Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р. Шафер Социологические карьеры
Основной сферой трудоустройства социологов остается высшая школа. Более 80% остепененных социологов (обладателей степени Ph.D.) находят приложение своим силам в местных колледжах с двухгодичной подготовкой, гуманитарных колледжах (Liberal Arts) и университетах. Они обучают не только будущих социологов, но также будущих врачей, юристов, полицейских, медсестер и т.д. Дорога к докторской степени для бывшего социолога-выпускника долга и трудна. Она предполагает, что ее соискатель способен к проведению оригинального исследования, а затем написанию по его следам диссертации книжного формата. Обычно на это уходит от 4 до 6 лет, включая написание диссертации. Но и по завершении все- го процесса вам никто не гарантирует должность профессора социологии. В последние годы снижается спрос на преподавателей, и те, кому улыбались шансы на рынке труда в самом начале восхождения по лестнице высшего образования, могут сильно расстроиться в конце пути. Правда, социологов ждут не только в сфере образования. Вторым крупным сегментом рынка труда для них является правительство. В Бюро переписи населения нужны квалифицированные исследователи и аналитики. А таких агенств, занимающихся решением общественных проблем, очень много. И все они нуждаются в оперативной информации и свежих данных, получаемых из выборочных исследований. Местная администрация, здравоохранение, социальное обеспечение, службы занятости с удовольствием возьмут на работу социологов. В США 21% социологов-бакалавров устраиваются социальными работниками, консультантами и исследователями, а 15% заняты в сфере менеджмента и бизнеса. В целом около 2/3 социологов работают специалистами по прикладным исследованиям в сфере бизнеса и промышленности. Возможности трудоустройства расширяются после получения второго образования или окончания специальных курсов, помогающих социологу хорошо ориентироваться, скажем, в медицине или статистике. Сокращено и адаптировано по источнику: Schae-ferR. Sociology. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1986. P. 23-24. Гришина Ю.: Нет. Для этих целей существует другой специалист — модератор. У него более статусная (так он находится в штате постоянных работников) и более оплачиваемая специальность. Как правило, модераторы имеют психологическое образование. Но если есть опыт работы модератором и вы прошли испытание, то со временем можно попытаться занять эту должность и социологу.
Резникова Т.: Кроме того, модераторы нужны не только в маркетинге и не только на фокус-группах. Они требуются для проведения семинаров и конференций. Кравченко А. И.: Итак, выстраивается некоторая иерархия прикладников. Гришина Ю.: Да. Она выглядит приблизительно так: интервьюер — рек-рутер — модератор. Существует также и другая линия карьеры: интервьюер — контролер — бригадир. В этой цепочке не только разная по содержанию работа, иной размер оклада, но иной порядок ответственности. Минимальная — у интервьюера (только перед собой и контролером), максимальная — у бригадира, который отвечает за всех интервьюеров, находящихся в его подчинении. Он отвечает не только морально, но и материально: любая ошибка подчиненного, обман оборачиваются вычетами из его дохода. Кравченко А.И.: А какие еще возможности открываются перед социологом-прикладником? ВласенкоА.: Многие молодые люди стараются «откосить» от армии не только до, но и после учебы. Сейчас некоторые НИИ, называвшиеся раньше «почтовыми ящиками» и дающие освобождение от армии на время работы у них в штате, ищут себе кадры. В частности, к нам на социологический факультет пришел запрос на двух юношей. Бывшие бюджетные учреждения, в том числе некогда процветавшие НИИ, долгое время не получали достаточного финансирования. Молодежь стала уходить, обновление кадров прекратилось. Кроме того, многие из них все еще секретные, а это значит, что руководящие кадры нужно воспитывать в своем коллективе. Со стороны обычно никого не приглашают. И когда спустя 10 лет финансирование восстановилось, бывшие отраслевые гиганты столкнулись с межпоколенческим разрывом. Сегодня его срочно потребовалось устранить. Это чисто социальная проблема, а специалистом по их решению, как всем известно, является социолог. Он нужен в самой болевой точке — квалифицированном, грамотном подборе персонала. И, конечно, старые отделы кадров с такой задачей не справляются. И неудивительно: перед ним и в советское время таких проблем никогда не возникало — молодежь к ним приходила в основном по распределению. Кроме того, нужны и другие социологические исследования, например, работа с принятыми в организацию людьми, как рядовыми, так и управленцами. Вновь возникает некогда популярная забота — формирование кадрового резерва, выявление тех, кто сможет в будущем занять руководящие должности, у кого есть задатки лидера. А так как НИИ — закрытые учреждения, то и социологи должны быть свои. Их надо вырастить в коллективе, заказы «на стороне» не принимаются.
