Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По Прохорову социальные функции.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По Прохорову социальные функции. 1. Коммуникативная. 2. Идеологическая. 3. Непосредственно-организаторская. 4. Культурно-образовательная. 5. Рекламно-справочная. 6. Рекреативная (для отдыха). Коммуникативная функция является исходной функцией общения. Создают условия для выполнения всех остальных функций. Их сущность налаживание и поддержание инф.обмена со своими «контрагентами». автор – аудитория аудитория – аудитория журналист – журналист социальные институты - аудитория журналист – социальные институты Прочный контакт устанавливается тогда, когда аудитория признает его своим, социальные институты чувствуют силу его влияния, признают его авторитет. Идеологическая функция. Играют основную роль в системе функций. В условиях существования разнообразия положений и интересов людей, положение становится полем борьбы и столкновений. Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, к социальным проблемам и способам их разрешений. Определяются цели и средства деятельности государственных и общественных образований. Понятия, непосредственно связанные с сознанием: миросозерцание – обобщенная модель действительности, художественное мировоззрение. Мировоззрение – совокупность научно-теоретических представлений о законах природы и общества (принципы, взгляды, убеждения). Это часть нашего сознания формируется под воздействием наук. Общественное мнение при этом зависит от наших фундаментальных отношений. Непосредственно-организаторская функция проявляется под воздействием СМИ на принятие решений различными социальными институтами, должностными лицами. По отношению к другим, журналистика выступает институтом управления, добивающаяся разработки и принятия решений, организации их исполнений. Эта функция реализуется в трех направлениях: публикация, анализ, обсуждение документов различных социальных институтов и частных структур; анализ реальной практики состояния дел; контроль за выполнением решений. Культуроформирующая функция зависит от реального времени. Должна способствовать развитию личности каждого человека и таким образом повышать уровень культуры в целом. Отличаются от идеологических тем, что имеют широкий, универсальный характер и не имеют столь жесткой прагматической направленности. Рекламно-справочная функция заработала тогда, когда время заставило. Рекреативная функция осуществляется через публикации и передачи развлекательного характера. Гос.политика в сфере СМИ. Основа государственной политики – законодательство и другие нормативные акты. Согласно конституции каждому гарантируется свобода мысли и слова, и каждый имеет право искать, передавать, получать, распространять и хранить инф. любым законным способом. При этом цензура запрещается. Деятельность СМИ регулируется законами. Контроль за деятельностью СМИ осущ. в целях соблюдения законодательных норм. Частью гос.политики в сфере СМИ является непосредственный контроль за соблюдением законодательства о СМИ осущ.спец.гос.органами. исторически такие органы регулирующие деятельность СМИ обозначаются термином цензура (делаю опись). Цензуру делят на предварительную и последующую(карательную). С юрид.т.зр. цензурой считается только предварительная, т.е. требования предварительного согласования в материалах СМИ с офиц.организациями перед их публикацией. Предварительная – до выхода в свет, написанное либо вообще не выходит, либо выходит с исправлениями. Последующая – могла делать замечания, выносить предупреждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы. Фактически ее осущ. ряд гос. организаций и прежде всего министерство к ведениям которого относится СМИ. Так же цензура сущ. и в других формах: -консультативная – это консультирование СМИ компетентными организациями по каким-либо вопросам. Рекомендации в этом случае принимаются добровольно. -косвенная – это попытка воздействовать на СМИ в нужном направлении, осущ. частными лицами неофициальным путем. Иногда выделяется термин «самоцензура», но это по сути соц-ая ответственность журналиста перед обществом и перед самим собой. СМИ рассматривается как 4 власть. Власть – это доминирование человека, группы, организации в отношении с другими. Суть власти – прямым или косвенным путем добиться подчинения людей с целью реализации поставленных задач. Призвание журналистики – реализовывать волю и власть народа. Важен вопрос о легитимности СМИ – законности получения и использования журналистикой ее властных полномочий. Властные полномочия СМИ различны: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ. Журналистика представляет и обсуждает всевозможные явления жизни, то есть участвует в создании духовной атмосферы в обществе. По действующему законодательству в России действует цензура. Рассмотрим 3 важных момента: 1)добиваться власти народа – значит учитывать требования, взгляды, нужды народа; 2)информационное обеспечение реализации демократических требований во всех областях общества (экономика, культура и т.д.) 3) СМИ необходимо ясно представлять свое место в системе институтов. Деятельность в сфере СМИ должна базироваться на идее и практике политического, идеологического и культурного плюрализма. В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Государственная политика должна учитывать объективные нужды в информационном обеспечении демократии. Первоначально законодательные предложения попадают в Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы, который проводит публичные слушания в Палате по информационной политике, после чего обсуждается Госдумой, после выносится на Совет Федерации и на подпись Президенту. Основы государственной политики приняты на всенародном референдуме Конституции РФ. Законодательство регулирует внутрижурналистские отношения, права журналистов, отношения между СМИ и аудиторией.
