ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМИ второй половины 1980-х начала 1990-х годов



Очевидно, что советская система СМИ имела более сложную, чем принято думать, структуру и систему внутреннего подчинения составлявших ее частей, и потому совсем не просто определить с чего начиналось развитие постсоветской медиасистемы. Но еще сожнее ответить на другие, более актуальные вопросы – о том, к чему привело это развитие, закончился ли переходный период?..

Апрель 1985 года стал историческим рубежом в истории Советского государства. С приходом к власти М.С. Горбачева была предпринята смелая попытка обновить социализм, вдохнуть новую жизнь в умирающую систему. И хоть предпринятый рывок от авторитарно-бюрократического режима к демократии успехом не увенчался, обновить социализм, ничего не меняя по сути в фундаментальных основах системы, не удалось, все же произошел прорыв к открытости и свободе слова, резко возрос общественный интерес к публицистике, ставшей катализатором самостоятельности мысли и идеологического раскрепощения.

В середине 80-х гг. к руководству партией пришел М. Горбачев. По его инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. Демократизация и гласность, ставшие реальностью для средств массовой информации в середине 80-х гг. стали мощным рычагом начавшейся перестройки, проводником новых реалий в жизни общества. Вместе с тем журналистика до конца 80-х гг. оставалась органической структурой однопартийной политической системы. Несмотря на все деформации, происходившие в ее деятельности, она продолжала развиваться, а развернувшаяся перестройка привела к заметному росту тиражей печати, авторитета телевидения и радио. Начиная с 1985 г., разовый тираж газетно-журнальной периодики ежегодно возрастает на 20 млн. экземпляров. В 1988 г., по сравнению с 1985 г. он увеличился на 62,4 млн. экз.

Произошло резкое увеличение выпуска центральных газет: тираж «Правды», которая стала издаваться еще на французском, испанском и других языках в 1987 г. превысил 11 млн. экз., «Комсомольской правды» – достиг – 17 млн., «Труда» – 18 млн. экз. Рост тиража продолжался и в последующие годы: в 1990 г. рекордной отметки достиг тираж «Аргументов и фактов», составив 34 млн. экз.; 20,3 млн. равнялся тираж «Комсомольской правды», 20 млн. – «Труда». И хотя у некоторых газет («Советская Россия», «Красная звезда» и др.) количество подписчиков сократилось, объем периодики в целом с 1987 по 1990 г. возрос на 10%.

Значительно увеличились тиражи и журнальных изданий. В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн., «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн., «Знамя» – 177 тыс. и 900 тыс. экз. Самые крупные тиражи по-прежнему были у журналов «Работница» (20,5 млн.), «Крестьянка» (20,3 млн.), «Здоровье» (25,5 млн. экз.).

В конце 80-х гг еще в условиях однопартийной системы печати появилась альтернативная самиздатовская печать, участие в которой принимал Сахаров. В условиях демократизации общества появляются и качественно новые издания: «Независимая газета», «Куранты», «Совершенно секретно». Еженедельник «Куранты» – первая попытка создать независимое от политических партий издание. Первый его номер увидел свет 20 сентября 1990 г. Учредителем газеты выступил Моссовет. Он же стал учредителем и «Независимой газеты», появившейся в декабре 1990 г. В первые месяцы весь 150-тысячный тираж газеты распространялся исключительно в столице.

Изменения, происшедшие в информационной службе страны, способствовали возникновению новых информационных агентств. Долгое время ключевой структурой, обеспечивавшей синхронное и единообразное функционирование советских СМИП, оставалось ТАСС. Многие годы оно было монополистом в сфере сбора и распространения новостей о событиях в СССР и за рубежом.

К 1991 г. функционировали 336 телеграфных и 180 телефонных каналов связи, соединявших ТАСС со страной и со всем миром. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, редакций газет и журналов из 115 стран. Второе и последнее Агентство печати «Новости» (АПН) – не в счет, поскольку его главной задачей было распространение за рубежом позитивной информации о жизни в СССР. Первым новым ИА стал «Постфактум». Он начал работать как агентство политических новостей. Но оно потерпело крах. Месяцем позже, в июне 1989 г., появилось ИА «Интерфакс». Оно стало самым уважаемым. Кроме того сеть информационных агентств появилась в регионах: Урал-акцепт, Сибинформ, «Татар-информ» и др.

