Основные подходы к исследованию социально-психологических явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к исследованию социально-психологических явлений.



Основные подходы к исследованию социально-психологических явлений.

В социальной психологии различают два уровня исследования: экспериментально-эмпирический, теоретический.

Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических построений.

Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатами других научных работ. На этой ступени строятся концептуальные модели социально-психологических процессов. Обоснованность модели зависит от того, насколько в ней сочетаются индуктивный и дедуктивный выводы, т. е. построение модели не только на экспериментально-эмпирической, но и теоретической основе.

Общий обзор методов социальной психологии позволяет расклассифицировать их на следующие основные категории:

1. Методы эмпирического исследования сбора первичной информации:

1. Наблюдение.

2. Изучение документов.

3. Опрос (интервью; анкетирование).

4. Специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или групповая оценка личности и т. д.).

5. Тесты.

6. Эксперимент.

Методы математического моделирования.

Управленческо-воспитательные (воздействия) методы.

Аппаратурные методы.

Обработка и анализ данных исследования.

.

Определение и соотношение понятий методология, метод, методика, процедура, техника исследований.

Методология – система принципов научного исследования. Именно она

определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным

основанием объективного знания. Статус социальной психологии порождает необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами и психологи и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Методология- это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Выделяют три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Иными словами, с помощью теории мы можем предсказать событие (будь то появление кометы или реакция первого впечатления на человека, который превосходит нас в чем-то), классифицировать явления (типы конфликтов, виды психологических защит), а также сориентироваться в определенных процессах (закономерности развития малой группы, влияние фрустрации на проявление агрессии).

Методика – понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методика выступает как конкретная форма реализации метода.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Метод определяется также как способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, а также принцип воздействия на объект.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки психологической информации.

Теоретическое и прикладное социально-психологическое исследование.

1. Теоретико-прикладное - разрабатываются новые объяснения.

2. Прикладное – направленные на решение достаточно ясно очерченных социальных проблем, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику, их психологическое обоснование. Конкретные задачи в конкретные сроки.

Процедура современного социально-психологического исследования.

Стадии:

1. Разработка программы исследования:

- постановка проблемы

- постановка задач

- определение объекта, предмета исследования

- уточнение основных понятий

2. Определение имперических объектов исследования

3. Разработка методики исследования

4. Проба (пилотаж) методики, доработка, проверка валидности

5. Сбор первичной информации

6. Количественная и качественная обработка данных

7. Интерпретация результатов (выводы, отчет)

 

5. Программа социально-психологического исследования. Её содержание и структура.

Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями.

Включает элементы:

1. Формировка проблемы

2. Определение объекта и предмета исследования

3. Определение целей и задач

4. Уточнение интерпретаций основных понятий

5. Предварительный системный анализ объекта

6. Развертывание рабочих гипотез

7. Принципиальный стратегический план исследования

8. Обоснование системы выборки

9. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

 

Проблема объект и предмет в соц.-псих. исследования.

Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия.

 

1. Актуальность.

2. Сложность сбора.

3. Научного знания в данной области.

 

Определение цели и задач исследования.

Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического.

Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести ее в исполнение рядом операциональных действий.

 

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Определение понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков называется операциональным определением. Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях можно резюмировать следующим образом

1. Теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, выявление сущности понятий, их свойств и взаимосвязей. Это позволит избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным значением

2. Создание «образа» данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в каких-то «зримых» проявлениях

3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств «образа» так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия.

4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства.

5. Построение составных индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции.

 

Выдвижение рабочих гипотез.

Гипотезы – обоснованные предположения о структуре социально-психологических объектов, характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению социально-психологических и социальных проблем.

По степени общности предположений различаются: гипотезы-основания (исходная, центральная гипотеза); гипотезы-следствия (выводные).

С точки зрения цели и задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и второстепенные.

По степени разработанности и обоснованности – первичные (рабочие) и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными.

По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы.

Описательные – это предположения о существенных свойствах объекта (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные).

