Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки, структура и принципы социальной организации

Поиск

 

Понятие организации используется в нескольких значениях. Прежде всего, оно отражает степень упорядоченности социальной системы и показывает, насколько она отошла от самоорганизации или дезорганизации; второе значение представляет собой форму социальных отношений, дающих понимание сущности самого общества (простая кооперация, мануфактура, фабрика); третье значение отражает и характеризует процесс налаживания связей во время совместной деятельности (организация работы, организация отдыха и т. д.); четвертое значение дает нам представление о социальной группе, создающейся специально для определенной деятельности, следовательно, имеющей цель и реализующей общественную функцию. Все эти значения определенным образом взаимосвязаны. Однако в социологии чаще всего анализируется последнее значение, в отличие, например, от третьего, которое использует теория менеджмента. Таким образом, социология изучает организацию под своим специфическим углом зрения, анализируя социальное поведение индивидов, групп, социальных образований.

Социальную организацию можно определить как целостную функционально-целевую систему, имеющую присущие ей структуру, функции и иерархизованное взаимодействие между индивидами, группами и структурными подразделениями, созданную для удовлетворения общественных потребностей индивидов и всего общества. По сути социальная организация – это система сознательной координации целей деятельности людей.

Примерами социальной организации могут быть какое-либо учреждение, криминальная группа, политическая партия. Так, институт образования воплощен в деятельности людей, объединенных большой организацией, руководимой министром образования. В свою очередь, эта организация распадается на ряд более мелких организаций (школы, вузы и др.).

Не является социальной организацией народ, класс, этнос, ибо они не имеют признаков организации: конкретной цели, которая достигается определенными людьми, программы действий, коллективной идентичности, иерархии, подчиненности с четкой процедурой выполнения обязанностей, такого социального структурирования, где статусы определяются служебными должностями.

Характеристики организации свидетельствуют, что она представляет собой и общность, и инструмент обеспечения функций объединения, регламентации поведения людей во имя организационной цели, которая вне этого объединения не достижима.

Под целями организации обычно понимается идеальный образ желаемого будущего или планируемый результат. Проблема целеполагания активно разрабатывается организационной и управленческой теорией. Управление современной организацией предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при этом работа с целями – особая область деятельности управленца, который занимается выбором приоритетных целей и их уравновешиванием в терминах «результат – цена». Именно оценка результатов реализации широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной способ оценки эффективности организации.

Среди целей организации необходимо выделять основные, во имя которых она и существует. Это конкретные цели, определяемые как программа деятельности; они являются приоритетными для организации и на их достижение направлены усилия всех ее членов. Цели, как правило, формулируются в уставах и учредительных документах. Это могут быть услуги населению, производство материальных или духовных благ и т. д. Цели различаются, прежде всего, по сферам их реализации (производственные, инвестиционные, технические, экономические, политические и т. д.).

В организации существуют и иные по характеру цели. Прежде всего, это цели каждого члена организации: статус, заработок, материальное личное удовлетворение, их можно классифицировать как социальные цели. Всегда существуют цели, связанные с сохранением самой организации: обеспечение ее стабильности и целостности, достижение выживания и самовоспроизводства в условиях соперничества и влияния внешней среды.

По социальной значимости цели делятся на:

· стратегические;

· тактические;

· оперативные.

По субъектам осуществления на:

· индивидуальные;

· коллективные.

По срокам реализации на:

· близкие;

· далекие.

Другим важным компонентом внутренней среды, тесно связанным с понятием цели, является стратегия. Эта ситуационная переменная внутренней среды, интегрирующая осмысленную логику организационного развития. Под стратегией обычно понимается разновидность долгосрочного плана развития организации, ориентированного на перспективы взаимоотношений с внешней средой с учетом реальных и потенциальных возможностей организации.

Третий важный компонент внутренней среды организации и одновременно ситуационная переменная – технология, один из мощных факторов, определяющих состояние структуры организации. В узкой трактовке технология, – это совокупность средств деятельности (оборудование, инфраструктура, инструменты, технические знания и навыки персонала), позволяющая обеспечить переработку сырья в конечный продукт (услугу) с заданными свойствами.

