Социологические методы в труде журналиста: общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические методы в труде журналиста: общая характеристика



Само слово метод (в переводе с греч. – способ, путь к чему-либо) указывает на близость к понятию «социологическая культура».

Социологическая публицистика невозможна без социологического мышления и воображения.

Методический арсенал журналистики постоянно пополняется за счет смежных областей деятельности. В этом смысле социологические методы наиболее органичны для журналистики.

Уже традиционно журналисты используют в своей творческой деятельности:

-наблюдение

-эксперимент

-интервью (собственно журналистское и социологическое)

-контент-анализ

-публицистическое прогнозирование

-биографический метод

Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Метод наблюдения активно используется в репортерской практике. Различают:

-по степени формализованности (структурированное и неструктурированное)

-по месту проведения (полевое и лабораторное)

-по регулярности (систематическое и несистематическое)

-по позиции наблюдателя (включенное и невключенное)

Включенное наблюдение часто отождествляют с экспериментом (метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются социальные явления).

Социологическое интервью предполагает обращение не к единичным собеседникам, а к более или менее многочисленной группе людей.

Контент-анализ – эффективный инструмент подготовки информационно-аналитических обзоров.

Обращаясь к методу публицистического прогнозирования, журналист стремится предвидеть динамику развития тех или иных событий.

Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. В первом случае прогноз является поисковым, а во втором – нормативным.

К научному инструментарию социального прогнозирования можно отнести прежде всего метод опроса экспертов, а также прогностическое моделирование, экстраполяцию.

Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности.

Основное требование к их отбору (помимо экспертных знаний) – они не должны состоять в каких-либо управленческих структурах и участвовать в принятии решений.

В социологии выделяют три основных направления биографических исследований:

-исследования социальной обусловленности жизненных путей

-исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур

-исследования, изучающие генезис опыта и смысловых структур того, как происходит процесс социализации личности и интернализации культурных образцов

В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев событий, семейно-исторические документы и т.п.

Чаще всего используется биографическое интервью трех основных видов:

-лейтмотивное (вокруг основной темы)

-нарративное (подробный рассказ о жизни в свободной форме)

-открытое (форма повседневного разговора)

Социолог (феноменолог) А. Шюц выделяет два вида процессов, происходящих в жизни человека:

-интенциональные (жизненные цели, самостоятельные шаги, свободное познание и т.п.)

-институциональные (школа, образовательные шаги, семейный цикл, карьера и т.п.)

В связи с усилением роли социологической культуры и социологических методов в труде журналиста возрастает важность эффективной социологической службы редакции.

Или нет?

Специально для заочников Цель создания социологической службы в редакции – социологическое обеспечение деятельности редакции.

Основные задачи, решаемые социологической службой редакции:

-изучение аудитории социологическими методами

-проведение социологических исследований в целях подготовки редакционных материалов

-социологическое изучение редакционных процессов (исследования внутри редакции)

Основные организационные формы социологической службы редакции:

-структурное подразделение редакции (от одного специалиста до департамента)

-аутсорсинг (по договору со специализированной организацией)

Обычно практикуется сочетание указанных форм.

 

Билет 15

Понятие и основные направления социологической журналистики

Социологическое мышление – способ осмысления окружающих явлений на основе их социальной обусловленности.

Социологическая культура журналиста - составная часть профессиональной культуры журналиста, работающего с социологической информацией.

Под социологической журналистикой понимается совокупность журналистских текстов, с одной стороны, включающих в себя социологические представления и факты, с другой – показывающих результаты журналистского познания действительности в качестве социологических выводов и фиксируемых явлений.

 

Направления сближения социологии и журналистики (формы социологической журналистики):

-социологическое информирование аудитории (распространение по каналам СМК новых социологических данных)

-социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста (явно или неявно)

-социологическая публицистика (журналистское произведение особого качества, в котором осуществляется синтез журналистики и социологии – родственных методов познания действительности)

В последнем направлении (социологической публицистики) уместно выделить два аспекта:

-социологию публициста

-публицистику социолога

 

 

Социологические центры, их специализация

Билет 16

Социожурналистика: понятие, принципы, структура, методика, современное состояние и перспективы развития

Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией

Билет 17

Социологическое информирование аудитории как направление социологической журналистики

Социологическое информирование аудитории предполагает двухуровневое восприятие социологического знания:

-усвоение теоретико-методологических основ социологии, в том числе социологии журналистики

-конкретное применение результатов социологических исследований

Теоретические основы закладываются при освоении курса общей социологии. При этом следует учитывать постоянное развитие теории социологии, ее мультипарадигмальный статус и граничные условия применения конкретных парадигм и концепций.

Существует пять основных каналов поступления социологической информации:

-авторы социологических исследований сами выступают в СМИ

-данные от социологов поступают в редакции в виде «выжимок» или информационных сообщений

-социологи проводят пресс-конференцию, в ходе которой распространяют отчет о проекте

-редакции получают пресс-релиз от заказчиков исследований в их изложении

-журналисты самостоятельно находят социологические данные по интересующей их проблематике

 

«…Согласно результатам социологического опроса, проводимого «Центром маркетинговых исследований» Кировского филиала СПбГУП, на выставке среди посетителей были представители инвестиционных структур, бизнесмены, профессионалы, население. Целью посещения выставки было: знакомство с новыми технологиями – 46,6%, установление новых контактов – 40,4%, покупка товаров - 5%, прочее - 8%. "Вятский наблюдатель".»

Источник: http://www.nabludatel.ru/lenta.htm?act=lenta&id=53071&year=2009&mon=4

Различные аудитории имеют различные возможности к самостоятельному анализу представленных в СМИ социологических материалов.

Правила (требования) публикации социологической информации:

-дата

-метод

-выборка

-исполнители проекта

Приемы изложения социологических данных в прессе:

-«в чистом виде» (точные формулировки вопросов, распределения ответов, лаконичные комментарии)

-описательные приемы (перечисление основных результатов в редакционном материале)

-мнения квалифицированных социологов

-сочетание указанных приемов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.012 с.)