Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологические средства выразительности

Поиск
Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Морфологические средства Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. Наличиеинфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. Большое количество причастийпозволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Насыщенность текстасуществительными, интенсивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом, придают живописность, непринуждённость описания. С помощью употреблениякратких прилагательныхдостигается особаяэкспрессия текста. За счёт употребленияместоименийдостигается особаяэкспрессия текста. За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы.
говорящие фамилии, имена Скотинин, Простаковы, Подхалюзин
употребление времен: будущего в значении настоящего и т. п. Едем завтра
многосоюзие, (полисиндетон) И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук вальна на речке, Игрустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминает.
междометия Легче тени Татьяна прыг в другие сени. И с возом бух в канаву.
Части речи [1] (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, частица, междометие и др.) • имена существительные называют предметы или явления; помогают обозначать и передавать чувства и эмоции; • имена прилагательные помогают обрисовать внешность героев, подчеркнуть какие-либо его качества; участвуют в создании психологического портрета персонажа; • глаголы используются для передачи движения, динамики окружающего мира; передают ход действия или мыслей персонажа; • междометия передают различные чувства (удивление, восторг, возмущение и др.)
Имя существительное 1. Обратим внимание на существительные, которые в данном тексте использованы в большом количестве. Существительные, стоящие в начале текста, определяют его тему, являясь ключевыми словами текста. (Работа по конкретному тексту) 2. Лев Васильевич Успенский утверждал: «Имя существительное – хлеб языка». С этим мнением нельзя не согласиться. В тексте ФИО существительные играют особую роль: они позволяют автору нарисовать… (создать картину…) (Работа по конкретному тексту) 3. С помощью существительных можно «изобразить» картину природы, портрет, обстановку, они создают предметный ряд… (Работа по конкретному тексту) 4. Имена существительные общего рода (трудяга, работяга, забияка) обозначают качества людей (выход на конкретный текст: зачем используются, какую характеристику дают?) 5. В тексте встречаются существительные общего рода (забияка), которые имеют ярко выраженную отрицательную эмоционально-оценочную окраску. Однако другие существительные общего рода (работяга, трудяга) не имеют отрицательной окраски. Они позволяют автору выразить свое отношение к герою: мы видим, как негативное отношение постепенно перерастает в сочувствие (выход на конкретный текст). 6. Без существительного невозможно общение, так как в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами. Почти в каждом предложении есть существительные, даже несколько (выход на конкретный текст).
Имя прилагательное 1) С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. 2) Писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. (Работа с текстом) 3) В художественном тексте прилагательные выступают как источник экспрессии. 4) Обращаясь к прилагательным, автор в деталях обрисовывает внешность героя. 5) Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: 6) Прилагательные характеризуют поведение героя, в этом им помогают и глаголы.
Местоимение 1) За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. 2) За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. 3) Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы
Глаголы 1) Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. 2) Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. 3) В предложении №… особая напряжённость события передаётся с помощью приставочных глаголов совершенного вида, указывающих на мгновенность действия. 4) Глагол – необыкновенная часть речи: по частоте употребления он занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. 5) «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе», - утверждал русский писатель А.Н. Толстой. Попробуем и мы доказать эту мысль, обратившись к тексту ФИО 6) Русский писатель Алексей Югов говорил, что «глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие». 7) Глаголы придают тексту динамичность, они обозначают действия предметов, заставляют предметы ожить. Это и происходит в тексте: картина оживает благодаря таким глаголам, как (Работа по конкретному тексту) 8) Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют читателей, способствуют их объединению с персонажами.
Причастия 1) Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. 2) Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Так, причастия (примеры), передавая действие предмета как действие, становятся средством выразительности в тексте ФИО. 3) Использование большого количества причастий позволяет автору не только описать те чувства, которые испытывает… (работа с текстом), но и создает образ …
Деепричастия 1) Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта форма способствует смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. 2) Деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие, 3) Содействуют динамике рассказа, усиливая образность художественного повествования. 4) В тексте много предложений с деепричастными оборотами, выполняющими функцию выразительности, лаконичности, детального описания: примеры (№ предложений). Находясь в начале предложения, деепричастные обороты подчёркивают быстроту, напряжённость действия (предложение №…). Занимая позицию в конце предложения, деепричастные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием (предложение №…). 5) Употребление деепричастного оборота позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения следования (предложение №…) (сначала доехали, потом пошли), одновременности (предложение №…).

Выразительные средства словообразования

Использование морфем

Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Например:

ПЕРЕ шагни, ПЕРЕ скочи, ПЕРЕ лети, Пере - что хочешь –

но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.

или

РАС -стояние: версты, мили...

Нас РАС -ставили, РАС -садили.

Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.

РАС -стояние: версты, дали...

Нас РАС- клеили, РАС- паяли...

(М.Цветаева)

 

Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.

В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижи-

тельность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом - дом ИЩ е, дом ИН а. Грязь - гряз ИЩ а;

Морфемы[2] (приставка, корень, суффикс, окончание) • например, суффиксы субъективной оценки могут передавать отношение автора (персонажей) к предмету речи (ласковое, неодобрительное, презрительное, шутливое и др.), служить средством речевых характеристик героев
Суффиксы 1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет). 2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к … 3)Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту) 4)Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок(девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). 5)Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущи др.: бородища, здоровущий.
Приставки 1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. 2)Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости. Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия: 3)приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм. 4)Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.
Однокоренные слова 1) помогают выделить наиболее важные понятия текста, 2) подчеркивают значимость этих понятий


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.01 с.)