По Прохорову социальные функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По Прохорову социальные функции.



По Прохорову социальные функции.

1. Коммуникативная.

2. Идеологическая.

3. Непосредственно-организаторская.

4. Культурно-образовательная.

5. Рекламно-справочная.

6. Рекреативная (для отдыха).

Коммуникативная функция является исходной функцией общения. Создают условия для выполнения всех остальных функций. Их сущность налаживание и поддержание инф.обмена со своими «контрагентами».

автор – аудитория

аудитория – аудитория

журналист – журналист

социальные институты - аудитория

журналист – социальные институты

Прочный контакт устанавливается тогда, когда аудитория признает его своим, социальные институты чувствуют силу его влияния, признают его авторитет.

Идеологическая функция. Играют основную роль в системе функций. В условиях существования разнообразия положений и интересов людей, положение становится полем борьбы и столкновений. Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, к социальным проблемам и способам их разрешений. Определяются цели и средства деятельности государственных и общественных образований. Понятия, непосредственно связанные с сознанием: миросозерцание – обобщенная модель действительности, художественное мировоззрение. Мировоззрение – совокупность научно-теоретических представлений о законах природы и общества (принципы, взгляды, убеждения). Это часть нашего сознания формируется под воздействием наук. Общественное мнение при этом зависит от наших фундаментальных отношений.

Непосредственно-организаторская функция проявляется под воздействием СМИ на принятие решений различными социальными институтами, должностными лицами. По отношению к другим, журналистика выступает институтом управления, добивающаяся разработки и принятия решений, организации их исполнений. Эта функция реализуется в трех направлениях: публикация, анализ, обсуждение документов различных социальных институтов и частных структур; анализ реальной практики состояния дел; контроль за выполнением решений.

Культуроформирующая функция зависит от реального времени. Должна способствовать развитию личности каждого человека и таким образом повышать уровень культуры в целом. Отличаются от идеологических тем, что имеют широкий, универсальный характер и не имеют столь жесткой прагматической направленности.

Рекламно-справочная функция заработала тогда, когда время заставило.

Рекреативная функция осуществляется через публикации и передачи развлекательного характера.

Гос.политика в сфере СМИ.

Основа государственной политики – законодательство и другие нормативные акты. Согласно конституции каждому гарантируется свобода мысли и слова, и каждый имеет право искать, передавать, получать, распространять и хранить инф. любым законным способом. При этом цензура запрещается. Деятельность СМИ регулируется законами. Контроль за деятельностью СМИ осущ. в целях соблюдения законодательных норм. Частью гос.политики в сфере СМИ является непосредственный контроль за соблюдением законодательства о СМИ осущ.спец.гос.органами. исторически такие органы регулирующие деятельность СМИ обозначаются термином цензура (делаю опись). Цензуру делят на предварительную и последующую(карательную). С юрид.т.зр. цензурой считается только предварительная, т.е. требования предварительного согласования в материалах СМИ с офиц.организациями перед их публикацией. Предварительная – до выхода в свет, написанное либо вообще не выходит, либо выходит с исправлениями. Последующая – могла делать замечания, выносить предупреждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы. Фактически ее осущ. ряд гос. организаций и прежде всего министерство к ведениям которого относится СМИ. Так же цензура сущ. и в других формах:

-консультативная – это консультирование СМИ компетентными организациями по каким-либо вопросам. Рекомендации в этом случае принимаются добровольно.

-косвенная – это попытка воздействовать на СМИ в нужном направлении, осущ. частными лицами неофициальным путем. Иногда выделяется термин «самоцензура», но это по сути соц-ая ответственность журналиста перед обществом и перед самим собой.

СМИ рассматривается как 4 власть. Власть – это доминирование человека, группы, организации в отношении с другими. Суть власти – прямым или косвенным путем добиться подчинения людей с целью реализации поставленных задач. Призвание журналистики – реализовывать волю и власть народа. Важен вопрос о легитимности СМИ – законности получения и использования журналистикой ее властных полномочий. Властные полномочия СМИ различны: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ. Журналистика представляет и обсуждает всевозможные явления жизни, то есть участвует в создании духовной атмосферы в обществе. По действующему законодательству в России действует цензура.

Рассмотрим 3 важных момента: 1)добиваться власти народа – значит учитывать требования, взгляды, нужды народа; 2)информационное обеспечение реализации демократических требований во всех областях общества (экономика, культура и т.д.) 3) СМИ необходимо ясно представлять свое место в системе институтов. Деятельность в сфере СМИ должна базироваться на идее и практике политического, идеологического и культурного плюрализма. В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Государственная политика должна учитывать объективные нужды в информационном обеспечении демократии.

