Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические функции.

Поиск

В основе этих функций лежат потребности общества в целом и отдельных людей. Заключаются в уходе от обыденной жизни, в эмоциональном разряде. Все функции связаны. Социальная полезность: потребность людей в контакте друг с другом.

Богомолова выделяет 4 функции:

Выделяет социальные и психологические функции. Выделяет не группы. А отдельные функции.

1. Социальная ориентировка и участие в формировании общественного мнения – опирается на потребность аудитории.

2. Приобщение к группе и сопричастность с ней. Удовлетворение данной потребности дает человеку чувство защищенности, важную роль играет психологическое отношение человека со значимой для него группой.

3. Контакт с другим человеком. Влияет на самовыражение, помогает сопоставить взгляды людей. Публикации СМИ могут заменять непосредственный контакт между людьми.

4. Самоутверждение. Проявляется в таких явлениях, как нахождение в сообщениях СМИ прямой или косвенной поддержки ценностей и взглядов людей.

Своеобразный подход у Корконосенко. Он называет субъективным. Достоинство подхода – признается и учитывается многоуровневость, ее функционирование в обществе. Выделяются субъекты для которых журналистика выполняет свой особый набор функций. Он выделяет среди субъектов: 1уровень – общество в целом (соц.система) 2.соц.институты(организации сущ. в обществе для выполнения тех или иных задач) и группы(общности людей объединенные по каким либо общим признакам) 3.личность 4.журналисты функции журналистики, которые она выполняет только для журналистов теоретически рассматривает только Корконосенко. Для общества в целом функции интеграции – самосохранение общества(мирное разрешение конфликтов)важную роль здесь играет и эмигрантская журналистика, самопознания – его развитию. Для соц.институтов – функции пропаганды, агитации и организации. каждый институт или группы заинтересованы в том, чтобы распространять свое влияние на широкие общ. слои. Пропаганда – распространение в обществе различных идей и знаний, обычно в интересах к.-л.общ.сил. по характеру влияния на общества пропаганду делят на 3 вида: черная(негативное влияние на общество, в чьих-л.целях), серая, белая(открытость источника и применение добросовестных средств воздействия). Агитация – активное побуждение к к.-л. действиям, путем создания примеров для подражания. Отличается от П. меньшим масштабом теоретических обобщений, большей конкретностью, эмоциональностью, непосредственным объектом явл.общ.мнение. Для личности журналистика выполняет функции ориентации, релаксации, гедонистическую.

  1. Журналистика как социальный институт.

Институт с латинского – учреждение. Журналистика – один из важнейших социальных институтов. Журналистику мы рассматриваем как вид деятельности, который руководствуется определенными принципами и имеет определенные функции. А они уже в свою очередь отвечают на такие вопросы: функции на вопрос «что», принципы на вопрос «как».

Соц.институт – это совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей, в какой-либо общ. сфере, приобретающая организационное оформление и законодательное регулирование.

Любой социальный институт предполагает конкретный вид деятельности со своими целями и задачами. Раз существует вид деятельности, то существует и профессия, учебные дисциплины, наука о журналистике, правовые основы (законодательства в журналистике), редакции, спутниковая связь, организации (Союз журналистов). Это все говорит о журналистике, как о социальном институте, который находится в системе др. социальных институтов: политика, религия, искусство и др. Журналистика один из наиболее важных институтов; имеет закрепленное законодательством право вмешиваться в деятельность др. соц. институтов.

Журналистика как соц.институт различается в тоталитарном и демократическом обществе. В тоталитарном журналистика не является самостоятельным институтом.

Журналистика, как и другие социальные институты, функционирует на демократических началах, в условиях реализации гражданских свобод. В социальных отношениях в обществе полной демократии строго защищены политические, экономические, социальные права человека. Журналистику как социальный институт образуют 3 вида СМИ:

- гражданского общества. Гражданин отличается от подданного тем, что он знает и активно реализует свои права. Причем гос-во гарантирует ему это. Степень развитости гр.ощ.один из важнейших показателей его демократичности. Сюда относятся 1.СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. 2.СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию. 3.СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции, прежде всего в политической сфере (партии, творческие и ученые союзы, объединения ветеранов и т.д.)

- государственные. Создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы. Содержаться на средства налогоплательщиков. Должны выражать всеобщие интересы гос-ва, чего достичь сложно, т.к.интересы гос-ва не всегда совпадают с интересами всего общества.

