Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Методология социологических исследований

Поиск

Глоссарий к курсу

Библиография

 

Лекция 8. Методология социологических исследований

В рекламе обычно встречаются социологические исследования двух типов: маркетинговые исследования, собирающие разнообразную информацию о рынке, которая может быть использована в разработке рекламной кампании, и исследования эффективности рекламных кампаний (внедрения). В обеих группах исследований применяются преимущественно методы масштабных опросов (личное интервью, телефонный опрос, анкетирование).

Преимущество социологии в том, что она способны охватить большие выборки людей и достаточно точно определить, до какого количества людей дошла та или иная реклама. Они в состоянии дать точный ответ на конкретно поставленный вопрос о том, насколько широкую аудиторию удалось охватить данной рекламной кампанией и, иногда, понравилась реклама или нет. Социология достаточно строга по отношению к методам на которых стоит, поскольку именно методы являются основой научности результатов исследования.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом

Методологически, все социологические исследования подразделяются на 3 группы: качественные, количественные и кабинетные.

Качественные исследования - приемы и методы, позволяющие определить глубинные мотивы принятия потребителями решений о покупке, ассоциации, вызванные продуктом, маркой, возможные варианты отношения к рекламе и т.п.

Качественные исследования являются разведывательными по своей природе и отвечают на вопрос: "как?", "каким образом?". К качественныи исследованиям относятся такие методы, как глубинные интервью и фокус-группы. Свое название этот тип исследований получил не из-за того, что все остальные дают некачественные результаты, а потому, что получаемые результаты не дают оснований для количественных выводов. Среди основных в рекламном процессеиспользуют:

· экспертный опрос,

· глубинное интервью,

· фокус-групповое интервью.

Количественные исследования так называются по причине нацеленности на получение количественной информации о большом количестве объектов исследования (потребителей, предприятий). Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на некое событие.

В основе методик количественных исследований всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. То есть результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно экстраполировать (распространять, обобщать) на все население региона или на ту группу, на которую направлено исследование.

Часто используется для получения итоговых заключений - проверяет конкретные гипотезы - использует технику случайной выборки для того, чтобы сделать выводы обо всем населении - затрагивает большое количество респондентов.

В рекламных исследованиях обычно используют следующие методы:

· личные интервью

· телефонные интервью

· исследования розничной сети (retail audit, store-check)

· холл-тесты

Кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников. Кабинетные исследования опираются на различные источники информации, что позволяет получать большие объемы данных, сравнивать и анализировать полученные результаты.

В кабинетных исследованиях данные всегда являются нецелевыми, поскольку не создаются в ходе исследования, а берутся из других источников уже готовыми к анализу. Многие материалы, полученные в ходе кабинетных исследований, являются недорогими или просто бесплатными, так как получены из доступных источников информации.

Отдельно можно выделить также наблюдение и эксперимент как виды исследования.

Наблюдательные техники - исследователь наблюдает социальные явления в естественных условиях - наблюдение может быть перекрестным (все наблюдения делаются в одно время) или последовательным (наблюдения происходят в несколько временных периодов) - примерами являются анализ по использованию продукта.

Экспериментальные или опытные техники - исследователь создает почти искусственное окружение, пытаясь контролировать ложные факторы, которые управляют, по крайней мере, одной переменной - примерами являются лаборатории покупок и пробный маркетинг.

Любое социологическое исследование начинается с программы, которая определяет алгоритм действий.

Программа социологического исследования - один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. На схеме 1. Представлены основные этапы социологического исследования.

Типы выборок

Выборки делятся на два типа:

· вероятностные

· невероятностные

Вероятностные выборки

1.1 Случайная выборка (простой случайный отбор)

Такая выборка предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.

1.2 Механическая (систематическая) выборка

Разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом ‘n’ отбирается каждый ‘k’-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – N=n*k

1.3 Стратифицированная (районированная)

Применяется в случае неоднородности генеральной совокупности. Генеральная совокупность разбивается на группы (страты). В каждой страте отбор осуществляется случайным или механическим образом.

1.4 Серийная (гнездовая или кластерная) выборка

При серийной выборке единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком.

Невероятностные выборки

Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д..

2.1. Квотная выборка

Изначально выделяется некоторое количество групп объектов (например, мужчины в возрасте 20-30 лет, 31-45 лет и 46-60 лет; лица с доходом до 30 тысяч рублей, с доходом от 30 до 60 тысяч рублей и с доходом свыше 60 тысяч рублей) Для каждой группы задается количество объектов, которые должны быть обследованы. Количество объектов, которые должны попасть в каждую из групп, задается, чаще всего, либо пропорционально заранее известной доле группы в генеральной совокупности, либо одинаковым для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки используются в маркетинговых исследованиях достаточно часто.

