Распределение респондентов по полу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение респондентов по полу



 

Пол Частота Процент
Мужчины   44,6
Женщины   55,4
Всего   100,0

 

Для данных номинального уровня измерение центральной тенденции производится с помощью определения моды (модальной категории), под которой понимается то значение переменной, которое встречается среди данных наиболее часто. В представленной таблице модальную категорию представляют собою женщины.

Помимо центральной тенденции измеряют и дисперсию данных. Дисперсия характеризует разброс значений переменной. Для данных номинального уровня наибольшая дисперсия проявляется в тех случаях, когда наблюдения распределены поровну между категориями.

Ординальная (порядковая, ранговая) шкала допускает монотонно возрастающие образования «равенства – неравенства», «больше – меньше».

Для измерений порядкового уровня центральную тенденцию частотного распределения можно оценить с помощью, как моды, так и медианы. Тогда как для измерений порядкового уровня разброс можно выявить с помощью не только дисперсии, но и среднеквадратического отклонения.

Медиана – это категория, к которой принадлежит серединное наблюдение.

Можно посмотреть, как определяется медиана на примере распределений ответов на вопрос о том, какова частота использования различных источников информации о работе городской администрации (табл. 3.3.2).

Таблица 3.3.2

Источники информации о работе городской администрации

 

  Источники информации     Частота/ранг
часто регулярно иногда никогда не дали ответа
         
Встречи с мэром и работниками администрации          
Газеты          
Общение с коллегами по работе          
Общение с родными, соседями, друзьями          
Радио          
Телевидение          

 

Здесь значения переменных – частоты использования того или иного источника – соотнесены с ранговой шкалой, значения которой меняются от категории «часто» (которой присвоен ранг 4) до «не дали ответа» (ранг 0). Учитывая, что общее число опрошенных (или число наблюдений) равно 426, половина наблюдений составит 213. Это означает, что медиана для такого источника информации, как «встречи с мэром и работниками администрации», приходится на категорию с рангом 1 (никогда); для четырех последующих переменных – на категорию с рангом 2 (иногда); для последней переменной – «телевидение» – медиана приходится на категорию 3 (регулярно).

Интервальная шкала определяет отношения «равенства – неравенства» между различиями в числах. Она представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно избранной величины. При оценке центральной тенденции используют расчеты моды, медианы, среднеарифметической, стандартного (квадратического) отклонения, дисперсии.

Пропорциональная шкала (шкала отношений) допускает линейные преобразования, оставляющие без изменений отношения между числами. Отсчет в этой шкале начинается не с произвольной точки, а с экспериментально установленного нулевого пункта. Для подобных шкал применимы все операции с числами, так как можно определить, на сколько или во сколько данный пункт на шкале превышает другой.

Каждая из вышеперечисленных видов шкал имеет в своей основе определенную функцию. В порядке их перечисления это функции: классификации; сравнения; отношения порядка; отношения пропорции.

В работе С. Стивенса «Элементарная психология» дается схема шкал измерения, которая с некоторыми изменениями представлена в табл. 3.3.3.

Таблица 3.3.3

Схема шкал измерения

 

Шкала Основные эмпирические операции Математическая групповая структура Допустимая статистика Типичные примеры
Номинальная (наименований) Установление равенства или неравенства Группа перестановок Число случаев, мода, корреляция качественных признаков Нумерация игроков в команде
Ординальная (порядковая) Установление отношений «больше-меньше» Изотоническая группа Медиана, ранговая корреляция Ранжирование лиц по признаку
Интервальная Установление равенства интервалов Группа линейных преобразований Среднее арифметическое, корреляция количественных переменных Температура, календарные даты
Пропорциональная (отношений) Установление равенства отношений Группа подобия Все операции математической статистики Время, длина, вес, деньги

 

Классификация и описание методов измерения. Перечисленные в предыдущем вопросе виды шкал и уровни измерения не исчерпывают всю их классификацию. Как известно, социология имеет дело не только с социальными фактами, но и с данными «нефактуального» характера.

