Районированная и стратифицированная выборки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Районированная и стратифицированная выборки



Если генеральная совокупность велика, а такое в эмпирическом исследо­вании случается очень часто, то приходится разделять обследуемую совокуп­ность на более или менее однородные части, а затем осуществлять отбор еди­ниц внутри этих частей. Такую раздробленную на части выборку правильнее всего было бы называть расслоенной. Однако в русском языке подобный тер­мин не утвердился.

Поскольку в отечественной социологии очень много иностранных слов — и это правильно с точки зрения унификации научной терминологии, при­ведения ее к международным стандартам, — то слову «расслоенная» попы­тались найти эквивалент. В числе претендентов оказались две наилучшие кандидатуры, а именно термины «районированная» и «стратифицированная».

Врезка

Пример стратифицированной выборки

Первое исследование по уровню жизни населе­ния проведено в конце 60-х группой исследова­телей (под рук. Н.М. Римашевской) из Централь­ного экономико-математического института АН СССР в Таганроге — это город на юге России с населением около 300 000 человек*. Проект на­зван Таганрог-1. Исследование, проведенное в конце 70-х, названо Таганрог-2, а в 1988—1989 — Таганрог-3. Основой выборки служили данные о структуре жилого фонда и числе проживающих. На первом этапе город был поделен на районы, на втором вычислялись доли разных типов жи­лья с разным уровнем его оплаты и коммуналь­ными удобствами. На третьем этапе жилой фонд делился по числу квартир в домах. Для каждой страты — района, типа застройки, размера жи-

Густафссон Б., Ниворожкина Л. Сравнитель­ный анализ бедности в России и Швеции // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М.А. Можиной. М., 1994. С. 77-78.

лья — заводился лист с адресами и числом квар­тир. Так планировалась выборка и организовы­вался отбор домохозяйств вТаганроге-2. Исполь­зовалась трехуровневая процедура территори­ального стратифицированного отбора.

Пример районированной выборки

Эмпирической основой работы «Динамика соци­альной структуры Красноярского региона» явились социологические исследования, проведенные со­трудниками Красноярского государственного уни­верситета под руководством проф. В.Г. Неми-ровского: 1) опрос 1488 жителей Красноярского края в мае 1991 г.; 2) опрос 1240 жителей края в июне 1992 г.; 3) опрос 1050 жителей края в мае 1995 г.; 4) опрос 1820 жителей края в апреле

1998 г.; 5) опрос 1460 жителей края в январе

1999 г. Каждое исследование проводилось по об­щекраевой выборке методом формализованно­го интервью. Использовалась многоступенчатая, районированная выборка, сформированная в соответствии с половозрастной структурой

Генеральную совокупность, особенно очень большую, например население всей страны, можно разбивать по региональному признаку. Но наряду с этим ее можнс расслаивать и по стратам (полу, возрасту, доходам и т.д.), получая в качестве кри­терия уже не географический район, а социальную группу. В итоге сложилась прак­тика различения двух разновидностей расслоенной выборки: еслиделение проис­ходит по стратам (социальным группам), то выборку именуют стратифицирован­ной, если по экономико-географическим районам, то —районированной.

В литературе (да и в маркетинговой практике) два термина — райониро­ванная и стратифицированная выборки — нередко считаются эквивалентны­ми. Происходит это потому, что в основе той и другой лежит одна и та же процедура расслоения. Когда объединяют оба понятия в одно, как правило, дают обобщающее определение подобной выборки, например, такое:

Районированная выборка — вид выборки, при котором отбору предшествует процедура районирования (расслоения, стратификации), т.е. разделения исход­ной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокуп­ности, называемые слоями, стратами или типичными группами. Отбор единиц, который может носить как случайный, так и направленный характер, произво­дится независимо из каждого слоя, поэтому районированная выборка равносиль­на ряду выборок, извлеченных из меньших совокупностей-страт13.

В этом определении исходное понятие «районированная выборка» без ущер­ба для дела можно заменить на «стратифицированную выборку». Таким обра­зом, одинаково правильно будет как разделять одну выборку на две самосто­ятельные разновидности, районированную и стратифицированную, так и по­давать их как единое целое. За единство двух приемов выступает практика социологических исследований. Оказывается, в крупномасштабных проектах социологи начинают с районированной выборки, а затем переходят на стра­тифицированную. Так, например, в обследованиях Центра «Социо-Экспресс»

населения края. В процессе построения выбор­ки на первой ступени генеральная совокупность делилась на ряд слоев в зависимости от места жительства респондента: в городской (в крае 27

городов) и сельской местности (последняя под­разделяется на 41 административный район); Размера населенного пункта: жители крупного города (Красноярск), среднего города, малого

города, сельскохозяйственных районов, районое с преобладанием лесной промышленности. За­тем осуществлялся типологический отбор райо­нов и городов в каждом из выделенных слоев. На второй ступени отбора проводилось районирова­ние уже внутри населенных пунктов или сельских районов. Так, в городах выделялись администра­тивные, промышленные, «спальные» районы, ме­ста индивидуальной застройки. В сельской мест­ности признаком расслоения служил размер на­селенного пункта — райцентр, село, деревня. На следующей ступени проводился квотный отбор. В рамках конкретной территориальной зоны анке­тер должен был опросить определенное число лии с заданными социально-демократическими ха­рактеристиками".

