Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Конкретное социологическое исследованиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель – уяснить место и роль конкретных социологических исследований в системе социологического знания. Задачи – получить представление о сущностных характеристиках конкретного социологического исследования, его программе, методах сбора и обработки информации. Социологическое исследование: типология, структура, Методологические основы Сопоставляя социологическое исследование с научным познанием в целом, можно увидеть их сходство в наличии субъекта и объекта исследования, самого исследовательского процесса и его результатов. За сходством компонентов (даже если судить по их названиям) – их сущностные различия: социальный мир – специфичнее и сложнее, чем иной исследовательский объект; сам исследователь (субъект) – часть социума (объекта); применение некоторых методов в социологии лимитировано моральными и иными нормами; исследовательская ситуация зачастую уникальна и не всегда воспроизводима – хотя бы по причине социальной динамики. Все это дает основание говорить о специфике социологического исследования. Многомерность Общества и Человека как объектов социологического познания обязывают исследователя и выходить за рамки своей науки (обращаясь к психологии, культурологии, экономике и т. п.), и применять – порой в рамках даже одного исследования – несколько взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов. Отсюда – комплексность социологического исследования. Как и в любой науке, где теоретические построения дополняются и проверяются эмпирическими исследованиями, социологические исследования неотделимы от социологической теории, базируясь на ней и привнося в нее изучаемые элементы социального мира в виде нового либо (пере-) проверенного знания. Вместе с тем, социологические исследования представляют собой и «микромир» социологии со своими принципами, правилами и процедурами. Отсюда – относительная самодостаточность социологического исследования, отсюда же – его обязательная включенность в систему социологической науки. И последнее – но уже «вопросительно-гипотетическое». В истории науки бывали случаи, когда «теория» опережала «метод», а когда и «метод», опережая «теорию», позволял делать научные открытия, разрушавшие прежние представления (парадигмы). Но сегодня сложно определить, как соотносится «теория» и «метод» применительно к современному российскому обществу и современной отечественной социологии. Во всяком случае, социологические исследования наличествуют. Структура и процесс социологического исследования. Рассматривая социологическое исследование как специфическую технологию, можно применить к нему такие понятия, как фаза (этап), процедура или операция. Все это – понятия «организационно-процессуальные». По-иному можно структурировать социологическое исследование, если смотреть на него с точки зрения познавательного процесса. Просматриваются следующие структурные компоненты социологического исследования (расположенные в логике времени, их можно было бы назвать «фазами-переходами»): · вычленение и формулировка социальной проблемы, причем не столь важно, кто это реализует: социальный институт либо сам исследователь; · перевод социальной проблемы и сопутствующего ее «социального заказа» в термины науки и переформулирование ее в проблему научную; · соотнесение научной проблемы с имеющимся научно-методическим аппаратом (его адаптация «под ситуацию», либо создание более адекватных средств – инструментария, методик и т.д.); · формирование и использование всех необходимо-достаточных видов ресурсов (от специалистов и финансов до идей и технологий) для решения поставленных задач; · «заполнение» концепции исследования соответствующими теоретическими и эмпирическими данными (информацией, знаниями); · научное упорядочение (обработка, анализ) полученных данных и «возврат» их в социальную систему (конкретнее – в соответствующий социальный институт либо орган управления). Что же касается социологического исследования как процесса, то к нему полностью применимы такие «определительные» требования как планомерность, последовательность, организованность, рациональность и т. п. Вбирая в себя множество частных действий и отдельных процедур, процесс социологического исследования может быть эффективен только тогда, когда он рассматривается в качестве единого целого. Виды социологических исследований и критерии их классификации. В современных социологических словарях и справочниках имеется более двух десятков терминов, характеризующих различные виды социологических исследований. Следует признать, что не всегда «различающие» термины и определения имеют четко обозначенный критерий. Не претендуя на строгость и полноту описания, представим в кратком виде перечень критериев различения и видов исследований. По цели исследования принято говорить о фундаментальных исследованиях, ориентированных на развитие науки, и исследованиях прикладных, имеющих прагматические задачи. И первые, и вторые, в свою очередь могут быть и теоретическими, и эмпирическими – в зависимости от характера знания, получаемого по их результатам. По глубине анализа изучаемого объекта различают: · разведывательные (поисковые, зондажные, пилотажные) исследования, связанные в основном с апробацией выборки, инструментария и т. п.; · описательные исследования, не выявляющие причинных связей, но создающие целостное видение анализируемого объекта и проверяющие гипотезы