Методика работы по развитию выразительной и образной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы по развитию выразительной и образной речи.



Ученые (Б.Головин, М.Пентилюк и др.) из основных коммуникативных качеств речи (правильность, точность, логичность, богатство, чистота, уместность, достаточность, ясность, эмоциональность и т.п.) выделяют выразительность и образность. Под выразительностью речи ученые понимают такие особенности её культуры, которые проявляются в способности речи возбуждать внимание, вызвать интерес людей к сказанному или написанному. Образность речи принадлежит к внутренней, художественной выразительности (О. Аматьєва Б.Головин, Т.Мельник, М. Пентилюк, О.Савушкина и др.).

Понятие “образность” прежде всего, рассматривается как специфическое свойство слова и особая форма деятельности, как способность языковых средств вызвать наглядно-чувственные представления. Образность выступает составной частью выразительности и возникает по такой схеме: установления ассоциативных связей между двумя предметами или явлениями (установления общих черт, признаков), перенесение признаков с одного предмета на другой, и как следствие этого - возникновение нового метафорического (переносного) значения слова. Образность проявляется в художественном тексте.

Образная речь – это качество выразительной речи, которая характеризуется способностью вызвать в воображении наглядно-чувственные представления с помощью специальных языковых средств, в основе которых лежит асоциативность (передача признаков одного предмета через признаки другого).

Образная речь детей дошкольного возраста развивается под влиянием художественных произведений через восприятие словесных образов, поэтического языка художественных произведений.

Ученые (Д.Ельконин, О.Леонтьєв, Г.Люблинская) указывали на особую языковую одаренность и естественную чувствительность детей к выразительным оттенкам речи, “чувство языка”, которое разрешает ребенку разобраться в сложных языковых явлениях. Существует необходимость развивать образную и выразительную речь детей в единства с наглядно-образным мышлением. Ученые подчеркивают взаимосвязь изобразительной, художественной и речевой деятельности, которые объединяют художественный образ и образную речь.

Наиболее употребляемыми выразителями образности в художественных произведениях для детей являются эпитет, фразеологизм, сравнения, персонификация, гипербола, инверсия, риторические фигуры, анафора, антитеза, метонимия, литота.

Педагогическими условиями эффективного развития выразительной и образной речи детей являются: обеспечение полноценного восприятия, понимания и осознания детьми содержания художественных произведений; последовательное введение в лексический запас детей выразителей образности и образных выражений; погружение детей в эмоционально-игровые ситуации по содержанию художественных произведений; рациональное объединение занятий из разных разделов программы и эмоционально-развлекательной работы в повседневной жизни относительно активизации в детской речи образных выражений; побуждение к проявлению творческой импровизации в создании продуктов речевой деятельности с использованием образных слов и выражений.

В дошкольной лингводидактике (Н.Гавриш, И.Попова) установлены последовательные этапы развития выразительной, образной речи старших дошкольников: отбор образных слов и образных выражений из художественных произведений; ознакомление старших дошкольников с разными жанрами художественных произведений; привлечение детей к содержательному и художественному анализу художественных произведений; объяснение образных слов и выражений, осознание детьми их функционального предназначения в художественных текстах; активизация словаря детей образными словами и выражениями через использование художественных произведений в разных видах деятельности детей; самостоятельное продуцирование связных рассказов с использованием образных слов и выражений с опорой на наглядность (рисунки, иллюстрации); закрепление приобретенных навыков употребления образных слов и выражений в процессе выполнения творческих, импровизационных задач (составление рассказов по собственным рисункам к художественным произведениям, творческих рассказов по мотивам художественных произведений).

Работа по развитию выразительной и образной речи детей дошкольного возраста осуществляется в таких формах: тематические и комплексные занятия по развитию речи, занятия по формированию умений художественно-речевой деятельности (занятия с художественной литературой), занятия по музыкальному воспитанию, работа с художественной литературой в повседневной жизни – работа в уголке книги, литературные утренники и развлечения, игры-драмматизации, инсценировки и т.д.

Основными методами работы с детьми по развитию образной выразительной речи выступают 1) чтение художественных произведений, 2) беседы по их содержанию, 3) рассказывание лингвистических сказок, которые знакомят детей с художественными особенностями различных художественных произведений, знакомят с выразителяими образности; Через эти сказки сложные лингвистические понятия подаются детям игровым путем: эпитеты – это “слова-краски”, гиперболы – “слова-великаны”, литоты – “слова-малыши” и т.д.. 4) чтение и заучивание стихотворений, 5) лексические и речевые упражнения на активизацию выразительных образных слов и выражений. 6) инсценирование и заучивание стихотворений, 7) разыгрывание различных ситуаций из художественных произведений, 8) рисование по содержанию художественных произведений с последующим составлением рассказов по этим рисункам с использованием образных слов и выражений;

У детей дошкольного возраста формируются также и навыки использование в речи средств интонационной выразительности речи. Интонация – комплекс средств эмоциональной выразительности (мелодичность, темп, ритм, тембр, фразовое и логическое ударение). Эти навыки формируются у детей в процессе использования в работе педагогов таких методов: чтение стихотворений, использование различных видов театра; творческие задания по воспитанию интонационной выразительности речи; упражнения на интонационную выразительность речи и т.д.


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки. Основная функция связной речи – коммуникативная.

Формы: Диалог Монолог

Диалог – первичная форма языкового общения, классическая форма речевого общения; разговор двух и больше лиц.

Монолог – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Обучение диалогической речи

Группы диалогических умений:

1. Собственно речевые умения; 2. Умения речевого этикета; 3. Умение общаться в паре; 4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определённой темы; 5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.008 с.)