Методология и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы исследования



Оглавление

 

1. Актуальность исследования. 3

2. Цель и задачи исследования. 5

3. Методология и методы исследования. 7

4. Обработка и анализ эмпирических данных. 14

5. Ключевые показатели и эмпирические индикаторы исследования. 21

6. План-график исследования. 25

7. Приложения (инструментарий исследования) 26

Приложение 1. Анкета массового опроса. 26

Приложение 2. Гайд экспертного опроса. 32

Приложение 3. Сценарий фокус-групп. 34

Приложение 5. Инструкция организатора опроса. 36

Приложение 6. Инструкция интервьюера. 37

Приложение 7. Инструкция для организатора и модератора фокус групп. 38

Приложение 8. Инструкция оператора ЭВМ.. 40


1. Актуальность исследования

ТЭК России всегда играл и продолжает играть важную роль в функционировании и развитии экономики страны. Это связано не только со значимостью ТЭК как инфраструктурного фактора обеспечения жизнедеятельности общества, но и с большим влиянием функционирования комплекса на финансово-экономические параметры деятельности производительных сил страны и государства в целом. Такое положение ТЭК в большой мере предопределяется наличием в России богатых природных топливно-энергетических ресурсов и созданным крупным производственным потенциалом комплекса[1].

В то же время топливно-энергетический сектор экономики является наиболее инерционной и капиталоемкой структурой, что требует формирования долгосрочной стратегии и прогнозирования его развития в органической увязке с прогнозированием и формированием перспективной стратегии социально-экономического развития страны.

Ямало-Ненецкий автономный округ играет особую роль в обеспечении энергетической безопасности страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России в мире. Между тем существует множество рисков, наступление которых способно оказать существенное негативное влияние на развитие региона и страны в целом. Так, в настоящее время уникальные месторождения на территории округа, на которых в значительной мере базируется вся газовая промышленность страны, находятся на стадии падающей добычи либо в ближайшие годы перейдут к ней. Существуют и другие причины возможного появления кризисных ситуаций, связанные с колебаниями цен на энергоносители, экологическими факторами, развитием альтернативных источников получения энергии и др.

В этих условиях долгосрочное устойчивое развитие региона возможно только при условии реализации эффективной стратегии, позволяющей обеспечить последовательную политику в случае возможного возникновения кризисных ситуаций.

В нефтегазовой отрасли ЯНАО трудится чуть более 17% населения региона[2]. Именно эти люди первыми почувствуют на себе возможные последствия при реализации негативных сценариев развития ТЭК региона. С целью разработки превентивных мер, направленных на снижение уровня возможной социальной напряженности, дестабилизации обстановки необходимо изучение текущего социального самочувствия работников нефтегазовой сферы, а также построение прогнозов относительно возможных сценариев его изменения. Данным обстоятельством и определяется актуальность настоящего исследования.


Цель и задачи исследования

Согласно техническому заданию, цель и задачи исследования сформулированы следующим образом:

Цель исследования: диагностика социально-экономического самочувствия работников нефтегазовой сферы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО) и разработка рекомендаций по принятию управленческих решений руководством автономного округа.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Выявить самооценку работников нефтегазовой сферы своего материального положения, выявить уровень удовлетворенности различными аспектами трудовой деятельности: занимаемая должность, оплата труда, социальные гарантии, внутрикорпоративный климат и т.п.

2. Выявить оценку работниками нефтегазовой сферы динамики социально-экономического самочувствия и эмоционального климата в профессиональных коллективах.

3. Выявить личностные ожидания работников нефтегазовой сферы, связанные с дальнейшей трудовой деятельностью в отрасли: зарплата, социальные гарантии, перспектива карьерного роста и т.п.

4. Определить спектр поведенческих стратегий работников нефтегазовой сферы в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности: поиск работы, смена профессии, миграционные настроения, протестные действия и т.п.

5. Определить отношение к власти и его возможную динамику в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности.

6. Сформировать карты проблем, актуальных для работников нефтегазовой сферы, в территориальном, корпоративном и социально-демографическом разрезе.

7. Провести типологизацию поведенческих моделей работников нефтегазовой сферы в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности.

