Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крысько, Владимир Гаврилович.↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВТ. Крысько Социальная психология Курс лекций 3-е издание Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» ШОМЕГА-Л Москва, 2006 УДК 316.6(075.8; ББК88.5я73 К 85 Рецензенты: кафедра социальной психологии и педагогики Московского государственного университета сервиса; В.Н.Селезнев, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор; А.В.Тышковский, доктор психологических наук, профессор. Крысько, Владимир Гаврилович. К85 Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) - ISBN 5-98119-390-5. Агентство CIP РГБ. Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности «Социальная психология». Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов вузов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных социальных общностях. УДК 316.6(075.8) ББК88.5я73 Учебное издание Крысько Владимир Гаврилович Социальная ПСИХОЛОГИЯ Курс лекций Редактор Ю.А. Серова Корректор А.А. Артамонова Компьютерная верстка Ю.А. Добровольской Подписано в печать 10.08.2005. Формат 84х 108 '/32. Печать офсетная. Гарнитура «Newton». Усл. печ. л. 18,5. Тираж 5000 экз. Заказ № 4079. ООО «Омега-Л» 123022, г. Москва, Столярный пер., д. 14, 2-й подъезд, оф. 23. Тел. (095) 258-08-38 www.omega-l.ru Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных материалов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА». 610033, г. Киров, ул. Московская, 122. ISBN 5-98119-390-5 © В.Г. Крысько, 2005 © Омега-Л, 2006 СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Архитектоника социальной психологии как науки Лекция 1. Структура современной социальной психологии..............................................................7 Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов................................20 Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов................................28 Вопросы для повторения...........................................................33 Задания для самостоятельной работы.....................................33 Структурно-логические схемы.................................................34 Тема 2. Психология взаимодействия людей Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия...............38 Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей..........................................40 Лекция 6. Разновидности взаимодействия...........................51 Вопросы для повторения...........................................................53 Задания для самостоятельной работы.....................................53 Структурно-логические схемы.................................................54 Тема 3. Психология взаимоотношений людей Лекция 7. Сущность взаимоотношений................................57 Лекция 8. Виды взаимоотношений.......................................63 Вопросы для повторения...........................................................66 Задания для самостоятельной работы.....................................66 Структурно-логические схемы.................................................67 Тема 4. Психология общения людей Лекция 9. Понятие и сущность общения..............................71 Лекция 10. Виды и типы общения.........................................78 Лекция 11. Общение как коммуникация..............................83 Вопросы для повторения...........................................................88 Задания для самостоятельной работы.....................................88 Структурно-логические схемы.................................................89 Тема 5. Психология межличностного восприятия и взаимопонимания Лекция 12. Сущность и основные характеристики межличностного восприятия.............................94 Лекция 13. Психологические особенности межличностного взаимопонимания................102 Вопросы для повторения.........................................................105 Задания для самостоятельной работы...................................105 Структурно-логические схемы...............................................106 Тема 6. Социальная психология личности Лекция 14. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей.......................111 Лекция 15. Социально-психологические типы личности..................................................117 Лекция 16. Социализация личности....................................135 Вопросы для повторения.........................................................146 Задания для самостоятельной работы...................................146 Структурно-логические схемы...............................................147 Тема 7. Психология малой группы Лекция 17. Понятие малой группы и ее психологии..........151 Лекция 18. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе.................................166 Вопросы для повторения.........................................................175 Задания для самостоятельной работы...................................175 Структурно-логические схемы...............................................176 Тема 8. Психология этнических общностей Лекция 19. Понятие психологии нации..............................183 Лекция 20. Структура и свойства психологии нации.........185 Лекция 21. Национально-психологические особенности представителей некоторых наций....................194 Вопросы для повторения.........................................................206 Задания для самостоятельной работы...................................206 Структурно-логические схемы...............................................207 Тема 9. Психология социальных классов Лекция 22. Понятие и своеобразие функционирования психологии классов.........210 Лекция 23. Структура социально-классовых различий......214 Лекция 24. Содержание психологии класса........................223 Вопросы для повторения.........................................................227 Задания для самостоятельной работы...................................227 Структурно-логические схемы...............................................228 Тема 10. Психология толпы i Лекция 25. Определение понятия «толпа»..........................230 Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы.........232 Лекция 27. Особенности поведения толпы.........................237 Вопросы для повторения.........................................................243 Задания для самостоятельной работы...................................243 Структурно-логические схемы...............................................244 Тема 11. Психология политики Лекция 28. Сущность и содержание политико-психологических феноменов............................246 Лекция 29. Психологическая характеристика политической власти.........................................252 Лекция 30. Психологические особенности политической активности.................................260 Вопросы для повторения.........................................................270 Задания для самостоятельной работы...................................270 Структурно-логические схемы...... v.......................................271 Тема 12. Психология религии Лекция 31. Психологическая наука о сущности религии..........................................273 Лекция 32. Психологическая характеристика субъектов и объектов религии..........................282 Лекция 33. Содержание психологии верующих..................293 Вопросы для повторения.........................................................303 Задания для самостоятельной работы...................................303 Структурно-логические схемы...............................................304 Тема 13. Психология конфликтов Лекция 34. Общая характеристика конфликта...................307 Лекция 35. Структура и содержание конфликта.................312 Лекция 36. Завершение конфликта.....................................318 Вопросы для повторения.........................................................322 Задания для самостоятельной работы...................................322 Структурно-логические схемы...............................................323 Тема 14. Психологическое воздействие Лекция 37. Понятие и виды психологического воздействия........................325 Лекция 38.Закономерности психологического воздействия........................330 Лекция 39. Методы психологического воздействия...........335 Вопросы для повторения.........................................................348 Задания для самостоятельной работы...................................348 Структурно-логические схемы...............................................349 Литература.............................................................................351 Лекция 2. Иерархия и соотношение Вопросы для повторения 1. Что составляет предмет и каковы задачи социальной психологии? 2. Каковы критерии, по которым классифицируются социально-психологические явления и процессы? 3. Какие функции выполняет социальная психология как наука? 4. Какие методы социально-психологических исследований вы знаете? 5. Как соотносятся социально-психологические феномены? 6. Какова структура общественного сознания? Задания для самостоятельной работы 1. Освойте методы изучения социально-психологических явлений. 2. Подумайте, какими способами может достигаться решение задач, стоящих перед социальной психологией? 3. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом. 4. Создайте технологию изучения какой-то конкретной группы социально-психологических явлений. 5. Изучите своеобразие проявления идеологии и общественной психологии в современных условиях развития нашего общества. 6. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы различия в проявлении подражания и заражения. 2 Социальная психология Структурно-логические схемы
Схема 1. Этапы развития социальной психологии Схема 2. Структура социальной психологии как науки
Схема 3. Основные направления зарубежной социальной психологии Схема 4. Методы социальной психологии Схема 5. Соотношение базовых социально-психологических феноменов Тема 2 Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие. Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1). Начало взаимодействия. На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития1. Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей. Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo — трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях—о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия. * Таблица I Вопросы для повторения 1. В чем заключается взаимодействие и каковы формы его проявления? 2. Какова динамика взаимодействия? 3. Что такое обратная связь во взаимодействии? 4. Какие ведущие стратегии поведения во взаимодействии вы знаете? Задания для самостоятельной работы 1. Попытайтесь описать свои чувства и переживания на всех этапах вашего знакомства и взаимодействия с каким-то новым человеком. 2. Попытайтесь зафиксировать, чем отличаются ваши собственные варианты взаимодействия от подобных у других людей. Структурно-логические схемы Схема 1. Динамика развития взаимодействия Схема 2. Общая характеристика взаимодействия людей Схема 3. Типы взаимодействия людей ТвМЭ О I iii 1 Психология ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ ^>!