Демократизация и гласность вызвали к жизни новые жанры и формы газетно-журнальной, теле- и радиопублицистики: политический портрет, дискуссию, "Телемост", "Прожектор перестройки", "Взгляд", "Актуальное интервью" и другие. Публицистика второй половины 80-х - начала 90-х гг. стала самой читаемой, самой волнующей за все послевоенные десятилетия. Статьи и очерки писателей и журналистов И. Васильева , Д. Гранина , Е. Евтушенко , Ю. Карякина , В. Некрасова , Е. Носова , В. Распутина , В. Селюнина и многих других привлекали внимание читателей к острейшим проблемам жизни общества, вставшего на путь демократических преобразований, его прошлого и будущего.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации" . Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе.

В переходный период именно масс-медиа стали и важной движущей силой перемен, и едва ли первой сферой, в которой постсоциалистический период реализовался на всех уровнях.

Так сложилось, что радио в Советском Союзе привлекало значительно меньше общественного и академического внимания, чем остальные медиа. Историческая справедливость восторжествовала сейчас: признание популярности радио – более чем общественный факт. Развитие коммерческого радиорынка пошло путем, уже проторенным радиоиндустрией США. Крупные и наиболее популярные московские станции, находя партнеров в провинции, создавали сети. Сейчас в общенациональном масштабе их 2: «Европа +» и «Русское радио».

В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны – 2.227 часов в неделю на 80 языках мира. По числу же слушателей самая большая аудитория была у Би-Би-Си (120 млн. человек в год), у «Голоса Америки» (85 млн.), у «Свободной Европы» (55 млн.), у «Немецкой волны» (30 млн.), у «Московского радио» (15 млн.), у «Радио Франции» (10 млн.), у «Радио Пекина» (5 млн. человек).

Первая программа стала доступной в самых удаленных регионах, вторая использовалась для прямых телетрансляций заседаний Верховного Совета СССР, третья – предназначалась москвичам, четвертая – являлась учебной. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «12 этаж», «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи». С 3 августа 1987 г. стал действовать «Прожектор перестройки».

Значительных успехов добилось ленинградское телевидение. Это, прежде всего, «Телекурьер» – обозрение из небольших репортажей, снимаемых в течение каждой субботы и выдаваемых в эфир ближе к полуночи. Это и «600 секунд» Александра Невзорова, который в одиночку обеспечивал ежедневные десятиминутки новостей и стал одним из популярных телеведущих.

Российские медиа, переживая вместе со всем миром быстрый прогресс технологий, вступают в эпоху новых медиа. Видеобум начала 1990-х сменился интернетовской горячкой рубежа столетий. Телезритель в меньшей степени стал зависеть от программной политики телеканалов и в большей опираться на собственный выбор.

Россияне любят кино – это делает положение видео России еще прочнее. Проникновение видео на российский рынок происходило лавинообразно и масштабно – пиратство и борьба с ним. Интерес к видео стимулировал развитие кабельных сетей, расположенных главным образом, в индустриальных центрах России. Первые кабельные операторы появились в 1989-1990 гг. Они способствовали развитию развлекательности в эфире, побуждая реформировавшиеся центральные телеканалы улучшить предложения художественных фильмов и развлекательных передач.

Представление о том, что в СССР рекламы не было, ошибочно. Всем, кто помнит «старые добрые времена», знакомы типичные советские рекламные слоганы: «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Храните деньги в сберегательной кассе». Основным каналом их распространения были местные газеты.

В условиях перехода к рыночной экономике и сами СМИ, и реклама вступили в новый период существования. Закон РФ «ОСМИ» установил допустимые объемы рекламы в СМИ. Газетам было разрешено занимать рекламой не более 40% площади. Так реклама стала завоевывать и центральную прессу. Первые рекламные ролики нашумели: «Менатеп», МММ, банк «Империал»

Публицистика

Острая полемичность публицистики периода перестройки – главная ее отличительная особенность. Именно поэтому читатели стали называть публицистику одним из самых читаемых жанров. Стремясь выявить «полную правду» редакции периодических изданий стали систематически печатать статьи ученых, особенно историков. В «Правде» стали регулярно появляться полосы под общим названием «Страницы истории». В нараставшем потоке публицистики самую большую озабоченность вызывало неудовлетворительное состояние экономики. Весьма одобрительные отклики получили статьи Д. Валового, В. Селюнина, решительно выступивших против «самоедской экономики», «производства ради производства» и призывавших повернуть экономику лицом к нуждам человека.