8. Составить краткосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономических и политических последствий в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности работников предприятий нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

9. Определить приоритетные каналы информационного взаимодействия в цепочках «власть - жители округа», «руководство ТЭК - работники предприятий нефтегазовой сферы».

Объект исследования: работники предприятий нефтегазовой отрасли ЯНАО.

Предмет исследования: совокупность социальных, экономических, организационных, условий трудовой деятельности работников нефтегазовой сферы ЯНАО, а также сценарии трудового поведения в случае изменения существующих условий.

 


План-график исследования

Таблица 3

Календарный план работ по проведению социологического исследования.

 

№ п\п Сторона, выполняющая мероприятие Мероприятие по исполнению государственного контракта Сроки исполнения
1. Исполнитель Выполняет 1-й этап оказания услуг согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к государственному контракту). 5 (пять) календарных дней с момента заключения государственного контракта (2 ноября 2012 – 7 ноября 2012)
2. Исполнитель Выполняет 2-ой этап оказания услуг согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к государственному контракту) 16 (шестнадцать) календарных дней с момента заключения государственного контракта (8 ноября 2012 – 18 ноября 2012)
3. Исполнитель Выполняет 3-ий этап оказания услуг согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к государственному контракту).     37 (тридцать семь) календарных дней с момента заключения государственного контракта (19 ноября 2012 – 9 декабря 2012)

 


Приложения (инструментарий исследования)

Приложение 1. Анкета массового опроса

(Интервьюер, зачитайте вступление)

Уважаемый респондент!

 

Исследовательская компания «Центр изучения региональных процессов» по заказу Аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа проводит социологическое исследование в целях изучения социального самочувствия работников нефтегазовой сферы ЯНАО. Обратите внимание на то, что исследование анонимное, все полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.

 

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

1. Оцените, пожалуйста, степень удовлетворенности различными аспектами, связанными с вашей трудовой деятельностью? (Интервьюер, предоставьте респонденту карточку №1)

 

  Удовлетворен Скорее удовлетворен Скорее неудовлетворен Не удовлетворен Трудно оценить
1. В целом          
2. Работа, которую Вы выполняете          
3. Профессия, по которой Вы работаете          
4. Занимаемая должность          
5. Ваше рабочее место          
6. Первичный коллектив, в котором Вы трудитесь          
7. Подразделение предприятия, в котором Вы работаете          
8. Само предприятие в целом          
9. Организация труда в первичном коллективе          
10. Охрана труда          
11. Характер выполняемой работы          
12. Уровень заработной платы          
13. Система премирования          
14. Самостоятельность, творчество и инициатива в работе          
15. Социальный пакет на предприятии (мед. страховка, санаторное лечение, жилье, детский сад)          
16. Возможность самореализации          
17. Возможность карьерного роста          

2. Оцените, пожалуйста, различные аспекты корпоративной культуры вашего предприятия. Для оценки используется десятибалльная шкала. Обведите кружком во втором столбце тот балл, который, по Вашему мнению, соответствует реальному состоянию оцениваемой характеристики. Цифра 1 соответствует полному согласию с высказыванием в первом столбце, цифра 10 полному согласию с высказыванием в третьем столбце. Все остальные - промежуточные варианты

(Интервьюер, предоставьте респонденту карточку №2)

 

1. Наше подразделение работает как одна семья, предприятие объединяют общие ценности и взгляды 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Каждый работает сам по себе
2. Для предприятия характерны дружественные отношения и поддержка 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Нормой является отсутствие теплоты и дружеской поддержки
3. Существует эффективная система адаптации новичков 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Новички долго и с трудом входят в коллектив
4. Необходимая информация о предприятии доступна сотрудникам 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Информация утаивается от рядовых сотрудников
5. Сотрудники выступают как патриоты предприятия 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Сотрудники работают за деньги, не связывают свой жизненный путь с предприятием
6. Символика предприятия запоминается и вызывает гордость 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Символика предприятия ничего не говорит
7. Традиции и ритуалы повышают степень приверженности и чувство общности сотрудников 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Традиции и ритуалы устарели и не вызывают энтузиазма
8. Руководство постоянно организует совместные мероприятия (корпоративные вечера, спортивные мероприятия, выезды на природу) 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 На предприятии отсутствуют корпоративные мероприятия
9. Работа на предприятии является престижной 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Не считаю работу на предприятии престижной