Более широкая трактовка технологии рассматривает ее как алгоритм любой деятельности, обеспечивающей достижение запланированного результата. Такой подход позволяет применить это понятие к процессам переработки информации и процессам управления.

Впервые проблема влияния технологии в ее традиционном понимании на социальные отношения (социальную организацию) и структуру организации исследована в работах представителей социотехнического подхода в социологии организации – Дж. Вудворд, Р. Дабина, А. Раиса, Э.Триста, В.П. Бабинцева, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, Н.И.Лапина, В.Г. Подмаркова, О.И. Шкаратана. Эти специалисты указали, во-первых, на то, что технико-технологический компонент организации формирует относительно самостоятельную подсистему регуляции поведения людей, сосуществующую с подсистемой социальной регуляции, а во-вторых, на то, что эта подсистема, особенно в производственных организациях, во многом предопределяет и ограничивает ряд черт собственно социальной организации.

С самого начала организация существует как договор людей, объединившихся в процессе работы, распределивших и закрепивших за каждым членом определенные функции для наиболее эффективного функционирования всей организации в целом. Во всех объединенных таким образом организациях в той или иной степени существуют общие интересы, и цели организации совпадают с целями каждого из ее членов.

Специализация организаций обусловливает необходимость как горизонтальной, так и вертикальной внутренней специализации подразделений и членов организации. Горизонтальные структуры обеспечивают технологии деятельности организации, вертикальные – координацию, ориентацию, управление, взаимодействие индивидов, групп для достижения единой цели. В построении организации и ее функционировании действуют определенные принципы.

1. Целостность организации. Это означает, что свойства системы не вытекают исключительно из свойств ее элементов, что целое имеет новые интегративные качества, возникающие вследствие взаимодействия элементов организации. В иерархии свойств указанные интегративные свойства организации имеют приоритет. Целостность организации обеспечивается путем наличия единой цели, четкой программы действий, общих интересов ее членов и общих принципов их деятельности.

2. Оптимальное соотношение функций и организационных структур. Этот принцип дополняет и раскрывает содержание первого принципа. Целостность может быть достигнута, прежде всего, путем оптимального соотношения основных элементов организационной системы; его нарушение ведет к нарушению целостности социальной организации. Функция организации представляет ее стойкую реакцию на требования внутренней и внешней среды, одним из условий ее обеспечения является наличие определенной структуры компонентов организации. Оптимальное соотношение функций и структуры обеспечивает устойчивость, надежность организации, и наоборот – противоречия между функцией и структурой разрушает ее (организацию), создавая условия для развития дисфункций. В соответствии с этим отвечающая функциям структура организации призвана поглощать дезорганизующие влияния внешней среды и ослабить действие дисфункций.

3. Приспособление организации к условиям общественной жизни. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, социальном и культурном окружении. Она должна адаптироваться к этому окружению и сосуществовать с ним. Социальная организация как субъект общественной жизни взаимодействует с обществом и отдельными его элементами, которые имеют неодинаковое значение для ее развития. Без некоторых внешних условий организация вообще не может существовать, другие условия не такие влиятельные. Поэтому любая организация должна учитывать особенности собственного взаимодействия, как с окружающей внешней средой, так и с отдельными ее звеньями. Только так она может приспособиться к условиям выживания и эффективного функционирования.

4. Ответственность организации перед обществом и общества перед организацией. Особенности взаимной ответственности очерчиваются в учредительных документах организации, контролируются руководящими органами и обусловливаются правом. Особенности взаимной ответственности закрепляются отдельными нормативными актами.

5. Взаимодействие управляющих и управляемых подсистем. В каждой организации довольно четко выделяются две подсистемы – та, которая управляет, и та, которой управляют (управляющая и управляемая). Это значит, что в любой организации существуют властные отношения, то есть способность одних влиять на других и отдельные группы. Система власти в организациях, по общему правилу, имеет форму пирамиды, на вершине которой пребывает управляющая подсистема, а ниже – разные уровни системы, которой управляют. На основе этой иерархии возникает лестница должностных зависимостей: нижние звенья персонала подчиняются более высоким должностным структурам и личностям. Соблюдение этого принципа усиливает жизнеспособность организации и совершенствует ее деятельность. Нарушение его ведет к таким негативным последствиям, вследствие которых, в конце концов, разрушается целостность организации. Доказано, что чрезмерная централизация власти ведет к упадку ответственности в разных подразделениях организации, неопределенность полномочий – к бессилию власти, а заниженная ответственность делает власть неконтролируемой. На основе горизонтальной и вертикальной структур формируется социальная структура организации, которая представляет совокупность людей, имеющих схожие черты и отношения, возникающие между ними в пределах организации. Одновременно это рациональные отношения функциональных подсистем индивидов, социальных групп, уровней управления, которые в совокупности обеспечивают достижение организацией ее цели.

