Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Основы методологии социологических исследований и их специфики в праве

Поиск

Цели и задачи эмпирических социологических исследований в исследовании правовых явлений. Методология социологических исследований: структурно-функциональный, конфликтологический и герменевтический подходы.

Методика социологических исследований: система приемов, процедур и операций по установлению социальных (в том числе и правовых) фактов и их систематизация. Типология социологических методов исследования: общая характеристика количественных и качественных методов. Их различия и взаимодополняемость.

Характеристики стратегии социологического поиска в социологических исследованиях правоведов. Социологические исследования в праве и нравственные принципы.


Тема 13. Программа социально-правового исследования

Программа исследования: общие требования к содержанию и оформлению, структура, последовательность разработки. Структурные компоненты проекта исследования: обоснование темы исследования, его гипотезы, объекта и предмета, постановка цели и задач. Операционализация понятий.

Стратегический план исследования. Концепция инструментария. Виды исследований: разведывательное, описательное, аналитические; теоретическое и прикладное; разовое, повторное и др. Социальные показатели и индикаторы, используемые при изучении эффективности правовых норм.

Специфика измерительных процедур в социологии. Номинальная шкала. Порядковая шкала. Ранговая шкала. Метрические шкалы (интервальная и шкала отношений). Типология вопросов: альтернативный, многовариантный, закрытый, открытый.

Этапы социологических исследований: характер и значение в правовой сфере. Роль экспертов в повышении результатов социологических исследований в праве.

Тема 14. Методы сбора первичной социологической информации

Понятие способов социального измерения и их специфики в праве.

Количественные методы исследований. Разновидности анкетного опроса: сплошной, пилотный, телефонный, почтовый, экспертный. Контент-анализ документов, включенное и скрытое наблюдение. Особенности криминальной статистики.

Выборка целевой аудитории. Понятие репрезентативности. Типология и виды выборки: случайная и сплошная выборка, квотная и пропорциональная.

Контент-анализ прессы и информационный аудит.

Качественные методы социологических исследований.Понимающий (интерпретационный) подход в социологии как основа качественных социологических методов. Сферы применения качественных методов исследования. Методы качественных исследований: метод фокус-групп, глубинное интервью.

 

Тема 15. Обработка, обобщение, анализ социологической информации. Юридическое прогнозирование

Надежность и валидность измерений. Виды анализа эмпирических данных. Методы обработки эмпирических данных (одно- и двухмерный анализ). Формы представления материалов исследования: текстовые, табличные, графические.Способы представления эмпирических данных в отчетах. Структура научного отчета.

Понятие юридического прогнозирования. Этапы, структура и виды юридических прогнозов. Методы юридического прогнозирования.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(в том числе, в активной/интерактивной форме)

Семинарские занятия играют чрезвычайно важную роль в учебном процессе и призваны конкретизировать, углубить знания, получаемые студентами на лекциях.

Готовясь к семинарскому занятию, студент должен:

· Проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах.

· Изучить рекомендуемые источники и литературу, делая краткие выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара.

· Продумывать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него.

Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:

· составление простого или сложного плана;

· дословные выписки мыслей авторов;

· составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

· составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

· написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.006 с.)