Социологические методы в работе журналиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические методы в работе журналиста



Советуем на эту тему почитать книги Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать?..» и «Методы сбора информации в журналистике», а также учебное пособие М.М.Лукиной «Искусство интервью».

Классические примеры, которые приводятся в учебных пособиях по социологии журналистики и по методам, используемым в журналистике, это эксперименты А.З.Рубинова в «Литературной газете». Один из таких экспериментов назывался «Меченые атомы». Сотрудники редакции инициировали рассылку в разные концы страны 100 писем от разных авторов и фиксировали, через какое время они придут к своим адресатам. В результате этого эксперимента, который можно в полной мере назвать социологическим, хотя он делался для публикации в газете, выяснилось, как работает почта в разных регионах.

Другой эксперимент, сделанный тоже строго в соответствии с социологическими принципами, касался работы телефонисток. Исходная ситуация состояла в том, что несколько специально отобранных участников исследования звонили своим знакомым в разные города и фиксировали, через какое время им дали соединение и как телефонистки вели себя при этом. Через несколько дней эксперимент повторили, но уже изменили начальные условия, предупредив о нем начальство московского телеграфа. Нетрудно догадаться, что на этот раз, в отличие о первого эксперимента, телефонистки были сама любезность и соединяли с абонентом почти сразу. Конечно, и об этом появился прекрасно аргументированный материал в «Литературной газете». В результате нескольких подобных экспериментов А.З. Рубинов написал книжку «Операции без секретов», с которой каждый из вас может к своей пользе познакомиться.

В литературе упоминается и другой пример, когда известный публицист Александр Минкин опросил в очереди, которая стояла проститься с Сахаровым, 1305 человек - год рождения и профессию. Это помогло точнее узнать, кто разделяет гражданские позиции ученого и правозащитника, а публикация журналиста оказалась весьма убедительной.

Коль скоро речь идет об использовании социологических методов в журналистской работе при написании публикаций, следует перечислить те особенности, которые могут оказаться полезными любому журналисту.

1. Знание особенностей социологических методов помогает более строго планировать проведение журналистского интервью или составить более строгую стратегию анализа документов, пусть даже единичных, знать какие требования предъявляются к достоверности документа, иметь представление о способах проверки достоверности и т.п.

Конечно журналистское наблюдение ситуации, которое встречается каждый день почти в работе журналиста, если он поехал на какое-то событие, наблюдает поведение его участников, обстановку и т.п., также несомненно будет более глубоким и охватит большее количество признаков, если журналист будет знаком с социологическими особенностями этого метода. Он предполагает набор признаков, сетку, схему наблюдаемых элементов, чтобы ничего не упустить в соответствии с задачами исследования.

Короче говоря, знание особенностей социологических методов, как правило, структурированных, формализованных, нацеленных на получение объективной, представительной и точной информации, если его спроецировать на использование сотрудниками редакций традиционных журналистских методов, может значительно обогатить их методологию и технику, помочь сделать материал более глубоким и доказательным.

2. Журналист и сам может для своей журналистской публикации провести социологическое исследование, чаще всего небольшое и локальное, которое поможет и ему самому (и через него читателю, зрителю, слушателю) понять более многомерно социальные проблемы. Например, можно провести очный или телефонный опрос о работе органов местного самоуправления по решению транспортных, жилищных проблем, отопления жилого сектора, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т.п. Для этого можно составить небольшую анкету (можно напечатать ее в газете) или вопросник для интервью (уличного, телефонного, проводимого по месту работы или учебы по серийной выборке и т.п.). Но локальные исследования, как правило, не репрезентативны и журналист должен обязательно сказать об этом в своей публикации.

Мы часто видим по телевидению, как журналист с микрофоном выходит на улицы и опрашивает встречных по поводу какого-то важного на сегодня события, затем монтирует ответы. Здесь очень важно, чтобы в опросе участвовали и мужчины, и женщины, люди разных возрастов и разных точек зрения, то есть чтобы выборка была бы типическая. И если опрошено 20 человек, если в эфир пошли только шесть интервью, то в них должно быть соблюдено примерное соотношение суждений «за» и «против», которое проявилось в опросе, чтобы не было навязанного мнения. Хотя (еще раз повторю) такая выборка никак не может представлять мнения всех жителей данного города или района.