В границах социальной структуры и находится распределение всех членов организации по статусам и ролям соответственно их месту в горизонтальной и вертикальной структуре организации. То есть иерархия социальной организации выстраивается в зависимости от должностей, а социальная ее структура представляет собой взаимосвязанную систему социальных статусов и ролей, осуществляемых членами организации на основе необходимых качеств, навыков, знаний и квалификации.

Должностные функции члены организации осуществляют на основе определенных норм, создающихся специальными институтами, имеющими для этого особые полномочия.

Типология организаций

 

Типология организаций, как и любого социального явления, сложна и разнообразна. Организации различаются соответственно основным сферам общества: производственные, учебные, общественно-политические, культурно-просветительские, научные, здравоохранительные и т. д.

Руководствуясь рядом различных критериев, можно осуществить такую классификацию (типологию) организаций:

  • по функционально-целевой природе различают организации административные (предприятия, учреждения) и общественные объединения (политические, профессиональные, любительские); в свою очередь предприятия и учреждения могут быть экономическими, социальными, духовными;
  • по формам собственности – государственные, частные, муниципальные и смешанные;
  • относительно прибыли – прибыльные и неприбыльные; коммерческие и некоммерческие;
  • по потенциалу, возможностям и необходимости для общества – перспективные и неперспективные;
  • по характеру и длительности существования – традиционные и новые;
  • по размерам – малые, средние, крупные;
  • по характеру социальности – просоциальные и асоциальные (или позитивные или негативные);
  • по степени формализации – формальные и неформальные.

Понятно, что это не полная и не универсальная классификация. Можно выделить типы организаций по критериям организационного опыта, уровня культуры, интегрированности в общество или в рынок, по имиджу, по конфликтным взаимодействиям и т. д.

Может быть дана классификация социальных организаций и по источнику их возникновения, по принципам их деятельности. Исходя из этого подхода, можно выделить следующие организации:

1. Деловые организации. Это фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. (Например: в каком-либо микрорайоне управление образования города создает школу для решения задачи обучения населения соответствующего возраста). Цели наемных работников в этих организациях не всегда связаны с целями владельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. (Скажем, если целью такой организации как школа является обучение подрастающего поколения, социализация его, то целью работников школы является, прежде всего, добывание средств существования, получение зарплаты). Основа внутреннего регулирования – это административный распорядок, принципы единоначалия, назначения коммерческой целесообразности.

2.Общественные союзы. Это массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т. е. зависимости руководства от руководимых. К таким организациям можно отнести политические партии, творческие союзы, любительские объединения (городской клуб шахматистов, фигурного катания, собаководов и т. п.)

3. Промежуточные формы организаций, соединяющие в себе признаки общественных союзов и деловых организаций. Сейчас многие организации сочетают в себе признаки, как деловых организаций, так и общественных союзов. Вуз мы рассматриваем, прежде всего, как деловую организацию, однако в нем есть и признаки общественного союза. Так ректор вуза избирается коллективом вуза, избираются и деканы, а устав вуза вырабатывается коллективом вуза и принимается на общем собрании представителей коллективов, подразделений вуза.

4. Ассоциативные организации. Это семья, научная школа, неформальная группа. У них существует некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, престижу, но для них характерно: 1) незначительная степень формализации, 2) они строятся не на достижении какой-либо общей цели, а целей отдельных участников. Так у семьи, как у ассоциативной организации, нет общей цели, а есть цели отдельных участников. Здесь также и нет формализации деятельности состава участников – членов семьи.

5. В определенной мере признаками организации обладает и поселение. Так город можно рассмотреть как организацию, в качестве организации можно рассмотреть и менее крупные образования типа поселков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.012 с.)