Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Барьеры общения и умение их ослабить.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Агрессивности противопоставляют настойчивость. Многие боятся журналистов. надо вести себя очень дружелюбно, беззаботно, рассуждать о праве общества на ту информацию, которой этот человек обладает. Надо позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя непринуждённо. Надо скорректировать свой внешний вид. Если собираетесь говорить с бездомными, не надевайте лучший костюм. И наоборот – если идёте к премьер-министру, не надо надевать джинсы. Надо найти какой-то общий интерес. Если ничего не помогает, попросите о помощи, скажите, что редактор будет очень недоволен вами. В самом крайнем случае можно пригрозить: так, мол, и напишем, что вы отказались комментировать. Знаменитости. Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, но не назойливо. Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах, а на тщательном журналистском расследовании. К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность + необычные вопросы. Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности. Официальные лица. Официальные лица интересуют журналистов чаще всего не как персоны, а как источники информации о деятельности организаций и учреждений, к которым они относятся. Наибольший интерес для журналистов представляют авторитетные источники, т.е. лица, обладающие властью или принимающие решения в той сфере, о которой идет речь. 2 проблемы: опасность невольного искажения информации при передаче, интерпретации фактов, а также передачей намереннодозированных сведений. «Бывшие». Большинство журналистов в своих расследованиях опираются на общение с источниками, располагающими сведениями об актуальном состоянии дел, и нередко игнорируют информацию о прошлом. Между тем то, что могли бы рассказать бывшие директор, секретарша, бухгалтер, наконец, бывший сосед по подъезду, добавило бы в расследование больше деталей, свидетельств, историй из прошлого и, возможно, пролило бы свет на современное положение вещей. Надо знать их цели!
Представители меньшинств. серьезная проверка на профессионализм. это уважение к принятым в этой среде традициям и обычаям. надо решительно отринуть все сложившиеся общественные стереотипы и быть особенно осторожным в словоупотреблении. Пожилые люди. Не следует ограничивать беседу во времени. Не проявлять нетерпения.. Увеличить время для «разминки». Проявить терпимость и не вступать в спор. Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение. Одеться построже, не использовать яркой косметики, входить в комнату неспешно и со спокойным выражением лица, как хороший знакомый. Дети. Психика их менее устойчива, чем у взрослых. Поэтому, решаясь на интервью с ребенком, надо тщательно взвесить все «за» и «против». Не подвергать его испытанию публичностью, если в этом нет особой необходимости, даже если это нанесет ущерб полноте собранного материала. Главная заповедь – Не навреди! Неполноценные люди. Обращаться к инвалидам напрямую, даже если есть переводчик. Говорить с инвалидами нормальным голосом; если вас не поймут или не услышат, вам об этом дадут понять. С умственно отсталыми людьми лучше беседовать медленно, негромко, простыми, понятными фразами. Однако такой язык вовсе не должен быть нарочито детским. С инвалидом в коляске говорить лучше, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз вашего собеседника; на колени вставать не следует — это может показаться ему унизительным. При подаче информации стараться избегать стереотипов, излишней героизации; не преувеличивать страдания и не возводить инвалида на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях, например о вождении им машины; Деликатно использовать лексический ряд. По возможности стараться объяснять медицинские термины Люди в горе. выразить соболезнования родным, при этом не демонстрировать слишком навязчиво свое сопереживание. Журналист должен быть готовым к тому, что могут быть слезы. Необходимо дать возможность горюющим выразить сполна свои чувства, даже если для этого нужна длинная пауза. Однако не следует эксплуатировать горе. Жертвы насилия. Беседуя с жертвами преступлений, журналист всегда окажется перед дилеммой, помогут его вопросы или, наоборот, навредят. Задавая вопрос, журналист должен учитывать, что чувствует жертва преступления, и быть исключительно деликатным в своих расспросах. Преступники. Интервью с людьми, признанными виновными в совершении преступления, по закону не возбраняется. информация «на выходе» должна защищать общественные интересы. не следует позволять выставлять в положительном свете свои поступки и противозаконные действия не может быть и намека на то, каким образом преступление совершалось., интервьюируемый не должен давать советы, как можно избежать наказания.
