Принципы и основные подходы к классификациям телепрограмм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и основные подходы к классификациям телепрограмм.



В теории журналистики существует деление информации на три вида: Информационная – констатирует, фиксирует факты. К ней относятся – хроника, интервью, репортаж, телевизионный сюжет. Аналитическая – осмысливает и обобщает. Аналитический репортаж, комментарий, беседа, обозрение, очерк, телевизионный журнал. Художественная – типизирует. К художественной журналистике относится ТВ публицистика, имеющая собственное деление на информационно-публицистические, аналитико-публицистические и художественно-публицистические жанры.Почти все из рассмотренных нами телевизионных жанров в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они служат своеобразными кирпичиками, составными частями для создания более сложных телевизионных конструкций, которые телевизионные практики часто называют передачами, программами.Еще на начальном этапе становления, отрешаясь от простейшей обязанности быть своеобразной прокатной конторой по транспортировке на дом телезрителям произведений других искусств (кино, театра, эстрады), осознавая, что кроме рекреативной функции домашний экран обладает огромным общественно-политическим потенциалом, первые тележурналисты настойчиво искали возможности создания более сложных, многообразных телевизионных форм, позволяющих использовать такие возможности нового средства массовой коммуникации, как постоянство аудитории, возможность последовательно возвращаться к темам, героям, проблемам. Понятно, что и здесь на помощь пришли уже испытанные журналистикой формы. Печатная периодика никогда не испытывала особых трудностей в подаче оперативной информации. Новость могла появиться на газетной полосе, в каком угодно объеме, в любом обрамлении, да и жанровых ограничений газетчики не испытывали: посчастливилось репортеру быть свидетелем происшествия – публикуется репортаж, информация поступила из официальных источников – есть раздел хроники. Для облегчения поиска интересующих читателя материалов стали публиковать подборки новостей – иногда тематические, а иногда и «всякую всячину».Радио создало жанровую форму «бюллетеня новостей», перешедшую впоследствии и на телевидение. С ростом материальной базы, внедрением портативных кинокамер, позволяющих показать событие, использованием синхронной записи звука, наконец, появлением портативных видеокамер (камкордеров) новости выглядят на экране поистине телевизионными. Развитие новостных программ весьма точно отражало положение в обществе.В общем потоке новостей теленовости занимают особое место. Это самые “живые” новости мира, в которых журналист как бы беседует с телезрителем, а затем приглашает его принять участие – прямое или опосредованное – в событии. Все это повышает действенность телевизионных новостей. Репортаж на телевидении – один из основных жанров телеинформации. Хроника. Первоначальной задачей хроники была задача информировать общественность о происходящем в той или иной области человеческой деятельности. Позднее ее характер изменился, а с ним и функции. Теперь хроника существует в драматической форме. Пример тому передача “Дорожный патруль” и т.п.Считается, что верстка новостной программы, се компоновка – высшее проявление журналистского мастерства, требующее большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма.Реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа соединения подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, автономных и даже самоценных материалов – журнала. Телевизионный журнал – также периодическое (еженедельное, ежемесячное) издание, где под одним названием собраны материалы на разные темы.Популярность телевизионного журнала в программе обусловлена вполне объективными причинами и закономерностями. Направленность, адресность этой формы, позволяющей дифференцировать аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам, чрезвычайно важна в нашем случае. Причем сужение аудитории ведет к усилению познавательного, воспитательного воздействия журнала (пример дифференциации по интересам: «Клуб путешественников», «В мире животных»).Отдельно на ТВ выделяют документальное телевидение. Оно берет на себя образовательные и воспитательные функции, представленные в виде публицистическо-очерковых форм и трансляций, получавших широкое распространение на телевидении в прошлом нашей страны. Специфически ТВ тенденция состоит в межжанровых связях телевидения как искусство синтетического, в соединении в одном произведении элементов игрового, документального кино, музыкального искусства и т.д.Все эти жанры взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга влияние, взаимно обогащаясь, переходя из одного вида в другой. В этом заключена сложность проблемы овладевания законами сознания ТВ передач определенных жанров.Основная особенность, характеризующая жанр – единство содержания и формы при ведущей роли содержания. Последняя практика создания ТВ передач показывает, что на телевидении появляются новые собственно телевизионные жанры, непомещающиеся в рамках привычных, причем они имеют успех у зрителя и рейтинговость. Это такие новые “синтетические” жанры ТВ, как телеигра или ток-шоу, граничащие с фольклором, разговорным эпическим творчеством и театральной постановочностью.Наконец, следует назвать многочисленный класс передач, называемых шоу (прообраз на советском телевидении – передача «На огонек»). Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и, безусловно, развлекательные передачи. Создание сценария подобной программы требует незаурядной выдумки, безукоризненного знания технических возможностей телевидения. Сюда же следует отнести многочисленные телевизионные игры, жанр которых (задолго до телевидения) определил М. Кольцов удачным словом «викторина». К этому жанру с полным правом можно отнести и КВН, и интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», и простенькую «Любовь с первого взгляда», и передачу «Счастливый случай».Сериал или «мыльная опера» — название прижилось после первых же сериалов, показ которых сопровождался обильной рекламой, в основном стирального порошка и мыла, т.к. сериалы были адресованы прежде всего домохозяйкам. Типичные примеры качественных зрелищных отечественных сериалов — «Адъютант его превосходительства», «Большая перемена», «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны» и т.д. Для удешевления сценария сериал иногда изготавливается как телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма, например, «Два капитана» и «Остров сокровищ». Пренебрежительное название импортных сериалов связано с дешевизной их изготовления, когда ставка делается на множественность серий и внешние данные актеров, при сниженных требованиях к качеству игры и режиссуре: множественные смысловые повторы для нетребовательного и невнимательного зрителя, статичные длинные диалоги и полилоги, минимум игрового движения в кадре, почти полное отсутствие экстерьерных съемок и изысков ракурса, многолетние съемки практически без дублей и репетиций с допустимой заменой актеров. Впрочем, некоторые указанные особенности вообще характеризуют телеэкран как «младшего брата большого экрана».