Вот когда социолог вспоминает о лекциях и семинарах по социальной психологии. Первое, что от него требуют, это проведение тестирования. Почему-то для подобной деятельности не годится психолог. Видимо, здесь нужен универсал, который может ориентироваться и в макросоциальных ситуациях (например на рынке), и работать с группой. Социологу приходится быть именно «мастером на все руки». Кравченко А.И.: Слушая вас, вот о чем подумал. Кризисное десятилетие и последствия шоковой терапии, по всем данных, уходят в прошлое. Наступает некая стабилизация. От проблем капитала, первоначального ограбления, войны всех со всеми, общество, во всяком случае некоторые его сектора и в первую очередь промышленность, переносят центр внимания на внутриколлективные вопросы и заботу о представителях труда, а не субъектах капитала. В каком-то смысле к нам возвращается доперестроечная стабильность (если здесь применим подобный термин и уместно такого рода сравнение). В похожей ситуации когда-то находились заводские социологи, придумавшие десятки и сотни социальных ноу-хау — от службы «Ваше настроение» до оптимизационных моделей социального управления предприятием. В те времена, и я их хорошо помню, на научных конференциях и даже в кулуарах социологи рассуждали о сокращении текучести кадров и закреплении кадров на предприятии, стабилизации трудового коллектива, борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, расхитителями народного добра, экономии ресурсов, повышении производительности труда. Это, между прочим, показатели здоровой либо выздоравливающей промышленности. В чем-то предлагавшиеся управленческие технологии напоминали тогда японскую систему пожизненного найма. В ходу был слоган: «Одна жизнь — одно предприятие». Резникова Т.: Можно отметить еще одну проблему, с которой сталкивается уже социолог, окончивший вуз — очень трудно получить работу «без блата», даже если на фирме пройден путь от интервьюера до бригадира. Охотнее берут родственника, который может не иметь не только социологичес- Врезка А.Т. Бикбов Рынок образовательных И исследовательских услуг Для студентов социологическое образование служит сегодня не механизмом профессиональной специализации, а «образованием вообще», т.е. способом аккумуляции неспецифического культурного капитала. Косвенным подтверждением тому служит рост конкурса на социологическом факультете МГУ и аспирантуре Института социологии РАН, происходящем в ситуации перепроизводства дипломированных социологов на рынке труда. Студент оказывается незаинтересованным потребителем социологического знания. В свою очередь, логика преподавания, свободная от императива исследования, становится все более консервативной: под академическим подразумевается мемориализация классического наследия.
Между социологическим образованием и рынком социологических услуг образовался разрыв. Рынок исследовательской продукции функционирует прежде всего как рынок опросов, маркетинговых и консультационных услуг, политически формулируемых проектов. Здесь, как и в образовательной сфере, социологическая проблема- тика подчинена внешним для нее принципам. Этот рынок, отделенный от образовательного и подчиненный прежде всего экономической логике, сильно фрагментирован и не ориентирован на воспроизводство социологии как самостоятельной дисциплины. Он неспособен поставлять образовательной социологии новые объяснитель- ные схемы, интересные эмпирические данные i исследовательские практики. Речь идет не о полном отсутствии исследование или социологии как таковой, но об отсутствш рынка фундаментальных исследований, т.е. об ласти производства специфически социологи ческих схем, готовых к использованию или мо гущих быть приспособленными к классическо му образованию. Одновременно продолжаете кого, но и вообще никакого образования. Таким образом, в некоторых фирмах все еще работает принцип семейственности. Гришина Ю.: Согласна, но есть возможность создать свою маркетинговую фирму. Заказов на рынке достаточно много, а «монстры» берутся не за все, требуя огромные гонорары. Например, средняя цена небольшого исследования — 20 тыс. долл., а провести тендер небольшая фирма готова за 7 тыс. долл. Со временем крупная фирма начинает бюрократизироваться. Правда, и в этом случае она гарантирует и обеспечивает на деле высокое качество — ведь она не первый день на рынке. К тому же «монстры» начинали как филиалы западных фирм, многому учась у них. И сегодня они всегда имеют заказы от крупных западных компаний типа «Coca-cola». Малышева П.: Проводя свое исследование среди фирм, занимающихся маркетинговыми и прикладными социологическими исследованиями, я установила, что основная проблема для них — кадры. Новички обладают хорошими теоретическими знаниями, но не имеют практических навыков полевой работы. «Они даже анкеты в руках не держали», — заявляет руководство опросных фирм. В результате можно говорить о разрыве, если не пропасти, между тем, кого готовят, и тем, кто нужен на самом деле. Правда, выяснилась одна важная деталь. Хотя именно в маркетинговых фирмах остро стоит кадровая проблема и именно они, а не академические институты, сегодня наиболее динамично развиваются, применяя самые прогрессивные социологические технологии, то, что они делают, на мой взгляд нельзя считать социологией. Настоящая наука там, где есть гранты и тендеры. Здесь можно повториться, говоря о возрождении заводской социологии. И не только в НИИ, но и, например, в нефтяном бизнесе.
