Тема 4. Общество как объект изучения социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Общество как объект изучения социологии



Цель – познакомится с особенностями социологического понимания и анализа общества.

Задачи – получить представление об обществе как системе, изучить основные концепции общества, приобщиться к наиболее влиятельным научным типологиям общества.

 

Общество как система

 

Системный подход – обязательное свойство любого научного исследования и любого ответственного, продуманного действия. Системный подход – развитие идеи о соотношении целого и части. Известно, что нет абсолютно простых тел (все состоят из частей), с другой стороны, нет абсолютно изолированных предметов (все часть чего-то). Все можно рассматривать либо как «целое», либо как «часть». В системном подходе «целое» рассматривается как система, а «часть» – как элемент.

Система (от греч. sуstema – составленное из частей, соединенное) – это множество элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом, образующих относительно автономный объект.

Для анализа устойчивых связей между элементами системы используются понятия «структура» (от лат. structura – расположение, порядок).

Для выявления роли отдельного элемента в системе служит понятие «функция» (от лат. functio – исполнение, совершение)

Принципы системного подхода:

1) рассмотрение всего как «нечто», состоящего из элементов; причем это «нечто» не сводится к сумме элементов. Система – больше, чем простая сумма ее элементов;

2) рассмотрение всего как части чего-либо, как элемента системы и установление того, какие функции и характеристики приобретает рассматриваемый объект, будучи элементом какой-либо системы;

3) рассмотрение объектов как носителей нескольких систем. Например, отдельный человек, индивид может рассматриваться как биологическая система-организм и как социальная система-личность.

4) рассмотрение объекта как элемента многих систем. Например, отдельный человек является элементом различных систем – студенческая группа, семья, компания, страна, город, политическая партия и т. д.

Системный подход всегда был присущ социологии. О. Конт и Г. Спенсер рассматривали общество как «целое», состоящее из частей, как некий организм, где отдельные элементы приобретали свои качества, благодаря нахождению в рамках «целого» и выполнению там определенной роли. Э. Дюркгейм стремился всякий социальный факт рассматривать не изолировано, а как элемент «целого», через те функции, которые этот факт выполняет в целом. Он рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий. С точки зрения основоположника материалистической социологии К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений межу людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль человеческих отношений».

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее емко и образно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды. Самодостаточность же, в свою очередь, означает стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

Основная задача системного подхода в исследовании общества – объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. И это понятно – ведь только при таком условии снимается главная проблема рассмотрения общества как суммы индивидов. Уловить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, типичное в жизни общества, отвлекаясь при этом от жизнедеятельности конкретных людей, помогает именно метод системного анализа.

Социологическая теория в общественных системах выделяет два вида, две ипостаси их бытия – социетальную и социальную.

Понятие социетальное используется для характеристики общества в целом. Социетальная система – это экономическая, социальная, политическая, духовная (идеологическая) подсистемы общества, каждая из которых обладает определенной структурой, т. е. совокупностью особым образом связанных элементов, и выполняет определенную функцию: экономическую – функцию материального производства; социальную – социализации; политическую – социального управления; идеологическую – духовного производства.

Вместе с тем, общество можно характеризовать не только с точки зрения того, что социальное есть подсистема общества, «отвечающая» за соответствующую «обработку» человеческого материала, но и под углом зрения того, что человек является главным системообразующим элементом общественной жизни. Система называется социальной, если в число ее элементов входят люди. Социальная система – это определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, связи между ними, нормы, которыми они руководствуются в своей деятельности.

С точки зрения системного подхода социальная система – это целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

Под социальным действием (взаимодействием) в социологии понимается осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и (или) воздействующее на их поведение и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других.

Основными элементами социальной системы являются люди, социальные общности и институты, находящиеся в определенной (социальной) связи, взаимодействии и отношениях.