>и_....in 111111 iim» 11»■■—«ill—— iMiPinwi» ■ wiwmwmh i—iw i ini i w и i—»immi n» i—hhiw—i Вопросы для повторения 1. Как понимается «отношение» в психологической науке? 2. В чем разница между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями? 3. Что определяет содержание межличностных отношений? 4. Какие виды взаимоотношений вам известны? Задания для самостоятельной работы 1. Осмыслите соотношение психологических и экономических отношений людей. 2. Изучите роль и специфику проявления всех видов взаимоотношений людей в их повседневной жизни и деятельности. 3. Исследуйте, каким взаимоотношениям вы обычно отдаете предпочтение в повседневной жизни и деятельности. 4. Опишите иерархию взаимоотношений в вашей семье. Структурно-логические схемы Схема 1. Возникновение отношений между людьми 3*
Схема 2. Понятие отношений в психологической науке Схема 3. Сущность взаимоотношений Схема 4. Общая характеристика социальных ролей YeMa 4 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Вопросы для повторения 1. Что такое общение? 2. Какие виды и средства общения вам известны? 3. Что такое коммуникация? 4. Что вы можете рассказать о барьерах общения? Задания для самостоятельной работы 1. Изучите своеобразие общения как кинесики. 2. Изучите формы и способы коммуникативного воздействия. 3. Осмыслите роль и значение барьеров общения в повседневной жизни и деятельности людей. Структурно-логические схемы Схема 1. Понятие и сущность общения Схема 2. Особенности общения Схема 3. Средства общения Схема 4. Виды общения ■ Схема 5. Характеристика коммуникации в межличностном общении
Тема 5 ПСИХОЛОГИЯ Вопросы для повторения 1. Что такое социальная перцепция? 2. Каковы особенности межличностного восприятия? 3. Что такое взаимопонимание людей? 4. От каких факторов и условий зависит взаимопонимание людей? Задания для самостоятельной работы 1. Выясните различия в методологических подходах к пониманию социальной перцепции в отечественной и западной социальной психологии. 2. Изучите особенности своей социальной перцепции. 3. Опишите условия достижения взаимопонимания между вами и другими людьми. 4. Изучите направления вашего личностного совершенствования в изучении взаимопонимания людей. Структурно-логические схемы Собственное поведение наблюдателя Схема 1. Сущность социального восприятия Схема 2. Функции и механизмы социальной перцепции Схема 3. Факторы успешности (точности) социального восприятия Схема 4. Общая характеристика взаимопонимания I Схема 5. Направления прогнозирования взаимопонимания людей Тема 6 Вопросы для повторения 1. В чем сущность понятия «социальный тип личности»? 2. Какова суть социально-психологических особенностей личности? 3. Каковы составляющие элементы социально-психологической характеристики личности? 4. В чем сущность понятия «социализация личности»? 5. Каковы факторы «социализации личности»? Задания для самостоятельной работы 1. Освойте направления исследования и выявления соотношения составных частей в иерархии социально-психологических особенностей личности. 2. Составьте социально-психологическую характеристику личности одного из своих знакомых. 3. Изучите факторы и условия, оказавшие важнейшее влияние на формирование вашей собственной личности. 4. Выявите акцентуированные особенности личности у нескольких своих знакомых. 5. Изучите наиболее значительные этапы вашей личной социализации. Структурно-логические схемы Схема 1. Факторы формирования личности Схема 2. Психологическая структура личности Схема 3. Факторы социализации личности Схема 4. Механизмы и средства социализации личности r тема 7 ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ ggBBtMM Лекция 18. Характеристика Вопросы для повторения 1. Что такое малая группа? 2. Каковы системообразующие компоненты психологии малой группы и как характеризуются их особенности? 3. Чем отличаются друг от друга компоненты социально-психологической структуры малой группы? 4. Какие основные социально-психологические процессы происходят в малой группе? Задания для самостоятельной работы 1. Изучите подходы к пониманию малых групп и их особенностей, существующие в западной психологической науке. 2. Изучите, какие традиции проявляются в вашей малой группе. 3. Изучите особенности структуры межличностных предпочтений в вашей группе. 4. Исследуйте специфику коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой вы являетесь постоянным членом. Структурно-логические схемы Схема 1. Классификация малых групп Схема 2. Структура психологии малой группы Схема 3. Психологическая характеристика взаимоотношений в малой группе Схема 4. Психологические особенности группового мнения Схема 5. Психологические особенности групповых настроений Схема 6. Психологическая структура малой группы ▼ Схема 7. Психологические процессы в малой группе Вопросы для повторения 1. Что такое национально-психологические особенности людей? 2. Какова структура национальной психики? 3. Какие свойства национально-психологических особенностей вам известны? 4. Какие принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей вы знаете? Задания для самостоятельной работы 1. Изучите методы этнической психологии. 2. Составьте стратегию осмысления национально-психологических особенностей представителей многонационального коллектива. 3. Примените принцип сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей для изучения русских и белорусов. 4. Подумайте, чем отличаются национально-психологические особенности русских и американцев.