2.2. Метод снежного кома

Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)

2.3 Стихийная выборка

Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.

2.4 Выборка типичных случаев

Отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения.

Построение выборки является важнейшим этапом социологического исследования собственно оно закладывает точность и научную содержательность провидимых нами исследований.

Итак, что же исследователи пытаются выяснить при помощи применения социологического инструментария в рекламной деятельности. Существует несколько видов исследований в рекламном процессе:

· исследование рынка: емкость рынка, описание сегментов рынка,доли рынка конкурентов, структура рынка.макросреда компании, структура каналов сбыта.

· исследование потребителей: явные и скрытые потребности клиентов, процесс принятия решения покупателем, география, объемы и частота покупок, причины и мотивы покупок, ценовые диапазоны, приемлемые для покупателя, эластичность спроса от цены, в какой мере на выбор конкретной марки влияют различные факторы маркетинга (цена, реклама, обслуживание, имидж)? и др.

· исследование конкурентов: анализ сильных и слабых сторон товаров-конкурентов, изучение ценовой, товарной и рекламной политики конкурентов.

· исследование коммерческой деятельности: имидж фирмы и ее товаров среди потребителей, дистрибьюторов, общественности, исследование товара: важнейшие свойства и преимущества продукции, исследование новых рынков сбыта и т.д.

· исследование рекламы: изучение потребительских мотиваций. медиапредпочтения покупателей, тестирование рекламы, изучение эффективности рекламы и др.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой программа социологического исследования и можно ли обойтись без неё?

2. Что такое качественные социологические исследования? Какие виды наиболее часто используются в рекламном процессе?

3. Дайте определения кабинетным исследованиям? Как вы себе их представляете?

4. Каковы методологические и организационные функции программы социсследования?

5. Каково назначение гипотез в социологическом исследовании? Назовите их виды.

6. Составьте таблицу, в левой колонке которой следует перечислить виды гипотез, а в правой – требования, предъявляемые к гипотезам.

7. Назовите виды социологических исследований. В каких случаях используют аналитические исследования, в каких- развёрнутые?

8. Что представляет собой выборочная совокупность?

9. Назовите Вероятностные и невероятностные типы выборок?

10. Какие виды выборок чаще всего используются в рекламных исследованиях?

11. Что представляет собой генеральная совокупность, репрезентативность и ошибка репрезентативности?

 

Другие виды опросов.

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Обязательные требования к методу:

· предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;

· предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;

· использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);

· повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;

· оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.

Достоинства метода - возможность:

· получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,

· охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,

· иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,

· экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

Недостатки:

· перекосы репрезентативности,

· неизбежность выбраковки,

· нарушение правила анонимности опроса

· усиливающее искажение ответов.

Обязательные требования данного метода:

· тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;

· обстоятельная инструкция к ее заполнению;

· шифровка конвертов;

· вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;

· напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты.

Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность.

Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Обязательные требования к методу:

· предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;

· разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;

· наличие телефонных справочников;

· соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;

· особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;

· повышенная требовательность к их честности;

· обязательность контроля за их деятельностью;

· перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.

Телевизионный экспресс опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:

· формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;

· мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";

· просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);

· оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;

· комментирование полученных результатов.

Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.

Ещё один вид опроса носит название группового интервьюирования, речь о котором пойдёт в следующей лекции.

 

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой метод опроса в социологии?

2. Каковы типичные правила проведения опросов?

3. Опишите и интервьюирование и анкетирование как виды опроса.

4. Каким образом должна выстаиваться анкета и какова её рекомендуемая структура?

5. Охарактеризуйте преимущества и недостатки других типов опросов.

6. Разработайте анкету, включающую в себя открытый, закрытый, контрольный, прямой, безличный, личный вопросы, в рамках сформулированного вами гипотетического социологического исследования.

7. Подберите по три примера закрытых и открытых вопросов, которые обычно используются в анкетах.

8. Подготовьте вопросы интервью с целью получения массовой информации, по теме сформулированного вами гипотетического социологического исследования.

9. Разработайте процедуру он-лайн опроса по теме сформулированного вами гипотетического исследования с целью получения массовой информации.

Пример гайда (сценария) для проведения глубинного интервью по тестированию нового винного бренда

Здравствуйте. Меня зовут_______________________.

Я хотел бы поговорить с Вами о вине и о процессе его покупке. Прежде всего, давайте поговорим о том, какое вино Вы предпочитаете покупать.

Мотивации

1. Что в наибольшей степени может повлиять на Ваше решение купить это вино, если Вы увидите его на полке магазина? Что еще? А еще? Почему?

