Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции памяти в переработке информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Память — обобщающий термин, используемый для описания «способности живых систем хранить и использовать приобретенную информацию и знания» (Tul-ving, 1995, p. 751). Эта способность помогает кодировать, хранить и восстанавливать информацию в ходе восприятия и действия. Чтобы избежать перегрузок систем переработки бесчисленного числа единиц информации, память организована таким образом, чтобы выбирать и сжимать поступающую информацию, заметно уменьшая ее объем. Основные функции памяти в переработке информации мозгом включают: 1) создание архива (Spinnler, 1999) или долговременной информационной базы по сохранению сжатой информации для дальнейшего применения; 2) кратковременное хранение сжатой информации и перевод ее в долговременный архив, или использование данной информации в процессе обучения, восприятия новых объектов и действий, приобретения новых навыков и привычек; 3) обеспечение функционирования модульной памяти, тесно связанной с текущей переработкой информации с помощью различных модулей восприятия и действия. С момента первого описания амнестического синдрома у пациентов с хроническим алкоголизмом (Корсаков, 1887) клинические данные о нарушениях памяти относят к расстройствам памяти на текущие события, кратковременной или недавней памяти и долговременной или отдаленной памяти. Нарушения долговременной памяти проявляются во время хранения и восстановления информации из памяти, тогда как нарушения кратковременной памяти приводят к трудностям сохранения информации от нескольких минут, до одного-двух дней, а также к трудностям ежедневного использования информации, обучения или консолидации информации для ее переноса в системы хранения. Непосредственная память характеризуется сохранением информации на срок от нескольких миллисекунд до 5 минут или большего времени, необходимого для того, чтобы определенные модули осуществили восприятие стимулов и реакцию, соответствующее действие. Расстройства непосредственной или модульной памяти часто встречаются у пациентов с агнозией, апраксией, афазией, проявляясь как нарушения переработки конвенциональной и неконвенциональной информации. Понятие «непосредственная память» крайне близко к понятию «рабочей памяти», так как данный вид памяти активно вовлечен в обработку информации, сохраняемой в течение времени, необходимого для завершения определенных операций в процессе восприятия и действия. Декларативная и недекларативная память. Память хранит долговременную информацию, своеобразный архив событий и знаний; она организована так, что информация может быть восстановлена для переработки в особых модулях. Такой тип памяти был назван «декларативная память», что подразумевает сознательное восстановление фактов и событий, их описание (Cohen, Squire, 1980, Cohen, 1984, Squire, 1994). Декларативная память может быть подразделена на эпизодическую память и память знания. Эпизодическая память служит для хранения и восстановления информации о личном прошлом, прежде всего об автобиографических данных и общественных событиях в жизни субъекта. Такой тип памяти тесно связан с самосознанием, сохраняя данные, использующиеся для формирования и изменения представления пациентом себя во взаимодействии с физическим миром и социальной средой. Термин «амнестический синдром» обозначает расстройство такого вида памяти. Память знания содержит общие, в некотором смысле, энциклопедические знания о мире, обществе, историческом периоде, географическом расположении, названии иностранных валют, городов, знаменитостях, химической формуле соли и др. Недекларативная память включает такие определения, как: а) процедурная память или выработка умений (моторных, перцептуальных или когнитивных умений), формирование навыков, классических рефлексов; б) прайминг-эффект, который представляет восприятие стимула после того, как имело место первое знакомство с ним. Процедурную память и прайминг-эффект трудно выразить в словесных терминах, так как отсутствует сознательный доступ к переструктурированию в памяти обучения. Оба типа недекларативной памяти можно рассматривать как типы неконвенциональной обработки информации, используемой некоторыми модулями в процессах обучения восприятию и действию. Термин модульная память восприятия и действия охватывает значительно более широкий ряд функций, чем процедурная память и эффект прайминга. Модульная память — важная часть обработки информации мозгом при восприятии и действии в физическом мире и социальной окружающей среде. Она использует различные модули на разных стадиях восприятия и действия в физическом мире и социальной окружающей среде в процессах описания объекта, пространства, характеристик действия, их комбинаций и двунаправленного сравнения с запомненными прототипами в хранилищах эталонов, как и для воспроизведения моделей действий. Сохранение моделей восприятия и действия осуществляется модуль-но, подобно базам данных эпизодической памяти и памяти знания, но в отличие от них оно содержит ограниченное число четко определенных прототипов, используемое