Структурно-логические схемы Схема 1. Факторы формирования национально-психологических феноменов (НПФ) Схема 2. Содержание национальной психики людей Схема 3. Содержание национально-психологических особенностей ТвМа 9 шин" in Вопросы для повторения 1. Дайте определение социального класса. Какие критерии положены в его основу? 2. Что составляет основу психологии социального класса? 3. Каковы важнейшие психологические характеристики представителей различных классов? 4. Что такое психический склад класса? Задания для самостоятельной работы 1. Постарайтесь определить, представители каких социальных классов являются членами вашего коллектива. 2. Опишите те психологические характеристики, которые им присущи. 3. Составьте психологический портрет «нового русского». 8* Структурно-логические схемы Схема 1. Понятие класса в социальной психологии Схема 2. Структура психологии класса Тема 10 iwiMWiiwwiiiiiiiiiMiMiiiiiiirni.......■'ii-r-'ii.iiiMiiMiTMiiiiiiiiiwiiiiimiiiiiiiiiiiiMMiMiiiiB ПСИХОЛОГИЯ толпы Лекция 25. Определение понятия «толпа» К числу больших общностей людей относится и толпа. Этот феномен известен давно. Со времен появления первых совместных поселений люди начали жить скученно, на ограниченном пространстве, в результате чего в тех или иных обстоятельствах (при стихийных бедствиях, во время социальных волнений, нападений врагов) они часто превращались в толпу — контактную, эмоциональную, возбужденную общность индивидов, обладающих огромной силой. Для того чтобы дать характеристику описываемого социального феномена, надо сначала выяснить, что входит в само понятие «толпа». Ее исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой определения. Несмотря на многочисленные труды, посвященные этой проблеме, «толпа» на сегодняшний день не имеет единого и однозначного смыслового значения, широко признанного всеми социальными науками. Существуют разные ее определения. Общим для всех них является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена. Западные философы X. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, У. Франкл считали, что одной из главных причин катаклизмов в XX в. является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс воспринималось как господство посредственности, нравственного кризиса. Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно, по их мнению, ведет к вырождению общества. Толпа, как считает Э. Канетти, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность. В современной социологии и политологии широко распространен подход к толпе как случайному множеству. В этом смысле толпа определяется как аморфное образование, традиционно противопоставляемое стабильным социальным образованиям — группам, классам, слоям. Такая «социальная масса» не имеет ни организации, ни обычаев, ни традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица. Исследователи делают упор на случайность и разрозненность образования толпы, на ненормальность ее поведения. Наиболее распространено у западных психологов значение термина «толпа» как психологической массы людей. Оно выступает основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений и социального поведения человека, не являющегося непосредственно наблюдаемым. Описание функционирования общества по способу поведения толпы ведет к переносу понятия толпы на общество в целом. В основе таких интерпретаций положены закономерности «психологии масс» Г. Лебона и 3. Фрейда, у которых поведение людей в толпе рассматривается как форма массового психоза. В этом случае толпа не рассуждает, а повинуется страстям, на смену ее сознательной деятельности приходит бессознательное поведение людей. В конце XIX в. русский военный психолог А.С. Резанов называл толпой собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости. Б.Ф. Поршнев считал, что «толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально психологической общности» (Поршнев Б.Ф., 1967. С. 93). Согласно его мнению, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему. Советский психолог С.К. Рощин дал, по его мнению, более правильное и психологически более верное определение толпы, которая представляет собой «изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения». Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствует о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут, кроме физической непосредственной близости, нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность. После своего распада толпа может вновь восстановиться — в этом проявляется динамизм ее активности. В.В. Привалова указывает на то, что в ходе исследований все более выясняется, что толпа может существовать достаточно долго как «потенциальная общность», когда она представляет собой как бы конгломерат индивидов с определенными интересами, но не осуществляющими взаимодействие друг с другом. Подобное состояние она называет «латентным уровнем толпы». «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс ее дальнейшего формирования, с выработкой ценностных установок участников толпы, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы. Таким образом, толпа — это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность. Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий). Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек. Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны след
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.012 с.) |