Социальные барьеры, созданные нашим обществом: 1. Законы. 2. Цензура. 3. Этические нормы. 4. Аудитория. 5. Политическая система. 6. Национальные интересы. 7. Религиозный фактор. Барьеры общения и умение их ослабить. Агрессивности противопоставляют настойчивость. Многие боятся журналистов. надо вести себя очень дружелюбно, беззаботно, рассуждать о праве общества на ту информацию, которой этот человек обладает. Надо позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя непринуждённо. Надо скорректировать свой внешний вид. Если собираетесь говорить с бездомными, не надевайте лучший костюм. И наоборот – если идёте к премьер-министру, не надо надевать джинсы. Надо найти какой-то общий интерес. Если ничего не помогает, попросите о помощи, скажите, что редактор будет очень недоволен вами. В самом крайнем случае можно пригрозить: так, мол, и напишем, что вы отказались комментировать. Знаменитости. Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, но не назойливо. Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах, а на тщательном журналистском расследовании. К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность + необычные вопросы. Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности. Официальные лица. Официальные лица интересуют журналистов чаще всего не как персоны, а как источники информации о деятельности организаций и учреждений, к которым они относятся. Наибольший интерес для журналистов представляют авторитетные источники, т.е. лица, обладающие властью или принимающие решения в той сфере, о которой идет речь. 2 проблемы: опасность невольного искажения информации при передаче, интерпретации фактов, а также передачей намереннодозированных сведений. «Бывшие». Большинство журналистов в своих расследованиях опираются на общение с источниками, располагающими сведениями об актуальном состоянии дел, и нередко игнорируют информацию о прошлом. Между тем то, что могли бы рассказать бывшие директор, секретарша, бухгалтер, наконец, бывший сосед по подъезду, добавило бы в расследование больше деталей, свидетельств, историй из прошлого и, возможно, пролило бы свет на современное положение вещей. Надо знать их цели!
Представители меньшинств. серьезная проверка на профессионализм. это уважение к принятым в этой среде традициям и обычаям. надо решительно отринуть все сложившиеся общественные стереотипы и быть особенно осторожным в словоупотреблении. Пожилые люди. Не следует ограничивать беседу во времени. Не проявлять нетерпения.. Увеличить время для «разминки». Проявить терпимость и не вступать в спор. Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение. Одеться построже, не использовать яркой косметики, входить в комнату неспешно и со спокойным выражением лица, как хороший знакомый. Дети. Психика их менее устойчива, чем у взрослых. Поэтому, решаясь на интервью с ребенком, надо тщательно взвесить все «за» и «против». Не подвергать его испытанию публичностью, если в этом нет особой необходимости, даже если это нанесет ущерб полноте собранного материала. Главная заповедь – Не навреди! Неполноценные люди. Обращаться к инвалидам напрямую, даже если есть переводчик. Говорить с инвалидами нормальным голосом; если вас не поймут или не услышат, вам об этом дадут понять. С умственно отсталыми людьми лучше беседовать медленно, негромко, простыми, понятными фразами. Однако такой язык вовсе не должен быть нарочито детским. С инвалидом в коляске говорить лучше, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз вашего собеседника; на колени вставать не следует — это может показаться ему унизительным. При подаче информации стараться избегать стереотипов, излишней героизации; не преувеличивать страдания и не возводить инвалида на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях, например о вождении им машины; Деликатно использовать лексический ряд. По возможности стараться объяснять медицинские термины Люди в горе. выразить соболезнования родным, при этом не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание. Журналист должен быть готовым к тому, что могут быть слезы. Необходимо дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства, даже если для этого нужна длинная пауза. Однако не следует эксплуатировать горе. Жертвы насилия. Беседуя с жертвами преступлений, журналист всегда окажется перед дилеммой, помогут его вопросы или, наоборот, навредят. Задавая вопрос, журналист должен учитывать, что чувствует жертва преступления, и быть исключительно деликатным в своих расспросах. Преступники. Интервью с людьми, признанными виновными в совершении преступления, по закону не возбраняется. информация «на выходе» должна защищать общественные интересы. не следует позволять выставлять в положительном свете свои поступки и противозаконные действия не может быть и намека на то, каким образом преступление совершалось., интервьюируемый не должен давать советы, как можно избежать наказания.