Одной из главных стала в публицистике тема экологии и не только в нашей стране, но и в масштабе планеты.

 

В первые годы перестройки изменения в системе отечественных СМИ были не столь значительны, как в последние годы советского государства, когда система журналистики начала меняться качественно. Из подполья вышел самиздат: в 1989 г. в стране выходили более тысячи периодических изданий такого характера. Из них 333 – общеполитических, 89 – литературно-художественных, 36 – христианских, 16 – экологических[21]. Появились также пацифистские, юмористические, детские и другие издания. Правда, большая часть газет и журналов уже не являлась самиздатом в его традиционном понимании: это были издания различных общественных движений, организаций, групп, выходившие открыто и получившие название альтернативной прессы. К 1991 г. численность альтернативных изданий достигла двух тысяч, а тираж возрос до нескольких миллионов экземпляров.

В июне 1990 г. был принят первый в истории отечественных СМИ Закон «О печати и других средствах массовой информации». Всего около полутора лет проработал этот Закон: в начале декабря 1991 г. руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ), к которому в конце декабря присоединились Среднеазиатские республики. Это означало прекращение существования СССР, а вместе с этим завершилась история и однопартийной советской журналистики.

Пресса современной России.

Отечественная журналистика в это время вступила в новый, постсоветский период своего развития. Принятый Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990), а затем Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991) с отменой цензуры закрепили право на их издание не только общественными, партийными, коммерческими организациями, но и отдельными гражданами, что обусловило небывалый рост численности газетно-журнальной периодики.

Вслед за Законом «О средствах массовой информации» в 1993 г. появились указы и постановления Президента Российской Федерации Б.И. Ельцина «О защите свободы массовой информации», «О государственной телерадиокомпании «Петербург – 5 канал», «О Российском информационном агентстве «Новости», «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации». В них неизменно отмечалось, что российские средства массовой информации находятся под защитой закона и Президента Российской Федерации, который «как гарант прав и свобод личности обеспечивает во взаимодействии с органами законодательной, исполнительной и судебной власти защиту свободы средств массовой информации в строгом соответствии с Законом «О средствах массовой информации»

Принятые в 1995 г. постановления «Об информации, информатизации и защите информации» и «О рекламе» вселили еще большую надежду на коренные изменения в отечественной журналистике. В 1996 г. у нас произошло беспрецедентное событие: главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть».

Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической же сфере выявились немалые трудности для развития свободы печати. К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ имелись: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».

В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные типологические изменения. Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, дотируемые из казны и коммерческие, официальные издания, отражающие точку зрения правительства и властных структур, и издания, критикующие существующий режим. Как и в дооктябрьский период, постсоветская журналистика стала многопартийной. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений. В 1992 г. в стране действовало около 150 разных политических партий и движений, приступивших к изданию своих печатных органов.

С марта 1995 г. начала выходить газета компартии Российской Федерации «Правда России». Продолжали издаваться также «Правда», «Советская Россия». К середине 1990-х годов компартия объединяла в своих рядах более полумиллиона человек, имела около 120 газет, общий тираж которых составлял полтора миллиона экземпляров.

Значительную издательскую деятельность развернула и либерально-демократическая партия (ЛДПР). Кроме газет «Правда Жириновского» и «Сокол», имелись издания на местах: «Либерально-правовая газета» (Тамбов), «Елецкие вести» и др.

Наибольшую популярность и наибольший тираж в постсоветский период имеют газеты, не выражающие открыто своей партийной приверженности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Труд».

Самые значительные перемены произошли в прессе для детей и подростков. Все больший размах в отечественной журналистике получают религиозные издания.

