Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ключевые показатели и эмпирические индикаторы исследования.
Похожие статьи вашей тематики
Среди исследователей очень часто наблюдается смешение понятий «индикатор» и «показатель», обусловленной широтой трактовки каждого из этих терминов. С целью избегания подобной терминологической неясности поясним содержание каждого из используемых понятий.
Индикатор (лат. indicator – указатель) – объект, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком визуально, акустически, тактильно или другим, легко интерпретируемым, способом. В социологии Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Индикатор относится к классу явлений – характеристик. Показатель является понятием более высокого иерархического уровня и занимает промежуточное положение между абстрактным понятием, отображающим ненаблюдаемую сущность объекта и индикаторами, фиксирующие доступные прямому наблюдению и измерению признаки объекта.
Итак, исходя из характеристик рассмотренных выше методов и их возможностей по сбору эмпирического материала, укажем какие исследовательские задачи какими методами будут решаться а также приведем ключевые индикаторы и показатели, применительно к каждому из перечисленных методов, которые позволят сформировать инструментарий исследования (Таблица 2).
Таблица 2
Ключевые индикаторы и показатели анкетного опроса
Задача
| Показатели
| Индикаторы
| Метод
| 1. Выявить самооценку работников нефтегазовой сферы своего материального положения, выявить уровень удовлетворенности различными аспектами трудовой деятельности: занимаемая должность, оплата труда, социальные гарантии, внутрикорпоративный климат и т.п.
| Удовлетворенность материальным
положением
| Объективная характеристика доходов (Уровень заработной платы. Доход на 1члена семьи)
| Анкетный опрос
| Субъективная характеристика (удовлетворенность уровнем заработной платы)
| Удовлетворенность
трудовой
деятельностью
| Занимаемой должностью
| Социальными гарантиями
| Условиями труда (охрана труда, рабочее место, оборудование)
| Возможностями карьерного роста (Мнение о динамике вертикальной мобильности на предприятии. Повышение квалификации)
| Возможностью самореализации (Реализация способностей, умений, творческого потенциала. Общение.)
| 2. Выявить оценку работниками нефтегазовой сферы динамики социально-экономического самочувствия и эмоционального климата в профессиональных коллективах.
| Оценка
состояния
корпоративной
культуры
| Психологический климат (в том числе: наличие традиции и ритуалов. Возможности адаптации новичков.. Корпоративные мероприятия.)
| Анкетный опрос, Фокус-группы
| Активность в общественной деятельности предприятия (Участие в профсоюзе, осведомленность о наличии коллективного договора)
| Патриотизм и лояльность (Оценка престижности работы на предприятии. Понимание целей и стратегии предприятия. Символы).
| 3. Выявить личностные ожидания работников нефтегазовой сферы, связанные с дальнейшей трудовой деятельностью в отрасли: зарплата, социальные гарантии, перспектива карьерного роста и т.п.
| Ожидания,
связанные с
трудовой
деятельностью
| Улучшение
| Заработная плата.
Социальные гарантии.
Карьерный рост.
Условия труда.
| Анкетный
опрос,
Фокус-группы
| Ухудшение
| Без изменений
| 4. Определить спектр поведенческих стратегий работников нефтегазовой сферы в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности: поиск работы, смена профессии, миграционные настроения, протестные действия и т.п.
| Активные
| Поиск другой работы
| Готовность к глубине протестных действий (от судебных тяжб до протестных действий с применением силовых методов)
| Анкетный
опрос,
Фокус-группы
| Смена профессии
| Миграционные настроения
| Протестные действия
| Пассивные
| Полное бездействие, ожидание перемены ситуации
| Постановка на учет по безработице
| 5. Определить отношение к власти и руководству предприятия его возможную динамику в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности.
| Отношение
к власти
(текущее состояние) и руководству предприятия
| Положительное, отрицательное, нейтральное, аполитичность
| Анкетный
опрос,
Фокус-группы
| Оценка способности властей повлиять на кризисную ситуацию
| 6. Сформировать карты проблем, актуальных для работников нефтегазовой сферы, в территориальном, корпоративном и социально-демографическом разрезе.
| Метод социального картирования по указанным в задаче исследования основаниям будет использован на этапе обработки и анализа эмпирических данных.
| 7. Провести типологизацию поведенческих моделей работников нефтегазовой сферы в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности.