Наблюдение. Всякое творчество - художественное, производственное, публицистическое начинается наблюдения действительности, изучения, накопления фактов. В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Следовательно, наблюдение как метод познавательной деятельности журналиста есть такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер и регулируется некоторыми правилами. Журналисту в своей деятельности приходится использовать не только целенаправленное, преднамеренное, контролируемое наблюдение, но и преднамеренное неконтролируемое, поэтому в теории и практике журналистики принято подразделять наблюдения на 2 вида: 1.Произвольное наблюдение Произвольное - значит протекающее само по себе. Ненамеренное- не имеющее определенных целей и планов. Произвольное наблюдение,т.е. умение замечать различные жизненные проявления, факты, запоминать их и снова искать. Это не разовая акция, это постоянный непрерывный процесс, обогащающий мысль впечатлениями. К нему журналист должен привыкнуть, как к рабочему состоянию, жизненной потребности. Искать везде и всюду новые факты, из которых можно добыть тему или использовать их в своих текстах - закон журналистики. Поводом для наблюдения становятся объекты действительности, и в первую очередь те, которые отличаются неординарностью. А именно объекты могут отличаться: нестандартной формой, необычной величиной, подвижностью, красотой или наоборот. 2.Целенаправленное наблюдение т.е. предпринятое по заранее составленному плану и имеющее заранее намеченную цель.К нему прибегают, когда твердо знают кому будет адресовано и чему будет посвящена публикация. Поэтому при целенаправленном наблюдении собирается не любой, а по преимуществу материал, который требуется по строго выбранной теме. Готовясь к целенаправленному наблюдению, надо определить когда оно будет проводиться, в каком месте, зачем именно и как долго. ЦН имеет несколько разновидностей: Локальное -привязано к определенному месту, имеет узкую биографию, особое внимание следует уделять подготовительному этапу. Надо убедиться в том, что информация, которую вы намерены собрать на конкретном участке окажется достаточной для убедительных выводов, обобщений, т.е. типичной. Однократное и многоразовое. Одноразовое - когда журналист имеет дело с процессами, протекающими в коротком промежутке времени (митинги, спортивные матчи, события, которые не повторяются) подобный материал используется в репортажах и зарисовках. Многоразовое -когда журналист обращается к одному и тому же объекту несколько раз. Открытое и скрытое. Открытое - когда журналист не скрывает от окружающих своих целей. Скрытое - журналист работает «инкогнито». Это наблюдение проводится в том случае, если журналист убежден, что своим присутствием он окажет нежелательное воздействие на окружающих и получит информацию, несоответствующую действительности. Включенное наблюдение (Метод «маски»). Этот метод пришел в журналистику из социологии и художественной литературы. Впервые у к методу включенного наблюдения обратился французский исследователь Фредерик Ле Плэ, издавший в 1885 году книгу «европейские рабочие». Его интересовал быт рабочего класса (сам входит в рабочую среду, устраивается на завод, в течение нескольких лет живет как рабочий). Лондон, Гильяровский, Кольцов, Гюнтер. До того, как принять решение о проведении включенного наблюдения журналист должен уяснить для себя 3 момента: 1. должен убедиться в том, что его замысел не нарушает профессиональной этики утвердившихся в обществе норм морали. 2.включенное наблюдение имеет ряд сложностей юридического характера, ж-ст, входя в новую проф. Среду берет на себя новые обязанности. Закон запрещает быть журналисту- врачом, юристом, занимать выборные должности. 3. это долгое отсутствие на рабочем месте, а замещать его кто-то должен.