 

Подробно запишите обоснование каждого названного респондентом фактора:

1.Дизайн, оформление бутылки  
2. Цена  
3. Сорт вина  
4.Страна-производитель  
№…………..  

 

2. В какой ситуации, для какого повода Вы лично купили бы это вино? А еще в какой ситуации? А еще? Почему?

 

Методика незаконченного предложения:

Сейчас я зачитаю Вам несколько незавершенных фраз. Пожалуйста, закончите их.

1. Я посоветую своему другу купить это вино, потому что

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Я не посоветую купить это вино другу, потому что

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сколько лично Вы заплатили бы за это вино? Почему именно столько?

 

(ДЛЯ ТЕХ, КТО ОТВЕТИЛ, ЧТО НЕ КУПИТ ЭТО ВИНО НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ):

4. Почему Вы не купите это вино? А еще какие причины есть для этого? Что может заставить Вас купить это вино? Что нужно сделать (с этикеткой, оформлением, названием, бутылкой и т.д.), чтобы Вы приняли решение купить это вино?

 

Методика персонификации

  1. Представьте, пожалуйста, это вино в виде человека.
  2. Как бы Вы охарактеризовали этого человека?
  3. Что это за человек? Мужчина или женщина?
  4. Какого возраста?
  5. Чем он занимается, какая у него профессия?
  6. Какой у него характер? Попробуйте описать основные психологические характеристики этого человека. Что ему свойственно в наибольшей степени? Почему Вы так считаете?
  7. Этот человек Вас отталкивает или он Вам симпатичен? Почему?
  8. Чем этот человек отличается от других людей?

Оцените ОФОРМЛЕНИЕ внешнего вида этого вина по шкале от «3» до «-3», где «3» максимально выраженная положительная характеристика, а «-3» – максимально выраженная противоположная негативная характеристика.

Оригинальное         -1 -2 -3 Обычное
Яркая         -1 -2 -3 Блеклое
Понятная         -1 -2 -3 Непонятное
Привлекательная         -1 -2 -3 Отталкивающее
Легко воспринимаемая         -1 -2 -3 Трудно воспринимаемое
Светлая         -1 -2 -3 Темное
Приятная         -1 -2 -3 Раздражающее
Запоминающаяся         -1 -2 -3 Незапоминающееся
Информирует о вине         -1 -2 -3 Не информирует о вине
Побуждает к покупке         -1 -2 -3 Не вызывает желания купить
Соответствует продукту – вину         -1 -2 -3 Не соответствует продукту-вину
Высокое качество вина         -1 -2 -3 Низкое качество вина
Дорогое вино         -1 -2 -3 Дешевое вино

 

Контрольные вопросы:

1. Опишите специфику метода фокус-групп как качественного исследования.

2. Как отбираются респонденты для фокус-группы?

3. Что такой гайд и каковы общие принципы его формирования?

4. Опишите алгоритм проведения дискуссии

5. Опишите принцип работы модератора в фокус-группе. Какой из типов модераторов кажется вам наиболее приемлемым?

6. Охарактеризуйте типажи участников фокус-группы?

7. Что представляетс собой отчёт по итогам фокус-ггруппы? Каковы его виды?

8. Ознакомившись с примером гайда, разработайте свой сценарий проведения фокус-группы по теме сформулированного вами гипотетического социологического исследования. Постарайтесь использовать в гайде минимум 2-3 проективных методики работы с группой.

 

Структура личности, развитие и опыт, интеллигентность и интересы, взгляды и мировоззрение, а также условия, ситуация, в которой реципиент принимает информацию влияет на выбор реципиентом сообщения в схеме

a. Г. Малецке

b. Г. Лассуела

c. У. Шрамма

d. Дж. Райли

5. Выберите схему анализа, которая применяется, когда социологию интересует влияние, оказываемое властью или авторитетом посредством прессы, на общество:

a. источники информации – журналист (редакция) – текст – канал информации – массовая аудитория и личность – журналист (редакция)

b. общество – социальные институты, группы, организации – учредитель (владелец СМИ) – редакция – журналист – адресат – социальное поведение

c. информация – журналист – редакция – адресат-информация

d. массовая аудитория – информация – социальное поведение - власть-информация-учредитель