Первоначально законодательные предложения попадают в Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы, который проводит публичные слушания в Палате по информационной политике, после чего обсуждается Госдумой, после выносится на Совет Федерации и на подпись Президенту. Основы государственной политики приняты на всенародном референдуме Конституции РФ. Законодательство регулирует внутрижурналистские отношения, права журналистов, отношения между СМИ и аудиторией.

 

 

  1. Проблема свободы журналистской деятельности.

Социальные барьеры, созданные нашим обществом:

1. Законы.

2. Цензура.

3. Этические нормы.

4. Аудитория.

5. Политическая система.

6. Национальные интересы.

7. Религиозный фактор.

Барьеры общения и умение их ослабить.

Агрессивности противопоставляют настойчивость. Многие боятся журналистов. надо вести себя очень дружелюбно, беззаботно, рассуждать о праве общества на ту информацию, которой этот человек обладает. Надо позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя непринуждённо. Надо скорректировать свой внешний вид. Если собираетесь говорить с бездомными, не надевайте лучший костюм. И наоборот – если идёте к премьер-министру, не надо надевать джинсы. Надо найти какой-то общий интерес. Если ничего не помогает, попросите о помощи, скажите, что редактор будет очень недоволен вами. В самом крайнем случае можно пригрозить: так, мол, и напишем, что вы отказались комментировать.

Знаменитости.

Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, но не назойливо. Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах, а на тщательном журналистском расследовании. К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность + необычные вопросы. Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности.

Официальные лица. Официальные лица интересуют журналистов чаще всего не как персоны, а как источники информации о деятельности организаций и учреждений, к которым они относятся. Наибольший интерес для журналистов представляют авторитетные источники, т.е. лица, обладающие властью или принимающие решения в той сфере, о которой идет речь.

2 проблемы: опасность невольного искажения информации при передаче, интерпретации фактов, а также передачей намереннодозированных сведений.

«Бывшие». Большинство журналистов в своих расследованиях опираются на общение с источниками, располагающими сведениями об актуальном состоянии дел, и нередко игнорируют информацию о прошлом. Между тем то, что могли бы рассказать бывшие директор, секретарша, бухгалтер, наконец, бывший сосед по подъезду, добавило бы в расследование больше деталей, свидетельств, историй из прошлого и, возможно, пролило бы свет на современное положение вещей. Надо знать их цели!

 

Представители меньшинств. серьезная проверка на профессионализм. это уважение к принятым в этой среде традициям и обычаям. надо решительно отринуть все сложившиеся общественные стереотипы и быть особенно осторожным в словоупотреблении.

Пожилые люди.

Не следует ограничивать беседу во времени. Не проявлять нетерпения.. Увеличить время для «разминки». Проявить терпимость и не вступать в спор. Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение. Одеться построже, не использовать яркой косметики, входить в комнату неспешно и со спокойным выражением лица, как хороший знакомый.

Дети. Психика их менее устойчива, чем у взрослых. Поэтому, решаясь на интервью с ребенком, надо тщательно взвесить все «за» и «против». Не подвергать его испытанию публичностью, если в этом нет особой необходимости, даже если это нанесет ущерб полноте собранного материала. Главная заповедь – Не навреди!

Неполноценные люди.

Обращаться к инвалидам напрямую, даже если есть переводчик.

Говорить с инвалидами нормальным голосом; если вас не поймут или не услышат, вам об этом дадут понять.

С умственно отсталыми людьми лучше беседовать медленно, негромко, простыми, понятными фразами. Однако такой язык вовсе не должен быть нарочито детским.

С инвалидом в коляске говорить лучше, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз вашего собеседника; на колени вставать не следует — это может показаться ему унизительным.

При подаче информации стараться избегать стереотипов, излишней героизации; не преувеличивать страдания и не возводить инвалида на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях, например о вождении им машины;

Деликатно использовать лексический ряд. По возможности стараться объяснять медицинские термины

Люди в горе.

выразить соболезнования родным, при этом не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание.

Журналист должен быть готовым к тому, что могут быть слезы.

Необходимо дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства, даже если для этого нужна длинная пауза. Однако не следует эксплуатировать горе.

Жертвы насилия.

Беседуя с жертвами преступлений, журналист всегда окажется перед дилеммой, помогут его вопросы или, наоборот, навредят.