Объяснительные — относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

Требования к гипотезе:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

3. Она должна быть простой (меньше возможных допущений).

4. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений (не только в выборке рабочих, но в группе инженеров).

5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне знаний.

6. В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий.

7. Она должна иметь средний уровень обобщенности, так как слишком общие гипотезы имеют риск не стать операциональными, а слишком ограниченные (например, корреляционные гипотезы) рискуют разрушить само значение изучаемого явления.

Исследователь должен формулировать гипотезы, которые базируются на знаниях, уже накопленных по данному вопросу другими авторами или исследователями.

 

10. Программные требования к выборке.

Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Между тем строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных. Прежде всего надо уяснить какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. При проведении массовых опросов необходимо обеспечить репрезентативность выборки, суть которой состоит в том, что основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена выборочная совокупность, должны сохранять ту же пропорцию и частоту, с которой эти признаки представлены в генеральной совокупности.

Мера подобия мерочной модели в структуре генеральной совокупности оценивается в ошибке выборки. А пределы допустимой ошибки зависит от целей исследования. Повышенная надежность исследования считается допущением ошибки до 3%.

 

11. Общие требования к программе социально-психологического исследования. Отчет об исследовании.

К идеальной программе:

- Наличие программы

- Эксплицитность (четко, ясно, продуманно с логикой исследование)

- Логическая последовательность всех элементов программы

- Гибкость программы.

Методы и операции сбора данных, подлежащие количественному анализу.

 

Структура отчета.

- Введение (предпосылки работы, условия)

- Программная часть (лит.обзор, сравнительный анализ, к каждой главе выводы)

- Экспериментальная часть (методы, выборки, прохождение исследования)

- Результаты (анализ полученных данных)

- Выводы и рекомендации (по каждому разделу теоретическому и империческому)

- Заключение (по всей работе и планы на будущее).

 

Общая процедура наблюдения.

Для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться, и обосновываться данными наблюдения.

2. определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

* объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

* предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

* категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

* наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

* условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

* единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. подготовить инструментарий наблюдения: дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых; карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя; классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; программу обработки данных наблюдения.

4. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

7. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть

повышена, если выполнять следующие правила:

- максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

Содержание вопросов и правила их формулирования

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

Первое требование: вопросы должны быть необходимыми и достаточны­ми для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

Второе требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.

 

Социометрическая процедура

Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позволяет стандартизировать их условия в группах различной численности.

Сущность социометрической процедуры состоит в проведении опроса, связанного с необходимостью выбора членов группы или оценки их деятельности. Социометрическая процедура может проводиться в двух формах:

– непараметрическая социометрия (без ограничения числа выборов членов группы);

– параметрическая социометрия (с ограничением числа выборов, например, в группе из 25 чел. каждому предлагают выбрать до 4-5 чел.).

Выбор может быть положительным и отрицательным.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе; б) выявление социометрических позиций, т.е. соотношение авторитета членов группы по признакам симпатии (антипатии), где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Результаты социометрии подвергаются тройной количественной обработке: табличной (социоматрица), графической (социограмма) и индексологической (индивидуальные и групповые индексы, характеризующие личность как члена группы и саму группу).

 

Основные подходы к исследованию социально-психологических явлений.

В социальной психологии различают два уровня исследования: экспериментально-эмпирический, теоретический.

Экспериментально-эмпирический уровень представляет собой процесс сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических построений.

Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение данных экспериментально-эмпирического изучения путем соотнесения их с результатами других научных работ. На этой ступени строятся концептуальные модели социально-психологических процессов. Обоснованность модели зависит от того, насколько в ней сочетаются индуктивный и дедуктивный выводы, т. е. построение модели не только на экспериментально-эмпирической, но и теоретической основе.

Общий обзор методов социальной психологии позволяет расклассифицировать их на следующие основные категории:

1. Методы эмпирического исследования сбора первичной информации:

1. Наблюдение.

2. Изучение документов.

3. Опрос (интервью; анкетирование).

4. Специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или групповая оценка личности и т. д.).

5. Тесты.

6. Эксперимент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.067 с.)