 

3. Из каких источников Вы получаете информацию об изменениях, происходящих на вашем предприятии, новостях. Можно отметить любое количество вариантов. (Интервьюер, зачитайте респонденту все варианты ответов)

 

1. Руководство доводит такую информацию непосредственно до работников

2. От коллег по работе

3. Ведомственные СМИ (СМИ предприятия)

4. Окружные, муниципальные СМИ

5. Другое (укажите что именно)_________________________________

 

4. Как Вы можете оценить изменения в трудовой сфере работников вашего предприятия за последние несколько лет? (Интервьюер, поясните респонденту, что по каждому зачитываемому варианту ответа необходимо отметить, произошло улучшение, ухудшение или осталось без изменений. Зачитайте респонденту последовательно все варианты ответов).

  Ухудшение Улучшение Без изменений
1. Уровень заработной платы      
2. Система премирования      
3. Эмоциональный климат в коллективе      
4. Социальные гарантии      
5. Возможность карьерного роста      
6. Общий уровень жизни      
7. Возможность повышения квалификации      

 

5. А как Вы думаете, какие изменения ждут работников вашего предприятия в ближайшее время? (Интервьюер, поясните респонденту, что по каждому зачитываемому варианту ответа необходимо отметить, произошло улучшение, ухудшение или осталось без изменений. Зачитайте респонденту последовательно все варианты ответов).

 

  Ухудшение Улучшение Без изменений
1. Уровень заработной платы      
2. Система премирования      
3. Эмоциональный климат в коллективе      
4. Социальные гарантии      
5. Возможность карьерного роста      
6. Общий уровень жизни      
7. Возможность повышения квалификации      

 

6. Как Вы считаете, Насколько вероятна ситуация реализации следующих негативных сценариев связанных с трудовой деятельностью на вашем предприятии в ближайшие 3-5 лет. (Интервьюер, поясните респонденту, что по каждому зачитываемому варианту ответа необходимо отметить, вероятность высокая, низкая или ее практически нет. Зачитайте респонденту последовательно все варианты ответов)

 

  Вероятность высокая Вероятность низкая Вероятности практически нет
1. Сокращения, увольнения работников      
2. Существенное ухудшение уровня оплаты труда      
3. Незначительное ухудшение уровня оплаты труда      
4. Ухудшение условий социального обеспечения      
5. Ухудшение условий труда (оборудование, безопасность и т.п.)      

 

Приложение 2. Гайд экспертного опроса

Уважаемый эксперт! Меня зовут (имя интервьюера) Я являюсь интервьюером в социологическом исследовании, которое проводиться по заказу Аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Данное исследование посвящено изучению существующих рисков нефтегазовой сферы ЯНАО, а также поведенческим стратегиям работников отрасли в случае их наступления.

Ваши ответы как компетентного в этой области специалиста помогут сформировать предложения по разработке адекватных мер в случае наступления неблагоприятной ситуации. Результаты интервью будут представлены только в анонимном виде.

Какие меры в современных условиях, на Ваш взгляд наиболее эффективны для преодоления кризисных ситуаций на предприятиях нефтегазовой сферы? Какова среди них доля мер связанных с непосредственным воздействием на трудовые коллективы? В чем сущность и особенность этих мер?

______________________________________________________________________

 

6. Как вы считаете, какие поведенческие стратегии выберут рядовые работники нефтегазовой отрасли при наступлении следующих негативных сценариев в их трудовой деятельности (укажите по каждому пункту с комментариями):

 

1. Массовые сокращения, увольнения работников
2. Незначительное ухудшение уровня оплаты труда
3. Существенное ухудшение уровня оплаты труда
4. Ухудшение условий социального обеспечения
5. Ухудшение условий труда (оборудование, безопасность и т.п.)

 

Приложение 3. Сценарий фокус-групп

Вступление, Разогрев»

 

Здравствуйте. Меня зовут... (имя модератора). Я представляю исследовательскую организацию Центр изучения региональных процессов, которая проводит социологические исследования по различным тематикам.

Спасибо, что Вы пришли. Сегодня мы обсудим ряд тем, которые касаются вашей трудовой деятельности.