описательного характера; · аналитические исследования, выходящие на выявление причинно-следственных связей, факторные модели, а также на проверку объяснительных гипотез. Многие авторы считают, что разведывательные (поисковые, зондажные) и пилотажные исследования являются подвидами или самостоятельными видами социологического исследования. Разведывательные исследования проводятся с целью уточнения проблемы, корректировки задач и гипотез, т. е. это концептуальное исследование, проводимое с использованием следующих методов: неформализованное интервью, наблюдение, экспертный опрос, экспресс-опрос и др. В отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, например, для апробации вопросника. По степени оригинальности (новизны) можно различать базовые исследования (т. е. исследования «первые в своем роде») и всевозможные повторные исследования, проводимые для сравнительного анализа во времени и в пространстве. Повторные исследования, в свою очередь, имеют несколько подвидов: панельные, когортные, трендовые и т. д. (подробнее речь о них пойдет в четвертом разделе пособия при рассмотрении вопроса «Сравнительный и методический анализ результатов»). По времени контакта с объектом особо выделяются лонгитюдные исследования (длительное наблюдение за одним и тем же контингентом исследуемых). Ориентируясь на критерий (фактор) времени здесь же, возможно, следует назвать и оперативные исследования, проводимые обычно с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной научной программе (например, экспресс-опрос общественного мнения). Не следует, однако, полагать, что лонгитюдные и оперативные исследования находятся на противоположных полюсах одного и того же континуума. По степени охвата изучаемой совокупности (лиц, явлений и т. п.) различают: · сплошные исследования (когда изучаются все элементы генеральной совокупности – что-то по типу переписи населения); · монографические исследования (типологический отбор и изучение только одной единицы какого-либо класса явлений); применительно к данному виду исследований в зарубежной литературе часто используется термин «case study» («анализ случаев»), от которого он отличается целью – не получение нового знания, а постановка точного социального диагноза; · выборочные исследования, изучающие определенную часть генеральной совокупности. Как и повторные, выборочные исследования имеют несколько подвидов в зависимости от способов и принципов отбора (построения) выборочной совокупности. Здесь имеется и несколько классификаций, и множество порой несовпадающих терминов, а потому сошлемся лишь на один вариант их перечисления: по принципу добровольности; по принципу доступности; типологические; квотные; стохастические – те, при которых создается одинаковая возможность для каждой «единицы» попасть из генеральной совокупности в выборочную. По месту проведения выделяют полевые (изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях) и лабораторные исследования. Все вышеуказанные виды социологических исследований «привязаны» к содержательному анализу своего объекта; в этом плане отдельную группу образуют так называемые методические исследования, цель которых – (само-) анализ самого исследовательского процесса, его методов, инструментария и т. д. (речь о них пойдет в следующем разделе пособия). Методологические требования к построению программы. Методология, упорядочивая фазы, формы и методы научного познания, «присутствует» и в каждом этапе социологического исследования. Применительно к этапу разработки основных его элементов – в частности, при разработке исследовательской программы – хотелось бы обозначить следующие позиции (вопросы, аспекты). Методология влияет, прежде всего, на программу эмпирического социологического исследования при определении и раскрытии сущности тех явлений, событий, процессов, взаимосвязей и т. д., которые будут предметом исследования. В этом процессе выявляется значение преимущественно онтологической ветви методологий. Без методологии нельзя дать убедительный ответ на вопрос, что будет исследоваться. Поскольку программа исследования является его начальным и решающим пунктом, через нее методология влияет и на остальные его элементы. Поскольку методологию можно рассматривать и как своеобразный «свод принципов, правил и требований», то, по отношению к программе социологического исследования, это означает обязательное и последовательное изложение следующих компонентов: формулировка и обоснование исследовательской проблемы, постановка цели и задач исследования, анализ и интерпретация основных понятий, предварительное системное описание объекта и предмета исследования, выдвижение исследовательских гипотез. Возможно, применима и иная последовательность – важнее не упустить какой-либо из перечисленных компонентов, совокупность которых образует методологический (иногда называемый теоретическим) раздел программы социологического исследования. Более детально соответствующие вопросы и проблемы будут рассмотрены далее, в теме «Программа социологического исследования»; здесь же достаточно резюмировать: поскольку программа – основной стратегический документ исследования, то в ней в концентрированном виде воплощается и теория, и методология социологии – конкретизированные, разумеется, в данном исследовательском проекте. Методологические требования к построению выборки. Обратимся к работе В.