Выразительные средства электронных СМИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства электронных СМИ.



Делятся на две группы: 1. Формообразующие (изображение – кадр, план, ракурс; звучащее слово; музыка; шумы; пауза) 2. Стилеобразующие (монтаж). Виды монтажа: технический, конструктивный, художественный, параллельный, перекрестный, ассоциативный). Выразительные средства радио. 1. Формообразующие средства радиожурналистики (речь; музыка; шумы – реальные или студийные; документальные записи, сделанные вне студии). 2. Стилеобразующие средства радиожурналистики (монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена (положение микрофона по отношению к участникам события), технические способы звукообразования (реверберация, дополнительный объем звучания).

Выразительные средства ТВ.

Условно делятся на две группы:

1) Формообразующие(изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза)

2) Стилеобразующие(монтаж)

Изображение - главное выразительное средство ТВ. Экранное изображение не существует вне таких понятий, как кадр, план и ракурс. Звук и изображение находятся в непрерывной взаимосвязи. Слово не должно «дублировать» изображение.

Кадр- это изображение части пространства, заключенное в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры.

План-это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображенного предмета, зависит от дистанции м/ду камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный.

Ракурс– обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой.

Монтаж– основополагающее средство организации экранного материала. Монтаж-расстановка кадров в определенном порядке. Сегодня на ТВ при помощи техники возможны самые разные трансформации при монтаже: изображение можно вытягивать, сжимать; использовать эффект соединения двух разных форматов в одной плоскости экрана; «размножать» изображение; вычленять отдельные детали и т.д.

Виды монтажа:

· технический (механическое соединение отснятых кусков плёнки)

· конструктивный (осмысленное соединение кадров таким образом, чтобы м/ду ними существовала очевидная связь)

· художественный (такое соединение кадров, которое обеспечивает их образную связь)

· параллельный (соединение кадров, отснятого.в разное время и в разных местах, с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различных действий, происходящих одновременно).

· переврёстный (чередование 2х или нескольких действий, которые показываются как параллельные, хотя в действительности могут происходить и не одновременно)

· ассоциативный (цель его - выявление внутренних субъективных связей).

Принципы соединения слова и изображения на ТВ.

Существуют правила сочетания текста и видео:

· они должны дополнять друг друга

· они не должны дублировать друг друга

· они не должны противоречить друг другу

· должны сочетаться друг с другом

· информация поступающая по двум каналам не должна быть избыточной

· информацию несут и другие звуковые компоненты

 

От удачного сочетания может появится дополнительная информация.

Музыка может быть декорацией действия – обозначает время, место, определяет тему. У музыки может быть организующая функция (позывные, отбивки, рубрика). Или у нее может быть самостоятельная роль.

Тексты для телевидения – принцип их построения – чтобы они хорошо воспринимались. Избегать сложных конструкций, причастных, деепричастных оборотов. Употреблять простые слова, 10-20 слов в предложении. Нужно заменять существительные глаголами, чтобы добиться энергичности речи, употреблять активные конструкции. Работа с цифрами – только самые важные и их надо округлять – например – пересчитать в проценты, доли, или дать сопоставление. В подаче новостей – важно соотношение видеоряда и текста.

Звук (Звучащее слово, музыка, шумовая пауза) – стилеобразующий монтаж.

Изображение/видео – формообразующий монтаж.

Выразительные средства радио.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения.Формирование звукового образа =деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:

· Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист,включает в себя 4 элемента:

· слово (речь),

· музыка,

· шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и

· документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими.Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

· Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими:монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.


3 задачи:

1) слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2) нужно найти наиболее точную интонацию, которая часто несёт ничуть не меньше информации, чем само содержание.

3) поиск логических и экспрессивных акцентов-ударений.

Музыка и шумы

Время от времени утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову. В основе - две тенденции, на протяжении долгих лет проявлявших себя в вещании:

· стремление иллюстрировать действие музыкой и шумами, вводить их в передачу в качестве звукового аккомпанемента.

· мнение, что музыка может быть включена только в худ.программу.

 

Музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжета благодаря заложенной в них информации.

Реверберация - эффект эха, дополнительный объем звучания. Приём используется, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события.

Голосовой грим - придание речи журналиста эмоциональности и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Главное место с этой группе занимает монтаж.

Слово на радио.

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи:

· слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу. Слово должно быть честно найдено, точно по отношению к сути происходящего.

· найти наиболее точную интонацию, которая часто несет ничуть не меньше информации, чем само содержание материала. Бернард Шоу когда-то заметил, что есть только один способ написать слово «да» или слово «нет», но есть 50 вариантов их произношения, причем часто с прямо противоположным значением.

· поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу: это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово. Установка на диалогическую интерпретацию идеи сообщения подводит к необходимости сделать слушателя соучастником размышления журналиста.

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфире, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой и шумами.

Функции музыки на радио.

Музыка и шумы

Время от времени утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову. В основе - две тенденции, на протяжении долгих лет проявлявших себя в вещании:

· стремление иллюстрировать действие музыкой и шумами, вводить их в передачу в качестве звукового аккомпанемента.

· мнение, что музыка может быть включена только в худ.программу.

Музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжета благодаря заложенной в них информации.

Реверберация - эффект эха, дополнительный объем звучания. Приём используется, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события.

Голосовой грим - придание речи журналиста эмоциональности и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Главное место с этой группе занимает монтаж.

Иллюстративность, т.е. не с продолжение мысли, формулированной словом, а с попытка ее дополнительного пояснения, по сути дела, – повтор.

Идейно-эстетические основы. Она выражается в тяге к интонационной бесстрастности передач. По мнению сторонников эмоционально нейтральной манеры обращения к слушателю, музыка (а следовательно, и шумы) может быть включена только в ткань художественных программ. Такой подход неправилен, ибо он игнорирует возможности музыки и шумов как смысловых структурообразующих элементов радиосообщения.

При этом в ряде случаев музыкальные фрагменты и шумы превращаются в синонимы логического утверждения. Наиболее ярким примером такого рода служат позывные. Так, музыкальная фраза песни «Подмосковные вечера» эквивалентна объявлению: «В эфире круглосуточная программа "Маяк". Таким образом, музыка выполняет роль слова, и происходит это вследствие того, что в сознании слушателей уже выработан соответствующий код.

Рисующие шумы - возможность не словами, а звуками «описать» место действия.

Из всего сказанного следует, что музыка и шумы в структуре радиопередачи могут выступать как самостоятельные элементы композиции, равноценные друг другу и слову. Они способны уточнять, дополнять и развивать как идейную, так и эстетическую информации, высказанные словом, нести необходимые логическую и эмоциональную нагрузки, необходимые для движения сюжета.

В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют человеческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций.

1. Обозначение места и времени действия.

2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве. Современный репортаж, как правило, проходит завершающую стадию подготовки к эфиру в монтажной, и репортер часто совмещает в его композиции фрагменты, записанные в различных местах и в разное время; музыка помогает наиболее четко и понятно для слушателя осуществить это объединение.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события. Точное сочетание звуковых элементов позволяет воссоздать атмосферу действия с большой полнотой.

4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.006 с.)