Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные элементы культуры, ее формы и социальные функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно выделить следующие основные элементы культуры. Первый элемент – это понятия, которые содержатся, главным образом, в человеческом языке. Благодаря понятиям упорядочивается опыт людей. Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по-разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом, для обозначения снега существует около пятидесяти названий. В немецком языке слово «essen» обозначает прием пищи людьми, а слово «fressen» -прием пищи животными (по-русски первый глагол звучит как «есть», а второй – как «жрать»). А по-английски и то, и другое обозначается одним словом «eat». Так же широко известно, что в английском языке нет различия между вежливым «Вы» и простым «ты». А галантные поляки придумали еще нечто более возвышенное, что отсутствует в других языках: при обращении к дамам они применяют такой оборот «не желает ли пани». Давно замечено, что наибольшее количество философов дали два народа: древние греки и немцы. Очевидно, это связано как раз с особенностями древнегреческого и немецкого языков. Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие окружающего мира через понятия, зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разных культурах. Второй элемент культуры – отношения. Имеется в виду отношения между понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессы окружающего мира, а также отношения между людьми. Например, есть сильное различие в методах воспитания детей. Очень интересная система воспитания практикуется в Абхазии, где главное в воспитании детей – категорический запрет наказания и осуждения детей (их нельзя бить и нельзя ругать, наоборот, их надо всегда хвалить, даже за самые малые хорошие поступки). Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание. Третий элемент культуры – ценности, т. е. то, к чему люди должны стремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. Например, у мусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим, что у русских встречается достаточно редко. В советские времена высшей ценностью считался патриотизм, любовь к Родине, культивировалось первенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а самой высшей ценностью открыто провозглашены деньги, богатство, собственность, капитал. Четвертый элемент называется правила. Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России введет мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию и – самое удивительное – за угон автомобиля. Названные выше четыре основных элемента культуры тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, что и создает в итоге неповторимую уникальную картину каждой конкретной культуры (то, что называют самобытностью). С ценностями культуры тесно связаны нормы, т. е. определенные стандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как было сказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят, поощряют. За нарушение норм – наказывают, вплоть до уголовного преследования. Но бывает нарушение норм со знаком плюс. Например, героические подвиги на войне по защите Родины или в трудовом процессе. Поэтому существуют санкции негативные (наказание, осуждение) и санкции позитивные (награды, слава, льготы, привилегии и т. д.). И те, и другие санкции оказывают мощное воспитательное воздействие на всех людей. Виды культуры. Широко известно разделение культуры на материальную и духовную. Материальная культура охватывает сферу материальной деятельности и ее результаты. К этой сфере относится производство, быт. Материальную культуру можно подразделить на технологическую, экономическую, бытовую, санитарно-гигиеническую, физическую культуру и т. д. Духовная культура относитсяк сфере сознания, духовного производства. Она выражается в науке, морали, искусстве, религии. Однако отметим, что не бывает чего-то такого, что было бы на 100 % материальной или, наоборот, на 100 % духовной культурой. Обычный легковой автомобиль – это, конечно, предмет материальной культуры, но кто-то его конструировал, придумывал, применяя свои знания, воображение и т. д., а это уже частичка духовной культуры. И обратный пример. Картина, написанная художником, – это, конечно, концентрированное выражение духовной культуры. Но сама картина есть материальный объект: она состоит из холста, красок, рамы. Материальная и духовная культура тесно связаны между собой. Ведь технологическая культура (технологические нормы, навыки, здания, орудия труда) складывается под влиянием науки, как элемента духовной культуры. С другой стороны, без определенной материальной культуры не может существовать и духовная культура. Вопрос о том, какая культура является ведущей, в научной мысли решается по-разному. Если для марксизма характерно подчеркивание ведущей роли материального производства и материальной культуры, то в других концепциях ведущую роль отводят духовной культуре. Несомненно, что базой для существования и развития духовной культуры является материальная культура, но развитие материальной культуры и культуры в целом зависит от изменений в духовной культуре. Материальная и духовная культуры могут развиваться разными темпами.