ТОП 10:

Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1Х в.



Но самым важным, ярким и значительным по со­держанию, влиянию на общество был демокра­тический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н. Некрасов. Пережив годы «мрач­ного семилетия» (1848—1855), жестокую политическую реакцию, тормозившую развитие передовой русской журналистики после ев­ропейской революции 1848 г., Некрасов уже в середине 50-х годов предпринимает ряд мер к оживлению журнала, привлекает к ис­ключительному сотрудничеству в нем видных писателей: И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и др., открывает юмористи­ческий отдел «Ералаш» (где впервые появляется литературный пер­сонаж-пародия Козьма Прутков), ищет и находит новых сотрудни­ков.

В 1854 г. в «Современнике» начинает сотрудничать Н.Г. Черны­шевский — великий революционер-демократ, сначала как литера­турный критик, а затем как публицист, политик и организатор всех революционных сил в стране. Дает бой оказавшимся в годы реак­ции в журнале представителям дворянской эстетики, либеральным беллетристам.

С приходом в журнал в 1858 г. Н.А. Добролюбова позиции рево­люционных демократов значительно усиливаются.

К 1859 г. противоречия русской жизни настолько обострились, что в стране сложилась революционная ситуация, когда крестьян­ское восстание против крепостничества, помещиков становилось все реальнее.

В эти годы особенно важную роль начинает играть «Современ­ник» как центр передовой идеологии, идейный штаб освободи­тельного движения.

В жур­нале открывается отдел «Политика». Его начинает вести Черны­шевский, передав отдел литературной критики под руководство Добролюбова. Анализируя в отделе «Политика» события европей­ской истории, факты классовой борьбы народов, Чернышевский убеждает своих читателей в неизбежности революции, необходи­мости изоляции либералов.

Добролюбов в своих критических статьях, таких как «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?» и др., развенчивает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интере­сов, воспитывает веру в освободительные силы народа, который не может без конца терпеть своих угнетателей.

Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершен­ства в методах революционной пропаганды. Примером революци­онной пропаганды в условиях царизма, жестокой цензуры может служить статья Чернышевского «Не начало ли перемены?»

Не менее ярко отразились идеи революции в статьях и рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», отмеченную горячей симпатией критика к борцам за счастье народа — Инсарову и Елене Стаховой.

Популярность «Современника» в 60-е годы была исключитель­но велика. Тираж журнала доходил до 6—7 тысяч экземпляров.

Значение «Современника» в истории русской журналистики ис­ключительно велико. Это был один из лучших журналов XIX в. Глав­ными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа, про­гресса и социализма.

Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направле­ние на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законо­дательства о печати по личному распоряжению царя.

Вторым журналом революционной демократии 60-х годов XIX в. явилось «Русское слово».Журнал был организован в 1859 г., однако демократический характер при­обрел только в 1860 г. с приходом нового редактора Г.Е. Благосветлова.

Журнал «Русское слово» имел научно-популярный уклон. Здесь наряду с вопросами литературы и литературной критики большое внимание уделяли естественнонаучным знаниям, фактам научной жизни. Он был весьма популярен среди учащейся молодежи в русской провинции. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров. Наи­более удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева.

Писарев выступил адвокатом «голодных и раздетых» людей, сто­ронником раскрепощения личности от любых социальных и се­мейных стеснений и уз. Прежде всего он защищал умственное рас­крепощение человека от догм и нравственных понятий, порожден­ных крепостничеством.

Накануне крестьянской реформы 1861 г. Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о ди­настии царствующего дома Романовых в России, вообще об обще­стве, разделенном на классы, где один присваивает себе плоды труда другого (см. статьи «О брошюре Шедо-Ферроти», «Пчелы»). Писарев выступает защитником материализма.

В статье по поводу брошюры наемного писателя Шедо-Ферроти Писарев прямо призывал к свержению русского самодержавия. За попытку опубликовать эту работу в нелегальной типографии пуб­лицист был заточен на четыре года в Петропавловскую крепость.

Писарев выступает талантливым критиком, истолкователем творчества многих русских писателей: Л. Толстого, Тургенева, Островского, Достоевского, Чернышевского. В канун реформы и после нее он защищает тип разночинца в литературе.

Самым решительным образом порицал Писарев так называемое «чистое искусство».

Писарев обладал исключительным талантом полемиста, и по­этому многие работы нельзя рассматривать без учета этого обстоя­тельства. Ряд так называемых заблуждений Писарева был лишь на­рочитым полемическим заострением проблем. Любил Писарев и парадоксальную постановку вопросов.

