Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны.

Поиск

22 июня в 12 часов дня Центральное радио передало правительственное Заявление о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Через 45 минут после правительственного Заявления в эфир был передан первый выпуск "Последних известий" военной поры. В ночном выпуске "Последних известий" содержались первые сообщения с фронта.

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты. Значительно сократилось число местных изданий. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты. Двухполосными стали районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

Принятые меры по перестройке печати были, конечно, вынужденными: они позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте. К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943–1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий. Кроме «Красной звезды» и «Кр асного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный сокол».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250 тыс. экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч.

В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках.

На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрени е» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.

Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев. Уже в августе 1941 г. на оккупированных фашистами территориях гитлеровцы издавали газеты «Орловские известия» (позднее «Речь»), «Смоленский вестник», «Новый путь» (Клинцы), «Новая жизнь» (Рославль), «Новое время» (Вязьма), «Белорусская газета» на белорусском языке (Минск). В 1942 г. в Смоленске появилась газета «Колокол», предназначенная для крестьян оккупированных территорий. Уже в 1941 г. немцы начали налаживать и свое радиовещание. В Смоленске оно началось в ноябре 1941 г., а к июлю 1942 г. действовало свыше 1360 радиоточек.

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. В кадрах Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений.

В суровые годы войны, утверждал Н.С. Тихонов, нужно было не просто писать, а воевать словом, поставлять «душевные боеприпасы фронту».

Эти «душевные боеприпасы» поставляли героям фронта и тыла, прежде всего, центральные газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красная звезда», поднимая советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость своей Родины. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы Великой Отечественной.

Активно сотрудничали в ней лучшие представители советской литературы: Михаил Шолохов – «Наука ненависти», «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Александр Корнейчук – «Фронт», Константин Симонов – «Русские люди». 27 января 1942 г. в «Правде» появился очерк П. Лидова «Таня», а 18 февраля второй его очерк «Кто была Таня». Эти очерки о Зое Космодемьянской, о ее безмерном героизме и мужестве в течение всей войны не переставали вдохновлять советских воинов, отважных партизан на новые и новые подвиги.

Яркую страницу в историю советской печати периода Отечественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. В октябре 1941 г. издательство «Известий» было эвакуировано в Куйбышев. Также в тыл был эвакуирован Литфонд и Союз писателей (в РТ).

Незабываемые события войны ярко запечатлены на страницах прифронтовых газет «Ленинградской правды», «Московского большевика», «Сталинградской правды». В самые тяжелые дни сражений за столицу публикации, выступления «Московского большевика» помогли ее защитникам не только выстоять, но и обратить вспять вражеские полчища. Газета ежедневно писала о необходимости превратить каждый завод, фабрику и дом в неприступную крепость. «Все для фронта! Все для победы!» – под таким призывом печатались материалы о трудовых достижениях в тылу. Печать немедленно поддерживала все патриотические почины по увеличению выпуска военной продукции, по созданию трудовых бригад, боровшихся за досрочное выполнение производственных заданий. Со страниц центральных, местных и военных газет о патриотизме советских людей, о повседневной помощи, которую они оказывают фронту.

Достойно в годы Великой Отечественной войны была продолжена традиция издания красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру которых советские художники и поэты незамедлительно приступили к выпуску «Окон ТАСС».

Особенно большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Илья Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война».

Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей.

Патриотическая публицистика А.Н. Толстого. Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть.

Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.

Особенно активно выступал А.Н. Толстой в центральной печати в дни сражений за Москву. Его статьи появлялись также в республиканских и областных газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно издавались отдельными сборниками. Очерк «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941 г. в «Красной звезде», за время войны был издан 35 раз на 17 языках народов СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.

Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».

В статьях, очерках, рассказах Н. Тихонова воссоздан немеркнущий подвиг героев-тружеников города-фронта, чье беспримерное мужество вошло в историю, как «чудо Ленинграда».

За девятьсот дней блокады Н.С. Тихонов, бывший начальником группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, кроме поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленинградских рассказов» написал свыше тысячи очерков, статей, обращений, заметок, которые публиковались не только в центральных газетах, но и часто печатались в «Ленинградской правде», в ленинградской фронтовой газете «На страже Родины». Пусть знают враги, гневно заявлял в тяжелейшие дни блокады писатель, что мы будем сражаться всюду: и в поле, и в небе, на воде и под водой, мы будем сражаться до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного вражеского танка, ни одного вражеского солдата.

· Самодеятельная печать в фашистских лагерях смерти.

· Организация передач нового типа: «Слушай, фронт!», «Письма на фронт», «Письма с фронтов ОВ», «Переписка по радио» и др.

· Создание типографий в оккупированных районах, выпуск портативных печатных машин.

· Преобладание в книгоиздании общественно-политических, военных и военно-технических брошюр и книг, военной тематики в художественной литературе.

· «Библиотека красноармейцев».

· Искреннее сочувствие русской эмиграции борющейся России при традиционно остром неприятии большевизма.

· Перемещение «столицы» свободного Русского зарубежья из Парижа в Нью-Йорк.

· Интеллигенция оккупированного зарубежья: «патриоты»-оппозиционеры И.А.Бунин, Б.И.Зайцев, Н.Тэффи, участники «Сопротивления» и адепты Советов, антисоветизм Д.С.Мережковского.

