Журналистика в условиях конвергенции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика в условиях конвергенции.



Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergence journalism) — это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом «новые» формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение[1].

Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Маккуэйла: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами». В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние[2]. А. Г. Качкаева предлагает следующую классификацию конвергенции:

· Конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга

· Конвергенция как тактика

· Конвергенция как «переупаковка»

· Конвергенция в сфере сбора и производства информации

· Конвергенция как новый вид подачи информации

Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Возникновение конвергентной журналистики

Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовой информации» были введены Хелемендиком В. С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная система СМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где образуется сближение. Хелемендик обозначил ведущие принципы координации средств массовой коммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональная взаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия. Это позволило ученому ещё в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что «со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы»

Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе и выдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годов понятие «конвергенция» все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практический смысл[5].

Именно последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом и развитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции. Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя — компакт-диска, разные ранее необъединимые средства коммуникации — визуальную, текстовую и звуковую, речевую

Конвергентная редакция

Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея самой концепции объединенной редакции заложена в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенции подразумевает «новую систему» производства информационного продукта, в котором основной идеей является создание полноценной конвергентной редакции[10]. Теперь такие форматы редакции действуют по принципу трансмедийного повествования, которые обмениваются информацией, анонсами, а также ссылками на материалы СМИ участников самого процесса создания общего информационного продукта. При этом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, тем самым удовлетворяя потребности различной аудитории.

Типы конвергентных редакций

Мультимедийная редакция — это редакция, в которой ключевым является наличие специальноподговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.

Интегрированная редакция — это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.

Кросс-медийная редакция — это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для он-лайн версии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.

«Новый» журналист

Сегодня в процесс СМИ происходит внедрение идеи «универсального журналиста», или «нового» журналиста. Такой журналист является основной рабочей единицей современной медиасреды. Журналистам, которые работая в конвергентной редакции, необходимо избавиться от принципа вражды между представителями разных видов СМИ[11]. Это поможет повысить уровень создания медиапродукта. Основным качеством «универсального» медиаработника является умение быстро определять лучший формат подачи информационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. Стоит отметить, что «новый» журналист должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, чтобы собрать значительное количество информации, и максимально раскрыть суть медиапродукта. Для этого «универсальному журналисту» важно научиться мыслить мультимедийно. «Новый журналист», работающий в конвергентной редакции должен уметь:

· производить новостные материалы для он-лайн ресурсов;

· загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;

· снимать видео-репортажи;

· делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;

· оперативно работать на компьютере;

· ориентироваться в сети Интернет;

· делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;

· использовать всевозможные компьютерные программы;

· передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;

· вести всевозможные блоги;

· отбирать качественные факты и данные;

· быть доступным в любое время суток.

Слово «конвергенция» (от лат. ^mergere - сходиться, сближаться) уже далеко не первый год используется в научных исследованиях и официальных документах как в России, так и за рубежом, но единое определение медиаконвергенции пока не сложилось. Чаще понятие «конвергенция» (медиаконвергенция) относится к процессу «сотрудничества» и взаимопроникновения новейших технологий и традиционных массмедиа, в результате чего возникают новые разновидности средств массовой информации. Некоторые определения ставят во главу угла технологический фактор, делая упор на то, что конвергенция означает оцифровку средств связи - использование цифровых технологий обработки сигнала. Действительно, невозможно говорить о медиаконвергенции, не касаясь при этом новейших технологий - в первую очередь дигитализации (оцифровки) массовых коммуникации. До недавнего времени все средства связи действовали отдельно друг от друга, поскольку использовали различные «технологические платформы» и коммуникационные сети. Существовало четкое распределение коммуникационных ролей: печатная периодика, вещание, телефонная связь, компьютерные услуги в системном on-line. Дигитализация обеспечила уплотнение информационных потоков (благодаря цифровому сжатию информации), что позволяет использовать коммуникационные магистрали для передачи десятков и даже сотен каналов, осуществлять многоканальную массовую коммуникацию с обратной связью. В итоге развития дигитализации стираются грани между различными типами массовых коммуникаций. Используя цифровую технологию, можно применять интегрированные устройства, которые будут работать одновременно как телефон, телевизор и персональный компьютер. Сейчас уже происходит вторжение мобильной телефонии, развивающейся на цифровой платформе, в медийную сферу. Читать газеты, смотреть телевидение, слушать радио сегодня можно с помощью сотового телефона. Гибкость цифровых технологий позволяет телекоммуникационным, вещательным и информационным компаниям выходить за пределы своих традиционных областей.