при восприятии или действии в процессе конвенциональной обработки информации в режиме реального времени. В случае неконвенциональной обработки информации, особенно при обработке новой информации, для изучения новой информации или добавления новых моделей (см. раздел 2.1 «Зрительная агнозия)» необходимо взаимодействие прототипов или моделей объектов, пространства и действий. Регуляция хранения моделей может протекать медленнее, при участии информации, сохраненной в архивах эпизодической памяти и особенно при использовании базы данных памяти знания. Если у пациентов с амнезией наблюдаются расстройства эпизодической памяти и памяти знания, то нарушения процедурной памяти и прайминг-эффекта, так же как и других частей модельной памяти восприятия и действия, характерны для пациентов с апраксией и агнозией (см. соответствующие главы в этой книге). Эксплицитная и имплицитная память. Различия между эксплицитной и имплицитной памятью сходны с различиями между декларативной и недекларативной памятью (Schacter, 1994). Эксплицитная память отражает способность субъекта вспоминать и узнавать материал, тогда как имплицитная память относится к бессознательным видам памяти и хранит навыки, умения. В структурах эпизодической памяти, памяти знания и модельной памяти восприятия и действия присутствуют общие черты. Обоим типам присущи долговременная память для хранения и кратковременная память для кодирования информации. Однако банк моделей модульной памяти используется для сравнения с ними информации извне для распознавания реальных стимулов или для использования хранимой информации в формировании взаимодействий с внешним миром. Такой процесс преимущественно имплицитный и не требует декларации. В то же время, эпизодическая память и память знания предназначены для общения субъекта с самим собой и с внешним миром, особенно социальным, без сравнения с его стимулами. Воспроизведение информации, относящейся к прошлому опыту или хранимым знаниям, во многих случаях должно быть эксплицитным и представленным вербально, в то время как эпизодическая память считается эксплицитной при возвращении в сознание воспоминаний, описаний прошедших событий и знаний из архива памяти. Восстановление имплицитно и идет автоматически, когда оно основано на существующем банке моделей в случае восприятия и действия в режиме реального времени, как при конвенциональной, так и при неконвенциональной обработке информации. В клинической практике термины недекларативная и имплицитная память не могут быть непосредственно связаны с термином амнезия и понимаются как модульная память восприятия и действия в случаях агнозии, апраксии, афазии. В то же время, термины эксплицитная и декларативная, особенно эпизодическая память и память знаний относятся к амнезии в клиническом понимании этого термина, но оперирование информацией, хранимой в архивах эпизодической памяти, может являться имплицитным, особенно в ходе обновления и взаимодействия с модульной памятью. Семантическая память определяется как структура памяти, присваивающая значение словам, объектам, ситуациям (Spinnler, 1999). Она включает «узлы», хранящие ключевые признаки и важные особенности (имена, функции, ключевые свойства). Синдром ухудшения семантической памяти был описан Уоррингтоном в 1975 году не как чисто лингвистический дефицит, а как потеря семантической памяти об объектах, относящейся к обозначениям явлений и их распознаванию, а также к пониманию слов. Семантическая память представляет собой знание о значении объектов перцепции, вербальных или визуальных, которое содержит их названия, функциональные и концептуальные свойства, и т. д. Уоррингтон подчеркивал различие между категориями, охарактеризованными путем анализа сенсорных или функциональных свойств (Warrington, 1981). Использование сенсорных свойств (например, форма, образец, цвет, аромат) требуется для того, чтобы отличить льва и тигра, морковь и пастернак, или золото и серебро, тогда как функциональная информация необходима для отличия отвертки от долота, или руки и ноги (как, где или для чего они используются). Такое разделение также отражено в ординатных (сенсорных: собака, кот) и суперординатных (функциональных и семантических: транспорт, инструмент) категориях, используемых на разных стадиях восприятия объекта. Семантическая память представляет собой тип организации долгосрочной памяти, которая может быть использована в ходе неконвенциональной обработки информации. В отношении специфической модальности, семантическая память может быть частично мультимодальной, особенно когда она связана с описаниями идей и эмоций, таких как любовь, ненависть, счастье. Возможно, что семантическая память представлена отдельно для объектов, слов или действий, но эти части должны быть тесно связаны между собой. Хранение семантической информации, по-видимому, организовано не как градация по времени состоявшихся событий, а согласно функциональным или сенсорным свойствам вещей, например с помощью «узлов», содержащих понятия различных инструментов или предметов мебели, живых или неживых объектов, свойств культурных особенностей, научного знания. Долговременная память может быть