Наблюдение. Всякое творчество - художественное, производственное, публицистическое начинается наблюдения действительности, изучения, накопления фактов. В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Следовательно, наблюдение как метод познавательной деятельности журналиста есть такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер и регулируется некоторыми правилами. Журналисту в своей деятельности приходится использовать не только целенаправленное, преднамеренное, контролируемое наблюдение, но и преднамеренное неконтролируемое, поэтому в теории и практике журналистики принято подразделять наблюдения на 2 вида: 1.Произвольное наблюдение Произвольное - значит протекающее само по себе. Ненамеренное- не имеющее определенных целей и планов. Произвольное наблюдение,т.е. умение замечать различные жизненные проявления, факты, запоминать их и снова искать. Это не разовая акция, это постоянный непрерывный процесс, обогащающий мысль впечатлениями. К нему журналист должен привыкнуть, как к рабочему состоянию, жизненной потребности. Искать везде и всюду новые факты, из которых можно добыть тему или использовать их в своих текстах - закон журналистики. Поводом для наблюдения становятся объекты действительности, и в первую очередь те, которые отличаются неординарностью. А именно объекты могут отличаться: нестандартной формой, необычной величиной, подвижностью, красотой или наоборот. 2.Целенаправленное наблюдение т.е. предпринятое по заранее составленному плану и имеющее заранее намеченную цель.К нему прибегают, когда твердо знают кому будет адресовано и чему будет посвящена публикация. Поэтому при целенаправленном наблюдении собирается не любой, а по преимуществу материал, который требуется по строго выбранной теме. Готовясь к целенаправленному наблюдению, надо определить когда оно будет проводиться, в каком месте, зачем именно и как долго. ЦН имеет несколько разновидностей: Локальное -привязано к определенному месту, имеет узкую биографию, особое внимание следует уделять подготовительному этапу. Надо убедиться в том, что информация, которую вы намерены собрать на конкретном участке окажется достаточной для убедительных выводов, обобщений, т.е. типичной. Однократное и многоразовое. Одноразовое - когда журналист имеет дело с процессами, протекающими в коротком промежутке времени (митинги, спортивные матчи, события, которые не повторяются) подобный материал используется в репортажах и зарисовках. Многоразовое -когда журналист обращается к одному и тому же объекту несколько раз. Открытое и скрытое. Открытое - когда журналист не скрывает от окружающих своих целей. Скрытое - журналист работает «инкогнито». Это наблюдение проводится в том случае, если журналист убежден, что своим присутствием он окажет нежелательное воздействие на окружающих и получит информацию, несоответствующую действительности. Включенное наблюдение (Метод «маски»). Этот метод пришел в журналистику из социологии и художественной литературы. Впервые у к методу включенного наблюдения обратился французский исследователь Фредерик Ле Плэ, издавший в 1885 году книгу «европейские рабочие». Его интересовал быт рабочего класса (сам входит в рабочую среду, устраивается на завод, в течение нескольких лет живет как рабочий). Лондон, Гильяровский, Кольцов, Гюнтер. До того, как принять решение о проведении включенного наблюдения журналист должен уяснить для себя 3 момента: 1. должен убедиться в том, что его замысел не нарушает профессиональной этики утвердившихся в обществе норм морали. 2.включенное наблюдение имеет ряд сложностей юридического характера, ж-ст, входя в новую проф. Среду берет на себя новые обязанности. Закон запрещает быть журналисту- врачом, юристом, занимать выборные должности. 3. это долгое отсутствие на рабочем месте, а замещать его кто-то должен.
Значение документа все более возрастает. Документ проникает во все сферы общ.жизни – анкеты, протоколы, стенограммы, отчеты, факсы, письма. Изучение док. становится одним из важнейших методов. Владеть им должен каждый жур-ст. Документ – поучительный пример, способ доказательства. Документальной наз. любую информацию, фиксированную в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото, кинопленке. Важно различать документ и источник. Документ может служить источником. Классификация документов: 1. способ фиксирования информации – рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные ленты. 2. тип авторства – личные или общественные 3. статус документа – официальные или неофициальные 4. способ получения документа – естественно функционирующие; созданные спец. По заказу жур-та; вызванные – ответы читателей. 5. степень близости к материалу – первичные или вторичные. Проблема достоверности и надежности документа: достоверность и надежность документов серьезная проблема. Надежность – это уверенность в том, что мы имеем дело с той информацией. Достоверность – проблема истинности данных, их соответствия действительным событиям. Документ может быть весьма надежным и тем не менее содержать совершенно недостоверную информацию. Следует различать описание событий от его оценки; факты и мнения. Описание содержит фактическую информацию, позволяющую более или менее объективно реконструировать событие, авторская же оценка субъективна. Важно так же установить какой инф. пользовался составитель документа. Считается, что первичный надежнее вторичного, а официальный предпочтительнее неофициального. Существуют разработки опред.надежность документа в зависимости от намерений составителя. Достоверны, если: 1. они не затрагивают интересы автора 2.наносят определенный ущерб автору 3. с т.зр. автора они не существенны 4. автор относился к ним недоброжелательно. Важно – как обстановка, в которой составлялся документ, могла повлиять на его содержание. Жур-ст обращается к изучению документов с различными целями: знакомится с проблемой или человеком, углубляет свои познания, подкрепляет или опровергает свою позицию Различна функция док-та в материале: может служить иллюстрацией или комментарием; основным аргументом; может быть самостоятельным произведением жур-ки. Понятие «документ» употребляется сегодня в двух смыслах – широком и узком: - В широком смысле – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве, - В узком – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» – лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». (Т.е. понимаем слово «документ» в самом широком смысле). Документ и источник. Если верить Лазутиной, журналист представляет действительность как совокупность источников информации. Существует три типа источников: - документ, - человек, - предметно-вещественная среда. Одни и те же данные он может найти в источниках всех трех типов. Основным источником информации считается человек, но и возможности работы с документами нельзя недооценивать. Классификация документов как первый шаг их анализа. Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Следующий шаг – классификация документов – первый этап анализа. В журналистике принята следующая классификация документов. По типу деятельности, породившей документ: 1. Государственно-административные; 2. Производственно-административные; 3. Общественно-политические; 4. Научные; 5. Нормативно-технические; 6. Справочно-информационные; 7. Художественные. По сферам их обращения: 1. Производственные (Совокупность текстов, которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах. Доступ к ним затруднён, т.к. не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Нужно искать обходные пути – убеждение, например). 2. Общественных организаций ( Тексты, обеспечивающие информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Доступ к ним также затруднён, так как представители пресс-служб часто не заинтересованы в том, чтобы их предоставить). 3. Бытовые (Обеспечивает информационное обслуживание людей в быту. Самое трудное – розыск. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека).
Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в достоверности и подлинности документа необходимо специальным образом проанализировать его. Следует определить: 1. подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом; 2. не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание; 3. не искажены ли фамилии должностных лиц; 4. соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа); 5. подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом. Желательно также установить дату появления документа и его номер. Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам. Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идёт речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует. Вырванный из общего контекста событий документ может привести к искажению сути дела. Иногда довольно трудно при помощи стандарных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.012 с.) |