Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов

Поиск

Социально-психологические явления и процессы проявляются на основе универсальных механизмов, к которым обычно относят: подражание, заражение и идентификацию1.

Сущность подражания. Подражание — это социально-психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимство-

1 Многие ученые относят к ним еще убеждение и внушение, но они в то же время могут быть охарактеризованы еще и как способы психологического (межличностного) воздействия (влияния) на людей, поэтому и будут впоследствии рассмотрены в качестве таковых.

вании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей, В социальной психологии его обычно рассматривают в двух планах:

1) как подражание какому-то конкретному человеку;

2) как подражание нормам, выработанным группой; и трех формах:

а) копирования — осуществления того же, что делает и другой человек;

б) конгруэнции — осуществления согласованных действий людей и групп;

в) референтности — когда человек копирует или конгруэнтен людям (группе), не присутствующим при данном контакте.

Некоторые исследователи (в основном зарубежные) считают, что подражание осуществляется посредством перехода от пристрастия к внутреннему содержанию к полному принятию внешних атрибутов того, что пришлось человеку, людям по сердцу. Например, говорят, что духу религии подражают раньше, чем ее обрядам.

На самом деле это не всегда соответствует реальному положению вещей, поскольку психологически стремление к заимствованию чего-то первоначально зарождается после восприятия формы, внешнего вида объекта, а затем уже приходит окончательное решение (сознательное или бессознательное) следовать идеалу во всем или ограничиться лишь частичными заимствованиями. Другое дело, когда речь идет о подражании людей, находящихся ниже по социальному или имущественному положению, тем, кто стоит на более высокой ступеньке общества. Здесь, как правило, все обстоит гораздо проще: стремятся и подражают тому, чего обычно недостает.

Подражание может быть сознательным и бессознательным, критичным или некритичным, логичным и нелогичным, внутренним и внешним. Бывает подражание внутри одного социального слоя и подражание одного класса другому. Подражание проявляется при достижении более или менее значимых Целей. Его также часто используют для воздействия (влияния) на других людей. Подражание часто адресовано непосредственно подсознанию и играет важную роль в научении, приспособлении и выживании и у животных, и у человека. Оно выполняет функцию адаптации личности или группы к нор-

мам, эталонам, ценностям, господствующим в обществе, у других людей и их групп.

Подражание у взрослых имеет место в случаях, когда от-сутствует какой-либо иной способ овладения незнакомыми действиями или же человек, группа сознательно выбирают путь копирования поведения и действий других.

В младенческом возрасте подражание обслуживает попытки ребенка в установлении первых контактов с социальным окружением. В дошкольном же способствует постепенному проникновению человека в смысловые структуры деятельности. Оно идет через восприятие предпочтительных внешних форм поведения тех или иных образцов для подражания к осмыслению содержания их внутреннего мира. В подростковом возрасте подражание направлено на идентификацию себя со значимой личностью или с обобщенным стереотипом личностных и поведенческих характеристик других людей.

Сущность заражения. Заражение — социально-психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.

В отличие от подражания в содержательной стороне заражения доминирует бессознательная, невольная (психофизиологическая) предрасположенность человека или группы к переживанию определенного настроя и доведения накала слабо контролируемых чувств до достаточно высокого уровня.

Заражение начинается с какого-то конкретного момента либо вызывающего шок, либо запускающего процесс активного обсуждения и выработки общности оценок и взглядов. Легче заражается человек и группа, эмоции и чувства которых ориентированы на неактуализированную потребность (люди находятся в состоянии ожидания). То же самое происходит с людьми, имеющими дело с малозначимыми потребностями, которые не играют большой роли, но могут быть легко реализованы, так как сопровождаются довольно сильным эмоциональным фоном, выражающимся в любопытстве и интересе, стремлении к безопасности, в наличии определенной степени агрессивности, переживании стяжательского отношения К окружающему миру.

При наличии обратной связи и многократного повторения или удлинения переживаемого заражение может нарастать по закону взаимной индукции, приобретая характер циркулярной реакции. Такая реакция обычно сопровождает массовидные социально-психологические процессы (паника, страх и др.), восприятие публичных выступлений, спортивные и другие зрелища и является дополнительной характеристикой неорганизованных групп людей, находящихся в состоянии бурного проявления эмоций и чувств. Однако, выйдя из-под контроля, эти чувства и переживания способны привести (а обычно так и происходит) к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур в группе и полной потере осознанного взаимодействия между ее членами. Положительный эффект от заражения обычно принимает форму слабой степени сопереживания людей.