представлена как архив, выбирающий и хранящий информацию о личных и общественных событиях в эпизодической памяти и знания в первичной семантической памяти. Эта информация используется в процессе формирования и обновления различных модулей восприятия и действия, включая личность в ее взаимодействии с физическим и социальным миром. Считается, что архив памяти организован послойно, в соответствии с временем поступления специфической информации. Такой способ структуризации информации может установить ограничение ретроградной амнезии на определенное количество лет в прошлое, например 1-2 года, 9-10 лет, или 20 лет, так, чтобы отдаленная эпизодическая память о подростковых или ранних взрослых годах осталась неповрежденной. Индексирование времени также облегчает коррекцию информации, связанной с некоторым периодом времени в жизни субъекта. Возможно, что «узлы» хранимой информации, например, события, связанные с учебой (окончание школы), закодированы так, что становится возможным раздельное хранение и получение информации из памяти, в том числе, в различных способах представления (вербальный, визуальный и т. д.). Это предположение подтверждается рядом случаев с изолированной потерей визуальных образов (см. главу 2, раздел «Слабость зрительных образов»). Другой возможный путь получения информации из памяти лежит через структурирование событий, хранящихся в архиве, так называемое составление «справочника», подобного библиотечному каталогу или директории в компьютерной памяти. Как у библиотечных каталогов, сохраняемая информация может содержать буквенные адреса, систематизируясь по первой букве названия объектов или событий. Эта возможность подтверждается хорошо известным эффектом подсказок в воспроизведении названий объектов у пациентов с аномией. Такой каталог может быть основан на семантической информации, в особенности для памяти знания. Информацию, используемую в повседневной жизни и в процессе обучения, невозможно хранить и восстанавливать даже в большом архиве памяти. Эти сведения должны быть сжаты и закодированы способом, удобным для последующего извлечения и использования их в обработке информации мозгом. Таким образом, информация, сохраненная в архиве памяти, не может быть ни эйдетической, ни эхоической, так как ее хранение и восстановление было бы невозможным. Считается, что архивирование и кодирование информации начинается на ранних стадиях сохранения данных в кратковременной памяти, которая может хранить и обрабатывать информацию в процессах постоянной переработки информации мозгом, прерывая их после завершения. Кроме того, в результате функционирования механизмов краткосрочной памяти информация может быть подготовлена к последующей передаче в долговременную память путем архивирования и кодирования в форме, приемлемой для хранения в долговременной памяти. Изучение расстройств кратковременной памяти привело к некоторому пониманию ее организации и функционирования. Долгосрочная память не может быть представлена ни эйдетическим, ни эхои-ческим типом информации, так как ее наличие могло бы привести к быстрому переполнению архива и негативно сказалось бы на возможности последующего извлечения. Вот почему в порядке подготовки информации к долговременному хранению в архиве необходимо ее сжать и закодировать в кратковременной памяти, которая выбирает наиболее существенные части воспринятой информации для сохранения в базе данных. Сжатие информации перед отправлением в архив может быть достигнуто путем предварительного распознавания объектов, пространства, действий и возможного перевода многомодальных результатов, кодированных визуальными, слуховыми и вербальными модальностями в унитарный код, предназначенный для хранения в базах данных. Но извлечение информации из памяти обычно выполняется через вербальный сигнал, как в случае автобиографического запроса. Оно может быть достигнуто и в визуальной форме (визуальное отображение). Конечно, некоторое количество важной информации может быть пропущено и стерто в процессе сохранения или неверного извлечения из архива, особенно если эти процессы протекают с нарушениями. Клинические данные говорят о лучшем сохранении более старой информации по сравнению с относительно недавней. Процесс выбора информации для долговременного хранения, по-видимому, зависит от социального и физического значения события или знания, их частоты и информационной ценности. Вероятно, что аффект может влиять на выбор информации для хранения в архиве и извлечения из архива, увеличивая прочность сохранения данных, но предотвращая извлечение отрицательной информации и облегчая извлечение положительной информации. Эта возможность была обсуждена в деталях в психоаналитической теории подавления. Теория подчеркивает важность имплицитного использования баз данных памяти, которая может также использоваться имплицитно при формировании и функционировании модульной памяти. В то же время, информационная база долговременной памяти более доступна для декларативного, эксплицитного извлечения, по сравнению с модульной памятью. Амнестические синдромы Клинические аспекты
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.009 с.) |