Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Некрасов – журналист и издатель.

Поиск

Некрасов — журналист, издатель и редактор («Современник», «Отечественные записки»)Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный поэт, но и как крупнейший журналист, редактор журналов «Современник» (1847-1866) и «Отечественные записки» (1868-1877) и книгоиздатель. 
Уже к концу 1839 г. Некрасов был вхож в редакции всех петербург­ских журналов и известен как способный журнальный работник и литературный критик, так что, когда Ф.А. Кони, основавший в начале 1840 г. новый журнал «Пантеон русского и всех европейских теат­ров», стал подыскивать себе надежного помощника по редакции, его выбор нал на Некрасова. А с осени 1840 г. иод редакцию Кони пере­шла и «Литературная газета», издававшаяся А.А. Краевским, и Не­красов становится одним из основных сотрудников обоих изданий, редактируемых Кони. Исполняя обязанности помощника редактора (заказы и сбор материалов, связь с типографией, чтение корректур и т. д.), Некрасов выступает в «Пантеоне...» и «Литературной газете» во всех литературно-журнальных жанрах: проза, поэзия, драматур­гия, критика, публицистика — под собственным именем, под псевдо­нимами (Н. Перепельский, Феоклист Онуфрич Боб, Белопяткин и др.) и анонимно.На весенне-летний период 1841-1842 гг. Кони уехал в Москву, и помимо авторской работы для «Пантеона...» и «Литературной газе­ты» Некрасову пришлось выполнять обязанности редактора этих из­даний. Авторитетным консультантом и советчиком Некрасова в это время бывал издатель «Литературной газеты» и редактор «Отече­ственных записок» А. А. Краевский, который уже в 1841 г. привлек Некрасова к участию в своем журнале. С первого номера «Отече­ственных записок» 1843 г., оставаясь основным сотрудником крити­ческого отдела «Литературной газеты», Некрасов вместе с И. И. Па­наевым участвовал в сатирических «Литературных и журнальных заметках» В. Г. Белинского. Белинский, возглавлявший в 1840 г. литературно-критический от­дел «Литературной газеты», оценил Некрасова как журналиста го­раздо раньше, чем как поэта. В массе петербургских «журнальных рабов» критик разглядел сотрудника, который как будто от рождения владел всеми литературными жанрами и видами журнальной рабо­ты. Оставаясь постоянным сотрудником «Литературной газе­ты» и «Отечественных записок», Некрасов в 1843 г. активно участво­вал в литературно-критическом отделе газеты «Русский инвалид» (фельетонная рубрика «Журнальные отметки»), перешедшей под ре­дакцию Краевского. К этому времени относятся и первые опыты са­мостоятельной редакционно-издательской работы Некрасова, и пер­вые попытки организации свежих литературных сил в одном печатном органе. В моде были «копеечные» развлекательные изда­ния, и Некрасов использовал это обстоятельство для издания, имею­щего литературно-общественное значение. В течение 1843 г. он с помощью книгопродавца А. И. Иванова издал два выпуска сатири­ческих «Статеек в стихах, без картинок», в которых кроме самого редактора участвовали поэт и актер Н. И. Куликов и молодой лите­ратор В. Р. Зотов. Осенью 1843 г. Краевский продал свои права на издание «Литера­турной газеты» книгопродавцу А. И. Иванову, оставив за собой обя­занности ответственного редактора. Однако фактически принять на себя исполнение обязанностей редактора «толстого» журнала «Оте­чественные записки» он не смог. Некрасов руководил «Ли­тературной газетой» до мая 1845 г. Начало его работы в качестве нео­фициального редактора ознаменовалось программной статьей «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году», напечатанной в двух первых номерах газеты 1844 г. В этом году им было написано большинство рецензий, но основная часть его авторской работы была связана с публицистическим отделом под рубрикой «Пе­тербургская хроника».В своих рецензиях, статьях, фельетонах и сатирических заметках Некрасов популяризирует и защищает творчество М. Ю. Лермонто­ва, А. В. Кольцова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, молодого И. С. Тур­генева. Полемические, сатирические выступления Некрасова-журналиста в этот период направлены против Ф. В. Булгарина, Л. В. Бранта, Н. И. Греча, К. П. Масальского, О. И. Сенковского, Н. А. Полевого.Летом 1844 г. Некрасов совместно с Белинским и Тургеневым разра­батывает идею и план художественно-публицистического освоения пе­тербургской жизни в многотомном альманахе по типу широко извест­ных в то время французских «физиологии». С мая 1845 г. Некрасов оставляет «Литературную газету», вновь пере­шедшую под редакцию Кони, для самостоятельной редакционно-издательской деятельности и до конца этого года выпускает в свет две части «Физиологии Петербурга». Некрасовский альманах стал одним из пер­вых коллективных изданий, в основу которого была положена социаль­но-преобразующая идея, декларированная Белинским во «Введении» к первой части «Физиологии Петербурга». Издание сопровождалось рек­ламными анонсами и рецензиями Некрасова и Белинского в «Литературной газете», «Русском инвалиде» и «Отечественных записках».Некрасов уже в первой половине 1845 г. задумал из­дание нового типа: сборник, который бы объединял передовые силы русской литературы, сплоченные вокруг Белинского. В отличие от предыдущего альманаха, авторов которого объединяла задача «физиоло­гического» исследования разных сфер жизни Петербурга в очерковой, публицистической форме, новый альманах под названием «Петербург­ский сборник» должен был стать органом демократического направ­ления русской литературы во всех ее жанрах — прозе, поэзии, публи­цистике, критике. Эта книга вышла в свет в начале 1836 г.