Можно быстро и без особых денежных затрат сделать телефонный экспресс-опрос по какой-то проблеме, правильно сделав выборку. Расскажу об одном из таких опросов, который мы провели с редакторами районных газет Кировской области на семинаре по социологическим методам в работе журналиста. Методом мозговой атаки участники семинара выбрали одну из самых злободневных на тое время проблем - переименование города Кирова. Буквально через два дня должна была решиться судьба этого названия на заседании местных властей.

В семинаре участвовало около 20 человек. Было решено, что каждый опросит по 10 человек, задавая три вопроса:

1. Хотите ли вы, чтобы Киров был переименован? (да, нет, затрудняюсь ответить)?

2. Если да, то как? (Вятка, Хлынов - прежние названия Кирова)

3. Почему вы дали такой ответ?

Два первых вопроса были закрытыми, третий - открытый.

Взяли телефонный справочник Кирова, выбрали при помощи систематической выборки (выбирая каждый, предположим, 32 номер) 100 телефонов, составили еще запас в 30%, то есть каждый имел 13 номеров телефонов. Обзвонили людей и получили однозначные результаты: около 82% опрошенных были против переименования, примерно 13% затруднились с ответом, еще 5% были «за», предпочитая название «Вятка». Наиболее часто называемые причины, по которым кировчане не хотели менять названия города, были: мы здесь родились; привыкли к этому названию; Сергей Миронович Киров был хорошим человеком, за что его и убили; Вятка край ссылок и это название навевает неприятные ассоциации; зачем город называть Вяткой, когда есть река Вятка.

Прорабом этого исследования был один очень активный и умный редактор, который был явно за переименование города. При опросе, видя, что основная масса интервьюируемых кировчан против переименования, он решил опросить 20 человек вместо 10, надеясь получить нужные ему ответы, но итог был таким же. Когда мы подводили итоги исследования, он сказал, что почувствовал пользу объективной социологии. Участники семинара написали об этом опросе в областную прессу и в свои издании. Дальнейшей судьбы заседания и решения властей я не знаю, потому что уехала из Кирова. Знаю одно - город не был переименовали, видимо общественное мнение, которое проявилось в результате нашего исследования было учтено.

При этом нужно принять во внимание, что телефоны в Кирове во время опроса были только у части горожан, самых активных госслужащих, интеллигенции, то есть по идее более открытых к переменам. Но даже они высказались против изменения названия города.

Помимо опросов журналисты могут с успехом применять методику структурированного наблюдения: например, поведения людей в ситуации теракта (поведение пострадавших, правоохранительных органов, врачей, журналистов, родственников пострадавших, посторонних наблюдателей и т.п.). Часто такое наблюдение сопровождается интервью с участниками событий по поводу пережитого, увиденного.

Применение метода контент-анализа можно использовать при анализе документов, публикаций своего (например, для обзора на летучке) и чужого издания, ТВ, РВ программ, редакционной почты и т.п.

Короче говоря, надеюсь, вы убедились, что знание социологических методов лишним для вас не будет.

Еще раз напомню, что социологические методы отличаются от журналистских тем, что они формализованы, структурированы, имеют дело с большими массивами объектов. Журналист, проводя интервью, наблюдая ситуацию, анализируя такие-то тексты, как правило, имеет дело с конкретными людьми, которые интересуют их в своем индивидуальном качестве, или с уникальными документами, или наблюдает ситуацию, которая происходит здесь и сейчас и вряд ли повторится.

Психология медиавосприятия.

Этапы восприятия информации:

 

n внимание

n кодирование (категоризация)

n хранение

n воспроизведение

 

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Качества текста, которые отвечают за непроизвольное привлечение внимания (субмодальности): аудиальные, визуальные, интуитивные.