В настоящее время многие исследователи отмечают отставание духовной культуры от материальной. Отмечается, что множество новшеств в технологической, бытовой культуре не сопровождается соответствующим количеством новшеств в духовной культуре. Меньше известно другое деление культуры: на предметную и поведенческую. Предметная – это все предметы, которые созданы людьми. Предметная культура очевидна, а вот противостоящая ей поведенческая культура не так бросается в глаза. Очевидно, что поведенческая культура гораздо важнее для отдельного индивида и для всего общества, чем предметная. Приведем очень простой пример. У молодой девушки имеется сумма 30-50 тысяч рублей, и она думает, как их потратить. У нее возникают два варианта: первый – купить хорошую, красивую шубу, второй – заплатить за курсы английского языка и после их окончания в совершенстве знать язык. Кто поклоняется предметной культуре, тот, конечно, купит шубу. А тот, кто понимает важность поведенческой культуры – выучит язык, и потом сможет купить на заработанные от этого умения деньги не одну шубу, и не только шубу. Таким образом, не развивая свою поведенческую культуру (знания и умения) люди не смогли бы не только развивать, но и даже воспроизводить предметную культуру, поэтому и было сказано выше о превосходстве, первенстве именно поведенческой культуры. Необходимо сказать об особом значении в каждой культуре языка. Совершенно очевидно, что язык – это средство, инструмент для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет. Тех, кто имеет большой словарный запас, в обществе ценят, уважают. А.С. Пушкин и В. Шекспир владели словарным запасом примерно в 24 тысячи слов. Средний, имеющий высшее образование человек, имеет словарный запас около 5 тысяч слов. На другом полюсе мы имеем бессмертный образ Эллочки-людоедки, созданный И. Ильфом и Е. Петровым, которая употребляла всего 30 слов и считала при этом себя девушкой образованной, умной, модной и интеллигентной. На самом деле она была убогой, примитивной личностью. Для сравнения можно привести пример того, что некоторые виды птиц применяют для общения между собой 150 условных сигналов. Формы культуры. Существует огромное разнообразие культурных форм. Начнем с высокой культуры. Она почти всегда связана с классической музыкой, литературой, живописью, архитектурой и т. д. Людей, которые приобщились к высокой культуре, во все времена было мало, так как приобщение к высокой культуре требует много времени, усилий и денег. Но культурная элита всегда задавала тон, устанавливала критерии для всех других форм культуры. Если высокая культура деградирует, исчезает, то это неизбежно отрицательно сказывается на всей культуре народа. К сожалению, именно это мы наблюдаем в современной культурной жизни России. Например, число ценителей классической музыки, по данным социологов, сегодня составляет сотые доли процента. Другая важная форма культуры – народная культура. Эта культура включает в себя сказки, былины, частушки, фольклор, песни и мифы. Она играет важную роль в приобщении каждого индивида к ценностям своей родной культуры. Через ценности народной культуры человек приобщается к высокой культуре, созданной соотечественниками, и далее – к мировой высокой культуре. Без народной культуры индивид не может любить свою Родину, язык, народ. Подобный человек живет по принципу «где хорошо, там и родина». Каждое конкретное общество имеет некоторую совокупность ценностей, норм, культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность называют доминирующей культурой (большой культурой, всеобщей культурой, суперкультурой). На сегодняшний день имеют место серьезные проблемы в функционировании духовной культуры как в мире в целом, так и в России. Наиболее часто в настоящее время говорится об угрожающе быстрых темпах стандартизации мировой духовной культуры. Эта стандартизация идет по линии вестернизации (американизации) культуры. Далеко не лучшие образцы американской массовой культуры становятся стандартами духовной культуры человечества в целом. Культурное многообразие мира стоит под угрозой исчезновения. Наступление массовой культуры, особенно в ее американском варианте, приводит к разрушению народной культуры, обеднению духовной жизни народа в целом, ее примитивизации, исчезновению из нее творческого начала. Население, в основном, занято потреблением готовой духовной продукции через СМИ, прежде всего, через телевидение. Между тем сократилось число кружков художественной самодеятельности, в которых люди выступают как творцы культуры. Примером примитивизации культуры является крайне упрощенная танцевальная культура: на молодежных дискотеках танцуют два танца – «быстрый» и «медленный». Наблюдается глобальный духовный кризис российского общества, что проявляется в многочисленных формах аморализма, в отсутствии у людей высоких идеалов. Преодоление этого духовного кризиса требует обогащения духовной жизни российского общества новыми смысложизненными ориентирами, внедрения в широкие массы населения новых социальных идеалов, способных мобилизовать энергию общества на решение стоящих перед ним задач. Следует отметить, что культуры вообще нет, обычно она выступает в конкретных формах. Разумеется, есть общечеловеческие культурные универсалии. Американский социолог Дж. Мэрдок выделяет более 70 таковых: возрастная градация, нательные украшения, спорт, приготовление пищи, танцы, обычай делать подарки, брак, музыка и др. Но эти универсалии представляют собою основу любой конкретной культуры конкретного общества, которая конкретизируется в особенностях выражения этих универсалий (какие конкретно нательные украшения, какая форма брака и т. п.). М. Мид и К. Клакхон к универсалиям культуры относят: · язык как символику и смыслы действия (знаки и значения); · ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий; · символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям; типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т. п.); · образцы и эталоны поведения. С позиций фрейдизма в свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента: 1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства; 