Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зрительно-пространственная агнозияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Агнозия может проявляться в зрительной дезориентации в окружающей обстановке, прежде всего, как агнозия восприятия глубины. Среди редких типов зрительно-пространственной агнозии можно назвать нарушения стереоскопического зрения и зрительную аллоэстезию. Топографическая дезориентация также считается одним из типов зрительно-пространственной агнозии. Зрительно-пространственная дезориентация в окружающей обстановке В окружающем нас пространстве находится множество объектов, которые образуют друг с другом определенные взаимосвязи в данном пространственном контексте. Ориентация в окружающей обстановке необходима для выполнения многих повседневных бытовых задач и представляет собой важную задачу для процесса переработки информации в мозге. Нам нужно знать пространственное расположение отдельных объектов как самих по себе, так и по отношению к другим объектам, чтобы перемещаться с места на место, принимать пищу, делать уборку, одеваться, заниматься профессиональной деятельностью. Признаками зрительно-пространственной дезориентации являются трудности зрительного распознания пространственных отношений объектов в контексте непосредственного окружения, воспринимаемого субъектом, а нарушения при топографической дезориента- ции отражают утрату человеком способности перемещаться в пространстве к определенному месту назначения. Отдельный синдром зрительной дезориентации в видимом пространстве впервые подробно описал Холмс (Holmes, 1918), а термин «зрительная дезориентация» предложили Холмс и Хорракс (Holmes, Ноггах, 1919). В дальнейшем аналогичные случаи были описаны Петцлем (Potzl, 1928), Клейстом (Kleist, 1934), Риддоком (Riddoch, 1935), Ланге (Lange, 1936), Брейном (Brain, 1941) и Кричли (Critchley, 1953). Петцль (Potzl, 1928) рассматривал этот синдром как один из типов «геометрической агнозии объектов», а Клейст (Kleist, 1934) предложил термин «пространственная слепота». В дальнейшем этот синдром был описан под названием «нарушения пространственного восприятия» (Несаеп, 1972; Hecaen, Albert, 1978). Термин «зрительно-пространственная дезориентация» представляется более предпочтительным, потому что он указывает на специфический клинический синдром нарушений ориентации в окружающем видимом пространстве. Термин «нарушения пространственного восприятия» часто относится к трудностям распознания и использования пространственной информации, которые связаны с более широким спектром расстройств, включающим в себя топографическую дезориентацию, конструктивную апраксию, пространственную алексию, акалькулию и т. д. В ряде экспериментальных исследований изучалась роль первичных зрительных сенсорных нарушений в формировании синдрома зрительно-пространственной дезориентации (Bender, Teuber, 1947; Bay, 1953) и факт преобладания нарушений пространственной локализации в зрительном поле, контралатеральном по отношению к поврежденному полушарию (Riddoch, 1935; Ratcliff, Davies-Jones, 1972). Нарушения пространственного анализа также исследуются с помощью тестов, где стимульным материалом служат изображения линий и объектов, например, тесты на выравнивание простых фигур, смещенных по горизонтальной или вертикальной оси (Paterson, Zangwill, 1944). В дальнейшем во многих исследованиях нарушений пространственного восприятия у пациентов с локальными поражениями мозга использовались тесты типа «карандаш-бумага» (см. обзор в McCarthy, Warrington, 1990). Клинические аспекты Нарушения ориентации в трехмерном пространстве. Агнозия глубины. Расстройства переработки конвенциональной {обычной) информации. Нарушается способность локализации объектов в трехмерном пространстве, особенно в сагиттальной плоскости по отношению к позиции пациента. Пациенты с агнозией глубины демонстрируют трудности абсолютной и относительной локализации объектов в пространстве. Они не в состоянии оценить абсолютное расстояние до объекта и относительную локализацию двух объектов в сагиттальной плоскости. Они допускают ошибки в оценке того, какой из объектов находится ближе к ним, в измерении относительной высоты нескольких объектов, в подсчете числа объектов, находящихся на одной линии проекции. В некоторых случаях нарушается локализация объектов в коронарной плоскости, и пациенты испытывают трудности в восприятии расположения объекта справа или слева от наблюдателя (Holmes, 1918; McCarthy, Warrington, 1990). Несмотря на сохранность способности узнавать объекты, пациенты допускают ошибки, когда пытаются дотронуться до объекта в поле зрения, сравнить размеры двух видимых объектов и соприкоснуться с объектом при ходьбе. В некоторых случаях агнозия глубины сопровождается расстройствами стереоскопического зрения (Holmes, Horrax, 1919; Riddoch, 1935). Расстройства пространственной ориентации часто ограничиваются зрительной модальностью, и пациенты демонстрируют сохранность способности определять местонахождение источника звука