Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К аналитическим жанрам журналистики относятся

Поиск

Классический подход: корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, обзор печати, письмо, комментарий, колонка, журналистское расследование.

 

Кройчик

1.Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия.

2.Исследовательские – статья, письмо, обозрение.

Тертычный: анал отчет, анал корр-я, анал литер опрос, беседа, комментарий, обзор сми, исповедь, анал интервью, рецензия, статья, расследование, обозрение., версия.

 

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ – аналитический жанр, вскрывающий закономерности конкретных фактов действительности в их пространственно-временной локализации. Обобщает факты, выявляет тенденции, ставит вопросы, делает выводы и вносит предложение – как и кому решать поставленный вопрос. Предмет – отдельная ситуация, ограниченная временем и пространством. Цель – показать и проанализировать проблемный кусочек жизни. Метод – попытка соединить научный и художественный метод. Признаки: 1. ограничение во врмени и пространстве, 2. аналитическое обобщение, 3. конкретные выводы и рекомендации, 4. двуадресность: к аудитории и кому-то из участников конфликта.

КОММЕНТАРИЙ – аналитический жанр, с помощью которого автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа, а также выражает оценку и прогноз. По Кройчику, комментарий – это оперативный отклик на событие, не претендующий на исчерпывающую полноту анализа. Признаки: 1. Стержень – метод рассуждения, 2. подчеркнутая субъективность стиля, 3. «псевдооткрытый финал», 4. Прогностичность, 5.повышенная субъективность.

КОЛОНКА – (по Кройчику) это всегда прямой диалог с аудиторией, соло автора, рассчитанное на контакт с читателями. Признаки: оригинальная мысль, свой стиль, своя интонация, убедительная доказательность, эмоциональность. Признаки по Кройчику: 1. глубокая персонификация, 2. оперативный отклик на событие, 3. персональная точка зрения на ситуацию.

Сергей Юрский «Новая газета», Максим Соколов и Привалов – журнал «Эксперт».

СТАТЬЯ – жанр, основанный на ясном развитии сторого определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типических фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах. Признаки: 1. широкий охват действительности, 2. широта и глубина выводов и обобщений, 3. ясное развитие строго определенной мысли, 4. Прогностичность.

РЕЦЕНЗИЯ – жанр, представляющий собой литературно-критическую оценку отдельного, законченного произведения как явления искусства / науки. Признаки: 1. рецензия – это вторичное отражение, так как предмет анализа – уже отражение действительности. 2. автор должен иметь свою концепцию реальной действительности и всегда соотносить свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в рецензируемом произведении. Задачи: 1. увидеть в произведении то, что незаметно непосвященным, 2. ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорится в произведении, 3. формирование у читателей эстетических представлений о действительности, 4. объяснение сути творческого процесса, 5. содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок.

ОБОЗРЕНИЕ – жанр, представляющий собой картину действительности в форме панорамы жизни общества и фиксирующих принципов события или явления в их максимально полном объеме за определенный период. Опора на факт. Признаки: 1. панорамность, 2. разноплановость (крупныей план – лично наблюдаемый автором факт, средний – описание возникшей ситуации, общий – установление взаимосвязей между фактами), 3. универсальность (обозревать можно все).

ОБЗОР СМИ – жанр, изучающий особенности публицистической, литературно-творческой деятельности издания. Признаки: 1. жанр вторичного отражения, 2. панорамность и разноплановость, 3. двойная адресность для некоторых видов обзора сми. 4. Использование комметария. Виды: обзор-презентация (анонс), тематический, безадресный (как сми обсуждают какую-то проблему)

ОБЗОР ПИСЕМ – жанр, в котором на основе Пием в сми дается панорамное изображение действительности и комментируется совокупность социальных фактов. Признаки: 1. жанр вторичного отображения, 2.панорманость и разноплановость, 3. в основе – комментарий.

ПИСЬМО - аналитический жанр в эпистолярной форме, в основе – острая проблема, требующая немедленного разрешения. Предполагает прямое обращение к аудитории и требует от нее ответной реакции.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ – материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне. Предмет - «кричащее» негативное явление. Цель – определить корни, причины, приведшие в действие некие механизмы, породившие конкретный негативный результат. Признаки: 1. журналист проводит совершенно новое расследование, 2. тема важна для аудитории, 3. другие пытаются скрыть эту инфу, 4. множество источников.

ВЕРСИЯ – жанр, который базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Исключаются категоричность выводов. Домысел как метод исследования действительсноти. Автор обязательно указывает на условный характер своих утверждений. Цель – познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами изучения кого-либо события, явления + побудить аудиторию следовать за дальшнейшим ходом событий.