Несколько слов о том, каким образом будет построена наши с вами встреча. Для начала я попрошу вас отключить сотовые телефоны, чтобы они нас не отвлекали. Правила общения очень простые: я буду задавать Вам вопросы и попрошу каждого из Вас на них отвечать, активно вступать в обсуждение вопросов. Давайте договоримся, что здесь мы не ищем истину, здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов. Нам важно узнать мнение каждого из вас. У меня к Вам огромная просьба – пожалуйста, не перебивайте друг друга, я каждому из Вас дам время высказать свое мнение. Также хочу вам сообщить, что наша беседа будет записана на д для того, чтобы в дальнейшем можно было обработать всю полученную информацию. Со своей стороны мы гарантируем вам конфиденциальность ваших личных данных, все полученные в ходе беседы данные будут использованы нами в обобщенном виде.

Теперь давайте познакомимся. Представьтесь, пожалуйста (краткий рассказ о себе, своей семье, возрасте, профессии, хобби и увлечениях).

 

Приложение 5. Инструкция организатора опроса.

 

Уважаемый коллега!

Проводимое исследование очень важно для органов власти ЯНАО, поэтому просим Вас подойти очень ответственно к организации опроса. Внимательно изучите данную инструкцию и неукоснительно соблюдайте ее в работе над проектом.

1. Из всех доступных источников информации выявите места компактного проживания(специальные поселки, дома нефтегазовых предприятий) работников нефтегазовой сферы в городах проведения опроса.

2. Выборка в разрезе муниципальных образований выглядит следующим образом: город Ноябрьск – 370, город Муравленко - 130, город Губкинский - 130, город Новый Уренгой - 380, Пуровский район - 130, город Надым - 330.

3. Стратегия формирования выборки – случайная маршрутная. Исходя из количества домов и их этажности определите шаг выборки. При высокой плотности шаг составляет 5-6 квартир, при низкой 2-3.

4. Определите оптимальные маршруты для проведения опросов и подготовьте маршрутные карты для интервьюеров.

5. В конце дня соберите анкеты у интервьюеров, подсчитайте их, проведите визуальный контроль качества собранного материала (степень заполненности анкет, наличие контактной информации респондентов). Зафиксируйте полученные результаты в письменном виде.

6. По окончанию полевого этапа проведите 15-ти процентный контроль методом случайного обзвона респондентов.

7. В случае обнаружения серьезных нарушений у интервьюера, проведите сплошной контроль его работы методом обзвона. При необходимости предложите интервьюеру устранить пробел, связанный с некачественным заполнением анкет, либо привлеките для этих целей других интервьюеров.

8. По всем возникающим вопросам вы можете обратиться с запросом на разъяснения к координатору проекта по электронному адресу fshamil@mail.ru или по телефону +79068274437.

 


Приложение 6. Инструкция интервьюера

 

Уважаемый интервьюер!

Проводимое исследование очень важно для органов власти ЯНАО, поэтому просим Вас подойти очень ответственно к опросу. Внимательно изучите данную инструкцию и неукоснительно соблюдайте ее в работе над проектом.

1. Опрос проводится по месту жительства респондентов исключительно в той локации (местоположении), которая согласована с координатором проекта.

2. Опрашиваются работники нефтегазовой сферы городов ЯНАО, в местах их компактного проживания (специальные поселки, дома нефтегазовых предприятий). Выборка в разрезе муниципальных образований выглядит следующим образом: город Ноябрьск – 370, город Муравленко - 130, город Губкинский - 130, город Новый Уренгой - 380, Пуровский район - 130, город Надым - 330.

3. Пожалуйста, изучите все комментарии в анкете и следуйте им. Комментарии, которые находятся в анкете – являются основной инструкцией интервьюера по заполнению анкеты.

4. Разъясните респонденту, что его ответы анонимны и все данные будут использованы аналитиками только в обобщенном виде. Дайте понять, что участие респондента в социологическом исследовании никоим образом не повлияет на его трудовую деятельность.

5. Задавайте вопросы строго в соответствии с формулировками анкеты. Если респондент просит пояснить вопрос, сделайте это.

6. Интервьюер обязан получить ответы на все вопросы. Вся анкета должна заполняться без пропусков.