Значение документа все более возрастает. Документ проникает во все сферы общ.жизни – анкеты, протоколы, стенограммы, отчеты, факсы, письма. Изучение док. становится одним из важнейших методов. Владеть им должен каждый жур-ст. Документ – поучительный пример, способ доказательства. Документальной наз. любую информацию, фиксированную в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото, кинопленке. Важно различать документ и источник. Документ может служить источником. Классификация документов: 1. способ фиксирования информации – рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные ленты. 2. тип авторства – личные или общественные 3. статус документа – официальные или неофициальные 4. способ получения документа – естественно функционирующие; созданные спец. По заказу жур-та; вызванные – ответы читателей. 5. степень близости к материалу – первичные или вторичные. Проблема достоверности и надежности документа: достоверность и надежность документов серьезная проблема. Надежность – это уверенность в том, что мы имеем дело с той информацией. Достоверность – проблема истинности данных, их соответствия действительным событиям. Документ может быть весьма надежным и тем не менее содержать совершенно недостоверную информацию. Следует различать описание событий от его оценки; факты и мнения. Описание содержит фактическую информацию, позволяющую более или менее объективно реконструировать событие, авторская же оценка субъективна. Важно так же установить какой инф. пользовался составитель документа. Считается, что первичный надежнее вторичного, а официальный предпочтительнее неофициального. Существуют разработки опред.надежность документа в зависимости от намерений составителя. Достоверны, если: 1. они не затрагивают интересы автора 2.наносят определенный ущерб автору 3. с т.зр. автора они не существенны 4. автор относился к ним недоброжелательно. Важно – как обстановка, в которой составлялся документ, могла повлиять на его содержание. Жур-ст обращается к изучению документов с различными целями: знакомится с проблемой или человеком, углубляет свои познания, подкрепляет или опровергает свою позицию Различна функция док-та в материале: может служить иллюстрацией или комментарием; основным аргументом; может быть самостоятельным произведением жур-ки. Понятие «документ» употребляется сегодня в двух смыслах – широком и узком: - В широком смысле – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве, - В узком – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». (Т.е. понимаем слово «документ» в самом широком смысле). Документ и источник. Если верить Лазутиной, журналист представляет действительность как совокупность источников информации. Существует три типа источников: - документ, - человек, - предметно-вещественная среда. Одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов. Основным источником информации считается человек, но и возможности работы с документами нельзя недооценивать. Классификация документов как первый шаг их анализа. Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Следующий шаг – классификация документов – первый этап анализа. В журналистике принята следующая классификация документов. По типу деятельности, породившей документ: 1. Государственно-административные; 2. Производственно-административные; 3. Общественно-политические; 4. Научные; 5. Нормативно-технические; 6. Справочно-информационные; 7. Художественные. По сферам их обращения: 1. Производственные (Совокупность текстов, которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. Доступ к ним затруднён, т.к. не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Нужно искать обходные пути – убеждение, например). 2. Общественных организаций ( Тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Доступ к ним также затруднён, так как представители пресс-служб часто не заинтересованы в том, чтобы их предоставить). 3. Бытовые (Обеспечивает информационное обслуживание людей в быту. Самое трудное – розыск. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека).
Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в достоверности и подлинности документа необходимо специальным образом проанализировать его. Следует определить: 1. подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом; 2. не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание; 3. не искажены ли фамилии должностных лиц; 4. соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа); 5. подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом. Желательно также установить дату появления документа и его номер. Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам. Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идёт речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует. Вырванный из общего контекста событий документ может привести к искажению сути дела. Иногда довольно трудно при помощи стандарных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты.