2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии. Таким образом, феномены массовой культуры могут нести положительный и отрицательный духовные заряды. Следующая форма – субкультура. Субкультура – это часть какой-то большой культуры. Например, культура молодежи – это культура, в рамках которой существует культура студенческой молодежи, т. е. одна из ее субкультур. Внутри уже этой субкультуры можно выделить еще одну субкультуру, например, субкультуру студенческой молодежи в крупных городах, в мегаполисах. Еще один пример. Есть большая культура, которая называется русская культура, внутри которой можно выделить такие субкультуры, как южнорусская культура или культура русского Севера, которые отличаются друг от друга. Субкультура отличается от суперкультуры языком, взглядами на жизнь, манерой поведения, одеждой, прической, обычаями и др. Так можно говорить о субкультуре национальных меньшинств, профессиональной, молодежной субкультурах, криминальной субкультуре и др. Обычно субкультура не противоречит суперкультуре. Субкультура, противостоящая доминирующей культуре, называется контркультурой. Пример контркультуры – культура молодежного движения на Западе в конце 60-х-начале 70-х годов. Это молодежное движение ставило задачу создания нового общества путем распространения «нового сознания». Основным ценностям западного общества (труд, карьера, дисциплина, самоограничение) противопоставлялись контрарные ценности (вседозволенность, наслаждение и др.) До сих пор на Западе существуют альтернативные коммуны, где жизнь строится согласно ценностям и нормам контркультуры. К проявлениям контркультуры можно отнести и такие религиозные секты, как «Белое братство», «сатанисты» и др. Теперь рассмотрим три важных понятия: культура, антикультура и бескультурье. На наш взгляд, очень важно их различать, так как некоторые люди, особенно молодые, смешивают их. Например, в той же массовой культуре очень часто, особенно по телевидению, зрителям показывают под видом культуры антикультуру. Есть четкий критерий между культурой и антикультурой. Культура – это все то, что способствует развитию и совершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества в целом. Ключевые слова здесь – развитие и совершенствование. Антикультурой можно назвать то, что способствует медленной или быстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушением личности. Ключевыми словами здесь являются «деградация» и «разрушение». С понятием бескультурье разобраться куда проще. Бескультурный в чем-то человек не вредит своему здоровью или личности, но и не развивает их. Это когда индивид поступает не как носитель какой-то культуры, а как животное, т. е. не обременяет себя условностями культуры. Очень интересный вопрос: что принадлежит к искусству, а что – к таковому не относится? Почему это важно знать? Это важно знать потому, что настоящее искусство, конечно же, несет более концентрированный заряд культуры, чем предметы, окружающие нас в нашей жизни, но к искусству отношения не имеющие. И хотя даже изделия фабричного, ремесленного производства также относятся к человеческой культуре, но духовной культуры в них гораздо меньше. Например, те же самые многочисленные боевики – это, как правило, плохое или хорошее ремесло (для тех, кто их смотрит). Есть редкие исключения (если говорить о боевиках), когда они принадлежат к высокому искусству. Очевидно, самый яркий пример – это фильм «Белое солнце пустыни». Еще пример: простой табурет или стул фабричной или ручной работы не является предметом искусства, а сделанный из ценной породы дерева, с резьбой, расписанный узорами, инкрустированный драгоценными камнями и металлами – это уже произведение искусства. У Л.Н. Толстого есть три критерия, которые помогают отделить искусство от ремесла, подделок под искусство (что называют китчем) и антиискусства (антикультуры). Критерии эти таковы: первый – произведение искусства должно быть эстетично, т. е. красиво, совершенно, им любуются, наслаждаются, получают удовольствие от его форм; второй – художник, создающий произведение искусства, руководствуется искренним, творческим порывом, а не денежным или каким-то другим материальным расчетом; третий – истинное произведение искусства несет огромный заряд нравственности, т. е. учит добру, отвращает от зла. Произведение искусства должно отвечать всем трем критериям. Если отсутствует хотя бы один из них, то это должно вызвать сомнение у зрителя, читателя, слушателя искусство это или нечто другое. Функции культуры. Можно выделить три основных функции культуры. Первая – образовательно-воспитательная. Из ее названия видна ее цель, т. е. образование, воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, т. е. освоение знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется степенью приобщенности данной личности к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Другими словами, приходим к широко известной формуле: знания плюс умения. Вторая называется интегративно-дезинтегративная (объединительно-разъединительная) функция культуры. Это означает, что в результате освоения культуры у индивидов одного сообщества появляется чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т. е. людей разных культур их разные культуры разъединяют. Это разъединение может служить причиной культурных конфликтов. Третья функция называется регулятивной. О ней уже шла речь выше, когда мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, в которых живет и работает человек. Именно эти правила заставляют индивида соблюдать систему предписаний и запретов. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или награждению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.014 с.) |