В качестве примера новых, конвергированных услуг можно привести следующее: передача услуг Интернета на телеприемники через такие системы, как Web TV; передача электронной почты и доступ к Всемирной паутине через цифровые телевизионные декодеры и мобильные телефоны; передача радио- и телевизионных программ через Интернет; использование Интернета для телефонных разговоров и пр.

Существуют и очень частные, специфичные определения конвергенции в медийной сфере. Так, М.К. Херманн понимает под конвергенцией трансформацию общественных вещательных организаций под воздействием процесса конкуренции с коммерческими вещателями: «В некоторых странах Западной Европы общественное радио и телевидение превратились в определенного рода фирмы: с точки зрения их содержания и программ, они аналогичны частным каналам, но все еще оплачиваются налогами и сборами»[3].

Неоднозначность определений медиаконвергенции свидетельствует о сложности, «многослойности» самого этого феномена. Явление медиакон- вергенции имеет технологическое измерение, так как характеризуется слиянием разнотипных технологий производства и распространения информации, что позволяет разным СМИ доставлять аудитории медиатексты, сочетающие текстовые и аудиовизуальные элементы содержания. Под влиянием конвергенции медиатексты, продуцированные разными СМИ, приобретают свойства мультимедийности и интерактивности. Но существует и системное измерение медиаконвергенции (под её влиянием радикально трансформируется сложившаяся система массмедиа и распределе- ние коммуникационных ролей внутри неё), а также и профессиональное измерение, поскольку под влиянием этого процесса происходят изменения в организации и содержании труда журналистов и других коммуникаторов, в характере предъявляемых к ним профессиональных требований. Медиа- конвергенция не только соединяет и переплетает «традиционные» СМИ между собой и с Сетью, письменную речь с устной, комбинирует текст, звук и изображение. Она порождает и новое качество журналистики, которая становится мультимедийной, интерактивной, гипертекстовой.

Средства массовой информации, в той или иной степени испытавшие на себе многообразное влияние конвергенции, могут обозначаться как конвергированные (т.е. затронутые процессом конвергенции, приобретшие некие общие либо сходные характеристики под воздействием этого процесса). Это не обязательно полностью интернет-базирующиеся СМИ, поскольку наряду с сетевым подразделением многие конвергированные средства массовой информации сохраняют «традиционные» структуры и информационные продукты («бумажный» тираж, эфирные теле- и радиотрансляции).

Наглядный пример конвергированной прессы представляет собой украинская газета «Сегодня». Все журналисты этой редакции оснащены цифровыми фотоаппаратами, готовится и полномасштабное использование ими видеокамер. В редакции газеты, выходящей как в «бумажной», так и сетевой версии, оборудуются специальные помещения для производства видеоновостей, которые затем будут размещаться на сайте газеты [5]. Таким образом, в условиях медиаконвергенции меняются профессиональные требования к журналистам: востребованными становятся журналисты- универсалы, способные создавать медиатексты любого типа.