А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы», где им излагаются программные (методологические) требования к выборке. Он, в частности, отмечает следующее: · тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез; · требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав исследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности; · мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки опять-таки зависят от цели исследования; · в аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов; · численность (объем) выборки зависит от уровня однородности изучаемых объектов; это положение уточняется перечислением трех условий: (а) меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам, (б) степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования, и (в) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования. Один из первых отечественных социологов, специализировавшихся в методологических и методических вопросах выборочных исследований, В. Э. Шляпентох, когда-то выделил три группы проблем построения и реализации выборки: · предварительный теоретический анализ объекта исследования (по-видимому, здесь подразумевается знание, в т. ч. и статистическое, о структуре и параметрах генеральной совокупности); · применение и обоснование конкретного метода выборочного исследования; · методико-организационные аспекты реализации выборочного исследования (с выделением особой проблемы – корректировки выборки). Методологические требования к методам сбора данных. Выбор и применение одного или несколько методов сбора данных в социологическом исследовании (анализ документов, наблюдение, опрос и т. д.) – не воле вой акт самого исследования. Здесь всегда – или почти всегда – необходимо поставить ряд вопросов методологического характера, и только в случае утвердительных ответов на них можно говорить о соблюдении требований методологии к проектированию сбора данных и самому процессу их сбора. Итак: · насколько адекватны проектируемые и реализуемые методы сбора данных характеру (особенностям и т.п.) изучаемого социального явления или процесса, предмету и объекту исследования? · насколько адекватны проектируемые и реализуемые методы сбора данных характеру (типу) самого социологического исследования, его целям и задачам, установкам и ожиданиям исследователя – социолога? · насколько проектируемые и реализуемые методы сбора данных могут взаимодополнять и/или взаимопроверять друг друга? · каковы «разрешающие способности» применяемых методов сбора данных (другими словами, каковы их познавательные возможности, а также пределы этих возможностей) с точки зрения интересов исследователя и требований к результатам исследования? · в какой степени применяемые методы сбора данных допускают проверку их «работоспособности» (надежности и т.п.) и обеспечивают соответствующий «порог качества» получаемой с их помощью исходной эмпирической информации? · наконец, образуют ли применяемые методы сбора данных «теоретико-методологическое и технолого-организационное «единство» общей концепции исследования в его программном и процессуальном измерениях? Думается, что соблюдение методологических требований (изложенных здесь в виде серии вопросов) – одна из предпосылок успешного и результативного социологического исследования. Соотношение технологии, методов, техники, методики и процедур в социологическом исследовании. Практика исследовательской работы требует от исследователя умения ориентироваться в «арсенале» прикладной науки. Приведем определения основных понятий, относящихся к данному вопросу. В БСЭ (1976) понятие технология (от греч. tekhne – искусство, мастерство, умение и logos – учение) определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки… Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики». Мы определяем, технологию социологического исследования как определенный способ осуществления деятельности связанный с ее расчленением на отдельные этапы исследования, операции (действия), соблюдением их определенной последовательности, выбором наиболее рациональных способов (методов) их выполнения. В более узком смысле, технология – это алгоритм, процедура осуществления действий в процессе социологического исследования. В.И. Добреньков и А.И. Кравченко в первом томе «Методология и история» трехтомного учебника «Социология» отмечают, что технология сбора данных – это методика и методы сбора данных, отвечающие на вопрос, «как получены данные», а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос, «что получено в исследовании». Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Техника социологического исследования – совокупность организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных. Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи, выполняет функцию методической инструкции; совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации; технические приемы реализации метода с целью уточнения и верификации знаний об изучаемом объекте. Весьма краткие характеристики можно встретить в работе В.А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы»: «Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования». Здесь же автор определяет, что «методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации» и констатирует, что «одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой». Интересное различение понятий дается в книге Р. Пэнто и М. Гравитц «Методы социальных наук». Они считают, что метод – это интеллектуальная концепция, координирующая комплекс операций, а технические приемы – этапы определенных операций, используемых для достижения цели по определенному методу. В «Российской социологической энциклопедии» методика социологического исследования определяется как «средство адаптации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых исследователем задач, к особенностям изучаемого предмета и объекта, к организационно-экономическим особенностям исследовательского коллектива». Встречается и понятие «инструментарий социологического исследования», определяемое как набор специальных документов (анкеты, опросные листы, карточка наблюдений, социометрические карточки, таблицы экспертных оценок и т.