7. Поблагодарите респондента за участие в опросе.

8. По всем возникающим вопросам вы можете обратиться с запросом на разъяснения к координатору проекта по электронному адресу fshamil@mail.ru или по телефону +79068274437.


Приложение 7. Инструкция для организатора и модератора фокус групп.

 

В рамках исследования социального самочувствия работников нефтегазовой отрасли исследование, проводимое методом фокус-групп должно осуществляться в каждом городе одним человеком, который будет выступать и модератором и организатором одновременно.

 

Организация фокус групп.

 

1. Респонденты для участия в фокус-группах отбираются из числа респондентов массового опроса.

2. После рекрутинга респондентам необходимо предоставить приглашение, в котором указаны место и время проведения фокус-группы, ее цели, данные об организации, занимающейся ее проведением. У приглашенных лиц необходимо узнать контактный телефон и за день до проведения фокус-группы напомнить им о месте и времени ее проведения, уточнить смогут ли они принять участие.

3. Оптимальный размер для проведения фокус-группы – 7-8 человек. Это обеспечит каждому участнику возможность высказаться по каждому вопросу (теме), а также позволит модератору контролировать групповые процессы.

4. Важное условие – участники не должны быть друг с другом знакомы. Также нужно постараться соблюсти возрастной баланс: представитель какой-либо возрастной группы, не доминирующей в составе участников, не должен быть в одиночестве.

5. Помещение, в котором будет происходить групповое интервьюирование, должно быть комфортным, располагающим к общению участников. Необходимым условием является изолированность комнаты, что в последующем оградит от трудностей, связанных с расшифровкой аудиозаписи, а также будет благоприятствовать конструктивному общению.

6. Ход всей дискуссии необходимо записывать на диктофон, о чем участники должны быть предупреждены заранее.

7. Продолжительность фокус-группы: около 1 ч. 30 мин.

8. По всем возникающим вопросам вы можете обратиться с запросом на разъяснения к координатору проекта по электронному адресу fshamil@mail.ru или по телефону +79068274437.

 

 

Модерирование фокус-группового интервью

 

1. Критерием успеха работы модератора является обсуждение участниками именно тех тем, которые указаны в плане без предварительного обращения к ним.

2. Модератор должен сидеть таким образом, чтобы быть на виду у всех респондентов и визуально контролировать процесс обсуждения.

3. Модератору необходимо подготовиться к дискуссии с тем, чтобы в глазах респондентов не выглядеть неосведомленным человеком, иначе участники дискуссии будут излагать свои мысли в примитивной форме, что нежелательно. При этом модератору не нужно позиционировать себя как эксперта, в противном случае участники обсуждения будут больше вопросов ему, а не отвечать. Внешне осведомленность модератора не должна выходить за рамки знаний, которыми обладают респонденты.

4. Недопустимым является появление лидера среди респондентов. Иначе мы получим специфическое мнение, а не мнение интересующей нас социальной группы.

5. В целом, модератор должен не допустить отхода от темы, затухание дискуссии; длительные монологи, появление лидера, а также формирование симпатий или иных личностных отношений между участниками. Поэтому при неформальном характере обсуждения, модератор должен выдерживать определенную официозность мероприятия с тем, чтобы настраивать участников на работу.

6. Сценарийфокус-группы является напоминанием модератору о темах для обсуждения. Но главным является не получение ответов на сформулированные в плане вопросы, а инициирование обсуждения, вскрывающего многообразие мнений. По каждому вопросу должен высказаться каждый участник.

7. После первичного знакомства и непринужденной беседы, предваряющей проведение фокус-группы (лучше обсуждать любые вопросы, не относящиеся к теме фокус-группы, и не затрагивать какие-либо политические или в целом идеологические вопросы, что может «накалить» респондентов перед началом дискуссии), участники приглашаются к обсуждению.

8. Обязательным является вступительное слово модератора, в котором необходимо сказать о следующем:

· Имя, фамилия модератора, какую организацию он представляет

· Предмет обсуждения (назвать тему)

· Роль, которую отводит модератор сам себе (см. ниже)

· Право на свободное выражение мнений участников

· Участники не должны говорить одновременно (сказать это нужно таким образом, чтобы не вызвать нежелательную застенчивость в ходе обсуждения)

· Предупредить о ведущейся записи. При этом необходимо сказать, что вся информация будет использоваться исключительно в исследовательских целях и аудио-пленки будут расшифрованы модератором.