Задавая вопрос, журналист должен учитывать, что чувствует жертва преступления, и быть исключительно деликатным в своих расспросах.

Преступники. Интервью с людьми, признанными виновными в совершении преступления, по закону не возбраняется. информация «на выходе» должна защищать общественные интересы. не следует позволять выставлять в положительном свете свои поступки и противозаконные действия не может быть и намека на то, каким образом преступление совершалось., интервьюируемый не должен давать советы, как можно избежать наказания.

 

  1. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.

Наблюдение. Всякое творчество - художественное, производственное, публицистическое начинается наблюдения действительности, изучения, накопления фактов. В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Следовательно, наблюдение как метод познавательной деятельности журналиста есть такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер и регулируется некоторыми правилами. Журналисту в своей деятельности приходится использовать не только целенаправленное, преднамеренное, контролируемое наблюдение, но и преднамеренное неконтролируемое, поэтому в теории и практике журналистики принято подразделять наблюдения на 2 вида: 1.Произвольное наблюдение Произвольное - значит протекающее само по себе. Ненамеренное- не имеющее определенных целей и планов. Произвольное наблюдение,т.е. умение замечать различные жизненные проявления, факты, запоминать их и снова искать. Это не разовая акция, это постоянный непрерывный процесс, обогащающий мысль впечатлениями. К нему журналист должен привыкнуть, как к рабочему состоянию, жизненной потребности. Искать везде и всюду новые факты, из которых можно добыть тему или использовать их в своих текстах - закон журналистики. Поводом для наблюдения становятся объекты действительности, и в первую очередь те, которые отличаются неординарностью. А именно объекты могут отличаться: нестандартной формой, необычной величиной, подвижностью, красотой или наоборот.

2.Целенаправленное наблюдение т.е. предпринятое по заранее составленному плану и имеющее заранее намеченную цель.К нему прибегают, когда твердо знают кому будет адресовано и чему будет посвящена публикация. Поэтому при целенаправленном наблюдении собирается не любой, а по преимуществу материал, который требуется по строго выбранной теме. Готовясь к целенаправленному наблюдению, надо определить когда оно будет проводиться, в каком месте, зачем именно и как долго.

ЦН имеет несколько разновидностей: Локальное -привязано к определенному месту, имеет узкую биографию, особое внимание следует уделять подготовительному этапу. Надо убедиться в том, что информация, которую вы намерены собрать на конкретном участке окажется достаточной для убедительных выводов, обобщений, т.е. типичной. Однократное и многоразовое. Одноразовое - когда журналист имеет дело с процессами, протекающими в коротком промежутке времени (митинги, спортивные матчи, события, которые не повторяются) подобный материал используется в репортажах и зарисовках. Многоразовое -когда журналист обращается к одному и тому же объекту несколько раз. Открытое и скрытое. Открытое - когда журналист не скрывает от окружающих своих целей. Скрытое - журналист работает «инкогнито». Это наблюдение проводится в том случае, если журналист убежден, что своим присутствием он окажет нежелательное воздействие на окружающих и получит информацию, несоответствующую действительности.

Включенное наблюдение (Метод «маски»). Этот метод пришел в журналистику из социологии и художественной литературы. Впервые у к методу включенного наблюдения обратился французский исследователь Фредерик Ле Плэ, издавший в 1885 году книгу «европейские рабочие». Его интересовал быт рабочего класса (сам входит в рабочую среду, устраивается на завод, в течение нескольких лет живет как рабочий). Лондон, Гильяровский, Кольцов, Гюнтер.

До того, как принять решение о проведении включенного наблюдения журналист должен уяснить для себя 3 момента: 1. должен убедиться в том, что его замысел не нарушает профессиональной этики утвердившихся в обществе норм морали. 2.включенное наблюдение имеет ряд сложностей юридического характера, ж-ст, входя в новую проф. Среду берет на себя новые обязанности. Закон запрещает быть журналисту- врачом, юристом, занимать выборные должности. 3. это долгое отсутствие на рабочем месте, а замещать его кто-то должен.

  1. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике.

Значение документа все более возрастает. Документ проникает во все сферы общ.жизни – анкеты, протоколы, стенограммы, отчеты, факсы, письма. Изучение док. становится одним из важнейших методов. Владеть им должен каждый жур-ст.

Документ – поучительный пример, способ доказательства.

Документальной наз. любую информацию, фиксированную в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото, кинопленке.

