ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западные СМИ в условиях «холодной войны».




Современные СМИ Франции.

Информационными процессами в стране занимается целый ряд госучреждений. Министерство по делам коммуникаций решает в основном технические вопросы - предоставление государственных концессий на телерадиовещание, развитие новых систем связи, согласование технических норм и стандартов, определение бюджетных ассигнований в рамках правительственных планов поддержки СМИ. В 1994 году на эти цели было выделено 90 млн. франков, распределенных между 185 газетами и журналами. А вот для финансирования агентства “Франс Пресс” без ущерба для его независимости была выбрана такая форма, как "конвенция с государством", заключаемая ежегодно. Государство платит “ФП” за информацию, которую оно поставляет государственным организациям, министерствам, предприятиям, фирмам, префектурам, французским посольствам за рубежом.

Во многом деятельность СМИ определяется Министерством внутренних дел. Именно ему принадлежит право запрещать на территории страны "опасные публикации, способные содействовать развращению молодежи, пропагандирующие порнографию, насилие". Его право - не разрешить выпуск периодических изданий на иностранных языках, а также изданий иностранного происхождения на французском языке, напечатанных за границей или во Франции. Иностранцы ни прямо, ни косвенно не могут иметь более 20 процентов акционерного капитала или голосов французского предприятия печати, а также участвовать в деятельности более чем одного органа печати.

Глобальный оборот во Франции приняла в последние годы тенденция концентрации СМИ. Начавшись в 1980-х годах, концентрация печати и собственности на средства массовой информации различных видов стремительно развивалась, в результате чего в настоящее время пять информационных групп - Ашетт (Hachette), Авас (Havas), Эрсан (Hersant), Груп де ля Ситэ (Groupe de la Cite) и Филипаччи (Filipacchi) - доминируют на информационном рынке. Монополия Эрсана (умер в 1996 году), например, начиная с 1992 года владела более чем двумя десятками ежедневных газет, десятком журналов и семью ежемесячными изданиями. И это при том, что группе принадлежат также более 80 радиостанций. Хотя, группа Эрсана, как и другие информационные гиганты, не оказывает значительного влияния на редакционную политику изданий, собственником которых она является, медиа-владение несомненно суживает рамки читательского выбора на региональные газеты - особенно “Монд” и “Либерасьон”, а также ряд еженедельников.

Во Франции существуют значительные ограничения, касающиеся регулирования импорта и экспорта печати. Так, согласно статьи 14 французского Закона о печати, министр внутренних дел вправе запретить распространение любой статьи на иностранном языке. Это полномочие использовали в период холодной войны против зарубежных коммунистических изданий, а ныне - против крайних форм порнографии и антисемитизма. В 1972 году в стране принят закон, который является основой французского права, регулирующего нарушения, связанные с клеветой на различные социальные меньшинства и с расовым подстрекательством. Он дополняет основной закон о печати 1881 года по нескольким направлениям. В частности, расширяется право возбуждать уголовное или гражданское дело, дано ассоциациям, борющимся с расизмом.


Современные СМИ Германии.

При нижней палате германского парламента действует своего рода антимонопольный комитет - так называемая "Комиссия по прессе", призванная заботиться о независимости и сбалансированности информационного дела, предупреждать опасные концентрационные тенденции в газетном бизнесе. Юридическое регулирование деятельности СМИ осуществляется на основе законов о печати, принятых ландтагами земель, а также на базе договоров между правительствами земель.

Основу законодательства о телевидении и радиовещании составляют так называемые "государственные договоры", заключаемые между отдельными землями ФРГ, а также в целом схожие по содержанию земельные законы. Деятельность телерадиостанций в Германии не контролируется государственными органами ни со стороны законодательной, ни со стороны исполнительной власти. Самый строгий контролер радио и ТВ, как считают в самой Германии, - это зритель. Его мнение учитывают не только наблюдательные Советы радио и телевидения (их члены назначаются правительствами земель, партиями, религиозными органами, профсоюзами, организациями работодателей, издателями, местными органами власти, органами образования, молодежными, женскими и благотворительными организациями), но и электроника, которая регистрирует количество включений приемников на те или иные каналы, а значит, качество и популярность передач.

И все же общественная работа правительства, его взаимодействие как с национальными, так и с иностранными СМИ осуществляются Ведомством печати и информации федерального правительства (ВПИ), созданным на правах федерального министерства в 1949 году. Оно выполняет двойную задачу: информирует правительство обо всех достойных внимания новостях и отвечает за информирование граждан и СМИ о политике федерального правительства. Координируя работу пресс-отделов федеральных министерств, ВПИ стремится до предела насытить СМИ информацией: заявлениями правительства, оперативной информацией, изданиями, кино- и видеопродукцией.

С 1956 года в ФРГ действует Совет по печати - неправительственная организация журналистов, представителей профсоюзов печатников, издателей и общественности, в задачи которой входит содействие (в виде рекомендаций или порицаний) усовершенствованию отношений государственных органов со СМИ.

С 1950 по 1990 год тиражи ежедневных газет увеличились с 10 до 20 миллионов. Тиражи воскресных газет стали больше в четыре раза, достигнув четырех миллионов. Тиражи еженедельников утроились - 11,8 миллиона. В 1991 году благодаря объединению Германии тиражи ежедневных газет возросли до 28 миллионов. В настоящее время существует 4 полноформатные ежедневные газеты в дополнение к еженедельному таблоиду “Бильд Цайтунг”, имеющему крупнейший во всей Европе тираж (4,8 миллиона в 1991 году). Редакторы этих газет уделяют особое внимание местным вопросам, так как немцы отдают предпочтение газетам, наиболее полно освещающим местные проблемы. На рекламу газет тратится более 13 миллиардов немецких марок из всей суммы доходов от рекламы в 24,5 миллиарда марок.

С середины 60-х годов сократилось число издательств и редакций еженедельных газет, выпускающих более одной местной газеты. Эта тенденция усилилась в 70-е годы. В настоящее время 159 издательств выпускают 410 ежедневных газет (и 1667 выпусков, отличающихся местной спецификой). Сейчас около сорока процентов общего тиража газет выпускается пятью издательскими группами, шестьдесят процентов журналов - в четырех издательствах, треть - только в издательстве “Bauer”.

28 июня 1976 года законодательные органы внесли поправки в Федеральный Закон о монополиях от 27 июля 1956 года, позволяющие более эффективно противостоять угрозам, которые несет свободе прессы концентрация СМИ.

Итак, немецкие СМИ надежнее других европейских защищены от вмешательства государства. Этот фактор породил большую коммерциализированность печати этой страны, которая явилась следствием закрепления более сильных традиций в послевоенном германском обществе.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.004 с.)