Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Но самым важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н. Некрасов. Пережив годы «мрачного семилетия» (1848—1855), жестокую политическую реакцию, тормозившую развитие передовой русской журналистики после европейской революции 1848 г., Некрасов уже в середине 50-х годов предпринимает ряд мер к оживлению журнала, привлекает к исключительному сотрудничеству в нем видных писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и др., открывает юмористический отдел «Ералаш» (где впервые появляется литературный персонаж-пародия Козьма Прутков), ищет и находит новых сотрудников. В 1854 г. в «Современнике» начинает сотрудничать Н.Г. Чернышевский — великий революционер-демократ, сначала как литературный критик, а затем как публицист, политик и организатор всех революционных сил в стране. Дает бой оказавшимся в годы реакции в журнале представителям дворянской эстетики, либеральным беллетристам. С приходом в журнал в 1858 г. Н.А. Добролюбова позиции революционных демократов значительно усиливаются. К 1859 г. противоречия русской жизни настолько обострились, что в стране сложилась революционная ситуация, когда крестьянское восстание против крепостничества, помещиков становилось все реальнее. В эти годы особенно важную роль начинает играть «Современник» как центр передовой идеологии, идейный штаб освободительного движения. В журнале открывается отдел «Политика». Его начинает вести Чернышевский, передав отдел литературной критики под руководство Добролюбова. Анализируя в отделе «Политика» события европейской истории, факты классовой борьбы народов, Чернышевский убеждает своих читателей в неизбежности революции, необходимости изоляции либералов. Добролюбов в своих критических статьях, таких как «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?» и др., развенчивает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, воспитывает веру в освободительные силы народа, который не может без конца терпеть своих угнетателей. Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершенства в методах революционной пропаганды. Примером революционной пропаганды в условиях царизма, жестокой цензуры может служить статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» Не менее ярко отразились идеи революции в статьях и рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», отмеченную горячей симпатией критика к борцам за счастье народа — Инсарову и Елене Стаховой. Популярность «Современника» в 60-е годы была исключительно велика. Тираж журнала доходил до 6—7 тысяч экземпляров. Значение «Современника» в истории русской журналистики исключительно велико. Это был один из лучших журналов XIX в. Главными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа, прогресса и социализма. Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя. Вторым журналом революционной демократии 60-х годов XIX в. явилось «Русское слово». Журнал был организован в 1859 г., однако демократический характер приобрел только в 1860 г. с приходом нового редактора Г.Е. Благосветлова. Журнал «Русское слово» имел научно-популярный уклон. Здесь наряду с вопросами литературы и литературной критики большое внимание уделяли естественнонаучным знаниям, фактам научной жизни. Он был весьма популярен среди учащейся молодежи в русской провинции. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров. Наиболее удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева. Писарев выступил адвокатом «голодных и раздетых» людей, сторонником раскрепощения личности от любых социальных и семейных стеснений и уз. Прежде всего он защищал умственное раскрепощение человека от догм и нравственных понятий, порожденных крепостничеством. Накануне крестьянской реформы 1861 г. Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о династии царствующего дома Романовых в России, вообще об обществе, разделенном на классы, где один присваивает себе плоды труда другого (см. статьи «О брошюре Шедо-Ферроти», «Пчелы»). Писарев выступает защитником материализма. В статье по поводу брошюры наемного писателя Шедо-Ферроти Писарев прямо призывал к свержению русского самодержавия. За попытку опубликовать эту работу в нелегальной типографии публицист был заточен на четыре года в Петропавловскую крепость. Писарев выступает талантливым критиком, истолкователем творчества многих русских писателей: Л. Толстого, Тургенева, Островского, Достоевского, Чернышевского. В канун реформы и после нее он защищает тип разночинца в литературе. Самым решительным образом порицал Писарев так называемое «чистое искусство». Писарев обладал исключительным талантом полемиста, и поэтому многие работы нельзя рассматривать без учета этого обстоятельства. Ряд так называемых заблуждений Писарева был лишь нарочитым полемическим заострением проблем. Любил Писарев и парадоксальную постановку вопросов. Наряду с Писаревым в журнале «Русское слово» выступали в защиту «голодных и раздетых» Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев, Н.В. Соколов, П.Н. Ткачев. В качестве постоянного иностранного обозревателя плодотворно сотрудничал французский репортер и публицист Эли Реклю. Антимонархическая, антифеодальная позиция журнала не раз вызывала репрессии царизма. Одновременно с «Современником» Некрасова «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г.