· Участники могут дискутировать друг с другом, а не только с модератором

· При желании участников их имена не будут упоминаться в отчете

9. Вступительное слово не должно занимать более 5 минут. Говорить нужно внятно, емко и в достаточно быстром темпе. Это необходимо, чтобы создать для участников атмосферу дефицита времени и рабочей характер дискуссии. В таком случае, они будут мобилизованы, будут отвечать по существу, а ощущаемая всеми напряженность бюджета времени оправдает резкие действия модератора по введению дискуссии в нужное русло.

10. В заключительном слове модератор может сообщить о том, как будут использованы результаты исследования

 


Приложение 8. Инструкция оператора ЭВМ

Уважаемый оператор ЭВМ!

Качественное внесение результатов исследования в статистический пакет очень важно для последующего анализа массива данных, поэтому просим Вас подойти очень ответственно к вводу анкет в программу SPSS. Внимательно изучите данную инструкцию и неукоснительно соблюдайте ее в своей работе.

1. Пронумеруйте все анкеты сплошной нумерацией начиная с цифры 1.

2. Составьте матрицу ввода в статистическом пакете SPSS 19.0. Подробная информация по составлению матриц представлена в учебном пособии «Обработка и анализ данных социологических исследований в пакете SPSS17.0. Курс лекций: учебное пособие/ Ш.Ф. Фарахутдинов, А.С. Бушуев. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 220 с.

3. Каждая анкета должна вноситься в статистический пакет строго под своим номером с целью возможности проверки соответствия в случае необходимости.

4. В процессе ввода данных обращайте внимание на возможные погрешности в заполнении анкет, фиксируйте их в отдельном документе. Особое внимание уделите пропущенным ответам.

5. После забивки анкет в программу SPSS выведите частотные таблицы и внимательно просмотрите их с целью выявления погрешностей в процессе внесения данных. Устраните найденные погрешности.

6. Передайте базу данных с внесенными в нее результатами опроса, а также документ, содержащий информацию по проблемным моментам, связанным с вводом данных, координатору проекта.

7. По всем возникающим вопросам вы можете обратиться с запросом на разъяснения к координатору проекта по электронному адресу fshamil@mail.ru или по телефону +79068274437.


[1] Павлова Н.Ц. Нефтегазовая отрасль в региональной экономической политике // Бизнес в законе. 2009. – № 2. – С. 254-256.

[2] Сайт Ямалстат. http://yamalstat.gks.ru

[3] Чуриков А.В. Случайные и неслучайные выборки в социологических исследованиях // Социальная реальность, 2007. № 4. C. 89—109

[4] См. например, Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.

[5] Кузьмин В.Б., Орлов А.И. Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Наука, 1977. - С.220-227.

[6] Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее образование и наука, 2007. С. 72; Типологический анализ как исследовательская стратегия// Социологические методы в современной исследовательской практике. Материалы Всероссийской конференции памяти А.О.Крыштановского. М.: Изд-во `ТЕИС`. 2007. С.114-123.

[7] Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: Высшее образование и наука, 2007. С. 109 – 110.

[8] Там же. С. 94 – 97.

[9] Скалабан И. А. Социальное картирование как метод анализа социально-территориального пространства // Журнал исследований социальной политики – 2012. – Т. 10, № 1. – С. 61–78.

[10] Там же. С. 75.

[11] Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: 2001. – С. 488

Оглавление

 

1. Актуальность исследования. 3

2. Цель и задачи исследования. 5

3. Методология и методы исследования. 7

4. Обработка и анализ эмпирических данных. 14

5. Ключевые показатели и эмпирические индикаторы исследования. 21

6. План-график исследования. 25

7. Приложения (инструментарий исследования) 26

Приложение 1. Анкета массового опроса. 26

Приложение 2. Гайд экспертного опроса. 32

Приложение 3. Сценарий фокус-групп. 34

Приложение 5. Инструкция организатора опроса. 36

Приложение 6. Инструкция интервьюера. 37

Приложение 7. Инструкция для организатора и модератора фокус групп. 38

Приложение 8. Инструкция оператора ЭВМ.. 40


1. Актуальность исследования

ТЭК России всегда играл и продолжает играть важную роль в функционировании и развитии экономики страны. Это связано не только со значимостью ТЭК как инфраструктурного фактора обеспечения жизнедеятельности общества, но и с большим влиянием функционирования комплекса на финансово-экономические параметры деятельности производительных сил страны и государства в целом. Такое положение ТЭК в большой мере предопределяется наличием в России богатых природных топливно-энергетических ресурсов и созданным крупным производственным потенциалом комплекса[1].