Существенными чертами любой системы, в том числе социальной, являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Первое понятие фиксирует объективную форму существования явления, т. е. его существования как целого, а второе – процесс и механизм объединения его частей.

Целое (и на это обратили внимание еще древнегреческие философы) «большие суммы входящих в него частей». Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные, или интегральные, качества.

Социальные системы более сложны, чем системы технического и биологического порядка, т. к. их основной элемент (человек) обладает значительной свободой в выборе того или иного варианта деятельности. Сложность социальных систем делает их изменения плохо предсказуемыми и сами системы трудно управляемыми.

Социальные системы бывают:

а) гомогенными (однородными), состоящими только из людей, норм, связей между людьми;

б) гетерогенными (разнородными), состоящими не только из людей, но и элементов иной природы (социотехническая система – человек в сочетании с техникой, искусственной материальной средой – предприятие, лечебное учреждение и т. д., социоэкологическая – человек и окружающая природа).

Основными видами социальных систем являются: общество, социальный институт, социальная организация, социальная общность, личность.

В обыденной жизни понятие «общество» интерпретируется и применяется достаточно широко и произвольно.

Так, например, любители коллективного проведения досуга говорят о проведенном времени в обществе. Ряд общественных организаций называют себя обществом (книголюбов, литераторов, художников, музыкантов и т. п.). Многие трудовые коллективы также носят название обществ (АО, ЗАО, ООО и другие).

Вместе с тем термин общество применяют и более широко, отожествляя с такими понятиями, как: «народ», «государство», «страна», «человеческая цивилизация».

В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение, чем в быту. Как отмечал немецкий социолог и философ Г. Зиммель, общество имеет смысл только в том случае, если, так или иначе, противопоставляется простой сумме отдельных людей.

Общество предстает как некая идеальная модель социального организма, которому присущи определенные свойства, качества и законы развития: деление на группы, слои, взаимодействие между отдельными индивидами и группами и т. п. Так, согласно американскому социологу Э. Шилзу, понятие «общество» в строгом научном значении отвечает следующим признакам:

1) общество – это такое объединение, которое не является частью какой-либо крупной системы (общества);

2) браки в нем заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) это объединение имеет территорию, которую считают своей собственной;

5) у него есть собственное название и собственная история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) такое объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

В определении Марша общество характеризуют следующие признаки:

1) постоянная территория, установленная государственными или иными границами, рубежами;

2) пополнение общества происходит главным образом благодаря деторождению, миграция при этом играет второстепенную роль;

3) развитая культура;

4) политическая независимость – общество не является элементом другой системы.

Таким образом, любое общество в любой период времени характеризуется перечисленными выше признаками. Во втором значении общество предстает в конкретной исторической форме определенной общности, сообщества, народа, государства, региона, страны.

 

Основные концепции общества

 

В социологии отсутствует единое определение понятия «общество». В понимании общества социологическая мысль колеблется между двумя крайними позициями – социологическим реализмом и социологическим номинализмом.

Социологический реализм основан на той идее, что общество есть sui generis (нечто в своем роде, своеобразное – лат.), т. е. являет собой органичное единство, не сводимое к совокупности индивидов, ее составляющих.

Социологический номинализм предполагает, что общество только словесная функция (имя – от лат. nomen), в действительности же существуют только отдельно взаимодействующие друг с другом индивиды.

В своем чистом виде социологический номинализм и реализм представлены крайне редко. Можно лишь говорить о тяготении того или иного исследователя к определенной теоретической позиции. Так, Э. Дюркгейма можно назвать «социологическим реалистом», а М. Вебера «социологическим номиналистом».

Между двумя названными теоретическими позициями находится множество попыток определить понятие общества, множество концепций общества.