| Метод типологического анализа будет использован на этапе обработки и анализа эмпирических данных. Типологизация будет проводиться на основе эмпирических данных полученных при решении задачи №4 настоящего исследования
| 8. Составить краткосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономических и политических последствий в случае реализации негативных сценариев в сфере трудовой деятельности работников предприятий нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
| Возможности
негативных
сценариев
| Виды возможных негативных сценариев
| Экспертный опрос
| Глубина возможных негативных сценариев
| Прогнозы
последствий
| Краткосрочные прогнозы (1 год)
| Среднесрочные прогнозы (3-5 лет)
| 9. Определить приоритетные каналы информационного взаимодействия в цепочках «власть - жители округа», «руководство ТЭК - работники предприятий нефтегазовой сферы».
| Цепочка
«власть - жители
округа»
| Источники получения информации о деятельности Властей ЯНАО респондентами (СМИ по видам (радио, пресса, Интернет), межличностные коммуникации. Выявление активности/пассивности в получении информации.)
| Анкетный
опрос,
Фокус-группы
| Источники получения информации о состоянии дел в обществе властями
| Цепочка
«руководство ТЭК –
работники
предприятий
нефтегазовой
сферы»
| Источники получения информации о деятельности руководства предприятия (Доступность информации, участие в принятии решений)
| Источники получения информации о состоянии дел в трудовом коллективе руководством предприятия (Мнение, наличие на предприятии голосования, выборов, опросов.)
|
План-график исследования
Таблица 3
Календарный план работ по проведению социологического исследования.
№
п\п
| Сторона, выполняющая мероприятие
| Мероприятие по исполнению государственного контракта
| Сроки исполнения
| 1.
| Исполнитель
| Выполняет 1-й этап оказания услуг согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к государственному контракту).
| 5 (пять) календарных дней с момента заключения государственного контракта
(2 ноября 2012 – 7 ноября 2012)
| 2.
| Исполнитель
| Выполняет 2-ой этап оказания услуг согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к государственному контракту)
| 16 (шестнадцать) календарных дней с момента заключения государственного контракта
(8 ноября 2012 – 18 ноября 2012)
| 3.
| Исполнитель
| Выполняет 3-ий этап оказания услуг согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к государственному контракту).
| 37 (тридцать семь) календарных дней с момента заключения государственного контракта
(19 ноября 2012 – 9 декабря 2012)
|
Приложения (инструментарий исследования)
Приложение 1. Анкета массового опроса
(Интервьюер, зачитайте вступление)
Уважаемый респондент!
Исследовательская компания «Центр изучения региональных процессов» по заказу Аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа проводит социологическое исследование в целях изучения социального самочувствия работников нефтегазовой сферы ЯНАО. Обратите внимание на то, что исследование анонимное, все полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
1. Оцените, пожалуйста, степень удовлетворенности различными аспектами, связанными с вашей трудовой деятельностью? (Интервьюер, предоставьте респонденту карточку №1)
| Удовлетворен
| Скорее удовлетворен
| Скорее неудовлетворен
| Не удовлетворен
| Трудно оценить
| 1. В целом
|
|
|
|
|
| 2. Работа, которую Вы выполняете
|
|
|
|
|
| 3. Профессия, по которой Вы работаете
|
|
|
|
|
| 4. Занимаемая должность
|
|
|
|
|
| 5. Ваше рабочее место
|
|
|
|
|
| 6. Первичный коллектив, в котором Вы трудитесь
|
|
|
|
|
| 7. Подразделение предприятия, в котором Вы работаете
|
|
|
|
|
| 8. Само предприятие в целом
|
|
|
|
|
| 9. Организация труда в первичном коллективе
|
|
|
|
|
| 10. Охрана труда
|
|
|
|
|
| 11. Характер выполняемой работы
|
|
|
|
|
| 12. Уровень заработной платы
|
|
|
|
|
| 13. Система премирования
|
|
|
|
|
| 14. Самостоятельность, творчество и инициатива в работе
|
|
|
|
|
| 15. Социальный пакет на предприятии (мед. страховка, санаторное лечение, жилье, детский сад)
|
|
|
|
|
| 16. Возможность самореализации
|
|
|
|
|
| 17. Возможность карьерного роста
|
|
|
|
|