При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека (группы) с оценками и установками заражающих их других людей или степень уподобления их образцам для подражания. В целом, чем выше уровень самосознания индивида или группы, оптимальнее их здравый смысл и способность контролировать свои действия и поступки, тем труднее люди поддаются заражению. В то же время при наличии и активном функционировании указанных характеристик роль самосознания в сдерживании процесса заражения не так велика. Скорее она влияет на большую или меньшую степень продуманности деятельности и поведения.

Сущность идентификации. Идентификация — это социально-психологический механизм познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. В отличие от идентификации обособление — механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться, отстраниться.

Частный случай обособления — отчуждение, характеризуемое как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.

Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. Обособление в свою очередь дает возможность общающимся людям сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Кроме того, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напря-' женные состояния. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании идентификация представляет собой неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Идентификация — феномен, который существует в сознании только одного индивида, пары людей или группы (общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражает неразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальное сходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым) сходством, тождеством существуют разные зависимости.

В элементарной единице взаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного и субъективного сходства, тождества личностей: а) объективное и субъективное сходство; б) объективное сходство и субъективное различие; в) объективное различие и субъективное сходство; г) объективное и субъективное различие. Если на первых этапах общения субъективное (видимое в представлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочения взаимоотношений объективное сходство становится решающим.

Идентификация может классифицироваться в соответствии стем, кто и что является точкой отсчета: личность воспринимающего и оценивающего или личность другого человека. В первом случае собственные личностные качества отождествляются с качествами другого человека. При этом субъективное (в представлении) сближение качеств и оценок осуществляется через приписывание другому своих личностных особенностей. Во втором случае отождествление идет также через сравнение другой личности со своей, но сближение качеств и оценок в представлении осуществляется благодаря приписыванию себе личностных особенностей другого.

Такая дифференциация связана с типом доминирующей тенденции — идти в восприятии и оценках «от себя» или «от другого». Тенденция идти «от других» считается более плодотворной как в плане развития самой личности, так и всей системы межличностных отношений разнообразных общностей.

Вопросы для повторения

1. Что составляет предмет и каковы задачи социальной психологии?

2. Каковы критерии, по которым классифицируются социально-психологические явления и процессы?

3. Какие функции выполняет социальная психология как наука?

4. Какие методы социально-психологических исследований вы знаете?

5. Как соотносятся социально-психологические феномены?

6. Какова структура общественного сознания?

Задания для самостоятельной работы

1. Освойте методы изучения социально-психологических явлений.

2. Подумайте, какими способами может достигаться решение задач, стоящих перед социальной психологией?

3. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом.

4. Создайте технологию изучения какой-то конкретной группы социально-психологических явлений.

5. Изучите своеобразие проявления идеологии и общественной психологии в современных условиях развития нашего общества.

6. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы различия в проявлении подражания и заражения.

2 Социальная психология

Структурно-логические схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Накопление начальных знаний о происхождении и сущности социально-психологических особенностей человека и механизмов социального поведения людей
  VI в. до н.э. — середина XV в.  
этап
   
     
     
    Исследование и обобщение представлений о влиянии общества, государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп
  Середина XV в. — середина XIX вв.  
этап
   
     
     
    Разработка социально-психологических теорий, превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний и зарождение социально-психологических школ (этнопсихологии, политической психологии и др.)
  Середина XIX — середина XX вв.  
3 этап
   
     
     
    Превращение и окончательное оформление социальной психологии
  Середина XX в. — по настоящее время  
4 этап
    в экспериментальную науку
     

Схема 1. Этапы развития социальной психологии

Схема 2. Структура социальной психологии как науки

Психоанализ * V Бихевиоризм  
         
Различия в теории Предмет социальной психологии Различия в практике
               
Гештальт-психология   Интер-акционизм   Когнитивизм
               

Схема 3. Основные направления зарубежной социальной психологии

Схема 4. Методы социальной психологии

Схема 5. Соотношение базовых социально-психологических феноменов

Тема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.007 с.)