и выяснять, какой из двух объектов находится ближе к пациенту, путем прикосновения к ним пальцем (Holmes, 1918): Некоторые авторы подчеркивают, что нарушения зрительной локализации могут ограничиваться половиной зрительного поля, контралатеральной по отношению к пораженному полушарию (Riddoch, 1935; Cole et al., 1962), или небольшой его частью, обычно одним квадрантом зрительного поля (Ross-Russel, Ba-rucha, 1984). Однако роль первичных зрительно-пространственных нарушений в таких случаях была продемонстрирована с помощью специальных тестов (Bender, Teuber, 1947; Bay, 1953). Конечно, требуются дальнейшие исследования, поскольку нарушения зрительной локализации могут наблюдаться в случаях без гемиа-нопического сенсорного дефицита (Riddoch, 1935). Нарушения переработки неконвенциональной (необычной) информации. Нарушения оценки пространственных свойств. В то время как клинический синдром конвенциональных нарушений при зрительно-пространственной дезориентации был описан в связи с трудностями зрительной локализации в окружающем трехмерном пространстве, ряд неконвенциональных тестов типа «карандаш-бумага» использовался для выявления нарушений переработки зрительно-пространственной информации в двухмерном пространстве (см. обзор в McCarthy & Warrington, 1990). Часто у пациента обнаруживается сохранность ориентации в реальном трехмерном пространстве, но нарушения обнаруживаются, когда пациенту необходимо переработать двухмерную пространственную информацию, предъявленную на бумаге. Эти трудности включают в себя нарушения оценки свойств пространства, например ошибки при поиске центральной точки у нескольких линий или при делении линий пополам (Colombo et al., 1976; Bisiach et al, 1976; Schenkenberg et al., 1980), нарушения различения относительного пространственного положения, когда испытуемому требуется определить положение точки во втором квадрате, аналогичное ее положению в первом квадрате (Taylor, Warrington, 1973), или ошибки при подсчете количества точек в рядах при кратковременном предъявлении (Kimura, 1963; Warrington, James, 1976). Нарушения перевода двухмерных изображений в трехмерные. Нарушения ориентации в двухмерном пространстве могут лежать в основе развития различных синдромов, связанных с расстройствами пространственной ориентации, например, конструктивной апраксии, акалькулии, алексии. Они могут быть одним из факторов, опосредствующих развитие зрительной дезориентации в трехмерном пространстве. Другие факторы связаны со способностью переводить двухмерные изображения в трехмерные. Такой перевод производится путем специальных операций, которые могут выступать главным фактором, лежащим в основе нарушений при синдроме зрительной дезориентации в непосредственном окружении. Анатомические аспекты Конвенциональные нарушения оценки трехмерного пространства. Большинство авторов связывают развитие агнозии глубины с затылочно-теменными поражениями (Holmes, 1918; Riddoch, 1935; Lange, 1936). Холмс обнаружил у своих пациентов со зрительной дезориентацией билатеральную нижнюю гемианопсию и предположил, что поражения расположены билатерально в затылочно-теменных соединениях (Holmes, 1918). Некоторые авторы подчеркивают роль затылочных поражений (Potzl, 1924; Kleist, 1934). В случаях, позднее описанных Росс-Расселом и Барухой, а также Варрингтоном, наблюдались инфаркты затылочной доли в местах ее соединения с теменной (Ross-Russel, Bharucha, 1978, 1984; Warrington, 1986). Неконвенциональные расстройства оценки двухмерного пространства. Роль теменных поражений в возникновении нарушений зрительно-пространственной ориентации была показана в нашем исследовании различения углов, отличающихся по положению в пространстве. Различение величины угла при различных пространственных положениях сравниваемых углов (рис. 2.1.14) было сильнее нарушено у пациентов с теменными поражениями, чем у всех остальных пациентов (Тонконогий, 1973; Меерсон, 1986). В ряде исследований различения месторасположения точек (Warrington, Rabin, 1970; Taylor, Warrington, 1973), ориентации линий (Warrington, Rabin, 1970; Benton et al., 1975) и подсчета количества точек (Kimura, 1963; Warrington, James, 1967) пациенты с правыми задними поражениями показывали значительно худшие результаты по сравнению с пациентами с левыми передними поражениями и поражениями левого полушария. Де Ренци и др. разработали тест, в котором испытуемому требовалось обозначить две пары реек как одинаковые или разные (DeRenzi et al, 1971). Положение одной рейки было фиксированным, а вторая могла перемещаться в сагиттальной плоскости. Количество ошибок при сравнении ориентации второй рейки в двух парах было выше у пациентов с правыми задними поражениями. Эти результаты могут указывать на важную роль поражений правого полушария в развитии агнозии глубины в реальном трехмерном пространстве, но для подтверждения этого предположения требуется дальнейший сбор данных об очень редких случаях агнозии глубины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.011 с.) |