«Атомистская» или «сетевая» концепция. Согласно ей общество представляет собой совокупность (сеть) действий индивидов. Примером подобного подхода является трактовка общества, даваемая М. Вебером. Так, он полагал, что общество есть взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. Примерно так же рассуждал об обществе классик социологии ХХ века Т. Парсонс. Он понимал общество как систему отношений между людьми, где связующим началом являются нормы и ценности. К сетевой концепции общества можно отнести и трактовку общества, даваемую современным американским социологом Дж. Девисом: «Все общество, в конце концов, можно представить как паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром».

Концепция социальных групп. В соответствии с этой концепцией общество – это совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Можно привести следующий пример: население России – доминирующая группа, которая распадается на многие другие пересекающиеся группы: граждане и не граждане РФ; мужчины и женщины; этнические группы – национальности; возрастные группы; поселенческие группы. Эти группы пересекаются, т. к. один индивид входит во множество этих групп.

Институциональная концепция. Согласно ей, общество большая совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Предполагается, что именно институты и организации придают устойчивость взаимодействию людей.

Функциональная концепция. В соответствии с этой концепцией общество – это группа людей, осуществляющая систему самообеспечивающих действий.

Аналитическая концепция. Она представляет собой расширительную трактовку функциональной концепции. В аналитической концепции общество понимается как относительно самостоятельное, самообеспечивающееся население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.

Обобщая различные концепции общества необходимо сказать следующее. Само слово (термин) «общество» имеет несколько значений. В широком смысле общество – это особая форма движения материи, особая реальность, отличная от физических, химических, биологических реальностей. Это человечество в целом. В узком смысле общество – это любое объединение людей.

В социологии под обществом понимается нечто среднее. Это и не все человечество в целом и не любое, а особое объединение людей. Его признаками являются, во-первых, его самодостаточность, то есть в рамках этого объединения создается социальная система, которая позволяет полностью удовлетворять основные потребности людей. Во-вторых, это его относительная автономность, обособленность от других подобных объединений, самоуправление и суверенность этого объединения: решения, касающиеся этого объединения, оно принимает самостоятельно, источник высшей власти находится в нем самом. В-третьих, постоянное совершающееся самовоспроизводство. Социальная система, создаваемая на базе этого объединения воспроизводит сама себя во всех своих связях и функциях, прежде всего, воспроизводятся люди, способные выполнять эти функции. В-четвертых, территориальность в том плане, что это объединение людей расположено на некоторой территории. Первоначально эта территориальность не носила постоянного характера (объединения людей могли кочевать с места на место) и не имела четко обозначенных границ. С возникновением в рамках общества государства появились четко обозначенные границы: общество стало существовать в виде страны.

Страна – это относительно поздний вид общества, появившийся вместе с возникновением определенных территориальных границ проживания групп населения, называемых государственными границами. Большую часть своего существования человечество пребывало в «дострановом» периоде. Под страной часто понимали и нечто географическое – часть света, регион. В социологии страна – это самовоспроизводящаяся, самообеспечивающаяся группа населения, обладающая определенной, только ей принадлежащей территорией, собственной историей, собственной системой управления, сплоченная определенной духовной культурой, существующая дольше жизни одного поколения.

В отечественной науке общество рассматривается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. (См.: Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. – С. 469).

Современная российская социология изучает какие качества, свойственные советскому обществу, исчезают и какие новые черты обретает современное российское общество.

Отмечается, например, активное расслоение ранее в основном однородного общества на бедные, средние и богатые классы, анализируются изменения в культуре, структуре занятости и т. п.

Различные трактовки общества в той или иной мере отражают его реальную конфигурацию, доминирующие принципы.

В целом общество – это системное образование, характеризующее совместную жизнедеятельность людей.

Эта категория определяет стабильное объединение людей, социальных групп, организаций и институтов в систему, которая имеет властный центр, является самодостаточной и независимой. Это организация, которая возникает на определенном этапе исторического процесса. Природа связей в обществе может быть различной (родственной, этнической, религиозной, военной, политической, экономической и др.), чаще всего сложной. Такие связи должны признаваться его членами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.036 с.)