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ» (включает газету «КоммерсантЪ», еженедельники «КоммерсантЪ-Власть» и «КоммерсантЪ-Деньги», журналы «Домовой», «Автопилот», «Столица»); «Экономика и жизнь» (газеты «Экономика и жизнь», «Спортивная Москва», журналы «Журналист», «Чудеса и приключения» и более 50-ти центральных, региональных, отраслевых и специализированных изданий, общий тираж которых превышает 1 млн. 200 тыс. экземпляров). Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. В столицах автономных республик, в краевых, областных и районных центрах наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы.

На рубеже тысячелетий все более мощными конкурентами газет и журналов становятся электронные средства массовой информации, в том числе Интернет.

После дезинтеграции СССР структура Гостелерадио была разделена по республикам, ставшим независимыми государствами. В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, на ее территории передачи стали вести две государственные компании – «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С 1 января 1993 г. начались передачи телекомпании ТВ-6 «Москва», а с 10 октября того же года – канала НТВ, ставшего одним из лучших на отечественном телевидении. С 1 апреля 1995 г. первый канал «Останкино» перешел к новой структуре – акционерному обществу закрытого типа ОРТ (Общественное Российское ТВ).

К 2000 г. сформировалась следующая система телевизионных СМИ: государственное ТВ, включающее каналы РТР, «Культура», региональные телекомпании; концерн медиа-мост В. Гусинского, куда вошли НТВ, «НТВ-плюс», «НТВ-кино», «ТНТ» (твое новое телевидение), в структурах Б. Березовского оказались каналы ОРТ, «ТВ-6»; в информационном холдинге мэра Москвы Ю. Лужкова – «ТВ-Центр», «РЕН-ТВ», кабельное ТВ «Столица».

В 1996 г. появился «Всемирный русский канал» для вещания на русскоязычную аудиторию всех континентов.

С увеличением числа телеканалов все больше проявляют себя специализированные новости, освещающие события под определенным углом зрения: «Хорошие новости» на РТР, «Дорожный патруль» на ТВ-6. Появились «Народные новости» для домашних хозяек и пенсионеров: «Времечко» (ТВЦ), «Сегоднячко» (НТВ), а также сатирические новости: «Намедни» Л. Парфенова, «Итого» и «Куклы» В. Шендеровича.

Безусловно, самым важным событием в истории отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное развитие в России Интернета: если в начале 1997 г. только 0,15% россиян пользовалось Интернетом, то к 2000 г. их стало 6,3%, или 9 млн. человек. В середине 90-х годов в электронном исполнении появились газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Экономика и жизнь», журнал «Огонек», представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в Интернете свои сайты. Возрастает и группа Интернет-медиа (т.е. СМИ, не имеющих печатных аналогов).

Эмигранты

Вторая мировая война, завоевание Гитлером Европы сделали невозможным творчески свободное существование русской эмиграции. Возникшие еще в годы войны и вскоре после ее окончания и спустя десятилетия журналы «Посев», «Грани», «Новый журнал», «Континент», газета «Русская мысль» продолжают издаваться и в настоящее время. Выходит в Нью-Йорке и газета «Новое русское слово», созданная еще в 1910 г. Наиболее влиятельным в послевоенные годы стал основанный в 1974 г. В.Е. Максимовым журнал «Континент», а первым по времени издания является вышедший в 1942 г. в Нью-Йорке «Новый журнал». История «Нового журнала» продолжается: в 1995 г. вышел его 200-й номер. В передовой «Двухсотый номер» особо отмечалось, что «Новый журнал», явившийся преемником парижских «Современных записок» (1920–1940 гг.), можно назвать «старейшим из существующих русских журналов, что старейшие из его авторов (философ Николай Лосский, писатель Иван Бунин) родились в царствование Александра II, а молодые авторы – столетие спустя».

Самым важным событием в истории журналистики русского зарубежья стало возвращение на Родину таких наиболее популярных журналов, как «Посев», «Грани», «Континент». Все они (в отличие от «Нового журнала», который продолжает издаваться в Нью-Йорке), с 1992 г. стали выходить в России.

 

Еще в период перестройки советская пресса начинает акционироваться. Раньше все газеты были органами какого-либо ЦК, теперь слово орган опускается, и учредителями становятся коллективы редакций. Но денег не хватало. Спонсорами газет становятся банкиры, предприниматели, а затем и олигархи.

