Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы математического моделирования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Управленческо-воспитательные (воздействия) методы. Аппаратурные методы. Обработка и анализ данных исследования. . Определение и соотношение понятий методология, метод, методика, процедура, техника исследований. Методология – система принципов научного исследования. Именно она определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. Статус социальной психологии порождает необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами и психологи и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии – своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Методология- это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Выделяют три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Иными словами, с помощью теории мы можем предсказать событие (будь то появление кометы или реакция первого впечатления на человека, который превосходит нас в чем-то), классифицировать явления (типы конфликтов, виды психологических защит), а также сориентироваться в определенных процессах (закономерности развития малой группы, влияние фрустрации на проявление агрессии). Методика – понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методика выступает как конкретная форма реализации метода. Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Метод определяется также как способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, а также принцип воздействия на объект. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки психологической информации. Теоретическое и прикладное социально-психологическое исследование. 1. Теоретико-прикладное - разрабатываются новые объяснения. 2. Прикладное – направленные на решение достаточно ясно очерченных социальных проблем, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику, их психологическое обоснование. Конкретные задачи в конкретные сроки. Процедура современного социально-психологического исследования. Стадии: 1. Разработка программы исследования: - постановка проблемы - постановка задач - определение объекта, предмета исследования - уточнение основных понятий 2. Определение имперических объектов исследования 3. Разработка методики исследования 4. Проба (пилотаж) методики, доработка, проверка валидности 5. Сбор первичной информации 6. Количественная и качественная обработка данных 7. Интерпретация результатов (выводы, отчет)
5. Программа социально-психологического исследования. Её содержание и структура. Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями. Включает элементы: 1. Формировка проблемы 2. Определение объекта и предмета исследования 3. Определение целей и задач 4. Уточнение интерпретаций основных понятий 5. Предварительный системный анализ объекта 6. Развертывание рабочих гипотез 7. Принципиальный стратегический план исследования 8. Обоснование системы выборки 9. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Проблема объект и предмет в соц.-псих. исследования. Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации. Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия.
1. Актуальность. 2. Сложность сбора. 3. Научного знания в данной области.
Определение цели и задач исследования. Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического. Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести ее в исполнение рядом операциональных действий.
Уточнение и интерпретация основных понятий. Определение понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков называется операциональным определением. Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях можно резюмировать следующим образом 1. Теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, выявление сущности понятий, их свойств и взаимосвязей. Это позволит избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным значением 2. Создание «образа» данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в каких-то «зримых» проявлениях 3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств «образа» так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия. 4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства. 5. Построение составных индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции.
Выдвижение рабочих гипотез. Гипотезы – обоснованные предположения о структуре социально-психологических объектов, характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению социально-психологических и социальных проблем. По степени общности предположений различаются: гипотезы-основания (исходная, центральная гипотеза); гипотезы-следствия (выводные). С точки зрения цели и задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и второстепенные. По степени разработанности и обоснованности – первичные (рабочие) и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные – это предположения о существенных свойствах объекта (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные — относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Требования к гипотезе: 1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема. 2. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. 3. Она должна быть простой (меньше возможных допущений). 4. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений (не только в выборке рабочих, но в группе инженеров). 5. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне знаний. 6. В формулировке гипотезы не должно быть неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий. 7. Она должна иметь средний уровень обобщенности, так как слишком общие гипотезы имеют риск не стать операциональными, а слишком ограниченные (например, корреляционные гипотезы) рискуют разрушить само значение изучаемого явления. Исследователь должен формулировать гипотезы, которые базируются на знаниях, уже накопленных по данному вопросу другими авторами или исследователями.
10. Программные требования к выборке. Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Между тем строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных. Прежде всего надо уяснить какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. При проведении массовых опросов необходимо обеспечить репрезентативность выборки, суть которой состоит в том, что основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена выборочная совокупность, должны сохранять ту же пропорцию и частоту, с которой эти признаки представлены в генеральной совокупности. Мера подобия мерочной модели в структуре генеральной совокупности оценивается в ошибке выборки. А пределы допустимой ошибки зависит от целей исследования. Повышенная надежность исследования считается допущением ошибки до 3%.
11. Общие требования к программе социально-психологического исследования. Отчет об исследовании. К идеальной программе: - Наличие программы - Эксплицитность (четко, ясно, продуманно с логикой исследование) - Логическая последовательность всех элементов программы - Гибкость программы. Методы и операции сбора данных, подлежащие количественному анализу.
Структура отчета. - Введение (предпосылки работы, условия) - Программная часть (лит.обзор, сравнительный анализ, к каждой главе выводы) - Экспериментальная часть (методы, выборки, прохождение исследования) - Результаты (анализ полученных данных) - Выводы и рекомендации (по каждому разделу теоретическому и империческому) - Заключение (по всей работе и планы на будущее).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.009 с.) |