- государственно-общественные. Максимально реализуют общие интересы. Выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества. О них можно говорть в перспективе. Это такие СМИ, которые учреждаются совместного и гос-ыми и гражд-ми общ. структурами, при чем все значимые общ.силы должны быть пропорционально представлены в качестве соучредителей. Непосредственным учредителем мог бы выступить нац.совет по СМИ(федеральный совет по СМИ), где д.б. представлены и гос-во, и гр.общ, и проф.сообщество журналистов и жур-кие учебно-научные структуры.

Разделение СМИ на 3 соц.типа не говорит, о том, что все они функционируют по собственным не взаимосвязанным законам, наоборот, все три вида должны быть способными рассматривать свои интересы на фоне общих.

Чтобы эффективно выполнять задачу информационного обеспеч. демократии СМИ должны руководствоваться 2 правилами демократической деятельности:

1.плюрализм - признание множественности других возможных подходов, при чем все подходы признаются равноправными в силу равенства их носителей.

2.толерантность – это терпимый, благосклонный подход к мнениям оппонентов. В демократическом общ. необходимо и участие в совместных обсуждениях соц.проблем.

Закономерности функционирования СМИ в демократическом обществе имеет объективный характер, но это не значит, что они реализуются всегда сами собой, автоматически, поэтому закономерности выявляются и формулируются теоретически, а затем воплощаться в соответствующих документах – редакционных уставах, этических кодексах, особенно важную роль играет закон о СМИ.

Гос.политика в сфере СМИ.

Основа государственной политики – законодательство и другие нормативные акты. Согласно конституции каждому гарантируется свобода мысли и слова, и каждый имеет право искать, передавать, получать, распространять и хранить инф. любым законным способом. При этом цензура запрещается. Деятельность СМИ регулируется законами. Контроль за деятельностью СМИ осущ. в целях соблюдения законодательных норм. Частью гос.политики в сфере СМИ является непосредственный контроль за соблюдением законодательства о СМИ осущ.спец.гос.органами. исторически такие органы регулирующие деятельность СМИ обозначаются термином цензура (делаю опись). Цензуру делят на предварительную и последующую(карательную). С юрид.т.зр. цензурой считается только предварительная, т.е. требования предварительного согласования в материалах СМИ с офиц.организациями перед их публикацией. Предварительная – до выхода в свет, написанное либо вообще не выходит, либо выходит с исправлениями. Последующая – могла делать замечания, выносить предупреждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы. Фактически ее осущ. ряд гос. организаций и прежде всего министерство к ведениям которого относится СМИ. Так же цензура сущ. и в других формах:

-консультативная – это консультирование СМИ компетентными организациями по каким-либо вопросам. Рекомендации в этом случае принимаются добровольно.

-косвенная – это попытка воздействовать на СМИ в нужном направлении, осущ. частными лицами неофициальным путем. Иногда выделяется термин «самоцензура», но это по сути соц-ая ответственность журналиста перед обществом и перед самим собой.

СМИ рассматривается как 4 власть. Власть – это доминирование человека, группы, организации в отношении с другими. Суть власти – прямым или косвенным путем добиться подчинения людей с целью реализации поставленных задач. Призвание журналистики – реализовывать волю и власть народа. Важен вопрос о легитимности СМИ – законности получения и использования журналистикой ее властных полномочий. Властные полномочия СМИ различны: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ. Журналистика представляет и обсуждает всевозможные явления жизни, то есть участвует в создании духовной атмосферы в обществе. По действующему законодательству в России действует цензура.

Рассмотрим 3 важных момента: 1)добиваться власти народа – значит учитывать требования, взгляды, нужды народа; 2)информационное обеспечение реализации демократических требований во всех областях общества (экономика, культура и т.д.) 3) СМИ необходимо ясно представлять свое место в системе институтов. Деятельность в сфере СМИ должна базироваться на идее и практике политического, идеологического и культурного плюрализма. В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Государственная политика должна учитывать объективные нужды в информационном обеспечении демократии.

Первоначально законодательные предложения попадают в Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы, который проводит публичные слушания в Палате по информационной политике, после чего обсуждается Госдумой, после выносится на Совет Федерации и на подпись Президенту. Основы государственной политики приняты на всенародном референдуме Конституции РФ. Законодательство регулирует внутрижурналистские отношения, права журналистов, отношения между СМИ и аудиторией.

 

 

  1. Проблема свободы журналистской деятельности.

Социальные барьеры, созданные нашим обществом:

1. Законы.

2. Цензура.

3. Этические нормы.

4. Аудитория.

5. Политическая система.

6. Национальные интересы.

7. Религиозный фактор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.008 с.)