Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровнях социологического познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология (от латинского societas – общество и греческого logos – слово, учение) – наука об обществе. В чем особенности социологии? В обыденном сознании часто встречается упрощенное представление о социологии, когда она сводится к различного рода опросам общественного мнения, что весьма далеко от истины. Специфика социологии как науки раскрывается в ее объекте и предмете. Но прежде чем говорить об объекте и предмете социологии, надо вспомнить, что представляют собой объект и предмет любойнауки, вчем разница междуними? Объект науки – это часть объективногоили субъективногомира,на которую направлено исследование. Это фрагментмира, существующий независимо от исследователя. Иными словами объектом любой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Социология в качестве своего объекта имеет общество. Это видно уже из этимологического анализа слова «социология». Но этот же объект имеют социальная философия, история, экономика, политология, социальная психология и другие общественные науки. Предмет науки – это воспроизведение объекта науки на абстрактном уровне путем выявления лишь его некоторых, наиболеезначимыхсторон. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс реальности, а результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические для данной науки и никакой другой. Предмет науки – это своеобразный «срез» объекта науки. Более кратко можно сказать, что под предметом понимается то, под каким углом зрения наука рассматривает свой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет. К настоящему времени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятся на три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологического знания. Согласно первому подходу, объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет – как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы. Начало такому пониманию предназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оно воспроизводится многими зарубежными авторами: Н. Луманом, Дж. Марковичем, Н. Смелзером и др. В России тоже есть сторонники такой позиции, выражающие ее не только в научных, но и учебных публикациях.
Представители второго подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть – сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия «социальные отношения». С.И. Григорьев и Ю.Е. Растов отмечают, что им можно обозначать: · все взаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу); · те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономны от них; · отношения между большими группами общества – классами, этносами, населением разных стран и регионов; · отношения между всеми социальными группами, в т. ч. малыми – семьями, трудовыми коллективами, соседскими общностями, дружескими компаниями и т. п.; · взаимодействия людей и их групп, образующих так называемое гражданское общество, т. е. ту сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом; · все взаимосвязи людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер; · только те взаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности; · отношения людей в семейно-бытовой жизни, т. е. вне производственной, экономической, учебной и общественно-политической жизни; · иные стороны и грани взаимоотношений людей и их групп в обществе. В зависимости от того или иного понимания социальных отношений предлагаются различные трактовки атрибутов социологической науки. Например, Г.В. Осипов объектом социологии считает совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей в качестве представителей общностей, которые занимают в обществе существенно различное положение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и их групп. Т.И. Заславская определяет социологию как науку о закономерностях функционирования, развитии и взаимодействии социальных общностей. По мнению Ж.Т. Тощенко, объектом социологии выступает гражданское общество, а предметом – закономерности его формирования, функционирования и развития. Другое его определение социологии – это наука о движущих силах сознания и поведения людей. В.Г. Харчева исходит из того, что ее объектом является социальная жизнь, осознаваемая как система отношений личности, а предметом – закономерности воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни. Немецкий социолог М. Вебер определяет социологию как науку, стремящуюся понять социальные действия и тем самым каузально объяснить их процессы и взаимодействия. Американский социолог Э. Гидденс полагает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и завершая большими группами (общностями) людей, упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.
Перечень отличающихся друг от друга определений научных атрибутов социологии, связанных с многозначностью социальных отношений, этим не ограничивается. Но мы не станем его продолжать, ибо дискуссионный характер трактовок ее объекта и предмета уже очевиден. Третий подход также не исключает дискуссии о научных атрибутах социологии, но направляет их в новое русло – на поиск оснований интеграции двух первых подходов. Социология призвана изучать и социальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), и жизнедеятельность всего общества, если под последней понимать не сумму экономической, политической, духовно-культурной и других сфер общественной жизни, а систему взаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношения при этом осмысливаются не как рядоположенные с экономическими, политическими, духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря, предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются, соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими и другими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективной реальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения между людьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями и социальными группами. Социология как наука в первые десятилетия своего существования развивалась в Европе как макросоциология, претендующая на раскрытие глобальных законов общества. Но вскоре появилась так называемая микросоциология, отказавшаяся от философствования об обществе вообще, занявшаяся изучением поведения индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмов межличностных взаимодействий и другой конкретной проблематики. С тех пор развитие социологии шло по двум параллельным курсам, которые слабо коррелировались друг с другом. Сторонники макросоциологических теорий оперировали понятиями общества, культуры, цивилизации, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов. Последователи микросоциологических теорий «работали» с понятиями социального поведения, факторами, предопределяющими конкретные поступки людей, динамики показателей социальной жизнедеятельности индивидов, нормы и патологии их поведения акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т. д.
Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и происходящих в них процессов. Он не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, социальными институтами и общественными структурами, глобальными процессами. Парадигму теоретической макросоциологии, в сущности, сформулировал Огюст Конт. Главное содержание этой парадигмы – видение общества в качестве целостного социального организма; выделение основных аспектов предметной области – социальной структуры, социальных институтов и социальных изменений, процессов; утверждение эмпирических методов исследования в качестве основы знания. В отличие от макросоциологии микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п. К середине XX в. сложились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская изначально формулировалась как наука в основном о человеческом поведении. В XX столетии акценты стали перемещаться с плоскости общих теоретических настроений на сферу анализа конкретных, локальных явлений. До середины XX в. это разделение имело своеобразную «пространственную» окраску. Европейская социологическая традиция, тяготевшая с XIX в. к социально-философским настроениям, привела к преимущественному развитию макросоциологического уровня. В то же время американская социология развивалась в основном на базе проблемных, часто прагматических ориентаций и формировалась как поведенческая наука. Американскую социологическую традицию представляли исследования, направленные на решение конкретных социальных проблем и выполненные на микросоциологическом уровне. Этому способствовали общественные процессы, происходившие в США в 20-30-е гг. XX в., кризис экономики, великая депрессия, безработица, многочисленные социальные аномалии, связанные с бродяжничеством, преступностью, алкоголизмом, существованием гетто в крупных городах и др.
Принято думать, что развитие макросоциологии привело к формированию современной теоретической социологии, а микросоциологии – эмпирической (прикладной) социологии. Такая оценка не лишена основания, но не может быть признана в полной мере истинной. И в макросоциологии, и в микросоциологии есть как теоретический, так и эмпирический уровень. Макросоциологи (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, П. Сорокин и др.) активно занимались эмпирическими социологическими исследованиями, а микросоциологи (например, представители американской социологической школы) стали основателями важнейших социологических теорий. Принципиальное различие макро- и микросоциологии заключено в другом – в разном понимании предназначения социологии, ее предметной области и исследовательских методов. Поэтому происходящее ныне сближение микро- и макросоциологии весьма значимо для современного понимания ее объекта, предмета и всех прочих атрибутов. Это сближение выражается в том, что и макротеоретики, и микротеоретики все более солидаризируются друг с другом в признании того, что социальная форма материи имеет первичную «клетку» (социальный атом), с изучения которой следует начинать социологический анализ как общества, так и поведения конкретных людей. Разные теоретики представляют эту «клеточку» не однозначно. Охарактеризуем два основных варианта ее трактовок. В первом речь идет об актах действий социального «актора», т. е. активно и творчески действующего субъекта, включенного в систему разнообразных (в т. ч. очных и заочных) социальных отношений. Началу теоретизирования в данном плане положили К. Маркс, обосновавший тезис о преобразующей общество деятельности социальных субъектов, и М. Вебер, создавший концепцию социального действия человека. Заметный вклад в развитие этих идей внесли Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Бакли, М. Арчер, Э. Гидденс, А. Турен, П. Бурдье, П. Монсон, П. Штомпка и многие другие социологи. По их мнению, с которым трудно не согласиться, практическая деятельность людей: · первооснова общественной жизни, главный источник ее возникновения, сохранения и изменения; · обусловлена реально сложившимися в обществе социальными, а также экономическими, политическими, духовными отношениями, включенностью личности в их систему; · выражает сущность действующего субъекта, его социальные роли и социальный статус; · изменяет субъекта, содействует его самореализации; · в чем-то преобразует общественные отношения или консервирует их; · трансформируется на каждом цикле перемен самого субъекта и общественных отношений, задавая тем самым импульс очередному циклу социальных изменений.
Анализ актов социальных действий «акторов» (индивидов, их групп, партий, классов, этносов, классовых движений и др.) понимается многими, но не всеми, в качестве фундаментальной задачи социологической науки. Ее решение обеспечивает слияние макро- и микросоциологии в принципиально единое знание об обществе, ибо исследование актов социальных действий «акторов» открывает путь к познанию закономерностей не только поведения людей, но также развития и функционирования надличностных структур общества. Второй вариант трактовок «первичной клеточки» социальных отношений связан с ее поиском среди имманентно присущих любому обществу явлений. Начало таким рассуждениям положили Г. Зиммель, Ф. Теннис и А. Фиркандт, считавшие основной задачей социологии изучение извечных форм человеческого общежития (по терминологии Г. Зиммеля – «социаций»). В современной российской социологии эта позиция ярче всего выражена В.А. Ядовым. По его мнению, в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа должна быть признана «социальная общность», под которой подразумевается «…такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности» (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998. – С. 32-33). Социальной общностью В.А. Ядов называет все устойчивые формы самоорганизации социального субъекта, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов – семьи, поселения, социодемографические и социально-профессиональные группы, классы, этносы, государства, человечество в целом, а также малые недолговременные групповые образования. Важно заметить, что социальные общности возникают под воздействием, с одной стороны, деятельности людей, а с другой – сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они влияют на функционирование и развитие общественных отношений, всей их системы, образующей общество. Поэтому понимание социологии как науки, изучающей, прежде всего, наличествующие в обществе социальные общности людей: · устраняет былое противостояние микро- и макросоциологии; · уточняет предмет социологии как синтеза макро- и микросоциологии. Обобщая ранее сказанное, мы вслед за С.И. Григорьевым и Ю.Е. Растовым определяем социологию как науку о социальных действиях, поведении людей и их групп, изучающую закономерности формирования, функционирования и изменения социальных общностей, отношений между ними, социальных институтов, общественных систем и их структур, взаимозависимость субъектов социальной жизни, их жизненных сил по поводу жизненного пространства, средств жизнеосуществления.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.201.98 (0.01 с.) |