левого нижнего угла экрана в правый верхний обычно ассоциируется с преодолением, достижением значимых результатов;

n 11. Движение по диагонали из правого нижнего угла в левый верхний вызывает смутные негативные ощущения;

n 12. Резкая и частая смена кадров ассоциируется с вторжением в персональное пространство и может породить отрицательные эмоции.

 

Факторы перегрузки на радио

  1. Суперсегментная перегрузка (ритм + просодия);
  2. Эмоциональное содержание звукоряда (звуковой орнамент текста):

n Взрыв – большой, грубый, сильный, страшный, громкий;

n Грохот – грубый, сильный, шероховатый, страшный;

n Писк – маленький, слабый, тихий;

3. Слуховое восприятие избирательно. Оно усиливает громкость интересующего нас звука и ослабляет громкость других, фоновых звуков;

4. Человек не может одновременно воспринять смысл двух и более длительных речевых сообщений. Если говорят одновременно два и более человека (например, в споре), человек запоминает одну точку зрения или не запоминает ничего, путается;

5. Мы способны активно управлять звуковым вниманием, переключать его с одного источника звука на другой;

6. Мы привыкаем к одному и тому же длительно повторяющемуся звуку и «перестаем его слышать»;

7. Мы неосознанно реагируем на каждый новый резкий звук;

8. Слух способен к стопроцентному различению речи только в случае, если уровень звука речи больше чем на 8 дБ превышает уровень фонового шума;

9. Слух обладает способностью к утомлению, если воздействовать на него звуком с уровнем выше 75 дБ продолжительное время. Снижение чувствительности может длиться до 16 часов;

10. Мы обладаем способностью запоминать связь звуков со зрительными образами;

11. В нашем сознании никогда не бывает полного отсутствия звуков (за исключением особых психологических практик).

 

 

Законы медиавосприятия

- Раньше Закон края: лучше запоминается начало или конец информации.

Сейчас «правило середины». «Поступай, как на рынке: бери из середины, ибо то, что сверху, положено для покупателя!»;

– Закон ассоциаций. Лучше воспринимается и запоминается то, что аудитория способна связать с уже известной информацией. При обсуждении любого вопроса в сознании аудитории доминирует определенное слово – так называемый номинант. Он рождает ассоциации, часть из которых может быть устойчивой и воспринимается как клише (обязанности – возлагаются на…, благодарность - объявляется…, мороз – и солнце. День чудесный…). Значительно богаче воспринимается материал, рождающий индивидуальные, нешаблонные ассоциации;

– Закон структурной четкости. Гласит, что случайный набор даже чрезвычайно важных фактов воспринимается и запоминается хуже, чем приведенный к какой-то логической доминанте. Психологи рекомендуют журналистам использовать «эффект подсветки смысла» - то есть обогощать текст знаками препинания на письме или интонационно при произнесении. Иногда чуть больше тире и многоточий. Чуть больше пауз и изменения интонации – и смысл становится прозрачным, логика – ясной;

– Закон сенсорности. Заключается в том, что сенсорная информация (относящаяся к работе органов чувств) запоминается лучше, чем абстрактная.

 

Уровни медиавосприятия

n Уровень первичной идентификации (варианты: низкий, фабульный, элементарный, наивно-реалистический, примитивный, фрагментарный). Эмоциональная, психологическая связь с медиасредой, фабулой (цепью событий) повествования

 

n Уровень вторичной идентификации (варианты: средний, сюжетно-синтаксический, отождествление с героем медиатекста и др.). Отождествление с персонажем медиатекста.

 

n Уровень комплексной идентификации (варианты: высокий, авторско-концептуальный, системный, адекватный, отождествление с автором медиатекста и др.) Отождествление с автором медиатекста при сохранении первичной и вторичной идентификации (с последующей интерпретацией увиденного).

 

 

Психология медиавоздействия.

 

Теории медиавоздействия

  1. Психологическая модель Комстока: человек перенимает поведение, увиденное на экране, тем сильнее, чем большей значимостью (индивидуальной важностью) оно обладает и чем выше степень возбуждения (эмоциональной нестабильности) индивида;
  2. Модель когнитивной обработки Торсона: приближение демонстрируемой среды к реальной среде реципиента усиливает медиавоздействие;
  3. Модель медиазависимости M.Л. де Флера и С. Болл-Рокеша: зависимость индивидов от СМИ как источника новостей и информации непрерывно возрастает. В критической ситуации зависимость индивидуальных членов общества от масс-медиа практически тотальна;
  4. Теория волшебной пули Лассуэла и Кеннона: коммуникация похожа на пулю, которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания или мотивацию. Зритель, читатель, слушатель беззащитен, информация зажигает его как электрическую лампочку;
  5. Когнитивная парадигма: выводы чаще всего делаются на базе регистрации психофизических показателей – частоты сердечных сокращений и кожно-гальванической реакции. В рамках этих экспериментов практически доказано, что решающим в случае стимулирования интереса является элемент формы, а не содержания.

Эта же парадигма утверждает: большинство людей относится к группе «бунтарей» – то есть более или менее открыто, но постоянно изменяет и отклоняет любую доминирующую идеологию, отраженную в сообщении. Следствие: медиатекст вызывает желание познакомиться с ним и воздействует за счет того, что содержит негативное, альтернативное или оппозиционное прочтение;

  1. Теория фрейминга: фреймы - схемы предъявления новостей, их обработки и хранения в нашем сознании. Они - часть реальности, а потому ее формируют. И даже если вы не приемлете сообщение, оно уже в силу просмотра или прослушивания становится частью вашей реальной жизни. Такое воздействие СМИ – фрейминг;

Чем точнее инф-я соответствует фрейму, тем прочнее она закладывается в картину мира аудитории.

  1. Спираль молчания Ноэль-Ньюмана: общество стремится изолировать человека, не согласного с мнением большинства человек постоянно переживает страх изоляции; это толкает его либо к принятию мнения большинства, либо к противопоставлению себя большинству (две стороны одной медали) такое стремление проявляется в его поведении, особенно в публичных высказываниях число придерживающихся общепринятого мнения нарастает как лавина. Достаточно запустить мнение и сказать, что по статистике оно общепринятое, как тут же оно станет общепринятым.

Этот закон срабатывает тем вернее, чем менее стабильно общество.

n Okami- в Японии нечто вроде Римского клуба, прослойка людей, к чьему мнению прислушиваются. Не может быть больше 20 чел.

n Липман: человек воспринимает не чью-то оценку, а свою фантазию на тему оценки

n Проблема медианаркотизации Лазарсфельда и Мертона: большинство из нас, благодаря сообщениям СМИ, имеют четкое представление о проблемах общества, понимают, что многие из этих проблем уже на грани допустимого, но при этом мы абсолютно пассивны. Ведь эти проблемы – часть нашей фантазии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.017 с.)