6. Предметная область социологии рекламы есть изучение:

a. Социальных характеристик рекламной деятельности, интегрального качества

b. Рекламы как социального института, а не процесса

c. Истории рекламного сообщения

d. Рекламы как процесса коммуникации

7. Как называются исследования, в которых респондент опрашивается регулярно в течение определённого срока:

a. Зондажные

b. Целевые

c. Панельные

d. Развёрнутые

8. Отделение рекламной деятельности от других ви­дов коммуникационной деятельности, формированием особой профессиональной сферы это процесс

a. Социализации

b. Трансформации

c. Институционализации

d. Профессионализации

9. Социальные посредники, через которых поступает к получателю информация, в схеме коммуникации У. Шрамма носят назавание:

a. Реципиент

b. Корреспондент

c. Пабликс

d. Медиатор

10. В рамках данного направления сформировались эффективные методологические основания для управления сознанием, основанные на механизме положительного подкрепления является:

a. Фрейдизм

b. Бихевиоризм

c. Символический интеракционизм

d. Институционализм

11. Ключевые особенности потребительского социума были выдвинуты в работе «Общество потребления» принадлежащей:

a. Р. Мертону с. Ж. Бодрийяру

b. Г. Лассуэлу d. З.Фрейду

12. Реклама в классификации социальных институтов Т. Парсонса относится к:

a. Ситуационным

b. Инструментальным

c. Интегрирующим

d. Потребительским

13. Реклама воздействует на интеграцию общества через:

a. Стереотипизацию потребительского поведения

b. Дифференциацию моделей потребления

c. Повышение социальной мобильности

d. Объединение людей в общество потребителей

Эта выборка работает, а с однородными группами (семья, производственная бригада, студенческая группа, болельщики футбольного матча, телезрители, которые смотрят ТВ в одной комнате, городские районы и т. п.).

a. Стратифицированная

b. Вероятностная

c. Гнездовая

d. Районированная

 

Глоссарий к курсу

Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

Анализ документов - совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач

Анкетирование -письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Бихевиоризм -(от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.

Бренд - ( англ. brand, — товарный знак, торговая марка) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легкоузнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.

Брендинг – процесс создания нового бренда.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих по­вторяться неограниченное число раз условиях.

Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Выборка – объект контрастного социологического исследования, часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества).

Депривация - лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Дневник наблюдения - документ, в котором фиксируются его результаты наблюдения в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых.

Единица наблюдения - отдельный акт поведения наблюдаемых, в котором проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях и при определенных условиях.

Имидж — (от англ. image — мысленный образ, представление, мнение)- образ товара, услуги или компании, как совокупность ассоциаций и впечатлений о них, который складывается в сознании потребителей и формирует их определенное отношение к этому товару, услуге или компании.

Институт социальный - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

Институционализация - процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов.

Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников.

Карточка регистрации единицы наблюдения - документ, в котором фиксируются в строго формализованном и закодированном виде все действия отдельной единицы наблюдения. Количество карточек наблюдения должно соответствовать количеству единиц наблюдения.

Категории социологического наблюдения - конкретные признаки из числа признаков, зафиксированных в качестве предмета наблюдения

Качественные методы исследования - приемы и методы, позволяющие определить глубинные мотивы принятия потребителями решений о покупке, ассоциации, вызванные продуктом, маркой, возможные варианты отношения к рекламе и т.п.

Класс социальный — большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Количественные методы исследования - (quantitative research techniques) — методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме.

Коммерческая реклама - неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации с четким указанием на источник финансирования.

Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов

Контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции

Контролирование репрезентативности - сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей, на основе этого - определение ошибки выборки и ее уменьшение.

Культура – сущностная характеристика общества, отражающая накопленный человечеством опыт; совокупность материальных и духовных результатов деятельности людей, социальных ценностей и норм, регулирующих взаимодействия людей; характеристика деятельности.

Массовая коммуникация -систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая культура - (поп-культура, культура большинства) культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе.

Медиа – сокращенное от массмедиа (англ. mass media) – СМИ, средства массовой информации; употребляется в качестве приставки к терминам, связанным с деятельностью СМИ – медиапланирование, медиамагнат.

Месседж (Сообщение) – первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных принципов познания и деятельности.

Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания.

Методы рекламирования — это содержательные средства донесения рекламы до потребителя.

Наблюдение – метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Нормы – социальные правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми; требования, предъявляемые обществом к индивиду.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Общество потребления - общество, в котором преобладают чисто потребительские интересы; характеризуется ростом доходов, изменяющим структуру потребления в сторону увеличения приобретения товаров длительного пользования, предметов роскоши и индивидуального потребления. Экономические отношения в таком обществе называют экономикой потребителя (а не производителя), поскольку преимущественно спрос формирует предложение.

Общность – совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).

Объект исследования в широком смысле - носитель той или иной социальной проблемы; Объем выборки - количество единиц выборочной совокупности.

Операционализация - перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы.

Панельное исследование - исследование, проводимое по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени.

Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Пилотажное исследование – пробное исследование преимущественно методической направленности, цель кот



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.016 с.)