Наряду с Писаревым в журнале «Русское слово» выступали в защиту «голодных и раздетых» Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев, Н.В. Со­колов, П.Н. Ткачев. В качестве постоянного иностранного обозрева­теля плодотворно сотрудничал французский репортер и публицист Эли Реклю.

Антимонархическая, антифеодальная позиция журнала не раз вызывала репрессии царизма. Одновременно с «Современником» Некрасова «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г.

 

9. Эпоха реформ и печать. (60-ые гг. Х1Х века)

Поражение России в Крымской войне показало отсталость страны, находящейся в условиях крепостничества и самодержавия. Вторая половина 50-х годов - усиление революционного движения, осознание необходимости соц-эк. реформ. Либералы - за освобождение крестьян без земли, демократы - с землей, монархисты - за сохранение кр. права. 56 год - начало обдумывания реформ в связи с восхождением на престол Александра II.

Реформы: военная, земская, образования, судебная, крестьянская. 1865 г. - новый цензурный устав: отменялась предварительная цензура, оставалась карающая. Издание могли закрыть на 3-6-9 месяцев ==> развивался эзопов язык.

В журналистику пришли профессионалы.

1864 г. - попытка издания журнала на тат. языке “Файда” (польза) - был левым - закрыли.

Сложился новый тип журнала - общественно-политический (раньше были только литературный), который состоял из двух отделов - лит. произведения и публицистика. Журналы стали многотиражными: 10 тыс - Искра, 6 тыс - Современник.

Развивались промышленно-торговые отношения ==> отраслевые журналы, а также с/х, юридические, женские, детские.

Ж-л Михаила Каткова “Русский вестник” - орган либерально-консервативного направления. Вых. с 1956 г., с 61 г. - ежемесячник. Все лучшие лит. силы того времени: Л.Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин.

Крепостное право - главный тормоз общ. развития. Освобождение крестьян за выкуп. Главн. сословие - дворянство. До 61 г - орган либералов, после - стал консервативным. Главное в России закон и власть. Идеал - Англия. За сохранение самодержавия, но отмену крепостного права. Активно выступает против демократов, особенно Герцена и Чернышевского. Ругается с нигилистами. Критикует любые антирусские действия европейских держав. Травля Герцена. Польское восстание ==> против независимости поляков. 1862 - прогр.статья Каткова “К какой мы принадлежим партии?” - ни к какой! Всем нужно объединяться вокруг трона.

«Московские ведомости» - тоже газета Каткова.

Михаил и Федор Достоевские:

Журнал “Время” - почвеннический. Писали о приближении к народу. Идеалистический ж-л. Приветствует крестьянскую реформу. Много писали о нравственной освобождении крестьян, а не экономическом. Последовательно обсуждал проблему Права: роль суда, право государства на смертельную казнь, суд присяжных. Писали о крупных судебных процессах - Петр Ткачев писал об этом.

Достоевский писал общественные и литературные обозрения, где пропагандировал образованность, грамотность и т.д.: спорил с критиками “Современника”. Дост. против утилитарного подхода к искусству. За “чистое иск.”, “над схваткой”. Обсуждение польского восстания ==> был закрыт правительством (63 г.).

Аполлон Григорьев - 1 из лучших театр. критиков, поэт. Автор романсов. Поклонник и критик Островского.

Ж-л «Эпоха» (1864-1865) - после “Времени”: обсуждал судебн. реформу, полемизировал с демократич. журналами.

Эпоха Революционного одушевления привела к появлению в стране сатирич. журналов. Лучший - еженедельник “Искра” (1859 - 1873). Издатели - Вас. Курочкин и Ник. Степанов. Критиковал: крепостников, либеральных министров, факты беззакония. Сатирические рисунки разоблач. язвы русской жизни (цензурн. произвол, недостатки просвещ-я, паразитизм дворянства, реакционну прессу, бюрократизм). Особенно усилилась антимонархическая направленность материалов «Искры» после крестьянской реформы 1861 года – «Искра» поняла грабительский характер реформы. Это привело к преследованиям цензуры.

Широко применялись пародии ==> ужесточение цензуры. В 70-м году - запрещено помещ. карикатуры. Искру боялись чиновники.

Связь с читателями. Раздел “Нам пишут”. Казань - Чернозерск. Приемы: Пародия, перепев, “Сатирическая маска” (здравия желаю), малые сатирические жанры (сатирические словари, объявления, подписи под рисунком, каламбуры, эпиграммы, карикатуры с подписью)







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.175 (0.005 с.)