ФАКТ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ. Становясь фактом, т.е. компонентом познавательной деятельности, действительность неизбежно приобретает примесь субъективности познающего разума. Это происходит в общем процессе научного поиска. Кроме того, воля публициста обнаруживается при сортировке познанных им фактов. Из общего множества отбираются наиболее типичные; они-то и становятся представителями данного класса фактов в материале. Итак, в публицистическом произведении, независимо от того, репортаж перед нами или очерк, мы имеем дело с некоторым образом оцененными фактами, даже если оценка существует в скрытом виде. На этапе эмпирического исследования нет заметного расхождения между фактами научными и публицистическими в смысле наличия в них субъективного элемента. На теоретическом уровне познания, где срабатывают логические механизмы, начинается интерпретация фактов. Естественно, роль личностного фактора становится более ощутимой, факты предстают как исходный материал для выводов и обобщений. Но оценка не является принадлежностью самого факта, она высказывается по поводу него. Не следует подходить к каждому суждению, стремясь во что бы то ни стало разглядеть в нем факт. Прежде всего, приступив к этапу работы, который условно называется сбором фактов, журналист, как правило, заносит в свой блокнот наряду с фактическими данными рассуждения выводного характера, принадлежащие его собеседнику. Эти рассуждения, которые фигурируют потом в материале, не следует путать с фактами. Истинность фактов сама по себе не гарантирует истинности выводов; на материале одних и тех же фактов можно выстроить правильную и ложную теорию – все зависит от того, в какой системе выступают факты, как они соотнесены и соподчинены, способствует ли эта систематизация выявлению объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом. Научное представление о факте, умение разграничить фактическую сторону вопроса и интерпретационные суждения необходимо для овладения технологией публицистического производства, для того, чтобы установить такой фундамент, на который можно было бы опираться. Но факт как таковой в публицистике не существует. Объективное знание, заключенное в факте, подвергается публицистом субъективной переработке. Оценочность – сверхзадача публицистического творчества, поскольку «чистая» информация вне отбора, вне анализа и синтеза, вне фиксации противоречий, вне диалектического противоположения категорий не может служить общественным целям. Факт как таковой не способен побудить к действию, к такому итогу может привести сложная работа, проделанная с фактом субъектом познания. В этом случае факт используется в качестве точки, от которой отталкивается активная мысль личности. Другое дело – сообщение о факте; в нем может быть одобрение или порицание описываемого события, призыв или предписание.
Системность – требование и качество научного познания. Выстроена временем. В тексте бывают не все признаки системного знания. Достаточно вычленить основные элементы исследования единства, проследить их связи, показать функционирование системы. В публицистике нет системного знания в чистом виде. Здесь слияние научных и художественных тенденций, переплетаются. Системы – основа публикации, которая обрастает образами. Журналист пытается среди житейских фактов выявить системные факторы. Отражение действительности – наложение трех системных образований: 1) описательно изучаемый объект (онтологичный аспект) – чтобы создать целостное представление, пространственную модель. 2) логико-гносеологическая модель (аспект) – цели исследования, постановка проблемы, гипотезы, обоснование предмета исследования, выбор методов и средств познания и исследования, формирование результатов. 3) психологический аспект – ориентация на читательское восприятие: индивидуальные и административно-управленческие инстанции (организация функционирования жур-ки). В журналистике существует два основных метода “преобразования” объективной действительности в ее информационный аналог — рационально-познавательный (логический) и художественно-образный. Рационально-познавательный включает в себя два уровня познания — эмпирический и теоретический. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Что касается использования в журналистике художественно-образного метода, то это требует некоторого уточнения. Результатом правильного использования художественно-образного метода в журналистике является создание текстов, содержащих не художественные образы (что присуще художественной литературе), а публицистические, то есть образы, ограниченные “правдой факта”, но не “правдой жизни в целом”.
При обработке данных используются как общеаналитические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и общенаучные (систематизация, классификация, группировка и др.)
отбор – группировка – типологизация – классификация – абстрагирование и обобщение – объяснение. 1. отбор инфы. Приемы и способы создания объективного текста на ровне отбора: точность наблюдений, детальность фиксации происходившего, перепроверка. 2. группировка – метод, проявляющийся в упорядочивании полученных журналистом фактов по признаку подобия или различия. 3. типологизация – более сложный прием, который можно обозначить как поиск устойчивых сочетаний свойств. 4. классификация, или систематизация – деление объектов на разряды, группы по существенным признакам. 5. в результате – обобщенный факт. Он создается с помощью процесса абстрагирования – когда выделяются главные характеристики и отвлекаются от второстепенного 6. объяснение – основная часть любого аналитического текста. Выяснить части факта и связи между ними, необходимые условия и обстоятельства существования факта, установить причины факта, обнаружить, какое производит действие.