активная рецепция западных теорий, транслируемых через рынок книжной продукции. Переводческая и издательская деятельность выходит за рамки как образовательной, так и исследовательской сферы, хотя именно здесь сосредоточены основные потребители социологической литературы: исследователи, студенты и преподаватели. Поскольку исследовательский рынок фрагментирован, а образовательный воспроизводит консервативную ориентацию, издательский рынок функционирует в логике производства готового знания: выпускается классика, прежде всего теоретического характера, и учебники. Инвестиции в долгосрочные и рискованные проекты, в неизвестные имена экономически невыгодны. При этом в книгоиздании, ориентированном на воспроизводство теоретической базы социологии, также проявляется консервативный акцент: динамика рынка за два периода (1991-1995 и 1995-1999) по приблизительной оценке соотношения количества переводов и числа новых авторов существенно различаются. Относительно второго периода можно говорить о скрытой стагнации. Дело в том, что с 1991 по 1995 г. на рынок был введен почти весь круг авторов, чьи работы продолжают переводиться и издаваться сегодня. За последующие четыре года произошло увеличение числа издаваемых работ уже известных авторов, но не введение новых имен. В настоящее время на книгоиздательском рынке происходит эксплуатация круга «великих» имен (недавно к числу «великих» социологов прибавились имена Хабермаса, Бурдье и Лумана). Издательская стратегия, будучи grosso modo консервативной, только укрепляет консервативные тенденции на образовательном рынке. Поскольку государство остается монопольным центром символического производства, социология сохраняет черты советского периода. Хочу подчеркнуть: речь идет не об отсутствии каких бы то ни было отличий, а о том, что позиция социологии в действующей системе обмена удерживает ее в роли инструмента монополии государства на символическое господство. Социологическое образование воспроизводит не новую социальную позицию (критическую и освободительную, как это виделось в конце 1980-х), а схемы политического здравомыслия. Сокращено и адаптировано по источнику: Бик-бов А.Т. Условия действительности социологического образования в России // http:// cerfsophi.narod.ru/PUBI7TXT/soced.html ОБО Резникова Т.: Необходимо отметить еще одну тенденцию — для построения карьеры необходимо иметь «погоны», т.е. хотя бы кандидатскую степень С ними оплата труда резко возрастает. Престижная и весьма привлекательная сфера занятости для социолога — аналитика. Скажем, надо быстро и качественно провести контент-анализ прессы по конкретной проблематике Коммерческие фирмы такую работу ценят все еще невысоко. Она хорошс оплачивается в зарубежных фондах. Однако почти все они имеют свой постоянный штат аналитиков, среди которых не просто специалисты, а высокостатусные личности, например депутаты Госдумы. И это не просто подкармливание депутатов и их помощников. Многие партии подбирают себе i аппарат действительно специалистов. Кстати, некоторые даже создают свог социологические службы, не доверяя чужой информации.