Конвергенция компьютерных и телевизионных технологий - общая тенденция технологического развития. Поэтому идея «скрестить» телевизор и компьютер, объединив преимущества, которые придает телевидению массовость и популярность, а компьютеру - возможность добывать персонифицированную информацию из сети и интерактивно взаимодействовать с другими пользователями, была вполне естественной. Один из путей - это синхронизация содержания сайтов с передачами, идущими по телевидению. По такому пути идет, например, медиагруппа «Си-Эн-Ай». Расширяется совместная деятельность по производству теле- и веб-новостей. На телеканале «Эй-Би-Си» он-лайн- и офф-лайн-редакторы посещают одни и те же планерки, чтобы объединить идеи и координировать действия. То же самое происходит и с каналом «ФоксНьюс». Каналы новостей «Эм-Эс-Эн- Би-Си» и «Си-Эн-Эн» тоже вовлечены в попытку подобного совмещения.

Глобальное телевидение.

Глобальное телевидение (Би-БИ-Си, Си-Эн-Эн): характеристикаГлобальное телевидение - спутниково-кабельные телесети, которые смотрят зрители более 200 стран мира: универсальные телеканалы новостей CNN International и ВВС World, финансово-экономические CNBC и Bloomberg TV, а также крупные региональные телеканалы новостей Euronews и Al-Jazeera, которые стремятся к глобальному распространению своих программ и уже стали влиятельными игроками на мировом информационном рынке. Специфика их вещания – новости 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, круглый год –позволяет журналистам освещать события, которые редко попадают в эфир национальных каналов. Новости глобальных телесетей, освещение событий в режиме реального времени нередко определяют повестку дня для политических деятелей и дипломатов.Феномен прямого новостного вещания заключается в одновременности реального события и восприятия его зрителями, что значительно усиливает воздействие телевизионных образов на аудиторию.Глобальные телесети выступают ведущими поставщиками новостей на мировом информационном рынке. Ключевую роль в развитии международного спутникового вещания сыграла телекомпания CNN. Организация работы в реальном времени, эксклюзивное освещение событий, где бы и когда бы они ни произошли, гибкое программирование сетки вещания CNN стали образцом для ее последователей. Влиятельность и успех CNN, растущая потребность в новостной информации оказались стимулом для развития телеканалов новостей, как глобальных, так и региональных.В оперативном освещении событий в режиме реального времени, в мгновенном отражении изменений и колебаний финансовых рынков, в способности быстро проанализировать проблемы с привлечением экспертов заложена сила глобальных телесетей новостей, которая участвует в формировании истории и способствует ускорению ее ритма. Глобальное телевидение стало быстрым, мощным средством информации, активизирующим мировое общественное мнение, особенно в периоды международных кризисов. Ценная информация, заявления лидеров государств, представителей политической и экономической элиты, комментарии и предложения специалистов из различных стран поступают в эфир глобальных телесетей новостей наряду с драматичными репортажами с места события.Эффекты воздействия глобального телевидения на международную общественность, на решения политиков и дипломатов особенно важны в кризисных ситуациях, когда затронуты интересы стран и народов и решается участь сотен и тысяч людей, оказавшихся в зоне конфликта.Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 году спутникового телеканала RussiaToday. Напомним, что ведущий западный новостной канал CNN был создан в 1980 году. В СССР выделялись огромные деньги на строительство и развитие ракетно-ядерных сил. Однако денег на создание советского спутникового телеканала не нашлось.Советская политическая элита недооценивала фактор информации, а CNN наращивал свое влияние. Как сказал один американский генерал в 1991 году, во время операции «Буря в пустыне»: «Пока CNN не скажет, что мы выиграли войну, мы ее не выиграли». И это соответствует действительности. Многие сюжеты «победных» действий американских войск были сняты совсем не на поле сражений, а в штате Невада силами специалистов Голливуда, который великолепно умеет имитировать ведение боевых действий. Вспомним хотя бы известный случай с освобождением рядовой Джессики Линч уже во время второй иракской войны в 2003 году. Этот эпизод являлся пропагандистской акцией Пентагона и репетировался заранее, что еще раз демонстрирует всю мощь информационного оружия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.018 с.)