Журналистика как социальный институт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как социальный институт.



Обществом управляют различные формальные и неформальные социальные институты, которые обладают следующими признаками:

1. Имеют цель своей деятельности.
3. Выполняют конкретные функции, которые способствуют достижению поставленной цели.
4. Им свойствен определенный набор социальных позиций и ролей, которые действуют в рамках данного института.

Для каждой социальной роли свойственны свои системные характеристики. Так, допустим, читатель не просто является потребителем информации, которую предоставляет ему корреспондент, но и является прямым участником аудитории, имеющая свои определенные характеристики.

Во всех странах журналистика пытается быть подчинена политикой, так как именно благодаря инструментам журналистики можно отлично влиять на население. Публикуемая в СМИ информация позволяет обществу наблюдать за деятельностью властей, своевременно реагировать на их действия. И силой общественного мнения предотвращать последствия. Если в государстве и обществе главенствует демократия, то информация о деятельности правительства максимально широкая и развернутая. Если государство преследует тоталитарный режим, то информация о деятельности властей поддается жесткому цензу. Главной задачей каждого журналиста в любом государстве является максимально открыто и расширенно донести в общественные круга деятельность власти и сделать ее максимально прозрачной. По этой причине между журналистикой и политикой всегда разгорается откровенная борьба, если журналистика не подвластна последней.

Власть – это определенные действия субъекта, которые являются доминантом в отношениях в определенной социальной группе и проявляет свою волю, воздействуя при этом на контрагентов определенным способом. Главной сутью власти является способность добиться подчинения людей для решения установленных задач.
Существуют СМИ, которые действуют независимо от государства, и те СМИ, которые подчинены ему. Государственные СМИ преподносят обществу информацию, которая жестко регулируется государством. Они выступают в роли представителей государства и являются официальными изданиями.

Журналистика постоянно занимается мониторингом всех сфер жизни и определяет повестку дня. Она выявляет все потребности народа и направляет информационные потоки в русло, которое поможет удовлетворить данную потребность.

Именно журналистика и СМИ выражает интересы общества, создает дискуссионные ситуации, которые помогут решить ряд социально важных вопросов.

 

15. Этические основы журналистики.

ЭТИКА - представляет собой систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг другу. Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Этические нормы – саморегулирование журналистской деятельности:

- требование объективности (минимально 2 источника информации);

- точность (ответственность за факты и статистику, разделение мнений);

- недопустимость дискриминации по расовому, этическому и иному признаку;

- толерантство, умение корректно выражаться;

- отношение к власти;

- работа журналиста в экстренных ситуациях (не показывать видео с мест происшествия).

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие – в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это – связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма – ориентир на практике. Механизм появления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация – оценка – действие – результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрыто от собеседника).

 

Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требования носят общий характер.

 

Кодекс, как механизм саморегуляции в журналистских обществах. Этика журналиста как своего рода свод норм и правил профессиональной морали находит свое отражение в журналистских кодексах.

Журналистская этика - этика тех, кто пользуется информационным средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Профессиональная мораль представляет собой конкретизации общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя тот или иной профессии.

 

Как известно профессиональная мораль регулирует поведение работника в трудовом процессе. Притом, что круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно-техническим процессом и кардинальнымы социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во-первых, это обязанности по отношении к самому трудовому процессу, во-вторых, к другу его участникам и, в-третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». Переломясь сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.

 

Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессии такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущей событиях.

 

Журналистика и мораль тесно связаны:

1. Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

2. В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизии и тенденциях, значит, мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

3. Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещение общества, таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

4. При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.

5. Многогранней связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.

 

Между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.

Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которымы он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг - основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.

 

Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе привлекать журналиста к ответу.

 

А основные профессионально-нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятого на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно - гарант действенности профессиональной морали.

Дело в том, что общая моральность для журналиста — не просто желаемая черта личности. От уровня моральности зависит возможность качественно выполнять профессиональные обязанности. Ведь они предполагают оценки происходящего, в том числе моральные, а критерии, на основании которых эти оценки выносятся, восходят к моральной установке и отражаются в представлениях морального сознания, описываемых этикой в категориях блага, добра и зла, счастья и смысла жизни. Если содержание этих представлений у претендента на профессию журналиста расходится с нравственным законом, то профессионально-нравственные отношения с самого начала складываются для него конфликтно. Возникает либо внутриличностный, либо производственный конфликт, что нередко приводит к необходимости сменить профессию.

 

Однако и при достаточно высоком моральном уровне личности освоение профессиональной морали далеко не всегда проходит гладко. Причины этого известны: стандарты поведения, на которые ориентирует профессиональная мораль, могут быть трудно достижимы, скажем, из-за недостаточной коммуникабельности или мобильности человека, из-за неблагоприятной атмосферы в коллективе. Тогда-то и возникает проблема адаптации, приспособления индивидуальных свойств личности к тем или иным профессионально-нравственным условиям, профессионально-нравственное становление журналиста — процесс не одномоментный, не простой, предполагающий тесное взаимодействие с профессиональной средой. Но это та необходимая часть пути к профессионализму, преодолев которую журналист и обретает способность слышать внутренний голос, управлять своим профессиональным поведением в достаточно сложных ситуациях, уверенно добиваясь качественных результатов деятельности. Никакая иная «управа» ему уже не нужна.

Дело чести журналиста — так выполнять свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве. Ключевой показатель качества журналистской продукции — степень адекватности информационной картины мира его реальному состоянию, а она напрямую зависит от таких качеств личности журналиста, как честность, правдивость, добросовестность. Наличие же этих качеств выявляет уровень общей моральности человека и выступает предпосылкой профессионального поведения, ведущего к качественному выполнению профессионального долга.

Однако реальные возможности для этого появляются лишь тогда, когда сформировались установки на профессиональные действия, соответствующие высоким критериям профессионального достоинства и профессиональной чести. Если же трудовая группа не выработала таких критериев, то бессмысленно искать устремленность к ним в поведении индивида. Мы уже касались этого момента профессионально-нравственных отношений, рассматривая категорию «профессиональное достоинство». То же самое относится и к профессиональной чести. Разве можно ожидать ее проявлений у журналистов того редакционного коллектива, в этическом кодексе которого значится постулат: «Если сенсации не случилось — создай ее. Раздуй из простого факта!»? Не исключено, конечно, что и в такой редакции найдутся честные люди, которые не боятся поспорить с коллегами, положив в основу своего поведения другие ориентиры. Но изменить устоявшиеся взгляды профессионального сообщества «белым воронам» бывает очень нелегко. Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.102 с.)