Документальность образа. Допустимые формы условности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документальность образа. Допустимые формы условности



Условность определяется прежде всего понятием "вымысел". Условность можно трактовать как способ авторского воображения и как способ постижения внутренней сущности изучаемых объектов.

Публицистическая условность - сложный механизм отображения действительности, имеющий своей исходной точкой документальную фиксацию жизненного факта, а также свободу, ассоциативность и логичность авторского мышления.

В публицистике есть бесконечное множество разных форм условности. Наиболее употребляемые:

1) отбор и эстетическая обработка документальных фактов в процессе типизации

2) выбор определенных ракурсов или точек зрения

3) автор и авторская позиция

4) фабульно-сюжетные и композиционные решения

5) использование некоторых форм вымысла

Возможные формы вымысла (домысла) в публицистике:

- автор отбирает из всей совокупности своих наблюдений те, которые он считает типичными и значительными

- автор усиливает, подчеркивает одни черты героя за счет других черт

- автор дополняет черты одного реально существующего человека чертами другого

- автор сдвигает события во времени, переносит их в пространстве (не нарушая границ эпохи)

- автор "догадывается" о мыслях и переживаниях своих героев

- автор вводит в среду реальных людей вымышленные персонажи (чаще всего лирического героя)

- автор включает в текст произведения вставные новеллы - рассказы с вымышленными персонажами.

Образ-факт есть открытие художественного смысла, заключенного в действительности, и воплощение его средствами, доступными в публицистике, т.е. словом.

Образ-факт - это совпадение природных данных факта с замыслом художника.

В узком смысле образ-факт - это эпизод, характер, деталь, в которых явление предстает в предельном своем выражении и которые несут символическое значение.

В широком смысле образ-факт - это любой документальный образ, созданный методом типизации.

Связанность образа с понятийной логической структурой текста

Связанность - соединение образа и понятия.

В публицистическом тексте соединение образа и понятия означает соединение образа и модели, что рождает образ-модель.

Модель - система, которая с той или иной степенью сходства воспроизводит другую систему (оригинал) и замещает ее в познавательном процессе.

Образ-модель - модель, объединенная в единое целое в виде видимой, представляемой картины.

Характеристики образа-модели:

1) образ в системе образа-модели, как и во всей публицистике, приближен к макету, к схеме, к обнажению внутреннего;

2) образ балансирует на грани - становясь моделью, он не перестает быть образом;

3) в образе-модели соединяются продукт ассоциативного мышления (образ) и продукт мышления по аналогии (модель).

Публицистический образ зачастую вторичен

Образ-концентрат - художественные формулы, сосредоточившие смысл определенной ситуации или явления, замещающие понятия и в качестве такого заместителя имеющие хождение в обыденной жизни, публицистике и литературе.

Источники появления образов-концентратов:

1) разговорная речь и просторечие

2) фольклор

3) литературные произведения

4) популярные песни, кинофильмы (масскультура)

5) сам журналист создает такие понятия

Характер - это сложная система в психике человека. В его формировании главную роль играют условия жизни и деятельности людей. Генетически детерминированные свойства темперамента являются предпосылками для формирования характера, развития умственных и физических способностей.

Проблемное исследование связано с оценкой характера и с социально-нравственной оценкой, выраженной в логико-понятийной форме. Способом и формой логико-понятийной оценки становится проблема. Проблемный подход к изображению человека обозначает вскрытие противоречий социального бытия.

Особенности создания образа-характера:

1) образ-характер создается с помощью избирательной типизации, представляющей собой поиск реального героя, несущего в себе черты, характерные для группы;

2) психологическое исследование образа опирается на реальные факты реальной биографии;

3) опора на подчеркивание индивидуальных качеств и черт характера, смещение в сторону индивидуального.

Среди индивидуально-типических образов-характеров можно выделить:

1) главные герои публицистического произведения;

2) второстепенные (эпизодические) герои;

3) персонажи, наделенные именем и упоминаемые в связи с определенной ситуацией или событием;

автор произведения (образ автора

Образ времени. Сверхпублицистика и сверхпублицистичность

На уровне образов-деталей существуют образы-символы.

Деталь-символ - деталь, поднимающаяся на более высокий образный уровень.

 

Публицистика (от лат. “publicus” - общественный) - особый род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистика - тексты неинформационных жанров.

Сверхпублицистика - публицистические произведения, по каким-либо причинам теряющие связь с конкретным социально-историческим временем, становящиеся относительно автономными, живущие продолжительное время - от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий.

Публицистический текст действителен.

Причин, отрывающих текст от сегодняшней действительности, по крайней мере три:

1) повторение глобальной социальной ситуации ("куска" времени) на новом витке действительности;

2) социальные обобщения в таких произведениях переходят в обобщения этические. Предмет таких произведений от взаимоотношений людей и социальных обстоятельств смещается в сторону взаимоотношений людей и этических обстоятельств на определенном социальном фоне.

  1. Понятие жанра. Жанровые признаки. Система публицистических жанров.

ЖАНР - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип худественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "Ж. " обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового иск-ва вообще.

Кройчик: Жанр - относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.

Пронин – историч сложив целостный, относит устойч тип текста, различ по способу освоения жизн мат-ла.

Тертычный: Жанр – устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами).

Под журналистскими жанрами подразумевается устойчивая группа публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками.

Эти признаки называются жанрообразующими факторами.

В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора:

1) предмет отображения ("что мы отображаем?").

С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы:

- отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности)

- отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано).

2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?").

Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей.

3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?").

Методы отображения:

1) рационально-познавательный

2) художественно-образный метод.

Если преобладает художественно-образный метод, то будем писать очерк или фельетон, если рационально-познавательный то аналитический.

Рационально-познавательный метод главенствует в журналистике и включает себя два уровня познания:

- эмпирический (информационные публикации)

- теоретический (аналитические публикации).

Признаки жанра.

Кройч ик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие.

Пронин:

- по предмету отражения

- на ур-нь осмысления

Гуревич:

- Объект прич – тип СМИ, а…

- суб проф жур-та

- инд псих особ жур-та

 

Традиционный подход к классификации жанров:

I. Информационные: заметка, отчет, интервью, репортаж

II. Аналитические: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, расследование.

III. Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма.

 

Кройчик считает, что какая бы ни предлагалась классификация публицистических текстов, они непременно должны включать в себя 3 важнейших компонента: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие.

Его классификация

I. Оперативно-новостные – заметка

II. Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчет

III. Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия.

IV. Исследовательские – статья, письмо, обозрение.

V.Исследовательско-образные / художественно-публицистичские – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

 

Тертычный

I. Информационные: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог.

II. Аналитические: анал отчет, анал корр-я, анал литер опрос, беседа, комментарий, обзор сми, исповедь, обозрение, расследование, версия, анал интервью, рецензия, статья, письмо.

III. Худ-пуб: очерк, фельетон, памфлет, анектод и тэ дэ.

 

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Характерно: единство со средой, иерархичность, многоуровневость. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей делают невозможным их вычленение без разрушения самой системы.

На сегодняшний день современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерная особенность – стабильность + подвижность. В системе жанров свои внутренние и внешние связи. Внутренние связи обусловлены единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия ан общественное мнение.

Границы жанров размыты. Часто в одном тексте сочетаются признаки разных жанров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.147 (0.02 с.)