Важно различать документ и источник. Документ может служить источником. Классификация документов:

1. способ фиксирования информации – рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные ленты.

2. тип авторства – личные или общественные

3. статус документа – официальные или неофициальные

4. способ получения документа – естественно функционирующие; созданные спец. По заказу жур-та; вызванные – ответы читателей.

5. степень близости к материалу – первичные или вторичные.

Проблема достоверности и надежности документа: достоверность и надежность документов серьезная проблема. Надежность – это уверенность в том, что мы имеем дело с той информацией. Достоверность – проблема истинности данных, их соответствия действительным событиям. Документ может быть весьма надежным и тем не менее содержать совершенно недостоверную информацию.

Следует различать описание событий от его оценки; факты и мнения. Описание содержит фактическую информацию, позволяющую более или менее объективно реконструировать событие, авторская же оценка субъективна. Важно так же установить какой инф. пользовался составитель документа. Считается, что первичный надежнее вторичного, а официальный предпочтительнее неофициального. Существуют разработки опред.надежность документа в зависимости от намерений составителя. Достоверны, если: 1. они не затрагивают интересы автора 2.наносят определенный ущерб автору 3. с т.зр. автора они не существенны 4. автор относился к ним недоброжелательно. Важно – как обстановка, в которой составлялся документ, могла повлиять на его содержание.

Жур-ст обращается к изучению документов с различными целями: знакомится с проблемой или человеком, углубляет свои познания, подкрепляет или опровергает свою позицию

Различна функция док-та в материале: может служить иллюстрацией или комментарием; основным аргументом; может быть самостоятельным произведением жур-ки.

Понятие «документ» употребляется сегодня в двух смыслах – широком и узком:

- В широком смысле – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве,

- В узком – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

Как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». (Т.е. понимаем слово «документ» в самом широком смысле).

Документ и источник.

Если верить Лазутиной, журналист представляет действительность как совокупность источников информации. Существует три типа источников:

- документ,

- человек,

- предметно-вещественная среда.

Одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов. Основным источником информации считается человек, но и возможности работы с документами нельзя недооценивать.

Классификация документов как первый шаг их анализа.

Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Следующий шаг – классификация документов – первый этап анализа. В журналистике принята следующая классификация документов.

По типу деятельности, породившей документ:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

По сферам их обращения:

1. Производственные (Совокупность текстов, которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. Доступ к ним затруднён, т.к. не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Нужно искать обходные пути – убеждение, например).

2. Общественных организаций ( Тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Доступ к ним также затруднён, так как представители пресс-служб часто не заинтересованы в том, чтобы их предоставить).

3. Бытовые (Обеспечивает информационное обслуживание людей в быту. Самое трудное – розыск. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека).

 

Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в достоверности и подлинности документа необходимо специальным образом проанализировать его. Следует определить:

1. подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом;

2. не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание;

3. не искажены ли фамилии должностных лиц;

4. соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);

5. подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.

Желательно также установить дату появления документа и его номер. Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам. Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идёт речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует. Вырванный из общего контекста событий документ может привести к искажению сути дела.

Иногда довольно трудно при помощи стандарных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты.

 

ФАКТ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ.

Становясь фактом, т.е. компонентом познавательной деятельности, действительность неизбежно приобретает примесь субъективности познающего разума. Это происходит в общем процессе научного поиска. Кроме того, воля публициста обнаруживается при сортировке познанных им фактов. Из общего множества отбираются наиболее типичные; они-то и становятся представителями данного класса фактов в материале. Итак, в публицистическом произведении, независимо от того, репортаж перед нами или очерк, мы имеем дело с некоторым образом оцененными фактами, даже если оценка существует в скрытом виде.

На этапе эмпирического исследования нет заметного расхождения между фактами научными и публицистическими в смысле наличия в них субъективного элемента. На теоретическом уровне познания, где срабатывают логические механизмы, начинается интерпретация фактов. Естественно, роль личностного фактора становится более ощутимой, факты предстают как исходный материал для выводов и обобщений. Но оценка не является принадлежностью самого факта, она высказывается по поводу него.

Не следует подходить к каждому суждению, стремясь во что бы то ни стало разглядеть в нем факт. Прежде всего, приступив к этапу работы, который условно называется сбором фактов, журналист, как правило, заносит в свой блокнот наряду с фактическими данными рассуждения выводного характера, принадлежащие его собеседнику. Эти рассуждения, которые фигурируют потом в материале, не следует путать с фактами.