Первыми в социологии стали применяться оценочные шкалы (простейший пример такой шкалы – школьная система баллов; к ней относится и балльная оценка погоды на море). Существуют два вида оценочных шкал: графическая (график с нанесенными интервалами) и дескриптивная (словесные характеристики шкальных позиций). Впервые оценочная шкала была применена в 1925 г. Э. Богардусом для определения социальной дистанции в межнациональных отношениях (по сути, это – ординальная шкала измерения).

Л. Тернстоун развил оценочную шкалу, предложив метод равных интервалов, состоящий из следующих процедур:

· сбор множества различных мнений (суждений), связанных с объектом измерения;

· отобранная часть суждений равномерно распределяется по континууму (от крайне положительного до крайне отрицательного отношения);

· подбирается достаточно многочисленная группа экспертов;

· эксперты размещают отобранные суждения по 7-11 «равноудаленных» (по оценкам экспертов) друг от друга групп;

· суждениям, попавшим в одну группу, приписывается определенный и одинаковый балл («вес» суждения по шкале);

· при массовом опросе каждый респондент получает оценку в соответствии с балльными значениями отмеченных им суждений.

Р. Лайкерт предложил свой метод измерения установки (получивший название метод суммарных оценок, или шкала Лайкерта). Группе респондентов даются вопросы, оцениваемые по 5-балльной системе в зависимости от степени согласия/несогласия с этими вопросами (суждениями). Респонденты ранжируются по их суммарным баллам.

Л. Гуттман разработал еще один вариант измерения установки – шкалограммный анализ Гуттмана (в его основе – порядковая одномерная шкала). Шаги построения этой шкалы таковы:

· отбор серии суждений относительно измеряемого свойства (объекта);

· получение ответов «да – нет» на эти суждения (вопросы) от группы респондентов;

· отбраковка суждений, набравших более 80% положительных и отрицательных ответов;

· оставшиеся вопросы и респонденты ранжируются от высшего балла к низшему.

Развитие шкал получило дополнительный импульс, связанный с социометрической техникой Дж. Морено. Социометрия – инструмент оценки предпочтений/отторжений индивидов в группе. Построенные в результате опроса социометрические таблицы позволяют получать индексы, характеризующие структуру внутригрупповых отношений (интеграция – дезинтеграция, напряженность, изменчивость и др.).

Для измерения смысла понятий и слов Ч. Осгуд разработал метод семантического дифференциала. Отношение респондентов к какому-либо явлению определяется набором шкал, каждая из которых – континуум, имеющий 7 градаций и пары антонимичных прилагательных в качестве полюсов. Оценки каждого респондента по каждой шкале суммируются и подвергаются дальнейшей статической и графической обработке.

Многомерное шкалирование и измерение. Многомерность человека и общества (простейший пример – градация людей по возрасту, уровню образования и уровню дохода) – исходная объективная предпосылка к разработке и применению в социальных науках методов многомерного измерения и шкалирования. Этому в немалой степени способствовало развитие многомерной статистики.

Первоначально возник и был применен факторный анализ (количественные данные в психологии), затем – латентный анализ (качественные данные в социологии и социальной психологии), позднее – методика распознавания образов (вероятностная классификация).

Смысл факторного анализа заключается в том, что принято считать данные n переменных линейными функциями меньшего числа других переменных, называемых факторами. Факторы выступают как бы более фундаментальными переменными, характеризующими явления, и исходные переменные как бы объединяются в группы, каждая из которых представляет некий фактор. Задача анализа – найти эти факторы.

Латентный анализ предполагает, что исследуемая социальная установка представляет собой в числовом соотношении некоторый гипотетический (латентный) континуум. Индивиды будут как-то располагаться на этом континууме в соответствии с определенным значением своей социальной установки. Индивидам задаются вопросы, и ответы на вопросы выражают как бы внешнюю эмпирическую структуру исследуемого социального явления. Задача метода – в установлении внутренней латентной структуры, которая обуславливает именно данный характер ответов.

В самом общем и широком понимании под латентным анализом понимают всю совокупность статистических методов анализа информации, и на этом основании включают в него такие методы, как факторный и кластерный анализ, распознавание образов и другие виды анализа.

Возвращаясь к изначальному термину «многомерное шкалирование», можно добавить, что все его методы делятся на метрические (если исходные оценки получены по шкале не ниже интервальной, что редко в социологии) и неметрические (когда учитываются не числовые значения, а порядок).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.013 с.)