Интуитивные: 1) прогнозирование (ощущение формата: либо есть внимание, либо нет).

2) концептуализация (наши представления об авторской идее).

3) персонификация (составление портрета автора по первой строчке. Например, выявляется пол).

4) перенесение отождествления (часть своих характеристик переносится).

 

Качества медиатекста, необходимые для привлечения внимания и для того, чтобы перейти от непроизвольного внимания к произвольному:

1) предметность (сразу должно быть понятно, о чем текст).

2) константность (сюжетность, сюжет не меняется).

3) динамизм (поддерживается субмодальностями).

4) читабельность (способность воспринимать материал во внутренней речи).

5) неожиданность содержания или формы.

6) целостность

 

Субмодальность – привлечение непроизвольного внимания.

Основные аудиальные субмодальности:

n - стерео или моно;

n - слова или звуки;

n - громкость (громко или тихо);

n - тон (резкий или мягкий);

n - тембр (окраска звука);

n - местоположение источника звука (далекий или близкий);

n - длительность (короткий или длительный звук);

n - непрерывность или прерывистость;

n - темп (быстрее или медленнее обычного);

n - отчетливость (отчетливый или приглушенный).

Визуальные субмодальности:

n - ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный (вижу себя в картинке);

n - цветной или черно-белый;

n - в рамке или без границы;

n - глубина (плоский или объемный);

n - местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу);

n - расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка);

n - яркость;

n - контрастность;

n - резкость (размытый или сфокусированный);

n - подвижность (фильм или слайд);

n - скорость (быстрее или медленнее, чем обычно);

n - количество (разделенный экран или составной образ);

n - размер.

 

Ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс привлечения внимания:

Тип СМИ или его составляющая Переменная
Печать размер страницы, цветность, толщина бумаги, текстура страницы, размер шрифта, дизайн шрифта, толщина шрифта, ширина колонок, пробелы, абзацы, соотношения текста и графики
Радио качество записи, звуковая перспектива, усиление звука, эхо, изменения скорости
Телевидение большинство переменных фотографии, все переменные радио, монтажные кадры, наплывы изображения, перехлест кадров, панорамирование, передвижение, разделение экрана, наложение звука и картинки
фотография рамка, выбор фокуса, баланс цвета, контраст, размер

 

Категоризация (кодирование)

- отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов или к категории (старый человек, студент, праздник, ДТП…)

Виды категорий:

простые сложные

(ребенок) (религиозный человек)

 

Основные факторы, определяющие направление категоризации

n Выпуклость

n Жизненность

n Первичность

 

Процесс категоризации запускается эвристикой (экономия времени и принятие решений). Эвристика

- обозначает сокращение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Виды Э.:

n Эвристика наличности (явление оценивается на основе готовых суждений, которые имеются в памяти и легче всего приходят на ум при формулировании оценки)

n Аттитьюдная эвристика (то, что показано недавно – важно)

n Симулятивная эвристика (если долго говорить о проблеме, то она будет казаться важной)

Условия применения эвристик

1) дефицит времени для обдумывания ситуации;

2) перегруженность информацией, затрудняющая воз­можность ее обработки;

3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;

5) непроизвольность быстрого решения.

 

С процессом эвристики связаны многие психологические эффекты:

  1. Эффект первичности (прайминг) (первая версия события запоминается лучше)
  2. Эффект новизны
  3. Акценты (иллюзорные корреляции)

 

Хранение и воспроизведение

n Общий принцип: лучше хранится и воспроизводится то, что лучше структурировано

 

Основные способы структурирования информации:

  1. Прототип - типичный представитель данной группы объектов, с которым мы сравниваем объект, о котором узнали только что (корова – млекопитающее).
  2. Схема — структурированное знание о какой-либо кате­гории, формирующееся, в основном, посредством описания (схема - комната).
  3. Скрипт - описание цепи последовательных действий, уместных в данной ситуации и организованных вокруг какой-либо цели (скрипт - просмотр телевизора).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.034 с.)