9. Эпоха реформ и печать. (60-ые гг. Х1Х века) Поражение России в Крымской войне показало отсталость страны, находящейся в условиях крепостничества и самодержавия. Вторая половина 50-х годов - усиление революционного движения, осознание необходимости соц-эк. реформ. Либералы - за освобождение крестьян без земли, демократы - с землей, монархисты - за сохранение кр. права. 56 год - начало обдумывания реформ в связи с восхождением на престол Александра II. Реформы: военная, земская, образования, судебная, крестьянская. 1865 г. - новый цензурный устав: отменялась предварительная цензура, оставалась карающая. Издание могли закрыть на 3-6-9 месяцев ==> развивался эзопов язык. В журналистику пришли профессионалы. 1864 г. - попытка издания журнала на тат. языке “Файда” (польза) - был левым - закрыли. Сложился новый тип журнала - общественно-политический (раньше были только литературный), который состоял из двух отделов - лит. произведения и публицистика. Журналы стали многотиражными: 10 тыс - Искра, 6 тыс - Современник. Развивались промышленно-торговые отношения ==> отраслевые журналы, а также с/х, юридические, женские, детские. Ж-л Михаила Каткова “Русский вестник” - орган либерально-консервативного направления. Вых. с 1956 г., с 61 г. - ежемесячник. Все лучшие лит. силы того времени: Л.Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин. Крепостное право - главный тормоз общ. развития. Освобождение крестьян за выкуп. Главн. сословие - дворянство. До 61 г - орган либералов, после - стал консервативным. Главное в России закон и власть. Идеал - Англия. За сохранение самодержавия, но отмену крепостного права. Активно выступает против демократов, особенно Герцена и Чернышевского. Ругается с нигилистами. Критикует любые антирусские действия европейских держав. Травля Герцена. Польское восстание ==> против независимости поляков. 1862 - прогр.статья Каткова “К какой мы принадлежим партии?” - ни к какой! Всем нужно объединяться вокруг трона. «Московские ведомости» - тоже газета Каткова. Михаил и Федор Достоевские: Журнал “Время” - почвеннический. Писали о приближении к народу. Идеалистический ж-л. Приветствует крестьянскую реформу. Много писали о нравственной освобождении крестьян, а не экономическом. Последовательно обсуждал проблему Права: роль суда, право государства на смертельную казнь, суд присяжных. Писали о крупных судебных процессах - Петр Ткачев писал об этом. Достоевский писал общественные и литературные обозрения, где пропагандировал образованность, грамотность и т.д.: спорил с критиками “Современника”. Дост. против утилитарного подхода к искусству. За “чистое иск.”, “над схваткой”. Обсуждение польского восстания ==> был закрыт правительством (63 г.). Аполлон Григорьев - 1 из лучших театр. критиков, поэт. Автор романсов. Поклонник и критик Островского. Ж-л «Эпоха» (1864-1865) - после “Времени”: обсуждал судебн. реформу, полемизировал с демократич. журналами. Эпоха Революционного одушевления привела к появлению в стране сатирич. журналов. Лучший - еженедельник “Искра” (1859 - 1873). Издатели - Вас. Курочкин и Ник. Степанов. Критиковал: крепостников, либеральных министров, факты беззакония. Сатирические рисунки разоблач. язвы русской жизни (цензурн. произвол, недостатки просвещ-я, паразитизм дворянства, реакционну прессу, бюрократизм). Особенно усилилась антимонархическая направленность материалов «Искры» после крестьянской реформы 1861 года – «Искра» поняла грабительский характер реформы. Это привело к преследованиям цензуры. Широко применялись пародии ==> ужесточение цензуры. В 70-м году - запрещено помещ. карикатуры. Искру боялись чиновники. Связь с читателями. Раздел “Нам пишут”. Казань - Чернозерск. Приемы: Пародия, перепев, “Сатирическая маска” (здравия желаю), малые сатирические жанры (сатирические словари, объявления, подписи под рисунком, каламбуры, эпиграммы, карикатуры с подписью)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.006 с.) |