Истинность фактов сама по себе не гарантирует истинности выводов; на материале одних и тех же фактов можно выстроить правильную и ложную теорию – все зависит от того, в какой системе выступают факты, как они соотнесены и соподчинены, способствует ли эта систематизация выявлению объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом.

Научное представление о факте, умение разграничить фактическую сторону вопроса и интерпретационные суждения необходимо для овладения технологией публицистического производства, для того, чтобы установить такой фундамент, на который можно было бы опираться. Но факт как таковой в публицистике не существует. Объективное знание, заключенное в факте, подвергается публицистом субъективной переработке. Оценочность – сверхзадача публицистического творчества, поскольку «чистая» информация вне отбора, вне анализа и синтеза, вне фиксации противоречий, вне диалектического противоположения категорий не может служить общественным целям.

Факт как таковой не способен побудить к действию, к такому итогу может привести сложная работа, проделанная с фактом субъектом познания. В этом случае факт используется в качестве точки, от которой отталкивается активная мысль личности. Другое дело – сообщение о факте; в нем может быть одобрение или порицание описываемого события, призыв или предписание.

 

  1. Системное мышление в публицистике. Специфика публицистического анализа.

Системность – требование и качество научного познания. Выстроена временем. В тексте бывают не все признаки системного знания. Достаточно вычленить основные элементы исследования единства, проследить их связи, показать функционирование системы. В публицистике нет системного знания в чистом виде. Здесь слияние научных и художественных тенденций, переплетаются.

Системы – основа публикации, которая обрастает образами.

Журналист пытается среди житейских фактов выявить системные факторы.

Отражение действительности – наложение трех системных образований:

1) описательно изучаемый объект (онтологичный аспект) – чтобы создать целостное представление, пространственную модель.

2) логико-гносеологическая модель (аспект) – цели исследования, постановка проблемы, гипотезы, обоснование предмета исследования, выбор методов и средств познания и исследования, формирование результатов.

3) психологический аспект – ориентация на читательское восприятие: индивидуальные и административно-управленческие инстанции (организация функционирования жур-ки).

В журналистике существует два основных метода “преобразования” объективной действитель­ности в ее информационный аналог — рационально-познаватель­ный (логический) и художественно-образный.

Рационально-познавательный включает в себя два уровня познания — эмпири­ческий и теоретический. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.

Что касается использования в журналистике художественно-об­разного метода, то это требует некоторого уточнения. Результатом правильного использования художественно-образ­ного метода в журналистике является создание текстов, содержа­щих не художественные образы (что присуще художественной лите­ратуре), а публицистические, то есть образы, ограниченные “прав­дой факта”, но не “правдой жизни в целом”.

 

При обработке данных используются как общеаналитические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и общенаучные (систематизация, классификация, группировка и др.)

 

отбор – группировка – типологизация – классификация – абстрагирование и обобщение – объяснение.

1. отбор инфы. Приемы и способы создания объективного текста на ровне отбора: точность наблюдений, детальность фиксации происходившего, перепроверка.

2. группировка – метод, проявляющийся в упорядочивании полученных журналистом фактов по признаку подобия или различия.

3. типологизация – более сложный прием, который можно обозначить как поиск устойчивых сочетаний свойств.

4. классификация, или систематизация – деление объектов на разряды, группы по существенным признакам.

5. в результате – обобщенный факт. Он создается с помощью процесса абстрагирования – когда выделяются главные характеристики и отвлекаются от второстепенного

6. объяснение – основная часть любого аналитического текста. Выяснить части факта и связи между ними, необходимые условия и обстоятельства существования факта, установить причины факта, обнаружить, какое производит действие.

 

3 условия правильного выбора темы:

1. выбор исходной ситуации, проявление новых сторон действительности – «попасть в ситуацию»

2. выбор, соответствующий кругу интересов аудитории – «попасть в аудиторию»

3. соотнесение в ходе анализа предмета или ситуации своих знаний о нем с предварительной информацией о нем же аудитории – «попасть в контекст»

 

Аргументы и аргументация.

Аргументация – это система доказательств, которая используется в ходе журналистского исследования в подтверждение излагаемой трактовке проблем – система доказательств.

Доказательство – процесс мысли, заключающийся в обосновании истинности какого-либо положения при помощи другого положения, истинность которых уже доказана. Процесс доказательства связан с преобразованием фактов и знаний в систему аргументов.

Аргументы:

Прямые – факт, документ, предметный образ, неопосредованное наблюдение журналиста, свидетельство очевидцев.

