Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы классификации функций государстваСодержание книги Поиск на нашем сайте
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, решению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это функции, которые государство осуществляет преимущественно внутри территории государства и которые направлены, главным образом, на решение внутренних задач относятся. Это, такие, например как, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся такие как: оборона страны, обеспечение мира или поддержка мирового порядка и т.д. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства[11]. Деятельность государства внутри страны, в сферах экономики и политики, и культуры, и других – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно это проявляется в современных условиях, когда возникли такие образования, как например: Европейское Содружество или Содружество Независимых Государств, и т.п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно[12]. Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени «включенности» аппарата государства в их осуществление[13]. Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присуще ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее отчётливо проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, и его социальное назначение. И то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они вытекают из самих функций и выражаются непосредственно со всей определенностью. В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны: - налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., а с другой: – экономическая, социальная деятельность государства или осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, а также всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и т.д. Во-вторых, в отличие, от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (к примеру: здравоохранение или социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и др.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, т.е. выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата[14]. По мнению Перевалова В.Д. основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями[15]. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле, более узкой, сфере общественной жизни. Необходимо помнить, что такой термин, как «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду уменьшить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов[16]. Функции также разделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само такое государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы нашего государства. А к временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время, в качестве временной, рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера[17]. Некоторые авторы к числу функций современного Российского государства, относят обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. Или – учет и координацию интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе первой Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. То же самое относится и к обеспечению государством социального компромисса. Эти и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них. В процессе своего исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают как бы вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной их исторической эпохе - экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства[18]. Сейчас деление функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер. Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного Российского государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной и нано технологий, в такой области, как защита прав и свобод человека и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю нашу цивилизацию[19]. Особую проблему представляет собой решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, к примеру СНГ, с неизбежностью встают вопросы разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд своих противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения тех границ (государственных и административных), вопросов двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других. Например, в пределах Российской Федерации возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных областей и округов и органами власти краев, областей и городов регионального значения[20]. Есть вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона или обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функции государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. К примеру, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.008 с.) |