" Гришаев СВ. Динамика социальной структу­ры Красноярского региона // Социологичес­кие исследования. 2001. № 2. С. 117-120.

Формирование выборочной совокупности // http://polosocis.com/methods/

Института социологии РАН в основе построения районированной выборки лежат десять экономико-географических зон, в каждой из которых выделяются крупные города (численностью свыше 500 тыс. населения), средние города (50 — 500 тыс.), малые города (до 50 тыс.) или поселки городского типа, а так­же сельские населенные пункты. Внутри отобранных городов респондентов отбирают случайным методом. Репрезентативность контролируется по реги­ональным пропорциям численности населения, пропорциям между городс­ким и сельским населением, пропорциям между населением указанных типов населенных пунктов14.

В международной практике не используется русское слово «район» как географическая зона (ареал, регион, часть территории), поэтому здесь не встретишь и термина «районированная выборка». Вместо него употребляют термин «стратифицированная выборка», подразумевая, что, разбивая единое целое на части, не обязательно точно указывать, что они собой представля­ют — группы или районы.

В таком случае стратифицированная выборка (stratified sampling) — веро­ятностная выборка, обеспечивающая равномерное представительство в вы­борочной совокупности различных частей, типов, групп и слоев населения.

В английском языке слово «стратификация» мало чем отличается от слов «расслоение», «разделение», «разбиение». Это социологи придали стратифи­кации социальный смысл, а в геологии, откуда мы позаимствовали термин, стратификация означает вертикальное расслоение земли на однородные пла­сты. Ни классов, ни доходов, ни социальных групп здесь нет.

Надо учитывать и другой нюанс. Дело в том, что в зарубежных словарях, прежде всего американских и главным образом ведущих, все, что связано с тер­риториальным признаком, в том числе и расслоение по районам, относится к квотной выборке. К примеру, в знаменитом Оксфордском словаре социологии на термин «stratified sampling» стоит отсылка: см. sampling. Открываем с. 576—577 и читаем о том, что в случае стратифицированной вероятностной (random) вы­борки речь идет о разбиении совокупности на подгруппы, т.е. страты, напри­мер мужчин и женщин, а о районированной выборке в нашем понимании не говорится ни слова. Близкий к районам термин «local areas» употребляется Гор­доном Маршаллом (а он считается знатоком в этом деле) только в связи: 1) с первой стадией многоступенчатого отбора, 2) с квотной выборкой15.

Стратифицированная случайная выборка (в узком значении) основана на выборке по каждой страте отдельно. Это повышает точность результатов либо уменьшает время, силы и стоимость исследования, допуская меньшие раз­меры выборки при заданном уровне точности. Например, известно, что бед­ность наиболее часто встречается среди пожилых, безработных и в моноро­дительских семьях. Исследуя проблемы бедности, можно с равным успехом выбрать в качестве объекта любую из трех страт. В отобранных районах или стратах выбор единиц обследования проводится по вероятностному методу.

Основная цель всякого расслоения — повышение точности выборочных оценок. Слои выделяются таким образом, чтобы дисперсия изучаемых пе­ременных внутри слоев была значительно меньше, чем между ними. При рас­слоении вариация между слоями не входит в среднюю ошибку выборки, а

14 Зеркало мнений: Результаты социологического опроса населения России. М., 1993. С. 3—4.

15 Oxford Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. P. 576-577.

компенсируется самой процедурой выделения слоев. Поэтому расслоение по­зволяет добиться более высокой степени точности оценок по сравнению с простым случайным отбором. Если каждый слой представляет собой стати­стически однородную группу, то для любого из них даже выборка малого объема позволит получить достаточно точные оценки, которые, будучи объ­единены, дадут хорошую оценку для всей совокупности.

Различают стратификацию одномерную и многомерную в зависимости от того, один или несколько признаков положены в основу разделения совокуп­ности. Эти признаки должны иметь тесную связь с изучаемыми переменны­ми, от их выбора в высокой степени зависит эффективность расслоения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.008 с.)