Косвенные – ссылки на авторитетные суждения, научно-теоретические положения, установки и нормы, ссылки на личный опыт.

Анализ и система аргументов может строиться через гипотезу.

Гипотеза – это не только предположение, но и логический процесс, ведущий к построению этого предположения и его проверке. Это умозаключение, в котором неизвестны одна или несколько посылок.

Признаки жанра.

Кройч ик: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие.

Пронин:

- по предмету отражения

- на ур-нь осмысления

Гуревич:

- Объект прич – тип СМИ, а…

- суб проф жур-та

- инд псих особ жур-та

 

Традиционный подход к классификации жанров:

I. Информационные: заметка, отчет, интервью, репортаж

II. Аналитические: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, расследование.

III. Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма.

 

Кройчик считает, что какая бы ни предлагалась классификация публицистических текстов, они непременно должны включать в себя 3 важнейших компонента: 1. сообщение о новости или проблеме, 2. осмысление ситуации, 3. эмоциональное воздействие.

Его классификация

I. Оперативно-новостные – заметка

II. Оперативно-исследовательские – интервью, репортаж, отчет

III. Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия.

IV. Исследовательские – статья, письмо, обозрение.

V.Исследовательско-образные / художественно-публицистичские – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

 

Тертычный

I. Информационные: заметка, инфо корреспонденция, инфо отчет, ифно интеврью, блиц-опрос, блиц-ответ, репортаж, некролог.

II. Аналитические: анал отчет, анал корр-я, анал литер опрос, беседа, комментарий, обзор сми, исповедь, обозрение, расследование, версия, анал интервью, рецензия, статья, письмо.

III. Худ-пуб: очерк, фельетон, памфлет, анектод и тэ дэ.

 

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Характерно: единство со средой, иерархичность, многоуровневость. Взаимодействие и взаимопроникновение ее составных частей делают невозможным их вычленение без разрушения самой системы.

На сегодняшний день современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерная особенность – стабильность + подвижность. В системе жанров свои внутренние и внешние связи. Внутренние связи обусловлены единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия ан общественное мнение.

Границы жанров размыты. Часто в одном тексте сочетаются признаки разных жанров.

Структура заметки

Два основных типа: 1. Последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как?

2. Заметка, в которой базовый факт каким-либо образом комментируется.

 

ОТЧЕТ – детальное изложение хода дебатов при выработке решения на совещании или конференции в руководящей инстанции, общественной организации, социальном институте, на предприятии. В основе отчета всегда лежит одно событие. В качестве предмета отображения в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией (действие, выраженное в слове). Это - всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. Целевая установка – разъяснение общественной значимости конкретного решения и определение компетентности и ответственности участников, обсуждение намеченной программы действий. Метод –работа с документами.

Отчет как тип публикаций является одним из наиболее древних жанров журналистики. Прежде всего, это касается именно той его разновидности, которая называется информационным отчетом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов императорам, царям или населению о каких-то форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях, с появлением газет такого рода отчет перекочевал на их страницы. Как газетно-журнальный жанр отчет начал складываться сразу же после возникновения печатных периодических изданий. Уже в первых газетах и журналах, выходивших в сер. XVII в. в Германии, Англии, Франции, печатались пространные сообщения о приемах при королевских и княжеских дворах, а позднее – о парламентских заседаниях и дебатах. В петровских «Ведомостях» (1702 г.) читатели находили отчеты о главных событиях в жизни русского государства, сообщения о встречах иностранных послов. Свое дальнейшее развитие отчет как жанр публицистики получил в революционно-демократической печати. В газетах и журналах, выходивших под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса, в форме отчета рассказывалось о классовых битвах пролетариата с монархией и буржуазией. Жанр отчета активно используется и в сегодняшней журналистике.

Динамичность как в репортаже. Присущи подробности, детали, наличие прямой речи. Широкое распространение в печати в момент обострения общественных противоречий. Виды отчета: информационный, аналитический, проблемный.

Тенденции: 1. расширилась предметная сфера, 2. обогатились выразительные средства, 3. появилась возможность использования смежных методов работы над жанром, систематизировать их.

 

ИНТЕРВЬЮ - это жанр публицистики, представляющий собой развернутое сообщение в драматургической форме, передающее процесс совместного поиска журналистом и его собеседником объяснения сущности явлений и событий, затрагивающих интересы многих людей. Предмет – мнение. Целевая установка – объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути экспертами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления конкретной практической проблемы. Метод – интервью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.119 с.)