Гришина Ю.: Важно отметить необходимость знания как минимум одного языка (английского), а лучше двух. Обязательно надо владеть пакеток-SPSS. Таков джентльменский набор современного социолога-прикладника Считайте его студенческим минимумом. Загорулько Е.: Не надо забывать и о возможности преподавательской деятельности. Сейчас она не так высоко оплачивается, но работа творческая А кроме того, график свободный. Есть все возможности для занятия наукой Резникова Т.: Кроме того, существуют и традиционные жанры, например научная карьера, в частности, в Институте социологии РАН. Конечно, оплата труда ученого сейчас невысокая, но это чрезвычайно интересная деятельность. К тому же она не исключает возможности подработать: время и квалификация для этого всегда будут. Здесь уже говорилось о «грантовой» социологии. Она тоже неплохо кормит людей. Кто-то не вылезает из зарубежны> командировок и свой доход измеряет в долларах. Сейчас именно так и выжи -вает академическая социология. Причем в последнее время активно поддерживаются молодые ученые. А возможности для карьеры здесь немалые, так как постепенно уходит предыдущее поколение социологов, а молодежи мало. Кравченко А.И.: В заключение я скажу, что у социолога сегодня многс возможностей для карьеры. Страна встает с колен и начинает решать научные проблемы. А это значит, что социологи-прикладники будут востребованы. Выскажу совсем неожиданную мысль: рынок труда для них даже более перспективный, чем для экономистов и юристов. В конечном счете даже неважно, пойдете вы в академическую сферу илг в прикладную. Важно, что у вас будет в голове, насколько легко вы сможете ориентироваться в изменяющемся обществе. Оглянитесь вокруг себя: высококлассный специалист, будь то гончар или сантехник, устраивается гораздо лучше, чем средних способностей и не очень грамотный юрист. КЛИЕНТЫ И КОНСУЛЬТАНТЫ Хотя к услугам ученых прибегает все большее число частных компаний лишь немногие из них доросли до того, чтобы серьезно использовать потенциал социальных наук. Чаще всего компании требуют от консультанте^ применения традиционных знаний и стандартных методик. Они ограничиваются приспособлением их к решению своих конкретных, преимущественно оперативных задач. 8S1 Компания-клиент не заинтересована в том, чтобы ученые повышали свою квалификацию за счет того времени, которое выделяется на проведение заказного исследования. И у консультанта, даже если бы фирма пошла ему навстречу, нет возможностей для профессионального роста. Чтобы получить признание у академической публики, среди своих коллег, прикладник должен сделать фундаментальное открытие, обнаружить новые факты, высказать оригинальные идеи. Но совершить подобное в сложившейся науке с высокой плотностью научных достижений и конкуренции, не проведя специальных, ориентированных на прирост научного знания исследований, просто невозможно. Положение прикладника таково, что он вынужден заниматься не собственно научными проблемами, а тем, что предлагает заказчик. Клиент не позволяет проводить базисные исследования. Вместе с тем полученное в университете образование и механизмы профессионального признания ученых формируют у них сильные академические наклонности. Даже перейдя в бизнес, прикладник не может отказаться от академических интересов. Как воздух ему необходимы фундаментальные исследования. Как разрешить подобное противоречие? Лучший способ — найти клиента, заинтересованного итогами базисного исследования, результаты которого отчасти могут принести практическую пользу. Чаще всего это означает развитие новой техники исследования или применение старой к новым проблемам. Хуже, когда базисные исследования приходится организовывать на собственные деньги. Как правило, это небольшие исследования или эксперименты с новой методикой, которые консультант совмещает с работой на заказчика. Сочетая базисные и прикладные исследования, консультант стремится не отстать от своих коллег, быть на переднем крае науки. Он ищет любую возможность опубликовать статью, монографию или учебник. Клиента интересует не любая, а вполне определенная форма конечного результата работы ученого — отчет, рекомендации или новый план управления. Прикладник никогда не должен забывать, что клиент — это не социолог, поэтому общение с ним всегда специфично. Из своего опыта он знает, как трудно бывает составить сообщение клиенту, особенно если оно включает технически сложные расчеты. Отчасти взаимопонимание с клиентом облегчило включение курса социологии в школах бизнеса. Общение с несоциологической аудиторией фактически не зависит от того, насколько хорошо подготовлен специалист. Требуются специфические навыки устной и письменной речи, включая умение переводить технические термины социологии на язык, доступный пониманию клиента. Поэтому язык научной монографии в прикладной социологии неприемлем. Уважением пользуется скорее краткий, телеграфный стиль изложения. Но и этому на социологических факультетах не обучают. Многое приходится