| 2. Оцените, пожалуйста, различные аспекты корпоративной культуры вашего предприятия. Для оценки используется десятибалльная шкала. Обведите кружком во втором столбце тот балл, который, по Вашему мнению, соответствует реальному состоянию оцениваемой характеристики. Цифра 1 соответствует полному согласию с высказыванием в первом столбце, цифра 10 полному согласию с высказыванием в третьем столбце. Все остальные - промежуточные варианты
(Интервьюер, предоставьте респонденту карточку №2)
1. Наше подразделение работает как одна семья, предприятие объединяют общие ценности и взгляды
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Каждый работает сам по себе
| 2. Для предприятия характерны дружественные отношения и поддержка
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Нормой является отсутствие теплоты и дружеской поддержки
| 3. Существует эффективная система адаптации новичков
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Новички долго и с трудом входят в коллектив
| 4. Необходимая информация о предприятии доступна сотрудникам
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Информация утаивается от рядовых сотрудников
| 5. Сотрудники выступают как патриоты предприятия
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Сотрудники работают за деньги, не связывают свой жизненный путь с предприятием
| 6. Символика предприятия запоминается и вызывает гордость
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Символика предприятия ничего не говорит
| 7. Традиции и ритуалы повышают степень приверженности и чувство общности сотрудников
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Традиции и ритуалы устарели и не вызывают энтузиазма
| 8. Руководство постоянно организует совместные мероприятия (корпоративные вечера, спортивные мероприятия, выезды на природу)
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| На предприятии отсутствуют корпоративные мероприятия
| 9. Работа на предприятии является престижной
| 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
| Не считаю работу на предприятии престижной
|
3. Из каких источников Вы получаете информацию об изменениях, происходящих на вашем предприятии, новостях. Можно отметить любое количество вариантов. (Интервьюер, зачитайте респонденту все варианты ответов)
1. Руководство доводит такую информацию непосредственно до работников
2. От коллег по работе
3. Ведомственные СМИ (СМИ предприятия)
4. Окружные, муниципальные СМИ
5. Другое (укажите что именно)_________________________________
4. Как Вы можете оценить изменения в трудовой сфере работников вашего предприятия за последние несколько лет? (Интервьюер, поясните респонденту, что по каждому зачитываемому варианту ответа необходимо отметить, произошло улучшение, ухудшение или осталось без изменений. Зачитайте респонденту последовательно все варианты ответов).
| Ухудшение
| Улучшение
| Без изменений
| 1. Уровень заработной платы
|
|
|
| 2. Система премирования
|
|
|
| 3. Эмоциональный климат в коллективе
|
|
|
| 4. Социальные гарантии
|
|
|
| 5. Возможность карьерного роста
|
|
|
| 6. Общий уровень жизни
|
|
|
| 7. Возможность повышения квалификации
|
|
|
|
5. А как Вы думаете, какие изменения ждут работников вашего предприятия в ближайшее время? (Интервьюер, поясните респонденту, что по каждому зачитываемому варианту ответа необходимо отметить, произошло улучшение, ухудшение или осталось без изменений. Зачитайте респонденту последовательно все варианты ответов).
| Ухудшение
| Улучшение
| Без изменений
| 1. Уровень заработной платы
|
|
|
| 2. Система премирования
|
|
|
| 3. Эмоциональный климат в коллективе
|
|
|
| 4. Социальные гарантии
|
|
|
| 5. Возможность карьерного роста
|
|
|
| 6. Общий уровень жизни
|
|
|
| 7. Возможность повышения квалификации
|
|
|
|
6. Как Вы считаете, Насколько вероятна ситуация реализации следующих негативных сценариев связанных с трудовой деятельностью на вашем предприятии в ближайшие 3-5 лет. (Интервьюер, поясните респонденту, что по каждому зачитываемому варианту ответа необходимо отметить, вероятность высокая, низкая или ее практически нет. Зачитайте респонденту последовательно все варианты ответов)
| Вероятность высокая
| Вероятность низкая
| Вероятности практически нет
| 1. Сокращения, увольнения работников
|
|
|
| 2. Существенное ухудшение уровня оплаты труда
|
|
|
| 3. Незначительное ухудшение уровня оплаты труда
|
|
|
| 4. Ухудшение условий социального обеспечения
|
|
|
| 5. Ухудшение условий труда (оборудование, безопасность и т.п.)
|
|
|
|
|