Одновременно с подготовкой «Петербургского сборника» Некрасов собрал и издал небольшой по объему дешевый сатирический альманах, доступный по цене и содержанию любому русскому читателю. Выход четырех книг некрасовских альманахов в течение одного года (март 1845 — апрель 1846) существенно изменили журнальную и литературно-общественную ситуацию в России. Сформировалось, окрепло и к середине 1846 г. стало господствующим новое литератур­ное направление — «натуральная школа», которое сразу завоевало сочувствие и симпатии большинства русских читателей.
Альманахи Некрасова, принесшие славу не только их молодым авторам, но и редактору-издателю, обеспечили для организации нового печатного органа передовых сил русской лите­ратуры во главе с Белинским и Некрасовым.Первоначально возник замысел купить право на издание како­го-либо из существовавших петербургских журналов, но реализовался он в иной форме: был заключен договор об аренде журнала с П. А. Плетневым — издателем основанного еще А. С. Пушкиным и утратившего после гибели поэта популярность «Современника». Редакционные объявления о подписке на обновленный «Совре­менник» 1847 г. содержали «парадный» список лучших русских беллетристов, публицистов и ученых, согласившихся участвовать в жур­нале Некрасова, и готовых к печати материалов.Обладая абсолютным литературным вкусом, Некрасов безошибоч­но предугадывал читательское восприятие готовящихся публикаций. Тонкий знаток психологии подписчика, Некрасов в своих заботах о популяризации журнала в широких читательских кругах не пренебре­гал и внешними эффектами. Особое значение он придавал «подар­кам» для подписчиков — бесплатным приложениям к «Современни­ку». Это издание, уже отпечатанное и готовое к рассылке заранее оповещенным подписчикам «Современника», было запрещено цен­зурой. Понеся огромные убытки, Некрасов спешно подготовил и провел через цензуру другой «подарок» — «Литературный сбор­ник» (1849), выполнив таким образом свое обещание.В течение долгих лет «Современник» Некрасова — солидный «ли­тературный, ученый и политический» журнал выходил с красивыми цветными картинками мод из Парижа и непременной статьей о но­вых веяниях в этой области. Убежденный, что без отдела мод журнал утратит значительную часть подписчиков, Некрасов стойко перено­сил насмешки и отказался от картинок лишь тогда, когда «Современ­ник» занял господствующее положение в русской журналистике.Величайшей заслугой Некрасова-журналиста является не только факт участия в его журналах практически всех замечательных беллет­ристов, поэтов, критиков, публицистов и ученых середины и второй половины XIX столетия, но и то обстоятельство, что едва ли не каждый и этих талантов был замечен Некрасовым и вошел в большую литературу через его издания.Некрасов умел находить и смело привлекал к литературной дея­тельности талантливых самоучек из самых демократических слоев российского общества. В редакторской работе Некрасов, как правило, относился к тексту сотрудника чрезвычайно бережно и уважительно. Постоянный со­трудник журнала Некрасова (как в «Современнике», так и в «Отече­ственных записках») был избавлен от редакторской «цензуры» и ме­лочных придирок к тексту. Непринципиальные, но существенные для редакции расхождения в мнениях с автором публикуемой статьи иногда отражались в заметках на полях рукописи для автора или в специальных редакционных примечаниях к ней. В первые годы издания «Современника» Некрасову приходилось быть не только руководителем, но и ведущим сотрудником всех отде­лов журнала. Прирожденный журналист, Некрасов отличался всегдашней готов­ностью к коллективному творчеству с самыми разными авторами, в любом литературном и собственно журнальном жанре. В течение тридцати лет Некрасов стоял во главе русской журнали­стики, будучи редактором лучших журналов XIX в., которые после­довательно в высоко художественной и публицистической форме раз­вивали в общественном сознании идеи свободы личности, равенства и социальной справедливости. За эти годы Некрасов выпустил в свет 360 томов этих изданий, а их читательская аудитория составила около 18 млн человек. Некрасовские журналы оказали могучее влияние на несколько поколений русской интеллигенции и не утратили своего литературно-общественного значения на протяжении всего XX сто­летия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.008 с.)