д.), с помощью которых реализуются основные методы социологического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос) и осуществляет сбор эмпирических данных об изучаемом объекте. Под техникой исследования в вышеупомянутой работе понимается «совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, характеризующих тот или иной метод сбора, обработки и анализа эмпирической информации. Совокупность технических приемов, однако, не составляет метода. Метод – это концепция, план, координирующий отдельные технические приемы в последовательную систему познавательных действий. Техника – это конкретные познавательные операции, используемые по определенному методу. Ряд технических приемов, связанных общей задачей, составляет методику». Наконец, процедура исследования – определенная последовательность познавательных и организационных действий, необходимых для решения исследовательской задачи. Понятие «процедура» относится как к исследовательскому проекту в целом, так и к отдельным его стадиям. Для того чтобы лучше соотнести все вышеперечисленные понятия и их определения, можно еще раз сослаться на работу В.А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы», где дается схема классификации методов и техники эмпирического социального исследования. В упрощенном виде эта схема выглядит так: Методы: · при регистрации единичных событий: наблюдение, изучение документов, опрос; · в системе сбора данных: монографические, сплошные и выборочные исследования; · в области анализа данных: описание, классификация, типологизация, статистический, экспериментальный, системный и другие виды анализа. Техника: · при регистрации единичных событий: приемы контроля надежности, квантификация, шкалирование, разработка индексов; · в системе сбора данных: статистический аппарат выборки, приемы качественного и количественного выравнивания характеристик; · в области анализа данных: логические средства, статистические приемы, таксономические процедуры и т. д. Социологические исследования и социальная практика. Считается, что социолог «думает», а кто-то (менеджер организации, хозяйственный руководитель, партийный функционер, государственный служащий) после него «делает», было бы наивным и даже опасным заблуждением. Никак и никогда нельзя сводить рассматриваемый вопрос к простому прохождению по цепочке «отчет по результатам исследования – управленческое решение – оптимизация конкретного социального процесса (объекта)». Данный вопрос воспринимается и понимается лишь в максимально широком контексте – «Социология и Общество». К месту можно напомнить, что еще более 25 лет назад, в 1982 году, десятый Всемирный социологический конгресс не случайно был посвящен именно подобной теме – «Социологическая теория и социальная практика». «Социальная практика», понимаемая как «социальная жизнь», включающая в себя и деятельность, и познание, стоит у истоков буквально каждого социологического исследования. В обществе появляется и проявляется очередная социальная проблема и формулируется для социолога в качестве «социального заказа». Это – первое «соприкосновение», если взять весь цикл отдельно взятого исследования. Второе «соприкосновение» – взаимодействие социолога-исследователя с изучаемым объектом в ходе самого исследовательского процесса. Даже при самой высокой степени социологической «деликатности» (соблюдение норм профессиональной этики), нельзя отрицать возможность и факт взаимовлияния субъекта и объекта исследования. Наконец, третье «соприкосновение» начинается после передачи результатов работы – при этом «адресаты» могут быть самые разнообразные – научное сообщество, читательская (зрительская) аудитория, властная элита или группа бизнес-менеджеров. Есть исследования, которые предполагают «короткий» и почти «односторонний» выход в социум. К таким можно отнести, например, опросы общественного мнения с последующей публикацией в СМИ (возможная реакция общества – отклики читателей, зрителей и слушателей). Сюда же, как ни парадоксально, можно отнести и исследования, на базе которых появляются разнообразные – от тезисов до монографий – публикации научного характера (возможная реакция общества – критические либо апологетические отзывы и рецензии). Есть исследования, после которых работа социолога почти обязательно переходит в «иные измерения». Речь идет о таких исследованиях, в основном – прикладных, на базе которых выстраиваются управленческие решения и социальные технологии. Один из парадоксов здесь заключается в следующем: как правило, от социолога ожидают практических рекомендаций, «переводящих» реальное состояние управляемого объекта (процесса) в состояние нормативное или идеальное (оптимальное). Парадокс в том, что социолог не всегда и не обязательно является обладателем «идеальной модели», и вот именно здесь возникает необходимость взаимодействия исследователя с практиками и руководителями разных сфер и разных уровней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.012 с.) |