В то же время топливно-энергетический сектор экономики является наиболее инерционной и капиталоемкой структурой, что требует формирования долгосрочной стратегии и прогнозирования его развития в органической увязке с прогнозированием и формированием перспективной стратегии социально-экономического развития страны.

Ямало-Ненецкий автономный округ играет особую роль в обеспечении энергетической безопасности страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России в мире. Между тем существует множество рисков, наступление которых способно оказать существенное негативное влияние на развитие региона и страны в целом. Так, в настоящее время уникальные месторождения на территории округа, на которых в значительной мере базируется вся газовая промышленность страны, находятся на стадии падающей добычи либо в ближайшие годы перейдут к ней. Существуют и другие причины возможного появления кризисных ситуаций, связанные с колебаниями цен на энергоносители, экологическими факторами, развитием альтернативных источников получения энергии и др.

В этих условиях долгосрочное устойчивое развитие региона возможно только при условии реализации эффективной стратегии, позволяющей обеспечить последовательную политику в случае возможного возникновения кризисных ситуаций.

В нефтегазовой отрасли ЯНАО трудится чуть более 17% населения региона[2]. Именно эти люди первыми почувствуют на себе возможные последствия при реализации негативных сценариев развития ТЭК региона. С целью разработки превентивных мер, направленных на снижение уровня возможной социальной напряженности, дестабилизации обстановки необходимо изучение текущего социального самочувствия работников нефтегазовой сферы, а также построение прогнозов относительно возможных сценариев его изменения. Данным обстоятельством и определяется актуальность настоящего исследования.


Цель и задачи исследования

Согласно техническому заданию, цель и задачи исследования сформулированы следующим образом:

Цель исследования: диагностика социально-экономического самочувствия работников нефтегазовой сферы Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО) и разработка рекомендаций по принятию управленческих решений руководством автономного округа.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Выявить самооценку работников нефтегазовой сферы своего материального положения, выявить уровень удовлетворенности различными аспектами трудовой деятельности: занимаемая должность, оплата труда, социальные гарантии, внутрикорпоративный климат и т.п.

2. Выявить оценку работниками нефтегазовой сферы динамики социально-экономического самочувствия и эмоционального климата в профессиональных коллективах.

3. Выявить личностные ожидания работников нефтегазовой сферы, связанные с дальнейшей трудовой деятельностью в отрасли: зарплата, социальные гарантии, перспектива карьерного роста и т.п.

4. Определить спектр поведенческих стратегий работников нефтегазовой сферы в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности: поиск работы, смена профессии, миграционные настроения, протестные действия и т.п.

5. Определить отношение к власти и его возможную динамику в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности.

6. Сформировать карты проблем, актуальных для работников нефтегазовой сферы, в территориальном, корпоративном и социально-демографическом разрезе.

7. Провести типологизацию поведенческих моделей работников нефтегазовой сферы в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности.

8. Составить краткосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономических и политических последствий в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности работников предприятий нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

9. Определить приоритетные каналы информационного взаимодействия в цепочках «власть - жители округа», «руководство ТЭК - работники предприятий нефтегазовой сферы».

Объект исследования: работники предприятий нефтегазовой отрасли ЯНАО.

Предмет исследования: совокупность социальных, экономических, организационных, условий трудовой деятельности работников нефтегазовой сферы ЯНАО, а также сценарии трудового поведения в случае изменения существующих условий.

 


Методология и методы исследования

Методология исследования. Исследование социально-экономического самочувствия работников нефтегазовой отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа будет осуществляться на таких общеметодологических принципах, как объективность, конкретность, всесторонность, системность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.119 с.)