 

+

 

Аналитический отчет. Предмет - выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений с реальными проблемами и вынести оценку выступлениям участников

Аналитическое интервью. Жанр и. - результат «закрепленности» в журналистском тексте формы получения определенных сведений с помощью метода интервью. Метод интервью относится к эмпирическим методам. Поэтому жанр интервью относят к информационным жанрам. Но интервью применяется для получения сведений для подготовки и аналитических материалов. Метод не порождает жанр. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения метода он может определять форму как диалогическую, вопросно-ответную. Аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью - он своими вопросами задает направление анализа.

Исповедь. Предмет - внутренний мир автора этих публикаций. Основным метод - самоанализ. Цели обращения человека со своим откровением к широкой публике: Объяснить необычный поступок, показать пример преодоления беды, поделиться опытом успешной карьеры, сделать саморекламу.

  1. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика.

Жанр – исторически сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками.

В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора:

1) предмет отображения ("что мы отображаем?").

С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы:

- отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности)

- отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано).

2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?").

Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей.

3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?").

Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек.

Публицистика нередко проникает в художественную и научную литературу.

Общие характеристики публицистики:

1) играет важную социальную роль, служит средством выражения плюрализма общественного мнения; является также способом организации и передачи социальной информации;

2) играет важную политическую и идеологическую роль; служит средством агитации, пропаганды, иногда - манипулирования.

Цели публицистики:

воздействовать на современное общественное мнение (формировать общественное мнение), нравы и существующие политические институты.

 

Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник/Тепляшина)

1. В художественно-публицистических жанрах отражаются социальные отношения на разных уровнях: реже «человек-человек» и «человек-я сам», чаще «человек-социальная группа» и «человек-социум» (государство, нация и т.п.).

2. Художественно-публицистические жанры представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности, науки и искусства, культуры и социологии.

3. Художественно-публицистические тексты имеют свои стилевые особенности. Они определяются:

1) внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность и ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания);

2) функциями публицистики (а именно единством двух функций - информационной и воздействующей).

Информационная функция определяет такие качества текста, как документальность и объективность. Воздействующая функция связана с оценочностью, выразительностью, эмоциональностью и полемичностью.

От публицистики эти жанры взяли логико-рациональное начало, а от художественной литературы образность. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга.

Художественно-публицистические жанры – это жанры синтеза публицистического и литературного начала. Одно может преобладать, но не довлеть. Это органичное единство, несет в себе мощный заряд воздействия на аудиторию, прибавляя к функциям информационных и аналитических жанров функцию эстетическую, поэтому здесь следует говорить о процессе типизации. Автор воспроизводит типичные характеры эпохи со своей позиции. Средства типизации: портрет, пейзаж, описание внешних обстоятельств бытия, деталь, речевая характеристика.

Традиционный подход к классификации жанров: Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма.

Кройчик: Исследовательско-образные / художественно-публицистичские – очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Тертычный: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Стрельцов: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек.

Л.Е. Кройчик: художественная публицистика (у него на примере очерка) как синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

Социологическое начало выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются.

В основе худ.-публ. произведений лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта. Способы предъявления фактического материала:

1. Типизация является одним из видов художественного обобщения в публицистике. Это воспроизведение характеров и явлений в обобщенном и в то же время в индивидуализированном виде в соответствии с их внутренней логикой, с определенных мировоззренческих позиций. Типизация предполагает не только обобщение, но и наделение конкретными признаками. Характерами; предполагает концентрацию, сгущение реальности. Доводит до логического конца возможности, заложенные в том или ином характере.

2. Авторская интерпретация: подвергнуть факты собственному осмыслению, поделиться личными впечатлениями, выразить свое отношение к герою, спрогнозировать развитие ситуации.

3. Образная трактовка: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.

Проблема документальности: с одной стороны, нужно точно воспроизвести факты действительности, с другой – создать новый образ за счет преобразований отдельных характеристик объекта. Документальность способствует появлению образов – фактов.

Очерк – публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной жизни. Отличительные черты О – графичность, эскизность, беглость пера.

Фельетон – это худ.-публицистический жанр, задачей которого является выявление и анализ (прямой или сатирический) проблемных ситуаций. Он вскрывает комическую сущность отрицательных явлений действительности и подвергающий их сатирическому анализу. Это малая форма сатиры.

Эссе – это жанр максимального самовыражения автора. Отсюда – кажущаяся углубленность эссеиста в самого себя. В эссе самоцель – не передача внутренних ощущений автора, а анализ увиденного сквозь призму своих ощущений. Эссе – это не просто демонстрация потока сознания пишущего, но – прежде всего – воспроизведение процесса поиска результата, осуществляемого на глазах аудитории и вместе с ней.

Памфлет – сатирическое произведение, обличающее политически враждебные взгляды, идеологию, социальную систему. Критика в памфлете носит характер разоблачения, осмеяния, осуждения.

 

  1. История правовых отношений в журналистике. Законодательство РФ о журналистике.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.008 с.)