3 условия правильного выбора темы: 1. выбор исходной ситуации, проявление новых сторон действительности – «попасть в ситуацию» 2. выбор, соответствующий кругу интересов аудитории – «попасть в аудиторию» 3. соотнесение в ходе анализа предмета или ситуации своих знаний о нем с предварительной информацией о нем же аудитории – «попасть в контекст»
Аргументы и аргументация. Аргументация – это система доказательств, которая используется в ходе журналистского исследования в подтверждение излагаемой трактовке проблем – система доказательств. Доказательство – процесс мысли, заключающийся в обосновании истинности какого-либо положения при помощи другого положения, истинность которых уже доказана. Процесс доказательства связан с преобразованием фактов и знаний в систему аргументов. Аргументы: Прямые – факт, документ, предметный образ, неопосредованное наблюдение журналиста, свидетельство очевидцев. Косвенные – ссылки на авторитетные суждения, научно-теоретические положения, установки и нормы, ссылки на личный опыт. Анализ и система аргументов может строиться через гипотезу. Гипотеза – это не только предположение, но и логический процесс, ведущий к построению этого предположения и его проверке. Это умозаключение, в котором неизвестны одна или несколько посылок. Признаки жанра. Кройч ик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие. Пронин: - по предмету отражения - на ур-нь осмысления Гуревич: - Объект прич – тип СМИ, а… - суб проф жур-та - инд псих особ жур-та
Традиционный подход к классификации жанров: I. Информационные: заметка, отчет, интервью, репортаж II. Аналитические: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, расследование. III. Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма.
Кройчик считает, что какая бы ни предлагалась классификация публицистических текстов, они непременно должны включать в себя 3 важнейших компонента: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие. Его классификация I. Оперативно-новостные – заметка II. Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчет III. Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия. IV. Исследовательские – статья, письмо, обозрение. V.Исследовательско-образные / художественно-публицистичские – очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Тертычный I. Информационные: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог. II. Аналитические: анал отчет, анал корр-я, анал литер опрос, беседа, комментарий, обзор сми, исповедь, обозрение, расследование, версия, анал интервью, рецензия, статья, письмо. III. Худ-пуб: очерк, фельетон, памфлет, анектод и тэ дэ.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Характерно: единство со средой, иерархичность, многоуровневость. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей делают невозможным их вычленение без разрушения самой системы. На сегодняшний день современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерная особенность – стабильность + подвижность. В системе жанров свои внутренние и внешние связи. Внутренние связи обусловлены единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия ан общественное мнение. Границы жанров размыты. Часто в одном тексте сочетаются признаки разных жанров. Структура заметки Два основных типа: 1. Последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? 2. Заметка, в которой базовый факт каким-либо образом комментируется.
ОТЧЕТ – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте, на предприятии. В основе отчета всегда лежит одно событие. В качестве предмета отображения в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией (действие, выраженное в слове). Это - всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Целевая установка – разъяснение общественной значимости конкретного решения и определение компетентности и ответственности участников, обсуждение намеченной программы действий. Метод –работа с документами. Отчет как тип публикаций является одним из наиболее древних жанров журналистики. Прежде всего, это касается именно той его разновидности, которая называется информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов императорам, царям или населению о каких-то форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях, с появлением газет такого рода отчет перекочевал на их страницы. Как газетно-журнальный жанр отчет начал складываться сразу же после возникновения печатных периодических изданий. Уже в первых газетах и журналах, выходивших в сер. XVII в. в Германии, Англии, Франции, печатались пространные сообщения о приемах при королевских и княжеских дворах, а позднее – о парламентских заседаниях и дебатах. В петровских «Ведомостях» (1702 г.) читатели находили отчеты о главных событиях в жизни русского государства, сообщения о встречах иностранных послов. Свое дальнейшее развитие отчет как жанр публицистики получил в революционно-демократической печати. В газетах и журналах, выходивших под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса, в форме отчета рассказывалось о классовых битвах пролетариата с монархией и буржуазией. Жанр отчета активно используется и в сегодняшней журналистике. Динамичность как в репортаже. Присущи подробности, детали, наличие прямой речи. Широкое распространение в печати в момент обострения общественных противоречий. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный. Тенденции: 1. расширилась предметная сфера, 2. обогатились выразительные средства, 3. появилась возможность использования смежных методов работы над жанром, систематизировать их.
ИНТЕРВЬЮ - это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей. Предмет – мнение. Целевая установка – объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути экспертами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления конкретной практической проблемы. Метод – интервью. Тенденции развития: 1. возрастает содержательно-смысловая рол
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.233 (0.018 с.) |