постигать на практике. Обладание подобными навыками — непременное условие успешной карьеры прикладника. ♦ ♦ ♦ Б. Гарднер27 более 20 лет занимался консультированием и исследованиями в сфере бизнеса и промышленности. Иначе говоря, он применял свои 27 См.: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. знания в качестве социального ученого. Круг его интересов — человеческое поведение, межличностные отношения, коммуникация, индивидуальная и групповая мотивация. Свою карьеру Гарднер начинал в «Вестерн электрик Компани», участвуя в знаменитых Хоторнских экспериментах, проводившихся под руководством Элтона Мэйо. Позже он устроился в Комитет по человеческим отношениям в промышленности, действовавший при Чикагском университете. С 1946 г. Гарднер возглавлял небольшую исследовательскую фирму, в которой былс занято пять преподавателей из четырех университетов. Они числились постоянными консультантами. Кроме них на временную работу приглашали других социальных ученых (к социальным ученым относят психологов, экономистов, социологов). Основная задача фирмы — оказывать постоянную помощь частным компаниям в решении межчеловеческих проблем в организации, улаживании конфликтов между рабочими, профсоюзами и менеджерами. Изучая мотивацию или снижение трудовой морали, ученые-социологи пользовались известными методиками либо разрабатывали новые к конкретному случаю. Но интерес вызывает не научно-исследовательская, а социоролевая сторона консультативной деятельности. Отношения консультанта с клиентом имеют свою специфику. Прежде всего, консультанты — аутсайдеры, а не инсайдеры. Они смотрят на организацию извне, поэтому готовы к объективным оценкам. Имея на вооружении специальные знания и методики, они подходят к решению внутриорганизационных проблем иначе, чем менеджер, не обучавшийся в школе бизнеса социальным наукам. Задача консультанта — дать заключение по результатам исследования и предложить рекомендации, но не заниматься практическим внедрением. Иначе говоря, он разрабатывает веер направлений для практических действий. Ответственность же за принятие решений и их выполнение должен нести менеджмент. Действительно, менеджер — это руководитель, издающий приказы и контролирующий их выполнение. Даже штатные специалисты функциональных служб не могут себе позволить этого, их функция — консультирование. Еще меньше полномочий у привлеченных со стороны (аутсайдеров) консультантов. У социальных ученых, считает Гарднер, иная ответственность: они должны бороться за право давать советы профессионалам в управлении. Заслужить его профессионалы в науке могли только высоким качеством своих рекомендаций. Разработка рекомендаций, вооружающая менеджеров новым знанием, является частью функции просвещения, реализуемой консультантом. Вполне естественное дело, если консультант сомневается в правильности своих рекомендаций и советов. В этом случае он оказывается в той же ситуации, что и врач, имеющий дело с развитыми признаками заболевания. Он делает все настолько хорошо, насколько способен, но его никогда нельзя считать всеведущим. Ответственность консультанта проявляется еще и в том, что он не имеет права предлагать рекомендации, которые нельзя осуществить. Задача консультанта — помочь менеджеру решить реальные проблемы в реальных условиях, поэтому он обязан подсказать администрации любой возможный выход, даже если он далеко не самый совершенный. К подобным выводам Б. Гарднер пришел после одного из исследований, проведенных в госпитале. Администрация попросила ученых разработать программу обучения менеджеров отделений госпиталя. Основные причи- ны — высокая текучесть кадров и частота конфликтов. Проведя собеседование с руководителем госпиталя, ученые решили, что все трудности проистекают из его личностных качеств. Поэтому ученые разработали тест оценки личных и деловых качеств руководителя, вопросник интервью для начальников отделений и схему невключенного наблюдения за поведением главы госпиталя во время его общения с подчиненными. Обобщив результаты исследования, специалисты разработали курс практических действий и рекомендаций, в соответствии с которыми главе госпиталя предстояло резко изменить свои отношения с персоналом. Вскоре он пришел к выводу: все дело заключается не в программе обучения персонала, а в его личном стиле руководства. Поэтому надобность в такой программе отпала. Исследование длилось 18 месяцев, по истечении которых социальные ученые наносили очень редкие визиты в госпиталь. Работа была налажена, и постоянного присутствия консультантов уже не требовалось. Успех обеспечивался благодаря тому, что с самого начала между учеными и руководством, с одной стороны, между учеными и персоналом, — с другой, сложились доверительные, дружеские отношения, предопределившие искренность ответов. Подчиненные были уверены в соблюдении тайны и практически убедились в том, что поставляемая ими информация не поступает в кабинет шефа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.032 с.) |