· «Парижский вестник» и «Новое слово» (Берлин).

· Всероссийская фашистская партия (журналы «Наш путь», «Фашист», «Нация»).

· Причины «второй волны» русской эмиграции, ее контингент.

· Просчеты и умолчания журналистики.

· Событийная информация и военный репортаж в освещении основных этапов войны: оборона Москвы, Ленинграда, Севастополя, Сталинградская битва, бои на Курской дуге, освобождение народов Европы от фашизма.

· Проблемы открытия «второго фронта».

· Подвиги Н.Гастелло, В.Талалихина, З.Космодемьянской, А.Матросова в военной публицистике.

· Пропаганда боевого мастерства, организация соревнования снайперов и летчиков и др.

 

 


В. Овечкин – мастер очерка.

Валентин Овечкин [9(22) июня 1904 г., Таганрог - 27 января 1968 г., Ташкент] занимает выдающееся место в истории советской журналистики. Его по праву считают основателем серьезной критической крестьянской публицистики. «Районные будни» Овечкина отрезвили страну и заставили относиться к деревне серьезнее. Если до появления этого произведения советские публицисты приглаживали острые проблемы села, занимались в основном лакировкой действительности, то после него все это стало дурным тоном.

Проучившись четыре года в Таганрогском техническом училище (1913-19 гг.), он нанялся в подмастерья к сапожнику, а после смерти отца в 1921 г. переехал в деревню к родственникам – батрачил, сапожничал, заведовал избой-читальней, преподавал в школе ликбеза.

С 1931 г. он на партийной и профсоюзной работе. Прошел путь от секретаря сельского парткома одной из кубанских станиц до заведующего орготделом райкома ВКП(б) и председателя городского профсоюза города Кисловодска.

Итак, писать Овечкин начал в середине 1920-х гг. (первые опубликованные в газетах рассказы «Глубокая борозда», 1928, и «Савельев» в газете «Беднота», 1929). С 1934 г. Валентин Владимирович – профессиональный журналист. Он - разъездной корреспондент газет «Молот», «Колхозная правда» (Ростов-на-Дону), «Армавирская коммуна», «Большевик» (Краснодар). Его первый сборник «Колхозные рассказы» (1935), рассказы «Прасковья Максимовна» (1939), «Гости в Стукачах» (1940; о соревновании двух образцово-показательных колхозов), «Слепой машинист», очерк «Без роду, без племени» (1940) изображали в энтузиастическом духе, однако без утаивания трудности становления нового человека социалистической деревни.

Автор повестей «Прасковья Максимовна» (1939), «Гости в Стукачах», «Без роду, без племени» (обе - 1940) и особенно удавшейся и благосклонно принятой критикой «С фронтовым приветом» (1945). И все же всесоюзная слава пришла к писателю после цикла из пяти очерков, связанных общностью темы и действующих лиц, «Районные будни» (1952–1956; «Районные будни», «На переднем крае», «В том же районе», «Своими руками», «Трудная весна»). Опубликованы они были в самом блесятщем журнале времен хрущевской «оттепели» - «Новом мире».

«Районные будни» – это «деловая» проза, основанная на факте, реальном событии (хотя иногда и с вымышленными персонажами и сюжетом), впервые в современной отечественной литературе сделала экономические, социальные и внутриполитические темы предметом глубокого эстетического переживания, явлением «большой» литературы, способствующей постижению актуальных психологических и экзистенциальных проблем. При этом катастрофическое положение советского крестьянина (неоплачиваемые «трудодни», беспаспортность и фактически крепостная зависимость от колхозных властей) экстраполировалось писателем и на другие сферы жизни в тоталитарном государстве, приобретая тем самым характер масштабного социально-критического анализа.

При этом Овечкин отнюдь не был противником советского строя, видя главного врага в тех, кто его извращает, – в бюрократах с их непреложными заповедями (не выбирать заместителей умнее себя, побольше запрещать и т.п.). Персонифицировав наиболее характерные черты такого деятеля в образе чиновника достаточно высокого ранга – 1-го секретаря райкома КПСС (что само по себе было по тем временам немалой дерзостью) Борзова, Овечкин дал на несколько десятилетий жизнь нарицательному понятию «борзовщина».

Осенью 1960 г., приехав в Омскую область на целину, освоение которой стало основой экономической политики хрущевского времени, писатель был потрясен беспорядками, царящими на «заднем дворе» громкой целинной кампании. Его смелое резкое выступление в 1961 г. на Курской партконференции против субъективизма, очковтирательства и «показухи», в том числе на самом высоком уровне (во многом созвучное его острополемическому незавершенному документальному очерку-размышлению 1950-х годов «Без беллетристики») вызвало негативную реакцию слушателей, хотя, как указывал, к примеру, Р.Медведев, основные положения выступления были заранее согласованы с партбоссами.

В результате неприятностей, последовавших за его выступлением на партконференции, у него случился нервный срыв, и писатель предпринял попытку самоубийства, в результате чего он потерял глаз. В том же 1960-ом году он переехал на жительство в Ташкент.

Впоследствии он хотел из Ташкента вернуться в Россию, но материальные проблемы и перенесенный инфаркт помешали этим планам осуществиться.

Умер Валентин Владимирович Овечкин в Ташкенте 27 января 1968




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 3267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.01 с.)