В истории СМИ России 1990-х гг. выделяется три этапа:

· Приватизация;

· Капитализация;

· Монополизация.

Приватизация

1992-1996 гг.

2 января 1992 г. в России произошла либерализация цен – шоковая терапия. Цены на газеты возросли в 100 и 1000 раз. Расцвет ТВ. Этот период Я.Засурский называет периодом «истинно четвертой власти». По его мнению этот титул СМИ потеряли на выборах 1996 года.

Этот период – время романтических отношений между новой буржуазией и СМИ. PR с одной стороны, независимость от власти – с другой. После 2-й подписки в январе 1996 года происходит снижение тиражей. Резко потеряли тиражи толстые журналы. Им помогает Джордж Сорос. Он предложил организовать «Открытое общество»: программа поддержки толстых литературных журналов, на его деньги все библиотеки школ и вузов подписались на них. Благодаря этому толстые журналы тогда выжили, он помогал только либеральным журналам. Сорос финансировал открытие Интернет-центров во всех крупных вузах страны, которые стали первым областными провайдерами.

Прежнее разделение на демократическую и ортодоксальную печать сохраняется. Появляется и либеральное направление.

С 1990 по 1995 года министром печати был Полтаранин. Он сохранил курс на советскую печать. Он поддерживал печать и радио с помощью прямых вливаний – дотаций. Их получали все центральные издания. 2 вида поддержки: дотации и льготы. С 1995 г. – льготы. Льготы лучше дотаций, тк все СМИ находятся в равных условиях, дотации питают необъективность лояльных СМИ, дотации = коррупция, дотации – это расход бюджета.

Концентрация

1996-2001 гг.

Маятник истории качнулся в противоположную сторону – в сторону усиления контроля за СМИ , в области собственности СМИ стали терять политическую независимость от своих учредителей.

«Семибанкирщина» - 1997 – 2000 гг.:

1. Борис Березовский

2. Владимир Гусинский

3. Владимир Потанин

4. Александр Смоленский

5. Михаил Ходорсковский

6. Вагит Алекперов

7. Михаил Фридман

8. Рэм Вяхирев («Газпром»)

Именно руками «Газпрома» были разбиты Гусинский и Ходорковский.

Информационные империи

После 1996 г. начинается демонтаж свободы слова. С целью поддержки Ельцина на выборах, чтобы не победил Зюганов, олигархи объединились: появляются медиа-холдинги.

В 1997 – 1998 г. медиа-холдингов было 12.

«МОСТ-медиа»:

· НТВ

· Эхо Москвы

· Изд. 7 дней

· Ежедн. газ. Сегодня

· Караван историй

· Итоги

· НТВ+

· ТНТ

· Общая газета

· Новая газета и др.

· «МОСТ» обанкротили: Газпром потребовал раньше времени вернуть кредит.

Холдинг Березовского

· ОРТ (6%)

· ТВ 6 (26%)

· Независимая газета

· Новая газета

· Огонек

· ИА «Нац. Служба новостей»

Холдинг Потанина

· Известия

· КП

· Экспресс-газета

· Антенна

· Эксперт

· Прайм-ТАСС

Холдинг Ходорковского

· Версия

· Лица

· Факел

Структуры власти:

Юрий Лужков

· ТВЦ

· ТК«Столица»

· Говорит Москва!

· Московская правда

· Вечерняя Москва

· Тверская, 13

· Общая газета

Гос. СМИ

ВГТРК:

· РТР

· РТР-2 – Культура

· ГТРК-местные

· Первый канал

Радио:

· Радио России

· Маяк

· Орфей

· Юность

Газеты:

· Российская газета

· Парламентская газета

Журналы:

· Россия

· РФ сегодня

ИА:

· ИТАР-ТАСС

· РИА-Вести

 

Монополизация прессы

Избран Путин – 21.03.2000 г.

Война в Чечне была оправданием концентрации власти в руках президента, этим же объясняется построение вертикали власти.

Первая жертва – Березовский

Вторая – Гусинский

Третья – Ходорковский





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.024 с.)