Особенности жанра «интервью» в телевизионной журналистике.

Интервью как жанр журналистики: определение, жанрообразующие характеристики. Типология телеинтервью: протокольное интервью, информационное интервью, проблемное интервью, интервью-портрет, интервью-анкета. Аудиовизуальная природа телеинтервью: средства зрелищности, невербальной коммуникации (мимика, жесты, интонация). «Эффект присутствия». Роль детали. Использование дополнительного видеоряда для пояснения проблемы или раскрытия черт характера героя.

Интервью – целостныйакт коммуникации, предполагающий диалогическое общение корреспондента с респондентом, подразумевающий чередование вопросов и ответов с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес. В зависимости от цели: метод получения информации или создание произведения в определенном жанре. Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (Александр Тертычный). Особенности: диалогический характер интервью. Аудиовизуальная природа телеинтервью (интонационная и мимическая специфика телеинтервью). Расширение жанра интервью средствами зрелищности и эмоциональности, невербальной коммуникации (Зрелищность – достижение достоверности. Язык жестов - дополнительная информация для зрителя и способ налаживания контакта с интервьюируемым). Принцип «эффекта присутствия». Роль детали. Использование дополнительного видеоряда для пояснения проблемы или раскрытия черт характера героя. (Типология телеинтервью: протокольное интервью, информационное интервью, проблемное интервью, интервью-портрет, интервью-анкета.)

Технология создания интервью в зависимости от содержания: интервью-портрет – определение духовно-нравственных особенностей собеседника. Этапы работы. Подготовительный этап: изучение досье героя, его жизненного пути, особенностей поведения и ответов в беседах с другими журналистами. Подготовка вопросника. Подбор видео материала для иллюстрации интервью. Выбор места съемки, заднего плана и интерьера как способов расположить к откровенному разговору. Съемка. «Разогрев» перед интервью (не по теме беседы) – устранение барьеров общения. Вред затягивания «разогрева». Манера беседы – непринужденно-свободная (свободная композиция, в которой допустима перестановка заранее подготовленных вопросов и композиция импровизированной беседы, в которой нет заранее подготовленных вопросов, и следующий вопрос вытекает из ответа собеседника). Корректность поведения интервьюера. Как перебивать собеседника. Приемы контролирования ситуации, не теряя нити разговора. Импровизация или домашние заготовки. Вызов на откровенность. Для чего нужны биографические данные собеседника. Прием «как задавать простые, но острые вопросы». Чередование нейтральных и острых вопросов. Провокационные вопросы как способ раскрытия черт характера собеседника. Уточнение односложных ответов. Как пользоваться шпаргалкой. Как заканчивать интервью. Значение и методика съемки «перебивок», «обратной точки» и т.д. для монтажа программы. Дословная расшифровка всего текста интервью. Следующий этап - отбор нужных отрывков разговора, раскадровка с указанием тайм кодов. И завершающий этап - монтаж интервью с указанием окончательного хронометража и оформление материала (эфирных документов) для выхода в эфир.

 

Информационное интервью – получение конкретных сведений от человека, владеющего необходимой информацией для репортажа или информационно-публицистической программы. Краткость и точность вопросов (вопросы, как правило, в малых информационных формах репортаже или сюжете не используются). Короткие, но емкие по содержанию ответы. Место проведения интервью – это место события.

Протокольное интервью – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Вопросы заранее согласовываются с помощниками чиновника. Манера беседы – официальная. Перебивать не принято. Не принято отклоняться от согласованного списка вопросов.

Интервью-анкета - выяснение разных точек зрения на один определенный вопрос. Респонденты разных возрастов, пола и социальных групп. Вопрос должен отвечать трем критериям: быть дискуссионным, вызывать общественный интерес и суть вопроса должна быть понятна и интервьюируемым и аудитории. Количество опрашиваемых регулируется качеством ответов. Отличие интервью-анкеты от социологического опроса. Интервью-анкета как сюжетный прием в передаче.

Проблемное интервью - исследование разных точек зрения на определенную проблему и совместный поиск путей их решения. Один из самых сложных видов интервью. Общее в этапах работы над проблемным интервью и интервью-портретом. Если в интервью-портрете и в других видах этого жанра журналист – собирает сведения, то в проблемном интервью он нередко высказывает свою точку зрения (общие задачи с аналитическим жанром – беседой). Подготовка: заранее продумывается драматургическая канва интервью – вопросы и суждения, предполагаемые контраргументы и ответы. Предъявляются высокие требования к профессиональному уровню журналиста. Место проведения интервью – выбирается произвольно, или в зависимости от обсуждаемой проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.021 с.)